Сущность и экономическая природа инвестиций.




3.3. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста: за и против.

 

По направлению 080100 «Экономика», по профилям «Экономика предприятий и организаций», «Финансы и кредит», «Статистика», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика», а также по направлению 080500 «Бизнес-информатика», по профилю «Электронный бизнес» на базе среднего (полного) общего образования (4 года) предполагается проведение дискуссии по вопросам:

1. Какие социальные и экономические проблемы приходится решать обществу с экономическим ростом? Объясните, почему эти проблемы возникают.

2. Объясните, каким образом эффекты мультипликатора и акселератора раскрывают механизм экономического роста.

3. Существует ли проблема границ экономического роста? Что является ограничителем роста в современных условиях?

 

Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклы, безработица, инфляция.

1. Цикличность развития экономики и экономические кризисы.

2. Безработица и ее типы. Экономические издержки безработицы.

3. Инфляция.

4. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

5. Антиинфляционное регулирование экономики.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

1. Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме:

1. Для чего необходимо изучать циклическое развитие рыночной экономики?

2. Раскройте сущность экономической цикличности.

3. Объясните взаимосвязь экономических колебаний с научно-техническим прогрессом.

4. Охарактеризуйте теории цикла.

5. Что в экономике понимают под безработицей? Кого следует включать в состав безработных?

6. Укажите, с помощью каких показателей можно охарактеризовать безработицу. Каково их содержание?

7. Что означает естественный уровень безработицы? Как он определяется?

8. Назовите основные формы безработицы и причины, их порождающие.

9. Дайте объективную оценку последствий безработицы.

10. Можно ли утверждать, что сущность инфляции сводится только к чрезмерному количеству денег в обращении?

11. Всякий ли рост цен означает, что мы имеем дело с инфляцией? Какие формы проявления инфляции существуют?

12. Какие критерии положены в основу классификации видов инфляции?

13. Каковы социально-экономические последствия инфляции? Можно ли выиграть или проиграть от инфляции?

14. Как правительство должно бороться с инфляцией?

 

2. Тестовые задания для самостоятельного контроля уровня подготовки студентами вопросов темы 5.

 

2.1. Фазами промышленного цикла принято считать…

А. оживление, подъем, кризис, депрессию

Б. бум, подъем, оживление и рост экономики

В. депрессию, спад, падение деловой активности

Г. производство, распределение, обмен, потребление

 

2.2. Характерные черты кризиса классического промышленного цикла XIX века:

рост цен

А. падение цен

Б. спад производства

В. рост безработицы

Г. рост занятости

 

2.3. Фаза подъема деловой активности обычно связана со следующими процессами:

А. рост частных инвестиций

Б. рост запасов фирм

В. рост налоговых поступлений

Г. рост сбережений

Д. сокращение спроса

 

2.4. Максимальные темпы роста цен в классическом промышленном цикле XIX века характерны для фазы…

А. кризиса

Б. депрессии

В. оживления

Г. подъема

 

2.5. Ссудный процент достигает минимального значения за весь экономический цикл во время фазы:

А. кризиса

Б. депрессии

В. оживления

Г. подъема

 

2.6. Кейнс связывал причины кризисов перепроизводства…

А. со склонностью людей к сбережению

Б. с противоречиями капитализма

В. с функцией денег как средства обращения

Г. с неверной политикой Центрального банка

 

2.7. Монетаристы связывают причины циклического развития экономики…

А. с расхождением между спросом на деньги и их предложением

Б. со склонностью людей к сбережению

В. с противоречиями капитализма

Г. с колебаниями инвестиций в основной капитал

 

2.8. Современные циклы по сравнению с классическими циклами XIX века стали короче, что связано:

А. с ускорением морального износа основного капитала

Б. с действием стихийного рыночного механизма

В. с монополизацией производства

Г. с увеличением численности занятых на производстве

 

2.9. Главные особенности современного экономического цикла по сравнению с классическим:

А. кризисы стали менее глубокими

Б. кризисы стали менее продолжительными

В. продолжительность кризиса увеличилась

Г. современный кризис наступает внезапно

 

2.10. Структурный кризис – это фаза, характерная для:

А. циклов Китчина

Б. циклов Жуглара

В. длинных волн Кондратьева

Г. циклов Кузнеца

 

2.11. Кейнс считал, что правительство для снижения безработицы должно:

А. воздействовать на совокупный спрос

Б. полностью полагаться на рыночные механизмы

В. развивать экономику на основе централизованного планирования

Г. воздействовать на совокупное предложение

 

2.12. Рост органического строения капитала и относительное снижение спроса на рабочую силу способствуют возникновению безработицы. Такой точки зрения придерживаются представители…

А. классической теории

Б. марксизма

В. кейнсианства

Г. монетаризма

 

2.13. Автор классической теории объясняли существование безработицы избыточным предложением руда, вызванным…

А. чрезмерно высоким уровнем заработной платы

Б. ростом органического состава капитала

В. низким уровнем заработной платы

Г. спадом производства

 

2.14. Норма безработицы – это…

А. отношение численности безработных к численности рабочей силы

Б. сумма уровней фрикционной и структурной безработицы

В. доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню занятости

Г. естественный уровень безработицы

 

2.15. Безработица, обусловленная спадом совокупного спроса во время кризиса, называется…

А. фрикционной безработицей

Б. структурной безработицей

В. циклической безработицей

Г. естественной безработицей

 

2.16. Допустим, фактический уровень безработицы выше естественного на 2%. Тогда потери ВНП (в % от потенциального уровня) составляют:

А. 5%

Б. 2,5%

В. 2%

Г. 0%

 

2.17. Достижение полной занятости означает, что в экономике…

А. полностью отсутствуют безработные

Б. имеется скрытая безработица

В. существует только естественная безработица

Г. заняты 100% населения в трудоспособном возрасте

 

2.18. Рост совокупного спроса ведет к инфляции, если…

А. экономика функционирует в условиях полной занятости

Б. существуют неиспользуемые производственные мощности

В. существует циклическая безработица

Г. используются не все месторождения полезных ископаемых

 

2.19. Классическая теория объясняет появление инфляции…

А. ростом издержек производства

Б. избыточным совокупным спросом

В. чрезмерной денежной эмиссией в годы войн, стихийных бедствий

Г. чрезмерно высоким уровнем налогообложения

 

2.20. Кривая Филлипса фиксирует связь между уровнем инфляции и…

А. уровнем безработицы

Б. уровнем процента

В. реальной ставкой процента

Г. предложением денег

 

По направлению 080100 «Экономика», по профилям «Экономика предприятий и организаций», «Финансы и кредит», «Статистика», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика», а также по направлению 080500 «Бизнес-информатика», по профилю «Электронный бизнес» на базе среднего (полного) общего образования (4 года) предполагается проведение занятия с использованием кейс-метода. Сюжет кейса взят из реальной жизни и иллюстрирует конкретную ситуацию, возникшую в условиях плохо структурированной проблемы. Задача обучения при работе с кейсом заключается в том, чтобы суметь подвести учащихся к необходимости применять полученные знания на практике. Вопросы для обсуждения:

1. Всякий ли рост цен означает, что мы имеем дело с инфляцией? Какие формы проявления инфляции существуют?

2. Каковы особенности безработицы в переходной экономике России?
3. Проблемы молодёжной безработицы в России.

 

Раздел 4. Государственное регулирование национальной экономики

Тема 6. Государственный бюджет и финансовая политика государства.

1. Государственный бюджет и бюджетная политика

2. Налоги и налоговая система.

3. Фискальная политика государства и механизм ее воздействия на экономику.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

1. Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме:

1. Сформулируйте понятие государственного бюджета и раскройте содержание двух его основных частей.

2. Каковы тенденции изменения отдельных видов государственных расходов? Чем вызвана неодинаковость темпов их развития?

3. Почему налоговые доходы являются преимущественной формой поступления средств в бюджет по сравнению с неналоговыми?

4. Объясните понятие «налоги» и «налоговая ставка». По каким критериям и на какие группы делятся налоги? Назовите известные вам налоги.

5. Перечислите принципы налоговой системы.

6. Детализируйте цели, достигаемые с помощью регулирования налогообложения.

7. Сформулируйте критерии эффективности системы налогообложения на примере кривой Лаффера.

8. Проиллюстрируйте влияние изменения государственных закупок товаров и услуг на изменение равновесного объема ЧНП, дохода графически и в виде уравнения.

9. Проиллюстрируйте влияние изменения налогов на изменение равновесного объема ЧНП, дохода графически и в виде уравнения.

10. Объясните и приведите формулы мультипликаторов государственных закупок товаров и услуг, налогов.

11. Понятие фискальной политики.

12. В чем сущность дискреционной фискальной политики? Каковы ее разновидности?

13. Объясните действие механизма встроенных стабилизаторов и покажите графически воздействие недискреционной фискальной политики на равновесный ЧНП, доход.

 

2. Тестовые задания для самостоятельного контроля уровня подготовки студентами вопросов темы 6.

 

2.1.……….. - это денежные средства, рассматриваемые в их создании и движении, а также система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств через особые учреждения

 

2.2.Финансовая система страны включает в себя:

А. финансы государства

Б. финансы хозяйствующих субъектов

В. финансы населения

Г. финансы иностранных правительств

 

2.3.Изменение государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства с целью воздействия на объемы производства, занятость и уровень цен представляет собой:

А. дискреционную фискальную политику

Б. недискреционную (автоматическую) фискальную политику

В. монетарную политику

Г, политику «дешевых денег»

 

2.4.Фискальная политика государства в условиях экономического спада включает следующие инструменты:

А. увеличение государственных расходов

Б. увеличение налогов+снижение налогов

В. снижение государственных расходов

Г. рост процентных ставок по кредитам

 

2.5.Целью сдерживающей фискальной политики является:

А. рост объемов производства и занятости

Б. замедление темпов инфляции

В. увеличение импорта

Г. развитие конкуренции

 

2.6.Падение доходов бюджета в условиях спада деловой активности при неизменном уровне расходов влечет за собой…

А. образование активного бюджетного дефицита

Б. образование профицита

В. сокращение суммы государственного долга

Г. образование циклического бюджетного дефицита

Д. снижение объема первичного дефицита

 

2.7.Налоги, взимаемые непосредственно с дохода, называются..… налогами

 

2.8.Данная кривая, иллюстрирующая зависимость между уровнем налоговых ставок (t) и объемом государственных доходов (Y), называется…

А. кривой Лоренца

Б. кривой Лаффера

В. кривой Филлипса

Г. кривой спроса

Д. кривой совокупного предложения

 

2.9.Косвенными налогами являются:

А. акцизы

Б. налог на добавленную стоимость

В. налог на прибыль корпораций

Г. налог на наследство

Д. подходный налог с физических лиц

Е. таможенные пошлины

 

2.10.Основные параметры системы подоходного налогообложения представлены в таблице:

Уровень дохода, руб. Размер налога, руб.
   
400 000 80 000
600 000 90 000
800 000 96 000
1 000 000 100 000

Эти данные характеризуют…

А. прогрессивное налогообложение

Б. регрессивное налогообложение

В. комбинированное налогообложение

Г. пропорциональное налогообложение

 

3. Подготовить доклады по темам:

3.1. Государственные финансы Российской Федерации и перспективы их развития.

3.2. Финансовая политика России на современном этапе.

3.3. Анализ межбюджетных отношений в Российской Федерации.

 

4. По направлению 080100 «Экономика», по профилям «Экономика предприятий и организаций», «Финансы и кредит», «Статистика», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика», а также по направлению 080500 «Бизнес-информатика», по профилю «Электронный бизнес» на базе среднего (полного) общего образования (4 года) предполагается проведение занятия с использованием кейс-метода. Сюжет кейса взят из реальной жизни и иллюстрирует конкретную ситуацию, возникшую в условиях плохо структурированной проблемы. Задача обучения при работе с кейсом заключается в том, чтобы суметь подвести учащихся к необходимости применять полученные знания на практике. Вопросы для обсуждения:

 

1. Детализируйте цели, достигаемые с помощью регулирования налогообложения.

2. Сформулируйте критерии эффективности налоговой системы

на примере кривой Лаффера.

 

 

Тема 7. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и политика.

1. Денежный рынок.

2. Кредит и денежно-кредитная система.

3. Денежно-кредитная политика.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

1. Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме:

1.Определите понятие «денежный рынок».

2.Что понимается под ценой равновесия на денежном рынке?

3.Как можно представить графически трансакционный спрос на деньги и факторы, влияющие на него?

4.Как можно представить графически спекулятивный спрос на деньги и факторы, влияющие на него?

5.Какие факторы влияют на общий спрос на деньги?

6.Какие факторы влияют на смещение вдоль кривой спроса на деньги и на смещение самой кривой?

7.В чем состоит сущность кредита? Каковы принципы кредита? Какие формы кредита существуют?

8.Охарактеризуйте действие банковского мультипликатора.

9.Какие теоретические концепции положены в основу необходимости и возможности денежно-кредитного регулирования рыночной экономики?

10.Каковы основные инструменты денежно-кредитной политики?

 

2. Тестовые задания для самостоятельного контроля уровня подготовки студентами вопросов темы 7.

2.1. Номинальный объем ВНП равен 2000 млрд.долл. Спрос на деньги для сделок составляет 500 млрд.долл. В среднем каждый доллар обращается:

А. 4 раза

Б. 5 раз

В. 10 раз

Г. 12 раз

 

2.2. Денежный агрегат М1 не включает:

А. наличные деньги

Б. вклады до востребования

В. дорожные чеки

Г. срочные вклады

 

2.3. Спрос на деньги, по мнению Кейнса, порождается следующими мотивами:

А. трансакционный мотив

Б. мотив предосторожности

В. спекулятивный мотив

Г. мотив оптимизации имущества

 

2.4. Монопольным правом на эмиссию денег (банкнот) обладает…

А. Центральный банк

Б. Коммерческий банк

В. кредитно-финансовое учреждение небанковского типа

Г. инвестиционный фонд

 

2.5. Конечной целью политики дешевых денег является:

А. сдерживание инфляции

Б. стимулирование роста производства и занятости

В. снижение импорта

Г. рост курса национальной валюты

 

2.6. Нижний уровень кредитной системы представлен:

А. Центральным банком

Б. коммерческим банком

В. специализированными банковскими учреждениями

Г. кредитно-финансовыми учреждениями небанковского типа

 

2.7. Политика дорогих денег включает в себя следующие меры:

А. увеличение нормы обязательных резервов

Б. увеличение учетной ставки

В. продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке

Г. покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке

 

2.8. Принципиальное отличие современной российской кредитной системы от кредитной системы советского образца – это…

А. двухуровневая структура российской кредитной системы

Б. возможность проведения операций с государственными ценными бумагами

В. возможность проведения денежной эмиссии

Г. привлечение средств населения на депозитные вклады

 

2.9. Центральный банк продает большое количество государственных облигаций на открытом рынке. При этом преследуется цель:

А. сделать кредит более доступным

Б. увеличить объем прямых инвестиций

В. снизить учетную ставку

Г. уменьшить денежную массу в обращении

 

2.10. Увеличение суммы и количества кредитов, предоставляемых коммерческими банками, ведет к тому, что…

А. денежная масса растет

Б. денежная масса сокращается

В. снизятся темпы экономического роста

Г. снизится совокупный спрос

 

3. Подготовить доклады по темам:

3.1. Проблемы стабилизации кредитно-денежной системы России.

3.2. Проблемы реформирования кредитно-денежной системы России.

3.3. Особенности и значение выполнения функции средства накопления.

 

4. По направлению 080100 «Экономика», по профилям «Экономика предприятий и организаций», «Финансы и кредит», «Статистика», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика», а также по направлению 080500 «Бизнес-информатика», по профилю «Электронный бизнес» на базе среднего (полного) общего образования (4 года) предполагается проведение дискуссии по вопросам:

1. Возможность ипотечного кризиса в России.

2. Сравнительная эффективность разных форм организации банковской системы.

 

Тема 8. Социальная политика государства.

1. Распределение дохода общества и проблема неравенства.

2. Уровень жизни и бедности.

3. Государственная система социальной защиты.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

1. Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме:

1. Охарактеризуйте понятие уровень жизни, индекс развития человеческого потенциала, индекс человеческого развития.

2. Для чего используется кривая Лоренца?

3. Что собой представляет коэффициент Джинни?

4. Дайте характеристику понятий: прожиточный минимум, абсолютная и относительная черта бедности.

5. В чем заключается проблема социальной справедливости и равенства в рыночной экономике?

6. Какую роль играет государство в социальной защите населения?

7. Какой источник дает возможность наиболее эффективно финансировать социальное обеспечение?

 

2. Тестовые задания для самостоятельного контроля уровня подготовки студентами вопросов темы 8.

2.1. Уменьшение степени неравенства в распределении доходов отразится на кривой Лоренца:

а) перемещением кривой фактического распределения вверх;

б) перемещением кривой фактического распределения вниз;

в) приближением кривой фактического распределения к биссектрисе;

г) совпадением кривой фактического распределения с биссектрисой.

 

2.2. В экономической теории неравенство доходов демонстрируется с помощью кривой:

а) Лоренца;

б) Филлипса;

в) Джини;

г) Лаффера.

 

2.3. В случае абсолютного равенства в распределении доходов коэффициент Джини будет равен:

а) 0;

б) 1;

в) 100 %;

г) значению от 0 до 1.

 

2.4. Экономическая система, направленная на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни относится к:

а) рыночной;

б) плановой;

в) традиционной;

г) социально-рыночной.

 

2.5. Коэффициент Джини вырос с 0,22 до 0,35. Это означает, что:

а) среднедушевые реальные доходы уменьшились;

б) дифференциация доходов усилилась;

в) лица с фиксированными номинальными доходами стали богаче;

г) доля семей, доход которых ниже прожиточного минимума, выросла.

 

2.6. Кривая Лоренца показывает:

а) неравенство в распределении доходов различных слоев населения;

б) распределение доходов бедных слоев населения;

в) сумму излишков потребителей и производителей;

г) распределение доходов богатых слоев населения.

 

2.7. К социально-рыночной относится экономика других стран:

а) США, Канада, Австралия

б) Германия, Швеция, Норвегия

в) США, Германия, Франция

г) Германия, Швеция, Австралия

 

2.8. В России в качестве порога бедности используется:

а) прожиточный минимум

б) фактическая заработная плата

в) минимальная заработная плата

 

2.9. Если в стране выросло значение коэффициента Джини, то это означает, что в данной стране:

а) увеличилось неравенство в распределении индивидуальных доходов;

б) уменьшилось неравенство в распределении индивидуальных доходов;

в) увеличилась сумма поступлений в бюджет от налогов;

г) уменьшилась сумма поступлений в бюджет от налогов.

 

2.10. Уровень бедности определяется на основе:

а) прожиточного минимума;

б) фактической заработной платы;

в) минимальной заработной платы.

