ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ
Педагогическая практика в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы. Целью педагогической практики является формирование у бакалавров практических навыков и системы компетенций в области преподавания экономических дисциплин и их методического обеспечения в образовательных процессах.
Программа практики разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 12 ноября 2015 г., № 1327.
2 ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Задачами прохождения педагогической практики являются:
- углубление полученных теоретических знаний и их применение в решении конкретных педагогических задач;
- развитие у обучающихся способностей применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях;
- овладение методикой подготовки и преподавания экономических дисциплин;
- участие студента в учебном процессе кафедры;
- участие студента в методической работе, проводимой кафедрой (разработка лекционного и практического материала, тестовых заданий по отдельным дисциплинам).
- ознакомление обучающихся с использованием современных образовательных технологий высшей школы;
- формирование у обучающихся умения проявлять профессиональную индивидуальность, педагогическое творчество, реализовывать педагогическое общение, четко формулировать цели и задачи, ясно доносить свои научные мысли для аудитории различной степени подготовки.
|
3 МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Педагогическая практика (Б2.П.3) входит во второй блок, который относится к вариативной части основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 38.03.01 Экономика, профиль «Экономика предприятий и организаций» и базируется на знаниях, умениях и навыках полученных при изучении дисциплин: «Психология и педагогика», «Экономика», «Правоведение», «Информационные технологии в экономике», «Статистика», «Экономика организаций».Необходимыми условиями для прохождения педагогической практики являются входные знания, умения, навыки и компетенции студента.
Знания:
- сущности, содержания и структуры образовательного процесса;
- форм, средств и методов педагогической деятельности;
- основных экономических законов и закономерностей функционирования организаций;
- функциональное предназначение бухгалтерского учета, принципы его организации и ведения на предприятии;
- основы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ;
- экономико-правовую логику записей на счетах бухгалтерского учета;
- правил ведения бухгалтерского учета активов, обязательств, капитала, доходов, расходов в организациях (предприятиях);
- принципы, методы и формы документирования хозяйственных операций.
Умения:
- логически правильно строить устную и письменную речь в соответствии с нормами русского литературного языка;
- оформлять, представлять, описывать данные, результаты работы на языке символов (терминов, формул);
- контролировать, проверять, осуществлять самоконтроль до, в ходе и после выполнения работы;
|
- пользоваться справочной и методической литературой;
- анализировать во взаимосвязи экономические явления и процессы;
- правильно понимать, классифицировать, оценивать и систематизировать на бухгалтерских счетах отдельные хозяйственные операции в соответствии с их экономическим содержанием, оформлять бухгалтерские записи в первичных документах и бухгалтерских регистрах;
- интерпретировать бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий и использовать полученные сведения в профессиональной деятельности.
Владение навыками:
- обладание культурой и навыками мышления, а также навыками решения отвлечённых и практических задач;
- компьютерной грамотности, пользования сетью Интернет для поиска информации;
- написания реферативных работ и выступлений с докладами на заданную тему;
- изучения учебной литературы, её конспектирования и анализа;
- систематизации и оценки полученных результатов.
- способами сбора и обработки учетной информации;
- навыками самостоятельного применения и обобщения учетной информации;
- методикой формирования информационной базы для проведения экономического анализа на предприятии.
Знания, умения и практические навыки, полученные в ходе педагогической практики, могут быть использованы в дальнейшем в процессе научно-исследовательской работы, при выполнении выпускной квалификационной работы, в профессиональной деятельности.
4 ФОРМА И СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Педагогическая практика проводится дискретно - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения практики. Способ проведения учебной практики - стационарный.
|
5 МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
В соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 Экономика профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций» и графиком учебного процесса педагогическую практику студенты проходят в конце 8 семестра 4 курса. Общая трудоемкость практики составляет 3
Педагогическая практика проводится в структурных подразделениях академии.
6 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
В результате прохождения данной практики у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП ВО по данному направлению подготовки.
Профессиональные:
- способностью использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня, существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12);
- способностью принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-13).
В результате прохождения педагогической практики студент должен: Знать:
- основные принципы, методы и формы организации педагогического процесса;
- современные образовательные технологии и интерактивные методы преподавания экономических дисциплин;
- методы контроля и оценки профессионально-значимых качеств обучаемых;
- требования, предъявляемые к преподавателю вуза в современных условиях.
Уметь:
- разрабатывать методическое обеспечение экономических дисциплин;
- разрабатывать рабочие программы дисциплин для организации учебного процесса;
- выступать перед аудиторией и создавать творческую атмосферу в процессе занятий;
- применять современные методы и методики в преподавании экономических дисциплин.
- представить итоги проделанной работы, полученные в результате прохождения практики, в виде информационного обзора, статей, докладов.
Владеть:
- навыками организации деятельности группы обучающихся в ходе учебного процесса;
- навыками преподавания экономических дисциплин в образовательных учреждениях;
- навыками разработки учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.
7 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часа.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах | Формы текущего контроля |
1. | Организационный этап | Оформление документов для прохождения практики. Разработка программы практики и календарного плана. Оформление индивидуального задания на практику. Знакомство с правилами внутреннего распорядка предприятия (организации) (18). | ПО, УО |
2. | Основной этап (прохождение практики) | Ознакомление с материально-технической базой кафедры для организации учебного процесса. Ознакомление с нормативными документами академии по планированию и реализации учебного процесса. Посещение лекционных, практических (лабораторных) занятий проводимых преподавателями кафедры. Разработка лекции по одной из дисциплин кафедры в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики и с учетом научных интересов студента. Разработка практического (лабораторного) занятия по одной из дисциплин кафедры в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики и с учетом научных интересов студента. Разработка тестовых заданий по одной из дисциплин кафедры в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики. Проведение лекционного и практического (лабораторного) занятия в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики (50). | ПП, УО, ПО |
3. | Отчетный этап | Обработка и анализ полученной информации. Подготовка и оформление отчета о прохождении педагогической практики (40). | УО, ПО |
Итого |
Формы и методы текущего контроля:
ПП - практическая проверка;
УО - устный опрос;
ПО - письменный контроль.
8 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ
В процессе прохождения практики должны применяться образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии.
Образовательные технологии при прохождении практики могут включать в себя: использование библиотечного фонда; организационно
информационные технологии (присутствие на собраниях, совещаниях, «планерках» и т.п.); вербально-коммуникационные технологии (беседы с руководителями курсов, преподавателями, заведующими кафедр); наставничество (работа в период практики под руководством руководителя); информационноконсультационные технологии (консультации ведущих специалистов); информационно-коммуникационные технологии (информация из Интернет, e-mail и т.п.); информационные материалы радио и телевидения; аудио- и видеоматериалы; работу в библиотеке (уточнение содержания учебных и научных проблем, профессиональных и научных терминов, экономических и статистических показателей); изучение содержания государственных стандартов по оформлению отчетов о научно-исследовательской работе и т.п.
Научно-производственные технологии при прохождении практики могут включать в себя: инновационные технологии, используемые в организации, изучаемые и анализируемые студентами в ходе практики; эффективные традиционные учетно-аналитические технологии, используемые в организации, изучаемые и анализируемые студентами в ходе практики; консультации ведущих специалистов по использованию научно-технических достижений.
Научно-исследовательские технологии при прохождении практики могут включать в себя: определение проблемы, объекта и предмета исследования, постановку исследовательской задачи; разработку инструментария исследования; наблюдения, измерения, фиксация результатов; сбор, обработка, анализ и предварительную систематизацию фактического и литературного материала; использование информационно-аналитических компьютерных программ и технологий; прогноз развития ситуации (функционирования объекта исследования); использование информационно-аналитических и проектных компьютерных программ и технологий; систематизация фактического и литературного материала; обобщение полученных результатов; формулирование выводов и предложений по общей части программы практики; экспертизу результатов практики (предоставление материалов дневника и отчета о практике; оформление отчета о практике).
Кроме традиционных образовательных, научно-исследовательских
технологий, используемых в процессе практической деятельности, используются и интерактивные технологии (анализ и разбор конкретных ситуаций, подготовка на их основе рекомендаций) с включением практикантов в активное взаимодействие всех участвующих в процессе делового общения.
9 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКЕ
Учебно-методическим обеспечением самостоятельной работы студентов при прохождении педагогической практики являются:
1. учебная литература по освоенным ранее профильным дисциплинам;
2. нормативные документы, регламентирующие прохождение практики студентом;
3. методические разработки для студентов, определяющие порядок прохождения и содержание педагогической практики.
