Типы оценок в ситуации опроса (по Ананьеву).




Значение положительной и отрицательной оценки; последствия наказаний.

 

Ведущими идеями работы Б.Г.Ананьева являются следующие:

1) воспитательное воздействие педагога посредством оценки

2) умственное развитие ребенка осуществляется учителем не только через предмет и методы обучения, но и посредством педагогической оценки.

Оценка – это процесс, это деятельность оценивания, осуществляемая педагогом.

Отметка – является результатом этого процесса, его условным отражением.

На основе оценки появляется отметка. Эти понятие не тождественны.

В процессе учебной деятельности иногда наблюдается явление угасания реакции: слишком частое использование одних и тех же стимулов (положительных или отрицательных оценок) ведет к постепенно утрате их мотивирующей роли. Крайние значения отметок не всегда обладают той стимулирующей силой, которую имеют средние по величине отметки.

Стимулы могут быть:

- органические – связанные с удовлетворением органических потребностей ребенка (еда и т.п.)

- материальные стимулы – связаны с приобретением в собственное пользование каких-либо привлекательных, желаемых для ребенка вещей.

- моральные стимулы – обращены к чувствам ребенка и связаны с удовлетворением его духовных потребностей (чувство долга)

- социально-психологические стимулы (мотивы, связанные с системой человеческих отношений)

- индивидуальные стимулы (содержат в себе нечто очень личное и существенное для ребенка)

Действие различных стимулов на поведение человека ситуационно и личностно опосредованно.

Виды педагогических оценок.

1) Предметная оценка: касается содержания, предмета учебной деятельности ученика, но не его личности.

2) Персональные пед.оценки: относятся к индивидуальным качествам ученика (старание, прилежание).

3) Материальные пед.оценки (привлекательные вещи, деньги и т.д.)

4) Моральные педоценки (похвала или порицание)

5) Результативные пед.оценки – относятся к конечному результату деятельности

6) Процессуальная пед.оценки – относятся к процессу, а не к конечному результату

7) Количественные пед.оценки, соотносящиеся с объемом выполненной работы

8) Качественные пед.оценки, соотносящиеся с качеством, точностью и аккуратностью выполненной работы

Функции педагогической оценки.

обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;

воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;

стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений

диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

Типы оценок в ситуации опроса (по Ананьеву).

Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений к учащимся во время опроса на уроке, и относятся не к системе знаний ученика, и даже не к предмету в целом, а к определенному частичному знанию или навыку.

Б.Г.Ананьев определяет 3 типа парциальных оценок:

1) Амбивалентные (двойственные):
- отсутствие оценки
- опосредованная оценка
- неопределенная оценка.

2) Отрицательные оценки

3) Положительные оценки.

Амбивалентные оценки:

1. Отсутствие оценки – учитель никак не оценивает ученика. Такое оценивание оказывает очень сильное отрицательное воздействие на учебную деятельность ученика и его самооценку. Это худший вид пед. оценки, оказывающий дезориентирующую, а не ориентирующую функцию.

2. Опосредованная оценка – это оценивание одного ученика через другого («Вот Дима ответил лучше, чем Витя») – это травмирующая оценка.

Эти два типа Ананьев называет «исходными», вследствие того, что они не имеют самостоятельного значения и не обладают категоричным действием. Часто учитель дает такие оценки неосознанно, непроизвольно.

3. Неопределенная оценка – тоже исходная, но она уже является своеобразным переходом к различным определенным оценкам, сознательно выставляемым педагогом. Характерным для неопределенной оценки, сближающим ее с определенными и отделяющей от исходных, является ее словесная форма. Главным, часто единственным ее выражением являются слова, либо жесты, которые не позволяют ученику понять как его оценили.

Отрицательные оценки: это очень тонкий инструмент.

- Замечание – это оценка лишь отчасти, поскольку оно является лишь выражением личного отношения учителя. Становится оценкой, когда систематически падает на одного и того же ученика.

- Отрицание – это слова, фразы, указывающие на неправильность ответа ученика и стимулирующие перестройку ходя его мысли, и соответственно – хода решения задач и организацию или реорганизация его учебной деятельности («не так», «неправильно»).

- Порицание – различного рода наказания, насмешка, носящие саркастический, а не юмористический характер; упреки, угрозы, нотации. Может оказывать стимулирующее действие, если не высмеиваются недостатки ученика.
Положительные оценки

- Согласие – это слова и фразы, указывающие на правильность ответа ученика, и стимулирующие движение его мысли в том же направлении. Функция – стимулировать, поощрить ученика в его ответах, действиях.

- Одобрение – это позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ученик. Стимулирующее действие оценки преобладает над ориентирующим. Одобрение является верным, испытанным педагогическим приемом.

- Признание – представляет собой выделение тех или иных достоинств человека.

- Поощрение – может быть материальным, либо оценкой на словах. Это важный педагогический прием, с помощью которого можно решить следующие задачи: показать, что ценится в поведении ребенка; закрепить и стимулировать положительное в поведении ребенка.

В большинстве случаев наказание – не эффективный метод воспитания. Сюда входят все негативные реакции – физическое наказание, устный выговор или обвинение, а также весь спектр взглядов и жестов,ясно говорящих: "Безнадега!" или "Тупица!". Наказание применительно к контролю за детским поведением дает только негативную информацию: "Не делай так!".Оно не говорит: "Поступай вот так, а не как ты". Наказанный ребенок часто остается в замешательстве – чего же от него хотели взрослые? Из-за неясности положительным результатом, в лучшем случае, станет подавление наказуемым поведением, но вряд ли возникнут новые типы поведения.

Еще один недостаток наказания в том, что оно возбуждает чувства, которые ребенок тяжело переносит: чувства беспокойства, унижения, замешательства или мстительности. Характер чувств, их интенсивность, зависят от личности наказуемого. Ни одно из этих чувств не сопровождается усилиями наказуемого вести себя по другому. Однако наказание не создает, не формирует мотив хорошего поведения. Если его часто наказывают, то через какое-то время ребенок уже внутренне враждебен к родителям. Взрослые должны помнить о вреде частых наказаний, т. к. ребенок перестает на них реагировать, привыкая к ним как к обычным явлениям. Частые окрики, замечания усиливают негативизм ребенка. От постоянных одергиваний тихие, робкие дети становятся замкнутыми, а легко возбудимые начинают проявлять агрессивность.

Постоянные упреки вызывают отрицательные эмоции и приводят к конфликту. "Чем больше упреков, тем больше враждебности".

Частое недовольство ребенка взрослыми делает его нервным и закрепляет в поведении роль "плохого ребенка", в результате чего формируется заниженная самооценка.

Применение в адрес ребенка насмешек вызывает у него сначала раздражение, а потом чувство мести. Сарказм разрушает чувство собственного достоинства ребенка, а также доброжелательные взаимоотношения со взрослыми.

Объявление ребенку бойкота может вызвать чувство отвергнутого, одиночества, незащищенности.

Частые угрозы взрослых о возможности наказания или применение физического наказания могут вызвать у ребенка страх наказания, следствием чего может явиться формирование отрицательной черты характера – трусости. Ребенок, который находится под страхом наказания за совершенную ошибку, чаще всего ее и совершает.Угрозы типа: "Посмей только еще раз не послушаться" или "Посмей только еще получить двойку" лишь запугивают ребенка и мешают ему достичь положительного результата.

Физические наказания, порка лишь ожесточают детей, вызывают стремление к неповиновению (стремление сделать все наоборот). Реакция на физические наказания у разных детей разная. Педагоги считают, что у одних физическое наказание вызывает чувство обиды на родителей, у других – слабых, забитых детей – развивает трусость, безответственность, у третьих – сильных – дерзость и жестокость.

Усиление, а порой ожесточение мер наказания может привести к травмированию нервной системы. Тормозящие процессы зависят от возраста, поэтому чем меньше ребенок, тем он слабее. Если ребенку все время кричат "нельзя!", "перестань!", то это может привести к перегрузке нервной системы ребенка. Ребенок должен иметь право на активную радостную жизнь, в том числе и на шалости. В отношении телесных наказаний педагоги, психологи, ученые всего мира единогласны во мнении – это акт насилия над ребенком, который может губительно сказаться на его развитии. Применяя физическое наказание, родители, не рассчитав свою силу, могут нанести большой вред здоровью ребенка. Последствием телесных наказаний может быть отождествление ребенком себя агрессором: в сознании закрепляется представление, что быть карающим и агрессивным правильно. Это метод, по мнению американских ученых психологов К. Норткинсон, М. К. Растомджи, как бы учит ребенка "Если сердит – бей, не рассуждая".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: