СИНÓНИМЫ(от греч. synōnymos - одноименный) - слова, тождественные
или очень близкие по значению, но не являющиеся однокоренными, например: враг,
неприятель, противник. С. помогают наиболее точно выразить мысль, позволяют
детализировать описание явлений или предметов. Важнейшая стилистическая функция
С. - функция замещения, когда необходимо избежать повтора слов. Ряд С.,
расположенных так, что каждый следующий усиливает предыдущий, создает градацию(см.): «Спешил, летел, дрожал...» (А.С. Грибоедов). С. используются в художественном тексте (наряду с антонимами (см.), омонимами (см.) и паронимами (см.)) как средство художественной выразительности, например:
Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
АНТОНИМЫ(от греч. anti - против и onyma - имя) - слова, противоположные по
значению, помогающие лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить
явления: «белей лишь блеск, чернее тень»; «они сошлись: волна и камень / / стихи и проза, лед и пламень...». А. могут присутствовать в названиях: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Отцы и дети» И.С. Тургенева. А. используются в художественном тексте (наряду с синонимами (см.), омонимами (см.) и паронимами (см.)) как лексическое средство художественной выразительности, например:
Ты богат, я очень беден,
Ты прозаик, я поэт,
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ, и бледен.
А.С. Пушкин
ОМОНИМЫ(от греч. homos - одинаковый и onyma - имя) - слова,
совпадающие по звучанию и написанию, но различные по значению: брак
(супружество) - брак (некачественная продукция). Кроме собственно О. различают
омофоны (слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному) и омографы
|
(слова, которые совпадают только на письме). О. используются в художественном
тексте (наряду с синонимами (см.), антонимами (см.) и паронимами (см.)) как
лексическое средство художественной выразительности или языковой игры:
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос...
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.
В.Я. Брюсов
...врага уничтожают,
когда он не сдается - а когда
сдается, то его уничтожают
тем более: кому такой он сдался!
В. Строчков («Больная Р.», 1990)
ОККАЗИОНАЛИЗМЫ(от лат. occasionalis - случайный) –
разновидность неологизмов (см.): индивидуально-авторские слова, созданные
поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем
моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте
как лексическое средство художественной выразительности («…молоткастый,
серпастый советский паспорт», «Мне наплевать на бронзы многопудье…» В.
Маяковский) или языковой игры:
Умненькая учица,
над столом склоненная,
щурится, очкарица,
вредница-ехидница.
А. Левин («Серенькая учица», 1983-95)
ПАРОНИМЫ(от греч. para - возле и onyma - имя) - однокоренные слова,
сходные (однако не одинаковые) по звучанию, но различающиеся отдельными
морфемами (приставками или суффиксами) и не совпадающие в значениях: одеть -
надеть, подпись - роспись, эффектный - эффективный. П. используются в
художественном тексте (наряду с синонимами (см.), омонимами (см.) и антонимами
(см.)) как лексическое средство художественной выразительности, например:
|
Темной славы головня,
не пустой и не постылый,
но усталый и остылый,
я сижу. Согрей меня
В. Хлебников
Лексика ограниченной сферы употребления
ДИАЛЕКТИЗМЫ- слова и выражения, присущие народной речи, местному
говору (черевики - туфельки, баз - двор, бирюк - одинокий и угрюмый человек). Д.
используются в художественном тексте, как и другая лексика, имеющая ограниченную
сферу употребления (просторечные элементы (см.), профессионализмы (см.), жаргонизмы (см.)), как средство художественной выразительности (например, в качестве одного из способов речевой характеристики персонажа).
АРХАИЗМЫ(от греч. archaios - древний) - устаревшие слова и выражения,
использующиеся, как правило, в «высоком поэтическом» стиле и придающие
художественной речи торжественность «Угас, как светоч, дивный гений» (М.Ю.
Лермонтов); «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия...» (А.С. Пушкин).
Однако А. могут вносить в текст и иронический оттенок: «Опять я в деревне. Хожу на охоту, // Пишу мои вирши - живется легко...» (Н.А. Некрасов); «Жило-было Чудище...//
Бегало на гульбища, // Сходбища и сборища. // Обожало зрелища, // В частности -
позорища...» (Б. Заходер); «И что в результате баталии?.. Виктория или конфузия?» (Т. Устинова). Выделяются собственно лексические А. (устаревшие слова, называниясуществующих и сейчас предметов и понятий: перст - палец, вещий - мудрый, острог -тюрьма, зело - очень); лексико-семантические (слова, утратившие отдельные значения:
аттестат - письменное свидетельство о службе, поведении кого-либо; станция - место
остановки на больших дорогах, где проезжающие меняли лошадей; свет - высшее
|
общество, круг людей, принадлежащих к привилегированным классам; гость - купец;
позор - зрелище), лексико-фонетические (устаревшее фонетическое оформление слова:
град - город, хоробрый - храбрый) и лексико-словообразовательные (слова, у которых
устарели отдельные словообразовательные элементы: надобно, преступить, рыбарь).А.
используются в художественном тексте (наряду с неологизмами (см.) и историзмами
(см.)) как лексическое средство художественной выразительности, например: «Носки от
беготни крысиныя промокли...» (И. Бродский); «А то, прослыть рискуя снобом, //
Влезаешь важно в шарабан // С гербами аглицкого клоба // И катишь важно, как чурбан»
(С. Соколов).
ЖАРГОН (от франц. jargon) - эмоционально и экспрессивно окрашенная речь,
отличная от общеупотребительной; ненормативный условный язык какой-либо
социальной группы, содержащий много слов и выражений, не входящих в разговорный
язык. По-своему дублирует последний, но в «зашифрованной» форме; делает речь
говорящих на нем непонятной для непосвященных. Разновидности Ж.: великосветский
или салонный, студенческий, армейский, воровской, спортивный, молодежный, семейный
и пр. (например, на жаргоне бандитов: хаза - притон, пушка, волына - револьвер,
крысячить - красть, лох - разиня, бесхитростный человек, а также - бизнесмен, торговец; бабки - деньги). Жаргонизмы используются в художественном тексте (наряду с диалектизмами (см.) и профессионализмами (см.), просторечием (см.)) как лексическое средство художественной выразительности.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ- слова и выражения, свойственные речи людей
различных профессий и обслуживающие различные сферы профессиональной
деятельности, но не ставшие общеупотребительными. П., в отличие от терминов,
считаются «полуофициальными» словами (лексемами), не имеющими строгого 4
научного характера, например: органика - органическая химия, баранка - руль
автомобиля. В художественной литературе П., как и другая лексика, имеющая
ограниченную сферу употребления (просторечные элементы, диалектизмы,
жаргонизмы), используются в качестве одного из способов характеристики
персонажа, например: «Мы говорим не штормы, а шторма» (В. Высоцкий).
НЕОЛОГИЗМ (от греч. neos – новый и logos - слово) - новообразованное
(или нововведенное в язык) слово или выражение, отражающее появление в жизни
людей новых понятий, явлений, предметов. Н. образуются как на основе
существующих форм, в соответствии с законами языка («Будет буря— мы поспорим
// И помужествуем с ней» (Н.М. Языков); «О, рассмейтесь, смехачи» (В.
Хлебников)), так и путем заимствования (тинейджер, брэнд). Н. используются в
художественном тексте (наряду с архаизмами (см.) и историзмами (см.)) как
лексическое средство художественной выразительности.