Высокие , средние и низкие звуки.




Тема занятия: «Нотная семья. Звуки высокие, средние, низкие. Регистр, тембр. Скрипичный ключ.Длительности. Размер. »

 

 

Музыкальная азбука или страна, где живут звуки. Звуки высокие, средние, низкие. Регистр, тембр

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня мы будем закреплять тему «Нотная семья»!

С помощью звуков окружающего мира привести примеры высоких, средних и низких звуков. Понятия «регистр», «тембр».

Послушать музыкальные примеры особого тембрового звучания: Д. Кабалевский «Медведь», П.И.Чайковский «Баба-Яга».

Нотная семья

Из чего же сделана наша нотная запись. Из:нотного стана,нот, длительностей,знаков альтерации,тональности,размера.

Нотная семья. Нотоносец. Почему называют нотная семья?,потому что семь нот в любой тональности. Мы с вами писали ноты в тональности до мажор.

Нотоносец - н отный стан (нотоносец) - это пять линеек, на которых пишутся ноты:

 

 

Нотные головки могут находиться между линейками:

 

 

Головки могут нанизываться на линейки,

как бусины:

 

 

Головки могут находиться над верхней

линейкой или под нижней:

 

 

Если пяти линеек не хватает,

к нотам приписывают добавочные линейки:

 

 

Нотные головки на нотоносце должны быть небольшими и аккуратными. Когда головки слишком большие, невозможно определить, где они расположены - на линейках или между линейками. Это - ошибка! Если ноты все время получаются слишком большими, то, возможно, стоит обзавестись другой тетрадью с более широкими нотоносцами.

 

В начале нотного стана всегда пишется ключ: скрипичный, басовый или какой-нибудь другой. От выбора ключа зависит высота написанных нот:

 

Каждая линейка нотного стана имеет номер. Первая линейка - снизу. Выше - вторая, еще выше третья, затем четвертая, а самая верхняя - пятая:

 

 

 

 

Скрипичный ключ - ключ ноты соль.

 

Высокие, средние и низкие звуки.

Мы с вами уже знаем, что музыкальные звуки бывают разными по высоте. Они могут быть высокими, низкими и средними.

Высокие звуки - тоненькие, легкие. Они как будто тянутся вверх. Тоненько пищит мышка пи-и-и-пи-и-и (пусть ребенок изобразит), тоненько чирикают птички, звенит капель, бежит звонкий ручеек, пищит цыпленок и зудит комарик. На пианино высокие звуки располагаются с правого края клавиатуры. Попробуйте спеть высокие звуки, как мышка или птичка - их трудно петь, голосовые связки сильно напрягаются.

Низкие звуки толстые, грубые. Они опускаются вниз, как будто под землю. Они тяжелые и гулкие. Так рычит медведь или слон (пусть ребенок изобразит), грохочет гром, падают камни. Низкие звуки располагаются с левого края клавиатуры пианино. Если попробовать спеть низкие звуки (как медведь) вы обнаружите, что их тоже трудно петь, голос как будто становится толще и тяжелее. Какие еще животные издают низкие звуки? (лев, тигр, корова)

А что же находится посередине, между низкими и высокими звуками?

Средние звуки. Так поет лисичка, зайчик. Петь такие звуки легко и приятно. Они находятся в средней части клавиатуры пианино. Кто еще издает такие звуки (волк, курица, гуси)

Голос человека волшебный, он может петь и высокие, и низкие, и средние звуки.

Ответь на вопрос:

У кого голос ниже: у мамы, у папы или у ребенка? У кого из них самый высокий?

Практическая часть

1. Поиграем в игру "высокие и низкие звуки". Взрослый на музыкальном инструменте или голосом издает звук, а ребенок угадывает высокий этот звук или низкий. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребенок играет или поет звук, а вы угадывайте. Научитесь хорошо различать звуки по высоте.

2. Поиграйте в игру "Кидаем камешек". Представьте что вы подняли камешек с земли и бросаете его вверх, и чем выше он летит тем выше страновится его звук. Пропойте как вы бросаете камешек на разные гласные О-О-О-О-о (вот вы его подбросили и интонация голоса меняется снизу вверх), у -у-у-у-у(а это он уже летит вниз и интонация голоса меняется сверху вниз). Соревнуйтесь, кто выше "подбросит камешек".

Это упражнение поможет ребенку понять, что значит изменять голос (интонировать) и как это делать. Потом, это поможет определить ребенку правильное движение мелодии. (упражнение из книги С.А. Яневич "Давай поиграем!")

3. Игра "А-у!" и "у-ПАЛ!" Принцип как и в игре №2.

Мы пошли в лес за грибами и ягодами, и потерялись. Что мы кричим? "А-у!" (голос снизу вверх). Пошел Ежик со своей мамой в лес к дикой яблоньке за яблоками и потерялся. "А-у!"- закричал Ежик. и.т.д.

Малыш шел по дорожке и "у-ПАЛ" в ямку (голос сверху вниз). Елочный шарик висел на Новогодней елке, мимо прошла Маша и задела шарик. Шарик "у-ПАЛ!" Но не разбился!и.т.д.

4. Играем в диалог (придумываем свою сказку).

Например, большой-большой Пес с толстым голосом встретил маленького Щенка с тоненьким голоском, и расспрашивает его:

-Ты чей, щенок?- пробасил большой большой Пес

- Я пока еще ничей!- тоненько протявкал Щенок

- А куда ты идешь?- снова поинтересовался Пес.

Придумайте продолжение разговора и исполнитеего разными голосами. Мы будем рады, если вы поделитесь с нами своими сказками.

 

Знакомство с длительностями. Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей.Существуют наиболее распространенные длительности:целая, половинка, четверть,восьмая,шестнадцатая,тридцать втора я

Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Послушать музыкальный материал: «Детский альбом» П.И.Чайковского («Игра в лошадки», «Сладкая греза»).

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

·Межтактовая черта используется между тактами.

·Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: