Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)




Тема занятия: «Нотная семья. Звуки высокие, средние, низкие. Регистр, тембр. Скрипичный ключ.Длительности. Размер. »

 

 

Музыкальная азбука или страна, где живут звуки. Звуки высокие, средние, низкие. Регистр, тембр

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня мы будем закреплять тему «Нотная семья»!

С помощью звуков окружающего мира привести примеры высоких, средних и низких звуков. Понятия «регистр», «тембр».

Послушать музыкальные примеры особого тембрового звучания: Д. Кабалевский «Медведь», П.И.Чайковский «Баба-Яга».

Нотная семья

Из чего же сделана наша нотная запись. Из:нотного стана,нот, длительностей,знаков альтерации,тональности,размера.

Нотная семья. Нотоносец. Почему называют нотная семья?,потому что семь нот в любой тональности. Мы с вами писали ноты в тональности до мажор.

Нотоносец - н отный стан (нотоносец) - это пять линеек, на которых пишутся ноты:

 

 

Нотные головки могут находиться между линейками:

 

Головки могут нанизываться на линейки,

как бусины:

 

 

Головки могут находиться над верхней

линейкой или под нижней:

 

 

Если пяти линеек не хватает,

к нотам приписывают добавочные линейки:

 

 

Нотные головки на нотоносце должны быть небольшими и аккуратными. Когда головки слишком большие, невозможно определить, где они расположены - на линейках или между линейками. Это - ошибка! Если ноты все время получаются слишком большими, то, возможно, стоит обзавестись другой тетрадью с более широкими нотоносцами.

 

В начале нотного стана всегда пишется ключ: скрипичный, басовый или какой-нибудь другой. От выбора ключа зависит высота написанных нот:

 

Каждая линейка нотного стана имеет номер. Первая линейка - снизу. Выше - вторая, еще выше третья, затем четвертая, а самая верхняя - пятая:

 

 

 

 

Скрипичный ключ - ключ ноты соль.

 

Знакомство с длительностями. Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей.Существуют наиболее распространенные длительности:целая, половинка, четверть,восьмая,шестнадцатая,тридцать втора

Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Послушать музыкальный материал: «Детский альбом» П.И.Чайковского («Игра в лошадки», «Сладкая греза»).

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

·Межтактовая черта используется между тактами.

·Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.

Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

. Любая тональность состоит из двух характеристик: тон и наклонение. В нотной грамоте для начинающих тон представляет собой основной звук, от которого и будет строиться звукоряд. Наклонение – это характер музыки, бывает мажорное, а бывает минорное наклонение. Грубо говоря, мажор – это радость, а минор – печаль

 

Домашнее задание. Пройти ответы на вопросы по теме. Сделать практическое задание в нотной тетради.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: