Происхождение языка, образование и историческое развитие языков.
Задание 1. Заполните таблицу.
№ | теория | недостаток |
Задание 2. Назовите основные характеристики звукового комплекса, как основной единицы языка.
Задание 3. Сравните праязык с английским языком. Сделайте вывод.
Праязык | Часть речи | Английский язык |
Задание 4. Назовите основные закономерности развития языков.
Задание 5. Перечислите:
- пути появления новых слов в языке, указав причины, приведите примеры;
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
- изменения в фонетике и фонетические законы;
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
- изменения грамматического строя.
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
- Сущность языка, его общественная функция и внутренняя структура.
Задание 1. Дайте определения понятиям.
Язык как система систем
Система –
Знак-
Структура –
Уровни языка –
Парадигматические отношения –
Синтагматические отношения –
|
Языковая система -
Задание 2.
Задачи на свойства языкового знака
1. Какая разница между словами петух и кукареку, кошка и мяу, гавкать и лаять с точки зрения отношения между планом выражения и планом содержания?
2. Что говорит об отношении между планом выражения и планом содержания сопоставление совпадающих по значению слов: рус. дом, укр. будинок, англ. house, нем. Haus, фр. maison?
3. О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: ключ (‘родник’) — ключ (дверной), пол (биологический) — пол (в доме)?
4. Какой вывод о свойствах языкового знака можно сделать, анализируя корни слов: бег — бежать — бегу, рука — ручка?
5. Почему сопоставление таких словоформ, как беру и возьму, много и больше, свидетельствует о произвольности (условности) языкового знака?
6. Почему возможны дублетные формы: галоши — калоши, уплачено — уплочено, шкаф — шкап?
- Фонетика и фонология.
Задание 1. Заполните таблицу.
Виды фонетики | Предмет исследования |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
Задание 2. Перечислите частные дисциплины и укажите предмет исследования.
Задание 3. Укажите те органы, которые не относятся к органам речи.
Губы, зубы, язык, руки, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, десны, бронхи, легкие, нервы, подбородок.
Задание 4. Назовите, что входит в речевой аппарат.
Задание 5. Перечислите активные органы речи.
Задание 6. Перечислите пассивные органы речи.
Задание 7. Назовите признаки, которые акустика различает в языке.
|
Задание 8. Дайте классификацию звуков речи.
Задание 9. Дайте классификацию согласных.
Задание 10. Дайте классификацию гласных.
Задание 11. Выполните фонетический разбор слов: ель, молоко, солнце, ширина, класс, маяк, пью, тень.
Задание 12. В каком слове звуков больше, чем букв?
- якорь, земля, уголь, пояс;
- семья, проезд, повесть, есть;
- юг, объяснил, люк, съемка;
Задание 13. Определите, какие звуки речи образуются следующей артикуляцией в русском языке.
- голосовые связки, сближаясь и напрягаясь, сообщают воздушной струе ритмические колебания; небная занавеска опущена; нижняя губа, смыкаясь с верхней, образует преграду на пути воздушной струи;
- голосовые связки, сближаясь и напрягаясь, сообщают воздушной струе ритмические колебания; небная занавеска не опущена; нижняя губа, смыкаясь с верхней, образует преграду на пути воздушной струи;
- голосовые связки не сближены и расслаблены; небная занавеска не опущена; нижняя губа, смыкаясь с верхней, образует преграду на пути воздушной струи;
- голосовые связки, сближаясь и напрягаясь, сообщают воздушной струе ритмические колебания; небная занавеска опущена, смыкаясь с верхней, образует преграду на пути воздушной струи; средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу;
5.голосовые связки, сближаясь и напрягаясь, сообщают воздушной струе ритмические колебания; небная занавеска не опущена; язык не приподнят и немного продвинут вперед; губы не округлены;
6.голосовые связки не сближены и не напряжены; небная занавеска не опущена; передняя часть языка сближается с зубами, образуя щель на пути воздушной струи.
|
Задание 14. Дайте определение понятиям.
Фонема-___________________________________________________
Слог- ______________________________________________________
Интонация -_______________________________________________________
Ударение -_________________________________________________________
а) =_______________________________________________________________
б) =______________________________________________________________
Редукция - ________________________________________________________
Аккомодация - _____________________________________________________
Ассимиляция - _____________________________________________________
Ассимиляция различается:
1) По направлению –
2) По полноте:
3) По месту:
Диссимиляция – __________________________________________________
Диереза – ________________________________________________________
Эпентеза – ______________________________________________________
Протез (надставка) - _____________________________________________
Метатеза - ______________________________________________________
Фонетические и исторические чередования звуков - __________________
_________________________________________________________________
Задание 15. Перечислите функции, признаки фонем.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 16. Подтвердите или опровергните следующее:
Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи - это слова, фразы, такты, тоны, слоги, звуки. Обоснуйте свой ответ.
Задание 17. Заполните таблицу.
№ | Фонетический процесс | Особенность | Примеры |
Задание 18. Перечислите методы и приемы экспериментальной фонетики.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 19. Перечислите виды слогов, приведите примеры.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексикология, фразеология.
Задание 1. Объясните связь лексикологии и слова.
Задание 2. В чем состоит минимальное и максимальное состояние слова, его признаки?
Задание 3. Перечислите разделы лексикологии.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Назовите функции и признаки слов в языке.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Изобразите графически переход нарицательных имен в собственные и наоборот. Приведите примеры.
Задание 6. Продолжите фразу «собственные имена подразделяются на» и приведите примеры.
Задание 7. Заполните таблицу.
№ | Типы слов | Способность называть | Способность выражать понятия | Способность быть членом предложения |
Задание 8. Изобразите в форме таблицы развитие лексических значений, указав значения, особенности, классификацию (если есть), примеры.
Задание 9. Дайте определение понятиям.
Лексикология
Разделы лексикологии
Лексикология –
Семасиология –
Этимология –
Ономастика –
Топонимика –
Фразеология –
Лексикография –
Слово –
Основные признаки слова: (7)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функции слова:
Полисемия –
Виды переноса значений слова
Метафора (4)–
Виды метафор:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Метонимия –
Виды метонимического переноса:
Термины и терминология
Термин – ___________________________________________________________________________________
Омонимы-___________________________________________________________________________________
Синонимы –__________________________________________________________________________________
Табу –_______________________________________________________________________________________
Эвфемизмы – _________________________________________________________________________________
Антонимы – __________________________________________________________________________________
Фразеологизмы –
Словообразование и его типы
Морфологический способ словообразования –
Виды морфологического способа словообразования:
Конверсия или морфолого-синтаксический способ –
Лексико-синтаксическсий способ, или лексикализация –
Пути пополнения словаря языка
Переосмысление слов
Лексико-семантическое словообразование –
Заимствование слов из других языков –
Пуризм – стремление изгнать иностранные слова из родного языка.
Калькирование иноязычных слов –
Словообразовательная калька
Фразеологическая калька –
Процессы развития лексики
Устаревание и отмирание некоторых слов –
Историзмы –
Архаизмы
Лексические архаизмы по их соотношению с современными синонимами делятся на:
Лексико-словообразовательные архаизмы –
Лексико-фонетические архаизмы
Семантический архаизм –
Грамматика.
Задание 1. Какие грамматические модели в языке можно различить?
Задание 2. Объясните позиции грамматики, лексики, фонетики (периферия).
Задание 3. Какие стороны имеет каждое грамматическое явление?
Задание 4. Как вы понимаете синтагматическое и парадигматическое отношения?
Задание 5. Грамматическое значение и его типы выясняются из сопоставления их с вещественным и лексическим значением. Докажите это на примере.
Задание 6. Заполните таблицу.
Грамматические способы языков.
№ | Грамматический способ | Его особенности | Примеры |
Задание 7. Объясните синтетический и аналитический строй языков. Приведите примеры.
Задание 8. Назовите синтаксические единицы языка.
-…………………….(разновидности, типы отношений),
- предложение (типы, члены предложения).
Задание 9. Дайте определение понятиям.
Грамматика
Понятие грамматики
Грамматика –
Грамматический строй языка –
Основные единицы грамматического строя языка
Морфема –
Слово –
Словосочетание –
Предикативная связь –
Сочинительная связь –
Аппозитивная связь –
Предложение –
Предикативность –
Модальность –
Лексическое и грамматическое значения
Лексическое значение слова –
Грамматическое значение –
Словообразовательное значение –
Грамматическая форма –
Парадигма –
Грамматический способ –
Деривационное значение –
Реляционное значение –
Грамматическая категория –
Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова
Морфема –
Нулевые морфемы –
Корень –
Аффикс –
Морф –
Алломорфы –
Варианты –
Субморф –
Основа слова –
Производная основа –
Непроизводная основа –
Непроизводное слово –
Производное слово –
Словообразовательная производность –
Понятие формы слова
Форма слова –
Грамматическая форма слова –
Словоформа –
Формообразующая основа –
Форматив (или формообразующий аффикс) –
Варианты –
Омоформы –
Парадигма –
Лексемы
Способы выражения грамматических значений
Агглютинация –
Флективность –
Фузия –
Внутренняя флексия (чередование звуков) –
Супрасегментные морфемы (морфемы-операции) –
Супплетивизм –
Удвоение или редупликация –
Интонация –
Грамматическая категория
Грамматическая категория –
Соотношение грамматической категории и грамматического значения
Морфологические категории словоизменительного типа –
Морфологические категории классификационного типа –
Синтаксические грамматические категории – категории, принадлежащие прежде всего синтаксическим единицам языка.
Лексико-грамматические категории –
Задание 10. Решите следующие задачи.
1. Как выявляется категория рода в словах знакомому и синего?
2. Как выявляется единственное число в словах единство, золото, сахар, не имеющих формы множественного числа?
3. Можно ли по лексическому значению слов мертвец, покойник, труп определить их принадлежность к классу одушевленных ~ неодушевленных существительных?
4. Какие значения сказуемого выявляются из противопоставления учитель сердится — учитель сердит — учитель сердитый?
5. Многозначность или омонимию представляет слово мешать в данных предложениях?
6. В каких случаях можно говорить о многозначности слова узел, а в каких об омонимии?
7. Какими языковыми фактами доказывается омонимичность слов лист1, 2 (ср.: лист железа, дубовый лист, похвальный лист)?
8. Определите разницу между омонимами первой (град, клуб, коса, мина) и второй (бой, завод, кулак, узел, язык) групп.
9. Сгруппировать по типам устойчивые словосочетания: белая бумага, втирать очки, железный век, игра природы, красная строка, мыть посуду, новый фильм, Первое мая, Тихий океан, холодное оружие.
10. Из каких противопоставлений выявляются семы слова стоять: ‘находиться в вертикальном положении’, ‘не перемещаться’, ‘быть устойчивым’?
11. Какие семы определяют значения слов: стакан, чашка, стопка, рюмка, бокал, кружка?
12. В каком отношении находятся значения слов: берёза, ветка, дерево, дуб, корень, куст, растение?
13. Распределите глаголы на группы — одновалентные, двухвалентные и трехвалентные: бегать, брать, вести, гибнуть, дрожать, искать, кричать, ловить, мыть, мыться, носить, отдыхать, писать, стучать, толкать, учить, франтить, хватать, хохотать.
14. Какой тип переноса наименования представлен в слове воз во втором и третьем предложениях?
15. В какие пары по значению группируются слова: бодрствовать, вечер, день, новый, ночь, светлый, спать, старый, тёмный, утро?
16. В чем заключается разница между словами первой и второй групп с точки зрения подбора к ним антонимов: 1) засыпать, поздно, светлый, хороший; 2) сладкий, старый, холодно, стоять?
17. Одинаковые ли (с точки зрения словообразования) типы антонимов имеют слова: вкусный, годный, законность, польза, равенство, родной, слить?
18. Как соотносятся между собой значения глагола обойти в данных предложениях?
19. Как группируются по значению слова: аэроплан, глаза, лингвистика, невпопад, некстати, опрятный, очи, самолёт, чистый, языковедение, языкознание?.
20. В чем сходны и чем различаются слова: рус. полотенце и укр. рушник?
21. Во всех ли словах существует связь между значением слова и его внутренней формой: дворник, зубило, мыло, незабудка?
22. Значение каких английских слов можно вывести из их внутренней формы: cloudburst (cloud ‘туча’, burst ‘взрыв’), nightly (night ‘ночь’, ‑ly — суффикс прилагательного), teacher (teach ‘учить’, ‑er — суффикс действующего лица)?
23. Чем различаются слова первой и второй групп с точки зрения их внутренней формы: 1) ближний, капля, семя, учение; 2) большой, бремя, петля, рвение?
24. Распределите слова на группы с точки зрения ясности ~ неясности их внутренней формы: боровик, весло, видеть, масло, облако, переплётчик, рубаха, сверстник, толокно, устье, чернила, щука.
25. Установите по внутренней форме слов, какой признак обозначаемых ими предметов положен в основу наименования этих предметов: бегун, гудок, колючка, пильщик, тягач, швея.
26. Сгруппируйте слова по признакам обозначаемых ими предметов или явлений, выявляющимся во внутренней форуме этих слов: белок, горняк, древко, ежевика, зелье, курятник, нырок, отвёртка, пскович, равнина, сеновал, склянка, смолокур, точило.
27. Пользуясь аналогией с семейством слов напряжение, напрягать, запрягать, подпруга и т. п., найти этимологию слова тяжесть.
28. Как доказать наличие этимологической связи между словами оборот и отвёртка?
Письмо.
Задание 1. Назовите этапы и формы развития письма.
Задание 2. Дайте определение понятиям.
Письмо-
Предпосылки-