О прохождении педагогической практики




ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы. Целью педагогической прак­тики является формирование у бакалавров практических навыков и системы компетенций в области преподавания экономических дисциплин и их методи­ческого обеспечения в образовательных процессах.

Программа практики разработана в соответствии с ФГОС ВО по направ­лению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 12 ноября 2015 г., № 1327.

2 ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Задачами прохождения педагогической практики являются:

- углубление полученных теоретических знаний и их применение в ре­шении конкретных педагогических задач;

- развитие у обучающихся способностей применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных об­разовательных организациях;

- овладение методикой подготовки и преподавания экономических дис­циплин;

- участие студента в учебном процессе кафедры;

- участие студента в методической работе, проводимой кафедрой (разра­ботка лекционного и практического материала, тестовых заданий по отдельным дисциплинам).

- ознакомление обучающихся с использованием современных образова­тельных технологий высшей школы;

- формирование у обучающихся умения проявлять профессиональную индивидуальность, педагогическое творчество, реализовывать педагогическое общение, четко формулировать цели и задачи, ясно доносить свои научные мыс­ли для аудитории различной степени подготовки.

3 МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Педагогическая практика (Б2.П.3) входит во второй блок, который отно­сится к вариативной части основной профессиональной образовательной про­граммы подготовки бакалавра по направлению 38.03.01 Экономика, профиль «Экономика предприятий и организаций» и базируется на знаниях, умениях и навыках полученных при изучении дисциплин: «Психология и педагогика», «Экономика», «Правоведение», «Информационные техно­логии в экономике», «Статистика», «Экономика органи­заций».Необходимыми условиями для прохождения педагогической практики яв­ляются входные знания, умения, навыки и компетенции студента.

Знания:

- сущности, содержания и структуры образовательного процесса;

- форм, средств и методов педагогической деятельности;

- основных экономических законов и закономерностей функционирования ор­ганизаций;

- функциональное предназначение бухгалтерского учета, принципы его орга­низации и ведения на предприятии;

- основы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ;

- экономико-правовую логику записей на счетах бухгалтерского учета;

- правил ведения бухгалтерского учета активов, обязательств, капитала, дохо­дов, расходов в организациях (предприятиях);

- принципы, методы и формы документирования хозяйственных операций.

Умения:

- логически правильно строить устную и письменную речь в соответствии с нормами русского литературного языка;

- оформлять, представлять, описывать данные, результаты работы на языке символов (терминов, формул);

- контролировать, проверять, осуществлять самоконтроль до, в ходе и после выполнения работы;

- пользоваться справочной и методической литературой;

- анализировать во взаимосвязи экономические явления и процессы;

- правильно понимать, классифицировать, оценивать и систематизировать на бухгалтерских счетах отдельные хозяйственные операции в соответствии с их экономическим содержанием, оформлять бухгалтерские записи в первичных документах и бухгалтерских регистрах;

- интерпретировать бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в от­четности предприятий и использовать полученные сведения в профессиональ­ной деятельности.

Владение навыками:

- обладание культурой и навыками мышления, а также навыками решения от­влечённых и практических задач;

- компьютерной грамотности, пользования сетью Интернет для поиска инфор­мации;

- написания реферативных работ и выступлений с докладами на заданную те­му;

- изучения учебной литературы, её конспектирования и анализа;

- систематизации и оценки полученных результатов.

- способами сбора и обработки учетной информации;

- навыками самостоятельного применения и обобщения учетной информации;

- методикой формирования информационной базы для проведения экономи­ческого анализа на предприятии.

Знания, умения и практические навыки, полученные в ходе педагогической практики, могут быть использованы в дальнейшем в процессе научно-исследовательской работы, при выполнении выпускной квалификаци­онной работы, в профессиональной деятельности.

4 ФОРМА И СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика проводится дискретно - путем выделения в ка­лендарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для про­ведения практики. Способ проведения учебной практики - стационарный.

5 МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

В соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направле­нию 38.03.01 Экономика профиль подготовки «Экономика предприятий и орга­низаций» и графиком учебного процесса педагогическую практику студенты проходят в конце 8 семестра 4 курса. Общая трудоемкость практики составляет 3

Педагогическая практика проводится в структурных подразделениях ака­демии.

6 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

В результате прохождения данной практики у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП ВО по данному направлению подготовки.

Профессиональные:

- способностью использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня, существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12);

- способностью принять участие в совершенствовании и разработке учеб­но-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-13).

В результате прохождения педагогической практики студент должен: Знать:

- основные принципы, методы и формы организации педагогического процесса;

- современные образовательные технологии и интерактивные методы препода­вания экономических дисциплин;

- методы контроля и оценки профессионально-значимых качеств обучаемых;

- требования, предъявляемые к преподавателю вуза в современных условиях.

Уметь:

- разрабатывать методическое обеспечение экономических дисциплин;

- разрабатывать рабочие программы дисциплин для организации учебного процес­са;

- выступать перед аудиторией и создавать творческую атмосферу в процессе заня­тий;

- применять современные методы и методики в преподавании экономических дисциплин.

- представить итоги проделанной работы, полученные в результате прохожде­ния практики, в виде информационного обзора, статей, докладов.

Владеть:

- навыками организации деятельности группы обучающихся в ходе учебного процесса;

- навыками преподавания экономических дисциплин в образовательных учреж­дениях;

- навыками разработки учебно-методического обеспечения экономических дис­циплин.

7 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часа.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах Формы текущего контроля
1. Организационный этап Оформление документов для прохождения практики. Раз­работка программы практики и календарного плана. Оформление индивидуального задания на практику. Зна­комство с правилами внутреннего распорядка предпри­ятия (организации) (18). ПО, УО
2. Основной этап (прохождение практики) Ознакомление с материально-технической базой кафедры для организации учебного процесса. Ознакомление с нор­мативными документами академии по планированию и реализации учебного процесса. Посещение лекционных, практических (лабораторных) занятий проводимых препо­давателями кафедры. Разработка лекции по одной из дис­циплин кафедры в соответствии с индивидуальным зада­нием руководителя практики и с учетом научных интере­сов студента. Разработка практического (лабораторного) занятия по одной из дисциплин кафедры в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики и с учетом научных интересов студента. Разработка тестовых заданий по одной из дисциплин кафедры в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики. Про­ведение лекционного и практического (лабораторного) занятия в соответствии с индивидуальным заданием руко­водителя практики (50). ПП, УО, ПО
3. Отчетный этап Обработка и анализ полученной информации. Подготовка и оформление отчета о прохождении педагогической практики (40). УО, ПО
Итого    
 

 

Формы и методы текущего контроля:

ПП - практическая проверка;

УО - устный опрос;

ПО - письменный контроль.

8 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ

В процессе прохождения практики должны применяться образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии.

Образовательные технологии при прохождении практики могут включать в себя: использование библиотечного фонда; организационно

информационные технологии (присутствие на собраниях, совещаниях, «пла­нерках» и т.п.); вербально-коммуникационные технологии (беседы с руководи­телями курсов, преподавателями, заведующими кафедр); наставничество (рабо­та в период практики под руководством руководителя); информационно­консультационные технологии (консультации ведущих специалистов); инфор­мационно-коммуникационные технологии (информация из Интернет, e-mail и т.п.); информационные материалы радио и телевидения; аудио- и видеомате­риалы; работу в библиотеке (уточнение содержания учебных и научных про­блем, профессиональных и научных терминов, экономических и статистиче­ских показателей); изучение содержания государственных стандартов по оформлению отчетов о научно-исследовательской работе и т.п.

Научно-производственные технологии при прохождении практики могут включать в себя: инновационные технологии, используемые в организации, изучаемые и анализируемые студентами в ходе практики; эффективные тради­ционные учетно-аналитические технологии, используемые в организации, изу­чаемые и анализируемые студентами в ходе практики; консультации ведущих специалистов по использованию научно-технических достижений.

Научно-исследовательские технологии при прохождении практики могут включать в себя: определение проблемы, объекта и предмета исследования, по­становку исследовательской задачи; разработку инструментария исследования; наблюдения, измерения, фиксация результатов; сбор, обработка, анализ и пред­варительную систематизацию фактического и литературного материала; ис­пользование информационно-аналитических компьютерных программ и техно­логий; прогноз развития ситуации (функционирования объекта исследования); использование информационно-аналитических и проектных компьютерных программ и технологий; систематизация фактического и литературного мате­риала; обобщение полученных результатов; формулирование выводов и пред­ложений по общей части программы практики; экспертизу результатов практи­ки (предоставление материалов дневника и отчета о практике; оформление от­чета о практике).

Кроме традиционных образовательных, научно-исследовательских

технологий, используемых в процессе практической деятельности, используются и интерактивные технологии (анализ и разбор конкретных ситуаций, подготовка на их основе рекомендаций) с включением практикантов в активное взаимодействие всех участвующих в процессе делового общения.

9 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКЕ

Учебно-методическим обеспечением самостоятельной работы студентов при прохождении педагогической практики являются:

1. учебная литература по освоенным ранее профильным дисциплинам;

2. нормативные документы, регламентирующие прохождение практики студентом;

3. методические разработки для студентов, определяющие порядок про­хождения и содержание педагогической практики.

При самостоятельной работе студентов в период педагогической практи­ки они имеют возможность использовать активные элементы электронных ме­тодических материалов, размещенных в локальной сети академии.

Реализация требований к самостоятельной работе в период прохождения педагогической практики обеспечивается доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, сформированным по полному перечню ос­новной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки студенты обеспечены доступом к сети Интернет.

Самостоятельная работа студентов во время прохождения практики включает: работу с научной, учебной и методической литературой, с конспек­тами лекций, ЭБС, а также анализ и обработку информации, полученной ими при прохождении педагогической практики в организаций. Для самостоятель­ной работы представляется компьютер с доступом в Интернет, к электронной библиотеке вуза и к информационно-справочным системам (Гарант, Консультант Плюс).

Для руководства практикой, проводимой на предприятиях (в учреждени­ях, организациях), назначаются руководитель практики от Академии из числа преподавателей кафедры, на которую закреплен студент для прохождения про­изводственной и преддипломной практики и написания дипломной работы лиц. Распределение студентов между кафедрами осуществляет деканат в установ­ленные сроки и в соответствии со своими полномочиями. Руководитель прак­тики в период прохождения практики:

- оказывает студентам помощь в подборе учебно-методической литерату­ры по направлению практики;

- консультирует по вопросам использования статистических материалов, нормативно-законодательных источников;

- помогает в подборе необходимых периодических изданий;

- оказывает методическую помощь по вопросам сбора информационного материала на месте базы практики;

- оказывает помощь в классификации и систематизации собранной ин­формации.

Обучающиеся при прохождении практики обязаны:

- полностью выполнять индивидуальное задание на практику;

- соблюдать действующие правила внутреннего трудового распорядка ба­зовой организации;

- систематически отражать результаты своей деятельности в дневнике практиканта;

- своевременно подготовить отчет по результатам практики, оформлен­ный согласно требованиям программы практики, и представить его руководи­телю практики от академии;

- в установленный срок пройти промежуточную аттестацию.

Студенты на основании договора, заключенного между администрацией

академии и руководством предприятия, на котором будет проходить практика, выполняют программу педагогической практики в сроки, предусмотренные ра­бочим учебным планом по данному направлению.

Научно-исследовательская работа осуществляется студентами с целью углубленного изучения возможностей современных образовательных техноло­гий и внедрения их в практическую деятельность.

