Отношения со странами Запада




 

Вопрос об отношениях с Западом всегда придавал особую окраску послевоенной внешнеполитической дискуссии в Финляндии, накладывая свои отпечаток на позиции политических сил и деятелей, причастных или претендующих на причастность к определению основных направлений внешней политики страны. И речь шла главным образом не о развитии связей и сотрудничества с отдельными странами Запада. Вопрос с самого начала ставился, по существу, о главных - ориентирах внешнеполитического курса страны.

Как уже отмечалось, сразу же после окончания войны влиятельные круги в Финляндии прилагали немалые усилия для того, чтобы вовлечь страну в сферу политического и военного влияния Запада, придать курсу ее внешней политики одностороннюю, прозападную направленность. С целью добиться привязывания Финляндии к своей политике США предприняли в 1947 году ряд попыток склонить финнов к участию в «плане Маршалла». При рассмотрении этого вопроса в комиссии по иностранным делам финского парламента большинство ее членов высказалось за участие в Парижской конференции по «плану Маршалла». Однако правительство с учетом мнения президента Ю. К. Паасикиви отклонило приглашение на конференцию, сославшись на желание финнов оставаться в стороне от противоречий между великими державами.

Стремясь оказать воздействие на общественное мнение Финляндии, а в более широком плане — на ее внешнюю политику, пытаясь вбить клин в отношения с СССР, западные политики на протяжении многих лет оперировала своеобразным термином «финляндизация», выдвинутым в конце 60 — начале 70-х годов лидером западногерманских «ультра» Ф.-И. Штраусом. Под этим имелась в виду то, что сотрудничество с СССР сопряжено с «ограничением независимости», «утратой политической и экономической свободы действий».

Излагая принципиальный подход Финляндии к отношениям с Западом и отмечая стремление своей страны обеспечить собственные естественные интересы также на этом направлении, президент Кекконен подчеркивал, что национальные интересы Финляндии не позволяют ей быть форпостом Запада против Востока, подобно тому как она не является форпостом Востока против Запада. Кекконен никогда не противопоставлял друг другу эти два направления внешней политики Финляндии. Более того, отдавая приоритет отношениям дружбы и доверия с СССР, Кекконен поставил в прямую зависимость от них и развитие связей с Западом. В своей речи в Национальном клубе печати в Вашингтоне 17 октября 1961 г. он следующим образом сформулировал, по его выражению, «финский парадокс»: «Чем больше мы завоевываем доверие Советского Союза к Финляндии как к мирному соседу, тем лучше предпосылки для тесного сотрудничества с западными странами... Но мы знаем также по опыту, что если по какой-то причине подрывается взаимное доверие между Финляндией и Советским Союзом, то нам, исходя из своих интересов, приходится ограничивать деятельность на западном направлении».

70 — начало 80-х годов характеризовались в целом довольно активным развитием контактов Финляндии с ведущими странами Запада, и прежде всего расширением торгово-экономических, промышленных и научно-технических связей. На долю США, а также Англии, ФРГ и других стран Западной Европы—членов ЕЭС и ЕАСТ в 1983 году приходилось 58,6 % экспорта и 56,5 % импорта Финляндии.

Президент У. К. Кекконен дважды посетил с официальным визитом США (1970 и 1976 гг.), а также ФРГ. В Финляндии в 1980 году побывали президент Франции В. Жискар д'Эстэн и королева Великобритании Елизавета. В первые годы пребывания М. Койвисто на посту президента он совершил поездки в США (сентябрь 1983 г.), Францию (ноябрь 1983 г.) и Великобританию (ноябрь 1984 г.) Из наиболее значительных визитов западных деятелей в Финляндию следует отметить посещение этой страны вице-президентом США Дж. Бушем (июль 1983 г.) и заместителем федерального канцлера, министром иностранных дел ФРГ Г.-Д. Геншером (сентябрь 1983 г.).

В эти годы значительно вырос объем финляндско-американской торговли. Если в 1960 году товарооборот между двумя странами составлял всего 350 млн. финляндских марок, то в 1983 году он увеличился до 6,9 млрд. Только за период с 1970 по 1980 год объем взаимной торговли возрос в 5,4 раза. США являются в настоящее время крупнейшим внешнеторговым партнером Финляндии за пределами Европы. Развитие отношений Финляндии с другими ведущими державами Запада также характеризуется в первую очередь расширением торгово-экономических связей.

По мере развития и углубления процессов западноевропейской экономической интеграции, создания замкнутых экономико-политических группировок в Европе перед Финляндией вставали серьезные проблемы как экономического, так и внешнеполитического характера.

Одна из главных особенностей послевоенной экономики Финляндии — это огромное значение внешнего рынка и внешних источников доходов, что объясняется небольшой емкостью внутреннего рынка, ограниченностью сырьевых ресурсов, преобладанием узкоспециализированных предприятий и рядом других факторов. Достаточно отметить, что доходы от экспорта составляют примерно '/з валового национального продукта Финляндии; В промышленности, работающей на экспорт, занято свыше 300 тыс. финнов. Экономисты подсчитали, что в целом доходы каждого четвертого финна так или иначе связаны с экспортной деятельностью страны. Не менее значительна зависимость Финляндии от импорта. Доля импорта, отнесенная к стоимости ВНП, составила в 1982 году 27,5%, что существенно превышает среднеевропейские и среднескандинавские показатели. В целом же по стоимости товарооборота в расчете на душу населения Финляндия вместе с другими северными странами занимает одно из первых мест в мире, опережая по соответствующим показателям ведущие капиталистические страны, в том числе Англию, Францию, ФРГ. На долю Финляндии, являющейся одной из малых стран Европы с населением в 4,5 млн. человек, в конце 70-х годов, например, приходилось 0,7% всего мирового экспорта.

Проблемы, возникшие в связи с развитием интеграции в Западной Европе, носили для Финляндии не только экономический, но и внешнеполитический характер. Финское руководство не могло не учитывать, что составной частью интеграционных процессов с самого начала являлось стремление к укреплению политического сотрудничества стран-участниц, к созданию замкнутых торгово-политических объединений с наднациональными органами и институтами, ограничивающими национальный суверенитет и независимость входящих в них стран, затрудняющими проведение ими самостоятельной внешней политики.

Отказавшись от участия в «плане Маршалла», Финляндия не вступила и в Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданную в 1948 году (в нее вошли 17 стран—получателей американской помощи) и явившуюся одним из первых шагов в западноевропейской интеграции. Однако в 1957 году Финляндия и 11 стран-членов ОЕЭС подписали протокол об образовании так называемого «Хельсинкского клуба», предусматривавший снижение таможенных пошлин во взаимной торговле. К этому времени Финляндия уже была членом Генерального соглашения по тарифам и торговле, Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда. Финны проявили также интерес к планам создания «зоны свободной торговли» в составе всех стран — участниц ОЕЭС, которые обсуждались с 1956 года в рамках организации (эти планы остались нереализованными из-за разногласий, возникших между Англией и Францией). Одновременно они выдвинули идею развития экономического сотрудничества стран Северной Европы с Советским Союзом на многосторонней основе.

В 1957 году Франция, ФРГ, Италия, Голландия, Бельгия и Люксембург подписали договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) с далеко идущей программой экономической и политической интеграции. В противовес «Общему рынку» в 1959 году по инициативе Англии была создана Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), куда вошли основные западноевропейские партнеры Финляндии, в том числе три Скандинавские страны—Дания, Норвегия и Швеция. Сразу же после создания ЕАСТ финляндское правительство заявило, что намерено наладить отношения с этой организацией, оговорив, однако, что «не может рассматривать вопрос о присоединении к соглашению, которое содержало бы какие-либо политические обязательства или предусматривало бы создание наднациональных органов».

15 марта 1961 г. Финляндия была принята в ЕАСТ в качестве ассоциированного члена. Соглашением, получившим название «ФинЕАСТ», предусматривалось, что торговые решения, касающиеся Финляндии, должны, в отличие от полных членов, приниматься не в совете ЕАСТ, а в специальном органе (позднее, однако, указанные решения фактически принимались советом ЕАСТ).

Участие Финляндии в «зоне свободной торговли» привело к значительному укреплению торговых связей с участника ми «семерки». Их доля в финляндской внешней торговле возросла с 34% в 1960 до 44% в 1970 году.

Президент У. К. Кекконен взял курс на то, чтобы четко разграничить торгово-экономические и политические аспекты урегулирования отношений с ЕЭС, выделив последние в особую группу проблем и поставив их на первое место. В результате процесс сближения с «Общим рынком» прошел несколько этапов и занял несколько лет.

Предоставляя правительству в октябре 1973 года полномочия на подписание соглашения с ЕЭС, президент Кекконен специально продиктовал для внесения в протокол ряд условий. Он отметил, что целью соглашения является чисто торговое решение, которое «сочеталось бы с нашей независимой политикой, было бы экономически сбалансированным, а также соответствовало бы всем нашим международным обязательствам».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: