Музыкальный образ
Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, и вне образов музыка (как вид искусства) не существует. Под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения в сознании композитора зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.
Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представ-ляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности.
Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Образы-представления выступают, как важный продукт образного мышления и как основа его функционирования.
Образное мышление носит как непроизвольный, так и произвольный характер. Приемом непроизвольного мышления являются сновидения, грезы, а произвольное мышление широко представлено в творческой деятельности человека.
Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет вызвать в результате своей деятельности, преобразующий ситуацию, с конкретизацией общих положений.
С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.
|
В образном мышлении используются различные приемы. К их числу относятся: увеличение или уменьшение объекта или его частей, аглютинации (создание новых представлений путем присоединения в образном плане частей или свойств объекта), включение имеющихся образов в новый конспект, обобщение. Образное мышление является не только генетически ранним этапом в развитии по отношению к словесно логическому мышлению, но и составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве.
Индивидуальные различия в образном мышлении связаны с доминирующим типом представлений и степенью развития приемов представления ситуаций и их преобразований. В психологии образное мышление иногда описывается в качестве специальной функции воображения.
Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение необходимо в любом виде деятельности, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа».
Различают воображение произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное), а также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.
|
Особая форма воображения - мечта. Это также самостоятельное создание
образов, но мечта - это создание образа, желаемого и более или менее
отдаленного, т. е. она не дает непосредственно и немедленно объективного
продукта.
Музыкальный образ - понятие простое и необходимое, хотя обычно это словосочетание воспринимается как некая абстракция, к тому же несколько навязчивая, потому что часто употребляется во всевозможных разговорах о музыке.
Музыкальный образ - это воплощенный в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей).
Музыкальный образ – это частица жизни. Любой музыкальный образ можно назвать жизнью, отражённой в музыке, жизнью, о которой рассказал в своём произведении композитор. Для того чтобы воплотить музыкальный образ композитор использует самые разнообразные средства музыкально-художественной выразительности: мелодию, гармонию, ритм, тембр, регистр.
Слушание музыкального образа, т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия. Всякая музыка рождает у слушателей представления, ощущения, чувства, ассоциации, воспоминания и т. д. Ощущения и ассоциации у каждого индивидуальны.
Восприятие - субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов. Иногда термином восприятие обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств (чувственно-исследовательская деятельность наблюдения). Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета в совокупности его свойств, в объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.
|
Природа фантазирования под музыку коренится в противоречии между естественным стремлением человека услышать в музыке ее жизненное содержание и неумением этого делать. Поэтому развитие восприятия музыкального образа должно опираться на полное раскрытие
жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного
мышления. Чем шире, многограннее будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже слушатели будут проникать в авторский замысел, тем больше вероятность возникновения у них личностных жизненных ассоциаций. В результате процесс взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия будет более полнокровным, действенным.
Активное восприятие музыкального образа предлагает единство двух начал и объективного, и субъективного, т. е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании слушателя в связи с ним. Чем шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее восприятие.
На практике субъективные представления слушателей не всегда адекватны самой музыке (особенно у людей не имеющих достаточного опыта общения с музыкальными произведениями). Поэтому важно научить слушателей разбираться в том, что объективно содержится в музыкальном произведении, а что привносится ими самими; что в этом «своем» обусловлено музыкальным произведением и замыслом автора, а что произвольно, надумано, подсказано личным восприятием и воображением слушателя.
Общие представления о тех или иных явлениях, в том числе и те, которые передаются музыкой, как бы внушаются ею, - это и есть музыкальные образы.
Музыкальные потому, что создаются они чисто музыкальными средствами, хотя в их создании, могут участвовать ассоциации с другими видами искусства. Поэтому можно сказать, что музыкальный образ - это комплекс музыкальных средств, используемых композитором в сочинении и направленных на то, чтобы вызвать у слушателя определенный круг ассоциаций с явлениями действительности. А содержание сочинения раскрывается путем последования и взаимодействия между собой различных музыкальных образов.
Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания произведения, особенности его построения и стиль композитора.
Музыкальный образ - это всегда преломлённое через сознание художника отражение жизни. Музыкальный образ складывается из мелодического и интонационного целого, которое (благодаря всей системе выработанных в вековой музыкальной практике человека условных звуковых обозначений его различного душевного состояния) передает настроение праздничности, радости, тревоги, горя, торжественности, возмущения.
Следовательно, музыкальный образ - это воплощённая в музыке жизнь или хотя бы небольшая её частица. Это чувство, переживание, мысль, размышление, действие человека (или нескольких людей), это проявления природы, события из жизни человека, народа, всего человечества. Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальный образ, в котором воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание.
Музыкальный образ всегда представляет собой единство жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощено.
Содержание музыкального образа весьма богато и разнообразно, оно раскрывается с помощью характерных именно для музыки выразительных средств: разнообразных мелодических оборотов, регистров, темпов, музыкальных инструментов. Используя эти и другие средства, композиторы создают множество разных характеров и образов. Развитие музыкального образа во времени, в контрастных сопоставлениях, в богатстве интонаций, в борьбе страстей придает музыке удивительную силу и выразительность. В музыкальном образе общее, типическое, раскрывается в конкретном, единичном.
Музыкальные образы бывают: лирические; образы чувств; ощущений; эпические; образы-описание; драматические; образы-конфликты; столкновения; сказочные (образы-сказки); нереальные (Фантастические); комические (смешные).
Лирические образы
Слово лирика происходит от слова "лира" (древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях).
Лирика - монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях.
Лирика - это настоящее, ее объект – это чувства и настроения.
Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир композитора и героя. В лирическом произведении нет никаких событий, это только исповедь лирического героя.
Главные свойства лирики – это чувство, настроение, отсутствие действия.
Назовем музыкальные произведения, в которых отражён лирический образ: Л. Бетховен "Соната № 14" ("Лунная"), Ф. Шуберт песня "Серенада", Ф. Шопен "Прелюдия" ми минор, С. Рахманинов "Вокализ", П. Чайковский "Мелодия".
Множество лирических образов существует в оперной литературе, среди них - образ Снегурочки, из одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова.
Драматические образы
Драма (греч. - действие) - один из родов литературы, передающий события через диалоги персонажей,
Драма - произведение, изображающее процесс действия.
Драма – это будущее, вней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.
Драма представляет события в лицах. Главный предмет драматического искусства - человеческие страсти в их наиболее ярких проявлениях.
Главные свойства драмы: сложная, тяжёлая жизненная ситуация, которая кажется герою безвыходной; герой ищет выход из этой ситуации, вступает в борьбу - либо со своими врагами, либо с самой ситуацией.
Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется и в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает (чаще всего). И хотя героя обуревают сильные страсти, в драме на первом плане - не чувства, а действия. Но эти действия могут быть вызваны именно чувствами, причём очень сильными чувствами - страстями. Герой, находящийся в драматической ситуации, всегда совершает поступки.
Без драматического героя драма немыслима: он ее нерв, средоточие, источник. Вокруг него крутится жизнь. Даже бездействие драматического героя всегда действенно. "Герой ищет катастрофу. Без катастрофы герой невозможен". Драматический герой - раб страсти, она тащит его к катастрофе.
Назовем музыкальные произведения, воплощающие драматические, образы: П. Чайковский опера «Пиковая дама» (по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина), Л. Бетховен "Симфония N5 до минор, Ф. Шуберт песня "Лесной царь".
Эпические и героические образы
Эпос (греч. – слово), эпическое произведение - это обычно поэма, рассказывающая о героических, деяниях. Истоки эпоса - в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.
Эпос – это прошлое, эпос повествует о прошлых событиях в истории и подвигах героев.
Эпос - это всегда рассказ о событии. Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (этим эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Но наряду с реальными событиями в эпосе многое идеализировано и мифологизировано.
Свойства эпоса: героизм: единство героя с народом, во имя которого он и совершает подвиги; историчность; сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами); оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах - и их враги, всякие чудища); относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, но герой может иметь свои слабости).
Эпические образы в музыке - это образы героев, событий и истории. Также это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.
В эпосе на первом месте не герой с его личными проблемами, а история. Назовем музыкальные произведения эпического характера: А. Бородин "Богатырская симфония" си минор, А. Бородин опера "Князь Игорь", М. Мусоргский пьеса для фортепиано "Богатырские ворота" («Картинки с выставки»)
В русской оперной музыке есть легендарный гусляр - Садко, который является эпическим героем. Ему посвящена опера Римского-Корсакова «Садко». Один из самых ярких героических образов в музыке - это Иван Сусанин из оперы Глинки «Иван Сусанин». В образе этого героя заключена великая сила духа, свойственная русскому народу.