В процессе прохождения практики студенту необходимо:

- ознакомиться с материально-технической базой кафедры для организации учеб­ного процесса;

- ознакомиться с нормативными документами академии по планированию и реализации учебного процесса;

- посещать лекционные, практические (лабораторные) занятия проводимые пре­подавателями кафедры;

- разработать учебно-методические материалы для проведения лекции по од­ной из дисциплин кафедры в соответствии с индивидуальным заданием руко­водителя практики;

- разработать учебно-методические материалы для проведения практического (лабораторного) занятия по одной из дисциплин кафедры в соответствии с ин­дивидуальным заданием руководителя практики;

- разработать задания для проверки освоения материала студентами по одной из дисциплин кафедры в соответствии с индивидуальным заданием руководи­теля практики;

- провести лекционное и практическое (лабораторное) занятие в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики.

10 ФОРМЫОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ

Промежуточная аттестация по итогам прохождения практики осуществ­ляется в виде зачета с оценкой. В качестве основной формы отчетности по практике устанавливается дневник практики и письменный отчет. Форма, при­мерное содержание и структура дневников и письменных отчетов определяется выпускающей кафедрой. В дневнике практиканта обучающиеся должны систе­матически вести записи о выполненной работе и полученных результатах при прохождении педагогической практики (приложение 2).

По завершении педагогической практики каждый студент должен подго­товить отчет о практике, который оформляется и представляется руководителю практики от академии. Отчет должен содержать сведения о конкретно выпол­ненной работе в период практики. Основные выводы и предложения, сформу­лированные студентом по результатам практики, в форме доклада представля­ются во время защиты отчета о практике.

Защита отчета о практике проводится перед специально созданной ко­миссией, в состав которой включаются: заведующий кафедрой, руководитель практики от Академии, ведущий преподаватель кафедры и, по возможности, руководитель практики от предприятия, учреждения или организации. В про­цессе защиты студент должен кратко изложить основные результаты проделан­ной работы, выводы и рекомендации, структуру и анализ материалов. По результатам защиты комиссия выставляет студенту зачет с оценкой: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

Результат защиты практики учитывается наравне с экзаменационными оценками по теоретическим курсам, проставляется в зачетную книжку и в ве­домость, и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

При неудовлетворительной оценке обучающемуся назначается срок для повторной защиты, если обучающийся выполнил программу практики, но не­надлежащим образом оформил отчетную документацию, либо не сумел на должном уровне защитить практику. При невыполнении студентом программы практики он должен пройти её повторно или отчисляется из вуза.

По результатам педагогической практики студенты готовят выступления на научные и научно-практические конференции и семинары.

11 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

11.1 Основная литература

11.1.1. Гуревич, П.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / П.С. Гуревич.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 321 с. 2012. - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/189603.

11.1.2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образова­тельной деятельности по образовательным программам высшего образо­вания - программам бакалавриата, программам специалитета, програм­мам магистратуры»

11.1.3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образова­тельной деятельности по образовательным программам высшего образо­вания - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспи­рантуре (адъюнктуре)».

11.1.4.СМК 04-04-2015 Положение о контактной работе обучающихся с препо­давателем.

11.1.5.СМК 04-06-2014 Положение о порядке разработки и утверждения рабо­чей программы учебной дисциплины (модуля).

11.1.6.СМК 04-74-2015 Положение о текущем контроле успеваемости и про­межуточной аттестации обучающихся.

11.1.7.СМК 04-88-2016 Положение о практики обучающихся академии.

11.1.8.Столяренко, А.М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / А.М. Столяренко.— 3-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 544 с. - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/189602.

11.1.9.Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарская государственная сельско­хозяйственная академия».

11.1.10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Рос­сийской Федерации».

11.2 Дополнительная литература

11.2.1.Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс]: учебник / Л.Ф. Сейко, О.В. Баскакова. - М.: ИТК «Дашков и К», 2015. - 370 с. // Национальный цифровой ресурс «Руконт». - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/287151.

11.2.2.Безруких, Ю.А. Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс]: курс лекций / В.А. Лукин, Ю.А. Безруких - Электрон. дан. - Лесосибирск: ЛФ СибГТУ, 2013 - 341 с. // Национальный цифровой ре­сурс «Руконт». - Режим доступа: https://www.rucont.ru/efd/336171 - Загл. с экрана.

11.2.3.Ганина Н.А. Экономика предприятия (организации) [Электронный ре­сурс]: Учебное пособие./ Н.А. Ганина. - Иркутск, Изд.-во ИрГСХА, 2013. - 238 с. - Режим доступа: https://ebs.rgasu.ru.

11.2.4.Годин, А. М. Страхование [Электронный ресурс]: Учебник для бакалав­ров / А. М. Годин, С. В. Фрумина. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательско­торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 256 с. // Национальный цифровой ресурс «Руконт» - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/287080.

11.2.5.Плеханова, Т.И. Теория статистики [Электронный ресурс]: учеб. посо­бие / Т.В. Лебедева, Т.И. Плеханова. - Оренбург: ОГУ, 2013. - 418 с. // Национальный цифровой ресурс «Руконт». - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/231742.

11.2.6.Теория организации. Организация производства [Электронный ресурс]: интегрированное учеб. пособие / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голи­ков, ред.: А.П. Агарков.— М.: ИТК «Дашков и К», 2015. - 271 с. // На­циональный цифровой ресурс «Руконт». - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/287090

11.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

11.3.1. Информационно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://garant.ru/.

11.3.2. Информационно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://consultant.ru/.

11.3.3. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим досту­па: https://elibrary.ru/.

11.3.4. Национальный цифровой ресурс «Руконт» [Электронный ресурс]. - Ре­жим доступа: https://rucont.ru: свободный.

11.3.5. Электронно-библиотечная система издательство «Лань» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e.lanbook.com.

11.3.6. Электронный учебник для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (подготовлен экономическим фа­культетом СГСХА). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bserver. ssaa.local\e-books\! content;

12 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

№ п./п. Наименование оборудо­ванных учебных кабинетов, лабораторий Перечень оборудования и технических средств обучения
  Компьютерные классы ИНСТИТУТА 26 персональных компьютеров с подключением к Internet, с доступом к информационно-справочным системам «Га­рант», «Консультатнт Плюс», национальному цифровому ресурсу «Руконт», экран настенный, проектор, ноутбук
 

 

Для самостоятельной работы студентов требуются следующие техниче­ские средства обучения:

- персональные ЭВМ с доступом в Интернет, к электронной библиотеке ВУЗа и к информационно-справочным системам (Гарант, Консультант Плюс).

- системы управления обучением (Moodle).

Во время прохождения педагогической практики студент может исполь­зовать современную аппаратуру и средства обработки данных (компьютеры, программы), которые находятся в соответствующей организации.

13 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

13.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы в рамках практики  

 

Код компетенции Содержание компетенции
ПК-12 способность использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня, существующие программы и учебно-методические материалы
ПК-13 способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно­методического обеспечения современные методы и методики преподавания экономических дисциплин
 

 

Основными этапами формирования указанных компетенций при прове­дении практики является последовательное прохождение содержательно свя­занных между собой разделов практики. Изучение каждого раздела предпола­гает овладение студентами необходимыми компетенциями. Результат аттеста­ции студентов на различных этапах формирования компетенций показывает уровень освоения компетенций студентами

Этапы формирования компетенций в процессе освоения практики

Этапы Наименование раздела (этапа) практики Индекс контролируемой компетенции Оценочные средства по этапам формирования компетенций Способ контроля
текущий кон­троль промежуточная аттестация
  Организационный этап ПК-12, ПК-13 Собеседование, оформление дневника   устно, письменно
  Основной этап (прохождение практики) ПК-12, ПК-13 Собеседование. Проверка выполнения ра­боты, оформле­ние дневника   устно, письменно
  Отчетный этап ПК-12, ПК-13 Оформление отчета и дневни­ка   письменно, устно
Итоговый контроль ПК-12, ПК-13   Зачет с оценкой письменно, устно
 

 

13.2 Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования. Шкала оценивания

Критерии определения сформированности компетенций на различных

       
   
 

этапах их формирования

  ниже порогового пороговый достаточный повышенный
Компетенция не сформирована либо сформирована не в полном объеме. Уровень самостоятельности практического навыка отсутствует Компетенция сформирована. Демонстрируется недостаточный уровень самостоятельности практического навыка Компетенция сформирована. Демонстрируется достаточный уровень самостоятельности устойчивого практического навыка Компетенция сформирована. Демонстрируется высокий уровень самостоятельности, высокая адаптивность практического навыка
 

 

Поскольку практика призвана формировать сразу несколько компетенций, критерии оценки целесообразно формировать в два этапа.

1- й этап: определение критериев оценки отдельно по каждой формируемой компетенции. Сущность 1-го этапа состоит в определении критериев для оценивания отдельно взятой компетенции на основе продемонстрированного обучаемым уровня самостоятельности в применении полученных в ходе прохождения практики знаний, умений и навыков.

2- й этап: определение критериев для оценки уровня обученности по итогам практики на основе комплексного подхода к уровню сформированности всех компетенций, обязательных к формированию в процессе прохождения практики. Сущность 2-го этапа определения критерия оценки по практике заключена в определении подхода к оцениванию на основе ранее полученных данных о сформированности каждой обязательной к выработке компетенции. В качестве основного критерия при оценке обучаемого является наличие сформированных у него компетенций по результатам прохождения практики.

Положительная оценка по практике может выставляться и при не полной сформированности компетенций в ходе прохождения практики, если их формирование предполагается продолжить на более поздних этапах обучения, в ходе изучения других учебных дисциплин и прохождения других видов практик.


Показатели оценивания компетенций и шкала оценивания

1-й этап

Оценка «неудовлетворительно» или отсутствие сформированности компетенции Оценка «удовлетворительно» (зачтено) или низкой уровень освоения компетенции Оценка «хорошо» (зачтено) или повышенный уровень освоения компетенции Оценка «отлично» (зачтено) или высокий уровень освоения компетенции
Неспособность обучаемого самостоятельно продемонстрировать наличие знаний при решении заданий, которые были представлены преподавателем вместе с образцом их решения, отсутствие самостоятельности в применении умения к использованию методов освоения практики и неспособность самостоятельно проявить навык повторения решения поставленной задачи по стандартному образцу свидетельствуют об отсутствии сформированной компетенции. Отсутствие подтверждения наличия сформированности компетенции свидетельствует об отрицательных результатах освоения практики Если обучаемый демонстрирует самостоятельность в применении знаний, умений и навыков к решению учебных заданий в полном соответствии с образцом, данным преподавателем, по заданиям, решение которых было показано преподавателем, следует считать, что компетенция сформирована, но ее уровень недостаточно высок. Поскольку выявлено наличие сформированной компетенции, ее следует оценивать положительно, но на низком уровне Способность обучающегося продемонстрировать самостоятельное применение знаний, умений и навыков при решении заданий, аналогичных тем, которые представлял преподаватель при потенциальном формировании компетенции, подтверждает наличие сформированной компетенции, причем на более высоком уровне. Наличие сформированной компетенции на повышенном уровне самостоятельности со стороны обучаемого при ее практической демонстрации в ходе решения аналогичных заданий следует оценивать как положительное и устойчиво закрепленное в практическом навыке Обучаемый демонстрирует способность к полной самостоятельности (допускаются консультации с преподавателем по сопутствующим вопросам) в выборе способа решения неизвестных или нестандартных заданий в рамках практики с использованием знаний, умений и навыков, полученных в ходе освоения учебных дисциплин и практик, следует считать компетенцию сформированной на высоком уровне. Присутствие сформированной компетенции на высоком уровне, способность к ее дальнейшему саморазвитию и высокой адаптивности практического применения к изменяющимся условиям профессиональной задачи
 

 

 

2-й этап

Оценка «неудовлетворительно» (не зачтено) или отсутствие сформированности компетенции Оценка «удовлетворительно» (зачтено) или низкой уровень освоения компетенции Оценка «хорошо» (зачтено) или повышенный уровень освоения компетенции Оценка «отлично» (зачтено) или высокий уровень освоения компетенции
Уровень освоения программы практики, при котором у обучаемого не сформировано более 50% компетенций. Если же практика выступает в качестве итогового этапа формирования компетенций оценка «неудовлетворительно» должна быть выставлена при отсутствии сформированности хотя бы одной компетенции При наличии более 50% сформированных компетенций по практике, имеющим возможность доформирования компетенций на последующих этапах обучения. Для практик итогового формирования компетенций естественно выставлять оценку «удовлетворительно», если сформированы более 60% компетенций Для определения уровня освоения промежуточной практики на оценку «хорошо» обучающийся должен продемонстрировать наличие 80% сформированных компетенций, из которых не менее 1/3 оценены отметкой «хорошо». Оценивание итоговой практики на «хорошо» обуславливается наличием у обучаемого всех сформированных компетенций, причем не менее 60% компетенций должны быть сформированы на повышенном уровне, то есть с оценкой «хорошо». Оценка «отлично» по практике с промежуточным освоением компетенций, может быть выставлена при 100% подтверждении наличия компетенций, либо при 90% сформированных компетенций, из которых не менее 2/3 оценены отметкой «хорошо». В случае оценивания уровня освоения практики с итоговым формированием компетенций оценка «отлично» может быть выставлена при подтверждении 100% наличия сформированной компетенции у обучаемого, выполнены требования к получению оценки «хорошо» и освоены на «отлично» не менее 50% компетенций
 

 


13.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходи­мые для оценки результатов освоения образовательной программы в рам­ках практики

13.3.1 Индивидуальные задания Проверяемые компетенции:

Формулировка ПК-12 - способность использовать в преподавании эко­номических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня су­ществующие программы и учебно-методические материалы;

Формулировка ПК-13 - способность принять участие в совершенствова­нии и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.

Задание 1. Разработать учебно-методические материалы для проведения лекционного и практического занятия по дисциплине «Экономика организаций».

Задание 2. Разработать учебно-методические материалы для проведения лекционного и практического занятия по дисциплине «Экономика».

Задание 3. Разработать учебно-методические материалы для проведения лекционного и практического занятия по дисциплине «Макроэкономика».

Задание 4. Разработать учебно-методические материалы для проведения лекционного и практического занятия по дисциплине «Мировая экономика и международные эконо­мические отношения».

Задание 5. Разработать учебно-методические материалы для проведения лекционного и практического занятия по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование».

 

Методика выполнения

Задание 3. Разработать учебно-методические материалы для проведения лекционного и практического занятия по дисциплине «Экономика».

Цель: Изучить порядок подготовки учебно-методических материалов для проведения лекционного и практического занятия по дисциплине «Экономика».

Порядок выполнения: Обучающемуся необходимо изучить организацион­но-правовые документы, регламентирующие организацию учебного процесса в академии. Разработать методическое обеспечение для проведения лекционного и практического занятия по дисциплине «Экономика». Разработать задания для проверки освоения пройденного материала студентами.

Критерии оценки выполнения индивидуального задания:

- «зачтено» выставляется студенту, если он твердо знает материал, умеет работать с документацией и критически оценивает организацию бухгалтерского учета на исследуемом участке учета, использует информационные технологии при составлении документов, демонстрирует сформированность необходимых компетенций.

- «не зачтено» выставляется, если студент не знает теоретических основ ведения бухгалтерского учета, не может составить основные документы, демон­стрирует отсутствие сформированности одной и более необходимых компетен­ций.

13.3.2 Порядок подготовки отчета по практике Проверяемые компетенции:

Формулировка ПК-12 - способность использовать в преподавании эко­номических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня су­ществующие программы и учебно-методические материалы;

Формулировка ПК-13 - способность принять участие в совершенствова­нии и разработке учебно-методического обеспечения экономич



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: