Лексические средства выразительности




СИНÓНИМЫ(от греч. synōnymos - одноименный) - слова, тождественные

или очень близкие по значению, но не являющиеся однокоренными, например: враг,

неприятель, противник. С. помогают наиболее точно выразить мысль, позволяют

детализировать описание явлений или предметов. Важнейшая стилистическая функция

С. - функция замещения, когда необходимо избежать повтора слов. Ряд С.,

расположенных так, что каждый следующий усиливает предыдущий, создает градацию(см.): «Спешил, летел, дрожал...» (А.С. Грибоедов). С. используются в художественном тексте (наряду с антонимами (см.), омонимами (см.) и паронимами (см.)) как средство художественной выразительности, например:

Я говорю с подругой юных дней;

В твоих чертах ищу черты другие;

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

 

АНТОНИМЫ(от греч. anti - против и onyma - имя) - слова, противоположные по

значению, помогающие лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить

явления: «белей лишь блеск, чернее тень»; «они сошлись: волна и камень / / стихи и проза, лед и пламень...». А. могут присутствовать в названиях: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Отцы и дети» И.С. Тургенева. А. используются в художественном тексте (наряду с синонимами (см.), омонимами (см.) и паронимами (см.)) как лексическое средство художественной выразительности, например:

Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик, я поэт,

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ, и бледен.

А.С. Пушкин

 

ОМОНИМЫ(от греч. homos - одинаковый и onyma - имя) - слова,

совпадающие по звучанию и написанию, но различные по значению: брак

(супружество) - брак (некачественная продукция). Кроме собственно О. различают

омофоны (слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному) и омографы

(слова, которые совпадают только на письме). О. используются в художественном

тексте (наряду с синонимами (см.), антонимами (см.) и паронимами (см.)) как

лексическое средство художественной выразительности или языковой игры:

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос...

Я рядом плыл; сошлись кормила;

Закатный луч был странно кос.

В.Я. Брюсов

...врага уничтожают,

когда он не сдается - а когда

сдается, то его уничтожают

тем более: кому такой он сдался!

В. Строчков («Больная Р.», 1990)

 

ОККАЗИОНАЛИЗМЫ(от лат. occasionalis - случайный) –

разновидность неологизмов (см.): индивидуально-авторские слова, созданные

поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем

моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте

как лексическое средство художественной выразительности («…молоткастый,

серпастый советский паспорт», «Мне наплевать на бронзы многопудье…» В.

Маяковский) или языковой игры:

Умненькая учица,

над столом склоненная,

щурится, очкарица,

вредница-ехидница.

А. Левин («Серенькая учица», 1983-95)

 

ПАРОНИМЫ(от греч. para - возле и onyma - имя) - однокоренные слова,

сходные (однако не одинаковые) по звучанию, но различающиеся отдельными

морфемами (приставками или суффиксами) и не совпадающие в значениях: одеть -

надеть, подпись - роспись, эффектный - эффективный. П. используются в

художественном тексте (наряду с синонимами (см.), омонимами (см.) и антонимами

(см.)) как лексическое средство художественной выразительности, например:

Темной славы головня,

не пустой и не постылый,

но усталый и остылый,

я сижу. Согрей меня

В. Хлебников

Лексика ограниченной сферы употребления

 

ДИАЛЕКТИЗМЫ- слова и выражения, присущие народной речи, местному

говору (черевики - туфельки, баз - двор, бирюк - одинокий и угрюмый человек). Д.

используются в художественном тексте, как и другая лексика, имеющая ограниченную

сферу употребления (просторечные элементы (см.), профессионализмы (см.), жаргонизмы (см.)), как средство художественной выразительности (например, в качестве одного из способов речевой характеристики персонажа).

 

АРХАИЗМЫ(от греч. archaios - древний) - устаревшие слова и выражения,

использующиеся, как правило, в «высоком поэтическом» стиле и придающие

художественной речи торжественность «Угас, как светоч, дивный гений» (М.Ю.

Лермонтов); «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия...» (А.С. Пушкин).

Однако А. могут вносить в текст и иронический оттенок: «Опять я в деревне. Хожу на охоту, // Пишу мои вирши - живется легко...» (Н.А. Некрасов); «Жило-было Чудище...//

Бегало на гульбища, // Сходбища и сборища. // Обожало зрелища, // В частности -

позорища...» (Б. Заходер); «И что в результате баталии?.. Виктория или конфузия?» (Т. Устинова). Выделяются собственно лексические А. (устаревшие слова, называниясуществующих и сейчас предметов и понятий: перст - палец, вещий - мудрый, острог -тюрьма, зело - очень); лексико-семантические (слова, утратившие отдельные значения:

аттестат - письменное свидетельство о службе, поведении кого-либо; станция - место

остановки на больших дорогах, где проезжающие меняли лошадей; свет - высшее

общество, круг людей, принадлежащих к привилегированным классам; гость - купец;

позор - зрелище), лексико-фонетические (устаревшее фонетическое оформление слова:

град - город, хоробрый - храбрый) и лексико-словообразовательные (слова, у которых

устарели отдельные словообразовательные элементы: надобно, преступить, рыбарь).А.

используются в художественном тексте (наряду с неологизмами (см.) и историзмами

(см.)) как лексическое средство художественной выразительности, например: «Носки от

беготни крысиныя промокли...» (И. Бродский); «А то, прослыть рискуя снобом, //

Влезаешь важно в шарабан // С гербами аглицкого клоба // И катишь важно, как чурбан»

(С. Соколов).

 

ЖАРГОН (от франц. jargon) - эмоционально и экспрессивно окрашенная речь,

отличная от общеупотребительной; ненормативный условный язык какой-либо

социальной группы, содержащий много слов и выражений, не входящих в разговорный

язык. По-своему дублирует последний, но в «зашифрованной» форме; делает речь

говорящих на нем непонятной для непосвященных. Разновидности Ж.: великосветский

или салонный, студенческий, армейский, воровской, спортивный, молодежный, семейный

и пр. (например, на жаргоне бандитов: хаза - притон, пушка, волына - револьвер,

крысячить - красть, лох - разиня, бесхитростный человек, а также - бизнесмен, торговец; бабки - деньги). Жаргонизмы используются в художественном тексте (наряду с диалектизмами (см.) и профессионализмами (см.), просторечием (см.)) как лексическое средство художественной выразительности.

 

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ- слова и выражения, свойственные речи людей

различных профессий и обслуживающие различные сферы профессиональной

деятельности, но не ставшие общеупотребительными. П., в отличие от терминов,

считаются «полуофициальными» словами (лексемами), не имеющими строгого 4

научного характера, например: органика - органическая химия, баранка - руль

автомобиля. В художественной литературе П., как и другая лексика, имеющая

ограниченную сферу употребления (просторечные элементы, диалектизмы,

жаргонизмы), используются в качестве одного из способов характеристики

персонажа, например: «Мы говорим не штормы, а шторма» (В. Высоцкий).

 

НЕОЛОГИЗМ (от греч. neos – новый и logos - слово) - новообразованное

(или нововведенное в язык) слово или выражение, отражающее появление в жизни

людей новых понятий, явлений, предметов. Н. образуются как на основе

существующих форм, в соответствии с законами языка («Будет буря— мы поспорим

// И помужествуем с ней» (Н.М. Языков); «О, рассмейтесь, смехачи» (В.

Хлебников)), так и путем заимствования (тинейджер, брэнд). Н. используются в

художественном тексте (наряду с архаизмами (см.) и историзмами (см.)) как

лексическое средство художественной выразительности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: