Глава 2. Добро и зло в московских главах романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»




Изменился ли мир спустя две тысячи лет спустя? Пришло время подвести итоги. Сама дата — ХХ век — как бы обязывала подводить итоги жизни человечества в области христианства: стал ли мир лучше, стал ли человек умней, добрей, милосердней за это время, изменились ли московские жители внутренне, если изменились внешние обстоятельства? Какие ценности они считают главными в жизни? К тому же в Москве в 1920-1930-е годы было объявлено о строительстве нового мира, о создании нового человека. И Булгаков сравнивает в своем романе современное человечество с тем, каким оно было во времена Иешуа Га-Ноцри.

Вторая часть романа «Мастера и Маргарита» является удивительным сочетанием реальности и фантастики. Роман о Мастере представляет собой реалистичную, конкретную и исторически достоверную «булгаковскую Москву», где время, город и люди соединяются в живописную и удивительную картину. Действие романа происходит в Москве 30-х годов, которая населена обыкновенными людьми – современниками автора. Именно здесь появляется великий Сатана, который раз в столетие приходит на Землю, чтобы посмотреть, как живут люди. Жизнь Москвы того времени становится объектом интереса не только Князя тьмы, но и самого Булгакова.

Обратимся к московским главам романа. Здесь высмеиваются и обличаются пороки, свойственные современникам писателя. В Москве, где царит несправедливость, атеизм и зло, живут Мастер и Маргарита. Именно эти образы прежде всего будут в центре исследования.

Главный герой Мастер – появляется только в 13-й главе. Это одна из самых загадочных фигур романа. Многие исследователи, такие как
М.О. Чудакова, В.Я. Лакшин, вполне обоснованно считают Булгакова его прообразом. У Мастера и Булгакова одна общая трагедия – трагедия непризнания. Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой, как утверждает Б.В. Соколов, воплощением «безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества».«Его свободная личность равно воспринимает и зло, и добро, оставаясь при этом собой», – пишет В.И. Немцев.

Мастер – безусловно, автобиографический персонаж, но построенный с опорой на известные литературные образы, а не с ориентацией на реальные жизненные обстоятельства. Он мало похож на человека 20-х - 30-х годов, и, по мнению В.И. Немцова, «его можно легко переместить в любой век и в любое время». Это философ, мыслитель, творец, и с ним в первую очередь связана философия романа.

У Мастера нет настоящего имени. Он пережил непризнание, преследования в литературной среде. В своем неожиданном, искреннем, смелом романе о Пилате и Иешуа он выразил авторское понимание истины. Еще неопубликованный роман отвергнут критикой, и не может увидеть света в литературном мире.Необходимость веры и необходимость поиска истины, которую Мастер хотел донести до людей, оказались также отвергнуты, как и он сам. В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность. Но в мире, где роль человека определяется исключительно его общественным положением, все-таки существуют добро, правда, любовь и творчество.

Поверить в это даёт нам возможность один из центральных образов в романе – образ Маргариты. Милосердие, бесконечная любовь и беззаветная преданность любимому человеку – вот что отличает героиню. Она берет на себя активную роль в судьбе Мастера и пытается вести борьбу с жизненными обстоятельствами, от которой он отказывается.

Героиня борется за свое счастье до конца, готова на все, даже на сделку с Дьяволом. Ее участие в бале Сатаны вместе с величайшими грешниками, которые после бала превращались в прах, возвращались в небытие, совершается в потустороннем мире, где Маргарита никому не причиняет вреда и потому этот грех не требует искупления в мире реальном.

Эта женщина избавляет Мастера от страданий, способствует возрождению созданного им романа и, в конечном счете, побеждает смерть, когда восходит со своим возлюбленным к новой жизни, вечному покою. Воланд предоставляет им «покой» и соединяет два сердца навечно в иной жизни. Обоим тем самым сохраняется высшая свобода.

Маргарита стала поэтическим образом любящей женщины, способной на самые самоотверженные поступки ради любви. Для писателя Маргарита – идеал. А Мастер – носитель добра, потому что оказался выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой. Но писатель не прощает ему страх, безверие, слабость, отступление от борьбы за свою идею. Маргарита помогает возлюбленному, вступая в открытую борьбу за добро.

В раскрытии темы добра и зла в московских главах огромную роль играет образ Воланда.

Он тот, кто возглавляет мир потусторонних сил. Воланд – это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней». Он в самом начале романа вводит евангельскую тему, рассказывая о допросе Иешуа Пилатом. Именно Воланд определяет весь ход действия московских сцен. Внешне он напоминает дьявола. Но еслитрадиционный «христианский» дьявол внушает зло, лжет и искушает, то в романе мы видим совершенно нетрадиционного дьявола, который даже вызывает у читателя симпатию. Все действия Воланда и его свиты в Москве подчинены главным целям – встрече Мастера и Маргариты для определения их судьбы, а также возвращение рукописи романа о Понтии Пилате.

Разоблачению московского народонаселения посвящена двенадцатая глава «Черная магия и ее разоблачение». В ней идет речь о скандальном представлении в театре Варьете. Воланда интересует «важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»

Вывод Воланда известен: человеческая природа не может так быстро перемениться, все осталось по-прежнему. Визит Воланда, как и гениальный роман Мастера, угадавшего события двухтысячелетней давности, не смогли ничего изменить в современной Москве. Такой вывод делает Булгаков.

Были ли прототипы у Воланда? Скорее всего, нет, потому что сам писатель подчеркивал в письме С. Ермолинскому: «У Воланда никаких прототипов нет, очень прошу тебя, имей это в виду».

Изображение дьявола в русской и мировой литературе имеет многовековую традицию. Не случайно в образе Воланда сочетается черты героев многих литературных источников. Так например, имя Воланда и эпиграф к роману заимствованы из «Фауста» Гёте.

Воланд наделен всезнанием. Он видит будущее и прошлое, знает мысли своих героев, их намерения и переживания. И здесь нет ничего сверхъестественного, потому что он творец всего этого мира. Я согласна с мнением В.В. Петелина в том, что если «…снять всю внешнюю мишуру, все эти превращения, фантастические картины, все эти одежды, годные только для маскарада, то перед нами предстанет сам Булгаков, тонкий и ироничный».Именно таким тонким и ироничным предстает передо мной
М. А. Булгаков как автор романа.

Все, на что обращает свой взгляд Воланд, предстает в своем истинном свете. Воланд не внушает и не сеет зла, он не лжет и не искушает. «Он всего лишь вскрывает зло, разоблачая, сжигая, уничтожая то, что действительно ничтожно»,- говорит Л.М. Яновская. И я согласна с этим компетентным мнением.

Таким образом, в московских главах романа Мастер – носитель добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ добра и милосердия. Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.

А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: