Путешествие по Васюткиным тропинкам




Урок-игра по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Путешествие по Васюткиным тропинкам

Цель: Пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; развивать творческие способности учащихся, универсальные учебные действия.

Задачи:

  1. Учить вдумчиво и внимательно читать текст, определять идею рассказа.
  2. Воспитывать любовь к родному краю, к природе и языку.
  3. Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности.
  4. Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • Уметь понимать тему, идею литературного произведения;
  • Уметь пересказывать фрагменты текста, отвечать на вопросы.

Метапредметные:

  • Смысловое чтение;
  • Уметь работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
  • Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом.

Личностные:

  • Развитие интеллектуальных творческих способностей учащихся;
  • Обогащение словарного запаса для свободного выражения чувств и мыслей в процессе речевого общения.

Оформление урока:

1. Презентация

2. Текст рассказа «Васюткино озеро».

Форма урока: работа в командах («Таежники», «Следопыты»): работа в парах («Литературоведы», «Биологи», «Географы», «Исследователи»).

Орг. момент. Мотивация к деятельности.

Слайд 2

На слайде предложения:

…от затесей далеко не отходи – сгинешь.

…идешь в лес – бери еду, бери спички.

Тайга, наша кормилица, хлипких не любит.

Из какого произведения эти предложения.? Каков их смысл? (это заповеди, по которым учили жить Васютку родители)

Слайд 3

Правильно, ребята! Именно об этом рассказе известного во всем мире сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева мы будем сегодня говорить. В.П.Астафьев имеет две государственные премии СССР и 3 государственные премии России.

Слайд 4

 

Урок-игра по рассказу Астафьева «Васюткино озеро»

Путешествие по Васюткиным тропинкам

Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.

Тайга закаляет характер героя, заставляет его переосмыслить свое отношение к родным, к людям

Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы к нашему уроку. О чем вы могли бы порассуждать.

Прочитайте описание тайги и Енисея в рассказе В.П.Астафьева. подумайте, что объединяет произведения художника и писателя?

(Объединяющее начало-ощущение величия картины природы и в то же время неведомой опасности, притаившейся рядом).

Ребята, мы совершим путешествие в мир, созданный воображением писателя, обобщим все, что узнали, каждый из Вас определит, насколько он хорошо знает текст и героев рассказа.

В путешествие по тропинкам Васютки отправятся две команды:

«Таежники» и «Следопыты», оценивать ваши старания будет жюри. Капитаны, получите маршрутные листы, в них вы будете ставить баллы, полученные командой. В конце путешествия определим команду-победителя. В путь!

Васютка обладал большим багажом знаний. Проверим, каким багажом знаний обладаете вы.

1 Блиц-турнир «Ромашка»: на лепестках вопросы ромашки вопросы, на которые надо отвечать коротко, быстро, четко и правильно.

1. Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?

2. Что свидетельствует о близости реки в тайге?

3. Что предвещает вечером смену погоды?

4. Как сберечь в тайге припасы от грызунов?

5. Почему у бригады рыбаков, по мнению дедушки Афанасия, рыба не ловилась?

6. Что у Васютки было с собой, когда он заблудился?

7. Кого испугался ночью в лесу Васютка?

8. Как Васютка сумел заблудиться в лесу?

9. Что сибирские охотники называли «драгоценным припасом»?

10. Какой рацион питания был у Васютки, когда он блуждал по тайге?

11. Кто доставил Васютку до родных мест?

12. Какие чувства испытывает Васютка, когда осознал, что заблудился?

Ответы:

1.Голая сторона у ели-значит, в ту сторону север, где ветвей больше –юг

2.Лиственный лес растет вдоль реки.

3. Огненно-красный закат, кровянистое небо, середина озеро напоминает раскаленную сковородку (ветер, дождь); звезды, месяц на небе: «Вызвездило- к холоду!»

4. Мешок завязать и повесить на сук.

5. Нету нам нынче фарту! Оскудел, батюшкоЕнисеюшко. Раньше жили, как бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придет время – ерши да пескари переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать.

6. Спички, краюшка хлеба, ружье.

7.Огромный пень-выворотень.

8. Увидел глухаря, подстрелил его, побежал за раненой птицей, потеря затеси.

9. Порох и дробь

10. Краюшка хлеба, подбитая дичь-глухарь, утки, кедровые орехи, ягода.

11. Старшина рыбосборочного катера-бота «Игарец» дядя Коляда.

12.Сердце сжалось, на лбу выступила испарина, страх начал давить сильнее, увидел муху в паутине, оцепенение, отчаяние его охватило.

Получают задания ", читают их, разрабатывают план действий и реализовывают его. (Задания в конвертах, дети работают в парах).

1. Станция «Литературоведческая»

Определить, какие художественные средства использует автор?

Слайд 11-задания, 12-ответы.

· 1. «Костер от сырости зашипел, защелкал, принялся чихать»

· 2. «шум ветра в вершинах бородатых елей»

· 3. «Тайга тянулась во все стороны, молчаливая, равнодушная»

· 4. «Показался маленький, похожий на ноготок, месяц»

· 5. «голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох»

2. Станция «Биологическая»

Слайд 13 –задание

Составьте связный текст:

1 команда: Расскажите, с какими животными, птицами и растениями встретился Васютка в тайге?

2. Команда: Какие реки и озера встретил Васютка, какая в них водится рыба?

Слайд 14-20- животные, птицы, растения сибирской тайги, о которых рассказывали ребята.

3. Станция «Географическая»

Ребята представляют схематично маршрут Васютки в соответствии с заданием:

Задание для 1 команды:

Составьте карту на листе ватмана, обозначив на ней какими-либо изображениями (рисунками) по эпизодам путешествие Васютки от избушки до ночевки на озере;

ОТВЕТ: Отправление – встреча с кедровкой – встреча с глухарем – «Заблудился!» - подготовка к ночи (разжигание огня, запасание дров на ночь, приготовление еды) - подготовка к походу на север – болото - выход к озеру – охота – ночевка на озере.

Задание для 2 команды:

Составьте карту на листе ватмана, обозначив на ней какими-либо изображениями (рисунками) по эпизодам путешествие Васютки от пробуждения на озере до возвращения туда с отцом

Ответ: Нахождение подбитой им утки – Васютка заметил лиственный лес – выход к реке – дождь- ночевка под дождем - берег Енисея – пароход – рыбацкий бот – дорога домой – встреча – возвращение на Васюткино озеро.

4. Станция «Театральная»

Слайд 21

Устное словесное рисование одного из эпизодов:

1. Охота на глухаря

2. Ночевка в лесу

3. Встреча с лесным озером

4. Наконец-то Енисей!

5. Васютка дома



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: