Тема занятия: «Нотная семья. Звуки высокие, средние, низкие. Регистр, тембр. Скрипичный ключ.Длительности. Размер. »
Музыкальная азбука или страна, где живут звуки. Звуки высокие, средние, низкие. Регистр, тембр
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня мы будем закреплять тему «Нотная семья»!
С помощью звуков окружающего мира привести примеры высоких, средних и низких звуков. Понятия «регистр», «тембр».
Послушать музыкальные примеры особого тембрового звучания: Д. Кабалевский «Медведь», П.И.Чайковский «Баба-Яга».
Нотная семья
Из чего же сделана наша нотная запись. Из:нотного стана,нот, длительностей,знаков альтерации,тональности,размера.
Нотная семья. Нотоносец. Почему называют нотная семья?,потому что семь нот в любой тональности. Мы с вами писали ноты в тональности до мажор.
Нотоносец - н отный стан (нотоносец) - это пять линеек, на которых пишутся ноты:
Нотные головки могут находиться между линейками:
Головки могут нанизываться на линейки,
как бусины:
Головки могут находиться над верхней
линейкой или под нижней:
Если пяти линеек не хватает,
к нотам приписывают добавочные линейки:
Нотные головки на нотоносце должны быть небольшими и аккуратными. Когда головки слишком большие, невозможно определить, где они расположены - на линейках или между линейками. Это - ошибка! Если ноты все время получаются слишком большими, то, возможно, стоит обзавестись другой тетрадью с более широкими нотоносцами.
В начале нотного стана всегда пишется ключ: скрипичный, басовый или какой-нибудь другой. От выбора ключа зависит высота написанных нот:
Каждая линейка нотного стана имеет номер. Первая линейка - снизу. Выше - вторая, еще выше третья, затем четвертая, а самая верхняя - пятая:
Скрипичный ключ - ключ ноты соль.
Знакомство с длительностями. Длительности и размер
Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей.Существуют наиболее распространенные длительности:целая, половинка, четверть,восьмая,шестнадцатая,тридцать втора
Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.
Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.
Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.
Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.
Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.
Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.
Послушать музыкальный материал: «Детский альбом» П.И.Чайковского («Игра в лошадки», «Сладкая греза»).
Размер
Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).
Существуют несколько наиболее распространенных размеров:
Такты и тактовые черты
Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.
Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:
·Межтактовая черта используется между тактами.
·Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.
Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)
Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.
На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.
. Любая тональность состоит из двух характеристик: тон и наклонение. В нотной грамоте для начинающих тон представляет собой основной звук, от которого и будет строиться звукоряд. Наклонение – это характер музыки, бывает мажорное, а бывает минорное наклонение. Грубо говоря, мажор – это радость, а минор – печаль
Домашнее задание. Пройти ответы на вопросы по теме. Сделать практическое задание в нотной тетради.