Ориентировочная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики (ППХ) на обучающегося




Ориентировочная схема изучения индивидуально-психологических особенностей личности обучающегося / педагога

Цель: изучение индивидуально-психологических особенностей обучающегося / педагога.

Выполнение задания способствует формированию умений наблюдать, использовать диагностические методы, анализировать поведение и полученные данные, понимать состояние и психологические особенности личности, адекватно их оценивать, составлять характеристику личности с целью индивидуализации процесса обучения.

Внимание! В приложении к отчету по практике необходимо разместить листы ответов по проводимым методикам, протоколы бесед, наблюдения, рисунки и т.п., т.е. все то, что заполнял, рисовал обследуемый или заполняли Вы (при наблюдении, беседе, интервью) в процессе составления характеристики.

1. Общие сведения об обучающемся / педагоге:

·Ф. И. О., возраст;

·образование;

·состояние здоровья;

·сведения о семье.

2. Учебно-профессиональная направленность (для обучающегося):

·мотивы выбора профессии;

·отношение к учебе, успеваемость;

·профессиональные интересы и склонности.

3. Социальная направленность личности:

·мотивы жизнедеятельности;

·ценностные ориентации;

·личностная направленность;

·социальный статус личности;

·самооценка и уровень притязаний.

4. Индивидуальные особенности развития познавательных психических процессов:

·особенности памяти;

·особенности внимания;

·особенности мышления;

·особенности воображения.

5. Индивидуально-типологические особенности личности: акцентуация черт характера; преобладающий тип темперамента и его психологические характеристики.

6. Характеристика профессионального развития (мотивы выбора профессии, профессионально важные качества; профессиональные интересы и склонности, профессиональные цели и мечты; профессиональные ожидания) (для педагога).

7. Общие выводы.

8. Рекомендации по работе с обучающимся / педагогом.

 

Прежде чем приступить к выполнению данного задания, необходимо изучить схему его выполнения, прочесть соответствующие разделы учебника и конспекты лекций, подобрать методики, которые будут применены для сбора фактического материала, а также составить план выполнения психологического задания.

После этого следует:

Выбрать для изучения учащегося / педагога.

Провести беседы с учителями и сверстниками, знающими его.

Наблюдать на протяжении периода практики проявления личностных особенностей выбранного обучающегося / педагога, фиксируя факты наблюдения и бесед в протоколах.

Для сбора данных необходимо использовать методы изучения особенностей памяти, мышления, черт характера и др., с которыми студенты знакомились на практических занятиях по психологии.

Проанализировать данные наблюдений, бесед, оценок и исследовательских процедур, зафиксировать в дневнике, обобщить и, доставить характеристику на учащегося в соответствии со схемой.

 

 

Ориентировочная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики (ППХ) на обучающегося

I. Общие сведения о ребенке:

·фамилия, имя, возраст, класс;

·физическое развитие, состояние здоровья (на основании медицинской карты и беседы);

·особенности семейного воспитания (социальное положение, психологический климат, тактика семейного воспитания);

·особенности внешнего проявления поведения (внешний вид, мимика, пантомимика, речевое поведение, отношение к окружающим и т.п.).

II. Направленность личности (интересы, склонности, мотивы поведения и особенности их проявления в учебной и внеучебной деятельности).

III. Самооценка и уровень притязаний личности. Особенности их проявления как внешний фактор поведения.

IV. Особенности развития познавательной сферы учащегося:

·внимание (произвольность, объем, переключение, распределение, устойчивость);

·восприятие (умение наблюдать, слушать, осмысливать);

·память (осмысленность и прочность запоминания, ведущий тип памяти);

·мышление (степень развития мыслительных операций, преобладающий тип мыслительной деятельности). Речь как форма выражения мыслей (умение логично строить свою речь, рассуждать, обосновывать ответ).

V. Психологические особенности проявления свойств темперамента. Особенности типа ВНД.

VI. Характерологические проявления черт и особенностей развивающейся личности в отношениях к окружающим, учебе, трудовой деятельности. Акцентуация черт характера.

VII. Эмоционально-волевая сфера. Внешняя выраженность чувств, настроения. Эмоциональная устойчивость в напряженной ситуации, выраженность волевых качеств личности.

VIII.Социальный статус ученика в группе (положение, роль, функции, возможные конфликты и их причины).

IX. Рекомендации по работе с обучающимся.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: