Таким образом, исходя из результатов сопоставления двух групп испытуемых, можно сделать вывод о том, что дети 5-6 лет с задержкой психического развития демонстрируют результаты намного низе результатов детей 5-6 лет в норме.
Для выделения наиболее значительных характеристик мышления для определения ЗПР следует определить количественную разницу между показателями характеристик у детей в норме и у детей с ЗПР.
Результаты наглядно отображены в таблице № 3.
Табл.№5. Показатели между параметрами характеристик мышления у детей с ЗПР и детей в норме.
4 лишний | зрит.аналог. | понимание метафор | процесс классиф. | послед.картинки | ||||
выбор | аргумент | выбор | аргумент | выбор | аргумент | |||
Дети в норме | 95,0 | 91,6 | 88,3 | 53,3 | 94,6 | 85,0 | ||
Дети с ЗПР | 66,6 | 23,3 | 10,0 | 5,0 | 7,6 | 74,3 | 21,6 | 73,3 |
разница | 28,4 | 68,3 | 78,3 | 48,3 | 87,0 | 25,7 | 63,4 | 26,7 |
Анализируя показатели количественной разницы между параметрами характеристик мышления детей с ЗПР и детей в норме, можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми выступают следующие характеристики мышления.
1. Объяснение процесса классификации (4-й лишний - аргумент)
2. Процесс выбора аналогий (аналогии зрительные – выбор; аналогии зрительные – аргумент)
3. Метафоры
4. Логическое мышление (последовательные картинки - выбор)
На основании этого можно утверждать, что данная гипотеза подтверждена. Да, у детей 5-6 лет с задержкой психического развития существуют отличия в мыслительной деятельности от детей 5-6 лет с нормальным психическим развитием.
Выводы.
На основании проведенного исследования, направленного на выявление особенностей мышления у здоровых детей 5-6 летнего возраста и с задержкой психического развития этого же возраста можно сделать выводы:
|
1. У детей контрольной группы сформированность мыслительной деятельности соответствует возрастному уровню психического развития и наблюдается высокий уровень развития всех характеристик мышления, особенно этот вывод относится к логическому мышлению, операции классификации, пониманию метафор.
2. У детей экспериментальной группы демонстрируются трудности в выполнении заданий:
· В аргументации выбора «4-ый лишний»
· В выборе зрительных аналогий
· В аргументации выбора зрительных аналогий
· В понимании и объяснении метафор
· В выборе последовательной системы построения
1. 3. Исходя из результатов сопоставления двух групп испытуемых, можно сделать вывод о том, что дети 5-6 лет с задержкой психического развития демонстрируют результаты намного ниже результатов детей 5-6 лет в норме.
Заключение
Мышление как отдельный психологический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах.
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Выявление детей с отклонениями в развитии, их дифференциальная диагностика на сегодняшний день, по существу единственная область педагогической практики, где применение психологических диагностических методик не только является желательным, но совершенно необходимо и осуществляется постоянно.
|
1. Задержка психологического развития возникает в связи с экзогенными вредностями.
2. При нарушении темпа развития аномалия определяется задержкой развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы.
3. Высшая нервная деятельность детей с ЗПР отличается от деятельности детей с нормальным развитием: большой силой основных нервных процессов (возбуждение, торможение).
4. Установленные различия между детьми с нормальным развитием и детьми с ЗПР в отношении патогенеза и патофизиологии обуславливают различия и в клинической картине.
5. Изучение детей с явлениями инфантилизма показало, что симптомы ЗПР, зачастую выступавшие уже в раннем преддошкольном возрасте, очень резко проявляются в школьном возрасте, когда перед ребенком ставятся задачи требующие сложной и опосредственной формы деятельности и мышления.
Список литературы
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста Учебное пособие/ под ред. Цветковой Л.С. М.2001г.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ под ред. Лебединской К.С. М.1982г.
3. Астапов В. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития Учебное пособие для студентов и слушателей спец. факультетов. М.1985г.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь М.1934г.
5. Дети с задержкой психологического развития / под ред. Власовой Т.А.; Лубовского В.И.; Цыпиной Н.А. М.1984г.
6. Дети с ограниченными возможностями проблемы и инновационные тенденции и воспитание и обучение Хрестоматия по курсу Коррекционная педагогика и социальная психология / Сост. Соколова Н.Д. М.2001г.
|
7. Корскова И.К.; Микадзе Ю.В.; Балашова Е.Д. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников М.2002г.
8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. М.2000г.
9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии М.2002г.
10. Мухина В.С. Детская психология М.1985г.
11. Немов Р.С. Психология кн.1 М.1999г.
12. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / под ред.Пузанова Б.П. М.2001г.
13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка С-П. 1997г.
14. Поддъяков К.И. Мышление дошкольников М.1977г.
15. Психология детей с задержкой психического развития / сост. Защиринская О.В. С-П.2003г.
16. Рубинштейн С.Я. Основы психологии М.1999г.
17. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихолгии М.1999г.
18. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте М.2002г.
19. Усанова О.И. Дети с проблемами психического развития М.1995г.
20. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития М.1990г.
21. Хомская Е.Д. Нейропсихология М.2002г.
22. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности М.1995г.
23. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение Учебное пособие. М.2000г.
24. Цветкова Л.С. Нейропсихологическое обследование детей. Книга для дефектологов, педагогов и родителей М, 2002
25. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) М.1960г.
26. Эльконин Д.Б. Психология игры М.1978г.