 

3. По направлению 080100 «Экономика», по профилям «Экономика предприятий и организаций», «Финансы и кредит», «Статистика», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика», а также по направлению 080500 «Бизнес-информатика», по профилю «Электронный бизнес» на базе среднего (полного) общего образования (4 года) предполагается проведение занятия с использованием кейс-метода. Сюжет кейса взят из реальной жизни и иллюстрирует конкретную ситуацию, возникшую в условиях плохо структурированной проблемы. Задача обучения при работе с кейсом заключается в том, чтобы суметь подвести учащихся к необходимости применять полученные знания на практике. Вопросы для обсуждения:

1. Целесообразность и социальная эффективность внедрения прогрессивного подоходного налогообложения в современной России.

2. Сравнительная эффективность социальной политики разных стран в условиях мировых экономических кризисов.

 

Тема 9. Государственное регулирование национальной экономики.

1.Необходимость и сущность государственного регулирования экономики.

2.Методы и инструменты государственного регулирования экономики.

3.Государственный сектор в рыночной экономике.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1. Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме:

 

1. Каковы причины государственного вмешательства в рыночную экономику?

2. Перечислите «провалы» рыночного механизма.

3. Что понимается под государственным регулированием экономики?

4. В чем различия кейнсианского и монетаристского подходов к проблеме государственного регулирования?

5. В чем различие между прямыми и косвенными методами государственного регулирования?

6. Каковы инструменты государственного регулирования?

7. Каковы границы вмешательства государства в рыночную экономику?

 

2. Тестовые задания для самостоятельного контроля уровня подготовки студентами вопросов темы 9.

2.1. Широкое применение экономических методов государственного регулирования:

а) может ослабить эффект рыночных механизмов;

б) оставляет нейтральным рыночный механизм;

в) не влияет на рыночный механизм;

г) может укрепить действие рыночных механизмов.

 

2.2. Что из перечисленного ниже лучше всего отражает понятие «государство в экономике»:

а) совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на всех территориальных уровнях управления;

б) совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном уровне управления;

в) совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, имеющихся на территории данной страны;

г) совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, принадлежащих жителям данной страны.

 

2.3. Выделите пункт, где административные методы государственного регулирования не являются основными:

а) фискальная политика;

б) разработка национальной системы стандартизации и сертификации;

в) антимонопольное регулирование;

г) создание государственных заказников.

 

2.4. «Провалами рынка» называются:

а) ситуации в экономике, где рынок не срабатывает или срабатывает частично;

б) когда рынок не справляется со своими функциями и не может обеспечить эффективное производство благ;

в) верно все перечисленное;

г) наличие «внешних эффектов».

 

2.5. Что из перечисленного ниже не является общественным благом:

а) автомобили;

б) полиция;

в) маяки;

г) защита от наводнения.

 

2.6. Государственное регулирование рыночной экономики:

а) порождено исключительно интересами бюрократического государственного аппарата;

б) служит экономическим целям национального финансового хозяйства;

в) вызвано, прежде всего, интересами военно-промышленного комплекса;

г) призвано служить укреплению существующего строя, адаптации его к меняющимся условиям путем постановки и решения задач, которые не может решать рыночный механизм.

 

2.7. Особенности функций государства в российской экономике обусловлены, прежде всего:

а) чрезмерной развитостью рыночного механизма;

б) отсутствием необходимой базы для их реализации;

в) недоразвитостью личного потребления населения;

г) диспропорциональностью в народном хозяйстве.

 

2.8. Несостоятельность рынка может заключаться...

а) только в перепроизводстве некоторых товаров;

б) только в недопроизводстве некоторых товаров;

в) как в перепроизводстве, так и в недопроизводстве некоторых товаров;

г) только в возникновении нехватки товаров.

 

2.9. Проявление несостоятельности рынка - это:

а) повышение темпа инфляции;

б) уменьшение маржинальной отдачи;

в) внешние (побочные) эффекты;

г) повышение уровня безработицы.

 

2.10. К функциям государства в рыночной экономике относятся:

а) законотворческая деятельность;

б) обеспечение распределения ресурсов;

в) формирование рыночных цен.

 

3. По направлению 080100 «Экономика», по профилям «Экономика предприятий и организаций», «Финансы и кредит», «Статистика», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика», а также по направлению 080500 «Бизнес-информатика», по профилю «Электронный бизнес» на базе среднего (полного) общего образования (4 года) предполагается проведение занятия с использованием кейс-метода. Сюжет кейса взят из реальной жизни и иллюстрирует конкретную ситуацию, возникшую в условиях плохо структурированной проблемы. Задача обучения при работе с кейсом заключается в том, чтобы суметь подвести учащихся к необходимости применять полученные знания на практике. Вопросы для обсуждения:

1. Административно-командные методы регулирования экономики: за и против.

2. Примеры интернализации внешних эффектов в современной России.

3. Итоги приватизации в России.

 

1.3. Список библиографических источников для подготовки к практическим (семинарским) занятиям по разделам учебной дисциплины

1.3.1. Основное (обязательное) обеспечение

а) учебники:

1. Абель, Э. Макроэкономика: учебник: [пер. с англ.] / Эндрю Абель, Бен Бернанке. – 5-е изд. – СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 762 с. (МОиНРФ)

2. Вечканов, Г. С. Макроэкономика: учебник по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. – 2-е изд. – СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 539 с. (УМО)

3. Курс экономической теории: учебник для вузов по экон. специальностям и направлениям / Под общ.ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. – Киров: АСА, 2011 (МОРФ)

4. Макроэкономика. Теория и российская практика. Учебник по эконом. специальностям / [А. Г. Грязнова и др.]; под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думновой- М.: КноРус, 2011 (МОиНРФ)

5. Никифоров А. А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебник. - М.: Дело и Сервис, 2010 (УМО)

б) учебные пособия:

1. Капканщиков, С. Г. Макроэкономика: учеб.пособие по специальности "Менеджмент организации" / С. Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2007. – 331 с. (УМО)

2. Киселёва, Е. А. Макроэкономика: экспресс-курс: учеб.пособие / Е. А. Киселева. – М.: КноРус, 2008. – 379 с. (УМО)

3. Кузнецов Б. Т. Макроэкономика: учеб.пособие для высш. учеб. заведений. - М.: ЮНИТИ, 2009 (УМО)

4. Макроэкономика: учеб.пособие для высш. учеб. заведений по специальности 080502 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / Э. А. Карпов [и др.]; под ред. Э. А. Карпова. – Старый Оскол: Тон. Наукоём. Технологии, 2008. – 535 с. (УМО)

5. Экономическая теория экспресс-курс: учеб.пособие / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной, А. Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2012 (УМО)

1.3.2. Дополнительное обеспечение

а) учебники:

1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учебник. - М.: Проспект, 2010 (МОРФ)

2. Вечканов Г. С. Экономическая теория: Учебник для высш. учеб.заведений. - СПб.: Питер, 2009 (УМО)

3. Мэнкью, Н. Г. Принципы макроэкономики / Н. Грегори Мэнкью; [пер. с англ. А. Смольский, С. Лукин]. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 543 с.

4. Моисеев, С. Р. Макроэкономика: учебник для вузов по гуманитар. специальностям / С. Р. Моисеев. – М.: КноРус, 2008. (МОиПОРФ)

5. Экономическая теория. Микроэкономика, макроэкономика, мегаэкономика: Учебник / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб: Питер, 2009 (МОиПОРФ)

б) учебные пособия:

1. Бардовский В. П. Экономика. Практикум: учеб.пособие для высш. учеб. заведений. - М.: ФОРУМ ИНФРА-М, 2011

2. Кузнецов, Б. Т. Макроэкономика: учеб.пособие для высш. учеб. заведений по экон. специальностям / Б. Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 463 с.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.// К.Р.Макконнелл, С.Л.Брю. Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2009.

4. Самуэльсон П.А., Нордхауз В.Д. Экономика: Учебное пособие. Пер. с англ./ Под ред.Л.С.Тарасевича, А.И.Леусского. – М.: Бином-КНОРУС, 2009

5. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика / Чепурин М. Н. и др.- М.: АСА, 2009

1.3.3. Информационные источники: поисковые порталы Yandex, Google, Rambler и др.

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАННОГО ВИДА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

Согласно Рабочим учебным планам подготовки студентов очной формы обучения направления 080100 «Экономика» (все профили), а также направления 080500 «Бизнес-информатика» профиля «Электронный бизнес» предусмотрено выполнение Расчетно-графического задания как запланированного вида самостоятельной работы.

Цель выполнения РГЗ по учебной дисциплине «Макроэкономика»– проверка уровня теоретических и практических знаний студентов по определенному разделу (теме) учебной дисциплины, умения студентов применять полученные знания для решения конкретных практических задач.

Полученная за РГЗ оценка учитывается при осуществлении промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Макроэкономика».

 

2.1.1. Расчётно-графические задания для студентов направления 080100 «Экономика» профилей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

«Мировая экономика», «Налоги и налогообложение», «Статистика»,

«Финансы и кредит», «Экономика предприятий и организаций» на базе среднего (полного) общего образования (4 года)

 

Расчетно-графическое задание № 1 по темам:

Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклы, безработица, инфляция.

Тема 6. Государственный бюджет и финансовая политика государства.

 

Задание №1. Привести данные об индексах потребительских цен или темпах прироста потребительских цен в 2004-2010 г.г. в следующих регионах РФ:

1 вариант: Южный федеральный округ

2 вариант: Центральный федеральный округ

3 вариант: Дальневосточный федеральный округ

4 вариант: Уральский федеральный округ

5 вариант: Сибирский федеральный округ

6 вариант: Приволжский федеральный округ

7 вариант: Северо-Кавказский федеральный округ

8 вариант: Северо-Западный федеральный округ

9 вариант: Новосибирская область

10 вариант: Московская область

Прокомментировать динамику рассмотренных показателей. Сравнить данные рассмотренного региона с индексами потребительских цен или темпами прироста цен в 2004-2010 г.г. в целом по РФ. Представить динамику показателей в виде графиков. Прокомментировать различия в динамике общероссийских и региональных показателей. Указать источники информации.

Во всех заданиях № варианта- последняя цифра в зачётной книжке (если последняя цифра 0, то вариант №10).

 

Задача № 2.Потребительские расходы равны А млрд. руб., чистые частные внутренние инвестиции: Б млрд. руб., валовые частные внутренние инвестиции: В млрд. руб., импорт: Г млрд. руб., экспорт: Д млрд. руб., государственные закупки: Е млрд. руб. Потенциальный ВНП равен Ж млрд.руб. Численность экономически активного населения: З млн. чел. Общий уровень безработицы составляет И%. Найти уровень естественной безработицы и численность безработных этого вида.

 

Вариант А Б В Г Д Е Ж З И
                   
                  9,9
                  10,8
                  11,7
                  12,6
                  13,5
                  14,4
                  15,3
                  16,2

№ варианта - последняя цифра в № зачётной книжки.

 

2.2. Общие требования к выполнению РГЗ

При выполнении РГЗ следует руководствоваться библиографическим списком Рабочей программы учебной дисциплины. Также необходимо умение работать с библиотечным фондом университета. Для целей анализа могут быть использованы материалы СМИ.

Срок представления работы на кафедру – за месяц до завершения учебного процесса в рамках соответствующего семестра учебного года. Срок проверки РГЗ преподавателем - 10 календарных дней с момента предоставления студентом данного вида работы на кафедру.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: