Урок-игра по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Путешествие по Васюткиным тропинкам
Цель: Пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; развивать творческие способности учащихся, универсальные учебные действия.
Задачи:
- Учить вдумчиво и внимательно читать текст, определять идею рассказа.
- Воспитывать любовь к родному краю, к природе и языку.
- Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности.
- Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
- Уметь понимать тему, идею литературного произведения;
- Уметь пересказывать фрагменты текста, отвечать на вопросы.
Метапредметные:
- Смысловое чтение;
- Уметь работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
- Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом.
Личностные:
- Развитие интеллектуальных творческих способностей учащихся;
- Обогащение словарного запаса для свободного выражения чувств и мыслей в процессе речевого общения.
Оформление урока:
1. Презентация
2. Текст рассказа «Васюткино озеро».
Форма урока: работа в командах («Таежники», «Следопыты»): работа в парах («Литературоведы», «Биологи», «Географы», «Исследователи»).
Орг. момент. Мотивация к деятельности.
Слайд 2
На слайде предложения:
…от затесей далеко не отходи – сгинешь.
…идешь в лес – бери еду, бери спички.
Тайга, наша кормилица, хлипких не любит.
Из какого произведения эти предложения.? Каков их смысл? (это заповеди, по которым учили жить Васютку родители)
|
Слайд 3
Правильно, ребята! Именно об этом рассказе известного во всем мире сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева мы будем сегодня говорить. В.П.Астафьев имеет две государственные премии СССР и 3 государственные премии России.
Слайд 4
Урок-игра по рассказу Астафьева «Васюткино озеро»
Путешествие по Васюткиным тропинкам
Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.
Тайга закаляет характер героя, заставляет его переосмыслить свое отношение к родным, к людям
Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы к нашему уроку. О чем вы могли бы порассуждать.
Прочитайте описание тайги и Енисея в рассказе В.П.Астафьева. подумайте, что объединяет произведения художника и писателя?
(Объединяющее начало-ощущение величия картины природы и в то же время неведомой опасности, притаившейся рядом).
Ребята, мы совершим путешествие в мир, созданный воображением писателя, обобщим все, что узнали, каждый из Вас определит, насколько он хорошо знает текст и героев рассказа.
В путешествие по тропинкам Васютки отправятся две команды:
«Таежники» и «Следопыты», оценивать ваши старания будет жюри. Капитаны, получите маршрутные листы, в них вы будете ставить баллы, полученные командой. В конце путешествия определим команду-победителя. В путь!
Васютка обладал большим багажом знаний. Проверим, каким багажом знаний обладаете вы.
1 Блиц-турнир «Ромашка»: на лепестках вопросы ромашки вопросы, на которые надо отвечать коротко, быстро, четко и правильно.
|
1. Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?
2. Что свидетельствует о близости реки в тайге?
3. Что предвещает вечером смену погоды?
4. Как сберечь в тайге припасы от грызунов?
5. Почему у бригады рыбаков, по мнению дедушки Афанасия, рыба не ловилась?
6. Что у Васютки было с собой, когда он заблудился?
7. Кого испугался ночью в лесу Васютка?
8. Как Васютка сумел заблудиться в лесу?
9. Что сибирские охотники называли «драгоценным припасом»?
10. Какой рацион питания был у Васютки, когда он блуждал по тайге?
11. Кто доставил Васютку до родных мест?
12. Какие чувства испытывает Васютка, когда осознал, что заблудился?
Ответы:
1.Голая сторона у ели-значит, в ту сторону север, где ветвей больше –юг
2.Лиственный лес растет вдоль реки.
3. Огненно-красный закат, кровянистое небо, середина озеро напоминает раскаленную сковородку (ветер, дождь); звезды, месяц на небе: «Вызвездило- к холоду!»
4. Мешок завязать и повесить на сук.
5. Нету нам нынче фарту! Оскудел, батюшкоЕнисеюшко. Раньше жили, как бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придет время – ерши да пескари переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать.
6. Спички, краюшка хлеба, ружье.
7.Огромный пень-выворотень.
8. Увидел глухаря, подстрелил его, побежал за раненой птицей, потеря затеси.
9. Порох и дробь
10. Краюшка хлеба, подбитая дичь-глухарь, утки, кедровые орехи, ягода.
11. Старшина рыбосборочного катера-бота «Игарец» дядя Коляда.
12.Сердце сжалось, на лбу выступила испарина, страх начал давить сильнее, увидел муху в паутине, оцепенение, отчаяние его охватило.
|
Получают задания ", читают их, разрабатывают план действий и реализовывают его. (Задания в конвертах, дети работают в парах).
1. Станция «Литературоведческая»
Определить, какие художественные средства использует автор?
Слайд 11-задания, 12-ответы.
· 1. «Костер от сырости зашипел, защелкал, принялся чихать»
· 2. «шум ветра в вершинах бородатых елей»
· 3. «Тайга тянулась во все стороны, молчаливая, равнодушная»
· 4. «Показался маленький, похожий на ноготок, месяц»
· 5. «голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох»
2. Станция «Биологическая»
Слайд 13 –задание
Составьте связный текст:
1 команда: Расскажите, с какими животными, птицами и растениями встретился Васютка в тайге?
2. Команда: Какие реки и озера встретил Васютка, какая в них водится рыба?
Слайд 14-20- животные, птицы, растения сибирской тайги, о которых рассказывали ребята.
3. Станция «Географическая»
Ребята представляют схематично маршрут Васютки в соответствии с заданием:
Задание для 1 команды:
Составьте карту на листе ватмана, обозначив на ней какими-либо изображениями (рисунками) по эпизодам путешествие Васютки от избушки до ночевки на озере;
ОТВЕТ: Отправление – встреча с кедровкой – встреча с глухарем – «Заблудился!» - подготовка к ночи (разжигание огня, запасание дров на ночь, приготовление еды) - подготовка к походу на север – болото - выход к озеру – охота – ночевка на озере.
Задание для 2 команды:
Составьте карту на листе ватмана, обозначив на ней какими-либо изображениями (рисунками) по эпизодам путешествие Васютки от пробуждения на озере до возвращения туда с отцом
Ответ: Нахождение подбитой им утки – Васютка заметил лиственный лес – выход к реке – дождь- ночевка под дождем - берег Енисея – пароход – рыбацкий бот – дорога домой – встреча – возвращение на Васюткино озеро.
4. Станция «Театральная»
Слайд 21
Устное словесное рисование одного из эпизодов:
1. Охота на глухаря
2. Ночевка в лесу
3. Встреча с лесным озером
4. Наконец-то Енисей!
5. Васютка дома