При самостоятельной работе студентов в период педагогической практики они имеют возможность использовать активные элементы электронных методических материалов, размещенных в локальной сети академии.
Реализация требований к самостоятельной работе в период прохождения педагогической практики обеспечивается доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, сформированным по полному перечню основной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки студенты обеспечены доступом к сети Интернет.
Самостоятельная работа студентов во время прохождения практики включает: работу с научной, учебной и методической литературой, с конспектами лекций, ЭБС, а также анализ и обработку информации, полученной ими при прохождении педагогической практики в организаций. Для самостоятельной работы представляется компьютер с доступом в Интернет, к электронной библиотеке вуза и к информационно-справочным системам (Гарант, Консультант Плюс).
Для руководства практикой, проводимой на предприятиях (в учреждениях, организациях), назначаются руководитель практики от Академии из числа преподавателей кафедры, на которую закреплен студент для прохождения производственной и преддипломной практики и написания дипломной работы лиц. Распределение студентов между кафедрами осуществляет деканат в установленные сроки и в соответствии со своими полномочиями. Руководитель практики в период прохождения практики:
- оказывает студентам помощь в подборе учебно-методической литературы по направлению практики;
- консультирует по вопросам использования статистических материалов, нормативно-законодательных источников;
- помогает в подборе необходимых периодических изданий;
- оказывает методическую помощь по вопросам сбора информационного материала на месте базы практики;
- оказывает помощь в классификации и систематизации собранной информации.
Обучающиеся при прохождении практики обязаны:
- полностью выполнять индивидуальное задание на практику;
- соблюдать действующие правила внутреннего трудового распорядка базовой организации;
- систематически отражать результаты своей деятельности в дневнике практиканта;
- своевременно подготовить отчет по результатам практики, оформленный согласно требованиям программы практики, и представить его руководителю практики от академии;
- в установленный срок пройти промежуточную аттестацию.
Студенты на основании договора, заключенного между администрацией
академии и руководством предприятия, на котором будет проходить практика, выполняют программу педагогической практики в сроки, предусмотренные рабочим учебным планом по данному направлению.
Научно-исследовательская работа осуществляется студентами с целью углубленного изучения возможностей современных образовательных технологий и внедрения их в практическую деятельность.
В процессе прохождения практики студенту необходимо:
- ознакомиться с материально-технической базой кафедры для организации учебного процесса;
- ознакомиться с нормативными документами академии по планированию и реализации учебного процесса;
- посещать лекционные, практические (лабораторные) занятия проводимые преподавателями кафедры;
- разработать учебно-методические материалы для проведения лекции по одной из дисциплин кафедры в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики;
- разработать учебно-методические материалы для проведения практического (лабораторного) занятия по одной из дисциплин кафедры в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики;
- разработать задания для проверки освоения материала студентами по одной из дисциплин кафедры в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики;
- провести лекционное и практическое (лабораторное) занятие в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики.
10 ФОРМЫОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Промежуточная аттестация по итогам прохождения практики осуществляется в виде зачета с оценкой. В качестве основной формы отчетности по практике устанавливается дневник практики и письменный отчет. Форма, примерное содержание и структура дневников и письменных отчетов определяется выпускающей кафедрой. В дневнике практиканта обучающиеся должны систематически вести записи о выполненной работе и полученных результатах при прохождении педагогической практики (приложение 2).
По завершении педагогической практики каждый студент должен подготовить отчет о практике, который оформляется и представляется руководителю практики от академии. Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной работе в период практики. Основные выводы и предложения, сформулированные студентом по результатам практики, в форме доклада представляются во время защиты отчета о практике.
Защита отчета о практике проводится перед специально созданной комиссией, в состав которой включаются: заведующий кафедрой, руководитель практики от Академии, ведущий преподаватель кафедры и, по возможности, руководитель практики от предприятия, учреждения или организации. В процессе защиты студент должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации, структуру и анализ материалов. По результатам защиты комиссия выставляет студенту зачет с оценкой: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
Результат защиты практики учитывается наравне с экзаменационными оценками по теоретическим курсам, проставляется в зачетную книжку и в ведомость, и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
При неудовлетворительной оценке обучающемуся назначается срок для повторной защиты, если обучающийся выполнил программу практики, но ненадлежащим образом оформил отчетную документацию, либо не сумел на должном уровне защитить практику. При невыполнении студентом программы практики он должен пройти её повторно или отчисляется из вуза.
По результатам педагогической практики студенты готовят выступления на научные и научно-практические конференции и семинары.
11 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
11.1 Основная литература
11.1.1. Гуревич, П.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / П.С. Гуревич.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 321 с. 2012. - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/189603.
11.1.2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»
11.1.3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».
11.1.4.СМК 04-04-2015 Положение о контактной работе обучающихся с преподавателем.
11.1.5.СМК 04-06-2014 Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы учебной дисциплины (модуля).
11.1.6.СМК 04-74-2015 Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
11.1.7.СМК 04-88-2016 Положение о практики обучающихся академии.
11.1.8.Столяренко, А.М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / А.М. Столяренко.— 3-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 544 с. - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/189602.
11.1.9.Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия».
11.1.10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
11.2 Дополнительная литература
11.2.1.Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс]: учебник / Л.Ф. Сейко, О.В. Баскакова. - М.: ИТК «Дашков и К», 2015. - 370 с. // Национальный цифровой ресурс «Руконт». - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/287151.
11.2.2.Безруких, Ю.А. Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс]: курс лекций / В.А. Лукин, Ю.А. Безруких - Электрон. дан. - Лесосибирск: ЛФ СибГТУ, 2013 - 341 с. // Национальный цифровой ресурс «Руконт». - Режим доступа: https://www.rucont.ru/efd/336171 - Загл. с экрана.
11.2.3.Ганина Н.А. Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс]: Учебное пособие./ Н.А. Ганина. - Иркутск, Изд.-во ИрГСХА, 2013. - 238 с. - Режим доступа: https://ebs.rgasu.ru.
11.2.4.Годин, А. М. Страхование [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / А. М. Годин, С. В. Фрумина. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 256 с. // Национальный цифровой ресурс «Руконт» - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/287080.
11.2.5.Плеханова, Т.И. Теория статистики [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Т.В. Лебедева, Т.И. Плеханова. - Оренбург: ОГУ, 2013. - 418 с. // Национальный цифровой ресурс «Руконт». - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/231742.
11.2.6.Теория организации. Организация производства [Электронный ресурс]: интегрированное учеб. пособие / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков, ред.: А.П. Агарков.— М.: ИТК «Дашков и К», 2015. - 271 с. // Национальный цифровой ресурс «Руконт». - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/287090
11.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
11.3.1. Информационно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://garant.ru/.
11.3.2. Информационно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://consultant.ru/.
11.3.3. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/.
11.3.4. Национальный цифровой ресурс «Руконт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rucont.ru: свободный.
11.3.5. Электронно-библиотечная система издательство «Лань» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e.lanbook.com.
11.3.6. Электронный учебник для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (подготовлен экономическим факультетом СГСХА). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bserver. ssaa.local\e-books\! content;
12 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
№ п./п. | Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий | Перечень оборудования и технических средств обучения |
Компьютерные классы ИНСТИТУТА | 26 персональных компьютеров с подключением к Internet, с доступом к информационно-справочным системам «Гарант», «Консультатнт Плюс», национальному цифровому ресурсу «Руконт», экран настенный, проектор, ноутбук |
Для самостоятельной работы студентов требуются следующие технические средства обучения:
- персональные ЭВМ с доступом в Интернет, к электронной библиотеке ВУЗа и к информационно-справочным системам (Гарант, Консультант Плюс).
- системы управления обучением (Moodle).
Во время прохождения педагогической практики студент может использовать современную аппаратуру и средства обработки данных (компьютеры, программы), которые находятся в соответствующей организации.
13 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
13.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы в рамках практики |
Код компетенции | Содержание компетенции |
ПК-12 | способность использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня, существующие программы и учебно-методические материалы |
ПК-13 | способность принять участие в совершенствовании и разработке учебнометодического обеспечения современные методы и методики преподавания экономических дисциплин |
Основными этапами формирования указанных компетенций при проведении практики является последовательное прохождение содержательно связанных между собой разделов практики. Изучение каждого раздела предполагает овладение студентами необходимыми компетенциями. Результат аттестации студентов на различных этапах формирования компетенций показывает уровень освоения компетенций студентами
Этапы формирования компетенций в процессе освоения практики
Этапы | Наименование раздела (этапа) практики | Индекс контролируемой компетенции | Оценочные средства по этапам формирования компетенций | Способ контроля | |
текущий контроль | промежуточная аттестация | ||||
Организационный этап | ПК-12, ПК-13 | Собеседование, оформление дневника | устно, письменно | ||
Основной этап (прохождение практики) | ПК-12, ПК-13 | Собеседование. Проверка выполнения работы, оформление дневника | устно, письменно | ||
Отчетный этап | ПК-12, ПК-13 | Оформление отчета и дневника | письменно, устно | ||
Итоговый контроль | ПК-12, ПК-13 | Зачет с оценкой | письменно, устно |
13.2 Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования. Шкала оценивания
Критерии определения сформированности компетенций на различных
этапах их формирования
ниже порогового | пороговый | достаточный | повышенный | |
Компетенция не сформирована либо сформирована не в полном объеме. Уровень самостоятельности практического навыка отсутствует | Компетенция сформирована. Демонстрируется недостаточный уровень самостоятельности практического навыка | Компетенция сформирована. Демонстрируется достаточный уровень самостоятельности устойчивого практического навыка | Компетенция сформирована. Демонстрируется высокий уровень самостоятельности, высокая адаптивность практического навыка |
Поскольку практика призвана формировать сразу несколько компетенций, критерии оценки целесообразно формировать в два этапа.
1- й этап: определение критериев оценки отдельно по каждой формируемой компетенции. Сущность 1-го этапа состоит в определении критериев для оценивания отдельно взятой компетенции на основе продемонстрированного обучаемым уровня самостоятельности в применении полученных в ходе прохождения практики знаний, умений и навыков.
2- й этап: определение критериев для оценки уровня обученности по итогам практики на основе комплексного подхода к уровню сформированности всех компетенций, обязательных к формированию в процессе прохождения практики. Сущность 2-го этапа определения критерия оценки по практике заключена в определении подхода к оцениванию на основе ранее полученных данных о сформированности каждой обязательной к выработке компетенции. В качестве основного критерия при оценке обучаемого является наличие сформированных у него компетенций по результатам прохождения практики.
Положительная оценка по практике может выставляться и при не полной сформированности компетенций в ходе прохождения практики, если их формирование предполагается продолжить на более поздних этапах обучения, в ходе изучения других учебных дисциплин и прохождения других видов практик.
Показатели оценивания компетенций и шкала оценивания
1-й этап
Оценка «неудовлетворительно» или отсутствие сформированности компетенции | Оценка «удовлетворительно» (зачтено) или низкой уровень освоения компетенции | Оценка «хорошо» (зачтено) или повышенный уровень освоения компетенции | Оценка «отлично» (зачтено) или высокий уровень освоения компетенции |
Неспособность обучаемого самостоятельно продемонстрировать наличие знаний при решении заданий, которые были представлены преподавателем вместе с образцом их решения, отсутствие самостоятельности в применении умения к использованию методов освоения практики и неспособность самостоятельно проявить навык повторения решения поставленной задачи по стандартному образцу свидетельствуют об отсутствии сформированной компетенции. Отсутствие подтверждения наличия сформированности компетенции свидетельствует об отрицательных результатах освоения практики | Если обучаемый демонстрирует самостоятельность в применении знаний, умений и навыков к решению учебных заданий в полном соответствии с образцом, данным преподавателем, по заданиям, решение которых было показано преподавателем, следует считать, что компетенция сформирована, но ее уровень недостаточно высок. Поскольку выявлено наличие сформированной компетенции, ее следует оценивать положительно, но на низком уровне | Способность обучающегося продемонстрировать самостоятельное применение знаний, умений и навыков при решении заданий, аналогичных тем, которые представлял преподаватель при потенциальном формировании компетенции, подтверждает наличие сформированной компетенции, причем на более высоком уровне. Наличие сформированной компетенции на повышенном уровне самостоятельности со стороны обучаемого при ее практической демонстрации в ходе решения аналогичных заданий следует оценивать как положительное и устойчиво закрепленное в практическом навыке | Обучаемый демонстрирует способность к полной самостоятельности (допускаются консультации с преподавателем по сопутствующим вопросам) в выборе способа решения неизвестных или нестандартных заданий в рамках практики с использованием знаний, умений и навыков, полученных в ходе освоения учебных дисциплин и практик, следует считать компетенцию сформированной на высоком уровне. Присутствие сформированной компетенции на высоком уровне, способность к ее дальнейшему саморазвитию и высокой адаптивности практического применения к изменяющимся условиям профессиональной задачи |
2-й этап
Оценка «неудовлетворительно» (не зачтено) или отсутствие сформированности компетенции | Оценка «удовлетворительно» (зачтено) или низкой уровень освоения компетенции | Оценка «хорошо» (зачтено) или повышенный уровень освоения компетенции | Оценка «отлично» (зачтено) или высокий уровень освоения компетенции |
Уровень освоения программы практики, при котором у обучаемого не сформировано более 50% компетенций. Если же практика выступает в качестве итогового этапа формирования компетенций оценка «неудовлетворительно» должна быть выставлена при отсутствии сформированности хотя бы одной компетенции | При наличии более 50% сформированных компетенций по практике, имеющим возможность доформирования компетенций на последующих этапах обучения. Для практик итогового формирования компетенций естественно выставлять оценку «удовлетворительно», если сформированы более 60% компетенций | Для определения уровня освоения промежуточной практики на оценку «хорошо» обучающийся должен продемонстрировать наличие 80% сформированных компетенций, из которых не менее 1/3 оценены отметкой «хорошо». Оценивание итоговой практики на «хорошо» обуславливается наличием у обучаемого всех сформированных компетенций, причем не менее 60% компетенций должны быть сформированы на повышенном уровне, то есть с оценкой «хорошо». | Оценка «отлично» по практике с промежуточным освоением компетенций, может быть выставлена при 100% подтверждении наличия компетенций, либо при 90% сформированных компетенций, из которых не менее 2/3 оценены отметкой «хорошо». В случае оценивания уровня освоения практики с итоговым формированием компетенций оценка «отлично» может быть выставлена при подтверждении 100% наличия сформированной компетенции у обучаемого, выполнены требования к получению оценки «хорошо» и освоены на «отлично» не менее 50% компетенций |
13.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы в рамках практики
13.3.1 Индивидуальные задания Проверяемые компетенции:
Формулировка ПК-12 - способность использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня существующие программы и учебно-методические материалы;
Формулировка ПК-13 - способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.
Задание 1. Разработать учебно-методические материалы для проведения лекционного и практического занятия по дисциплине «Экономика организаций».
Задание 2. Разработать учебно-методические материалы для проведения лекционного и практического занятия по дисциплине «Экономика».
Задание 3. Разработать учебно-методические материалы для проведения лекционного и практического занятия по дисциплине «Макроэкономика».
Задание 4. Разработать учебно-методические материалы для проведения лекционного и практического занятия по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения».
Задание 5. Разработать учебно-методические материалы для проведения лекционного и практического занятия по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование».
Методика выполнения
Задание 3. Разработать учебно-методические материалы для проведения лекционного и практического занятия по дисциплине «Экономика».
Цель: Изучить порядок подготовки учебно-методических материалов для проведения лекционного и практического занятия по дисциплине «Экономика».
Порядок выполнения: Обучающемуся необходимо изучить организационно-правовые документы, регламентирующие организацию учебного процесса в академии. Разработать методическое обеспечение для проведения лекционного и практического занятия по дисциплине «Экономика». Разработать задания для проверки освоения пройденного материала студентами.
Критерии оценки выполнения индивидуального задания:
- «зачтено» выставляется студенту, если он твердо знает материал, умеет работать с документацией и критически оценивает организацию бухгалтерского учета на исследуемом участке учета, использует информационные технологии при составлении документов, демонстрирует сформированность необходимых компетенций.
- «не зачтено» выставляется, если студент не знает теоретических основ ведения бухгалтерского учета, не может составить основные документы, демонстрирует отсутствие сформированности одной и более необходимых компетенций.
13.3.2 Порядок подготовки отчета по практике Проверяемые компетенции:
Формулировка ПК-12 - способность использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня существующие программы и учебно-методические материалы;