Благодаря караван-туру турист может отправиться в путешествие всей семьей или с приятелями на автомобиле, который по своему обустройству не уступает номеру люкс в шикарном отеле, передвигаясь на автомобиле, при этом не расставаясь с уютом и комфортом.
Лучшим отдыхом в кругу самых близких людей является караванинг, который обеспечит автотуристам комфортное и незабываемое путешествие.
Путешествуя по Европе, автомобилисты традиционно экономят за счет ночевок в кемпингах. Европейский кемпинг это чистая благоустроенная, иногда охраняемая территория, с развитой инженерной инфраструктурой, которая включает в себя душ и туалет, телефон, электричество, интернет, кухню, кафе, магазин и многое другое. Также существует возможность бронирования мест через интернет. Автотуристы могут выбрать и условия проживания, от места под палатку и автомобиль, до гостиничных домиков. Кроме того в Европе хорошие подъездные дороги. Например, Финляндия и другие скандинавские страны отлично "приспособлены" для семейного автотуризма. 55.000 км. асфальтовых и 18.000 км. отменных грунтовых дорог позволят добраться до самых укромных и глухих уголков страны.
В Европе автодом называют housecar, и к такому путешествию следует готовиться заранее.
Останавливаться на привал в Финляндии можно везде, где нет запретительных знаков. На туристов распространяется так называемое "общее право", разрешающее свободный проезд по всей территории страны (кроме Аландских островов), независимо от формы собственности на земельные участки. Нельзя только без разрешения владельца местных угодьев ставить палатки, разводить костры, валить деревья.
Парк кемпинг-каров или же автодомов в Западной Европе оценивается в 600-700 тысяч. Из них четвертая часть приходится на Францию, несмотря на то, что это весьма дорогое удовольствие. Значительно дешевле путешествовать в арендованном "доме на колесах", тем более система аренды постоянно развивается.
|
В Европе существует множество автосалонов по прокату караванов. В настоящее время образовались, даже целые сети по аренде караванов. Все автодома делятся на четыре типа.
1 – Кастенвагены — это жилые минивэны. Это самый маневренный тип автодома, так как они сделаны внутри заводского цельнометаллического фургона и оборудованы всем необходимым оборудованием. Недостатками такого вида автодома являются такие показатели, как теснота, так как кастенвагены рассчитаны на двоих, максимум на четверых человек. Теплоизоляция не на самом высоком уровне. Нет зимней подготовки и тёплых полов. Но есть и преимущества: высокая маневренность из-за маленьких габаритов; возможность использования не только для путешествий, но и для ежедневного использования, то есть в выходные дни для путешествий, в будние – как просто автомобиль.
2 – Альковные автодома. Автомобили этого типа отличаются надстройкой над кабиной водителя, так называемый «альков», где находится дополнительная двухспальная кровать. Этот автомобиль обладает очень хорошей теплоизоляцией благодаря тому, что изготовлен из специальных сэндвич панелей. «Альковный» тип автодомов очень востребован среди любителей автопутешествий благодаря своей универсальности и многообразию планировок. Преимуществами такого типа автодомов являются: большое количество планировок на всех возможных шасси; вместительность от 4-х до семи человек; серьёзная зимняя подготовка, жидкостное отопление и тёплые полы. Но из-за большой высоты автодома у него плохая аэродинамика.
|
3 – Полуинтегрированные автодома – это те же альковные автодома, только над кабиной водителя нет надстройки. Жилой модуль так же изготавливается из сэндвич панелей, что намного улучшает теплоизоляцию автомобиля. У такого типа автодома лучшие ходовые и скоростные характеристики за счет меньшего расхода топлива, нежели в альковных автодомах и лучшие аэродинамические характеристики за счет меньших габаритов. Двойные полы, жидкостное отопление, а также зимняя подготовка, но в отличие от альковных здесь вместимость не 7 человек максимум, а 5.
4 – Интегрированные автодома. Они не похожи на серийные автомобили, так как изготавливаются по специальному заказу и имеют эксклюзивный дизайн. Производство таких автодомов гораздо сложнее, поэтому они достаточно дороги и производятся в меньшем количестве. Комплектация самого высокого уровня, поэтому это бизнесавтодом или автодом премиум класса. Самый большой недостаток – очень высокая цена [32].
В основном, в Европе пользуются большой популярностью альковные и полуинтегрированные автодома, благодаря своей доступности и комфортабельности.
Например, компания Caravan Holidays Europe предлагает прокат автодомов практически всех видов. На сайте компании можно ознакомиться с информацией о караванах, предварительно посмотреть их внешний и внутренний вид, есть возможность выбора каравана и его бронирования. Также можно просмотреть стоимость автодома.
|
Компания предлагает в прокат Автомобиль: Fiat Ducato 2,3 Mjet,109 кВ / 148 PS EURO 5. На официальном сайте опубликована информация об автодоме. В Таблице 1.1. дана информация о техническом оснащении автодома.
Таблица 1.1 – Техническое оснащение автодома Fiat Ducato 2,3 Mjet
Общая длина/ширина/высота | см | 756/230/275 |
Кол-во посадочных мест | ||
Кол-во спальных мест | ||
Общая масса | кг | |
Масса ожидания | кг | |
Груз | кг | |
Размер кровати – передняя | см | 195х144 |
Размер кровати – задняя | см | 195х142 |
Стоимость аренды такого автодома составляет от 129 до 189 евро в сутки. Стоимость меняется в зависимости от сезона. Самая высокая стоимость аренды автодома составляет 189?, это обусловленно тем, что в июле и августе востребованность автодома возрастает, в связи с высоким сезоном караванинга. В Таблице 1.2. указаны цены в евро за один день аренды автодома.
Таблица 1.2 – Стоимость аренды автодома Fiat Ducato 2,3 Mjet
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |
Aviano EUR | 129? | 149? | 189? | 149? | 129? |
Кроме интегрированных и полуинтегрированных автодомов также большую популярность имеют автодома с альковом. Они имеют спрос у караванеров, количество членов семьи, которых более 4 человек, так как автодома с альковом рассчитаны на 6 посадочных и спальных мест, что является преимуществом. Такие автодома ничуть не уступают интегрированным караванам, к тому же большую роль играет меньшая арендная стоимость, которая отражена в Таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Стоимость проката альковного автодома за один день аренды
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |
ArgosTime 660(2)EUR | 99? | 119? | 149? | 119? | 99? |
Техническое оснащение автокаравана с альковом представлено в Таблице 1.4.
Таблица 1.4 – Техническое оснащение автодома с альковом
Общая длина/ширина/высота | См | 648/230/316 |
Кол-во посадочных мест | ||
Кол-во спальных мест | ||
Общая масса | Кг | |
Масса ожидания | Кг | |
Груз | Кг | |
Размер кровати – альковь | См | 200х145 |
Размер кровати – средняя часть | см | 180х129 |
Размер кровати – задняя часть (2) | См | 202х93 |
По сравнению с интегрированными автодомами, караваны с альковом являются более доступными и практически не уступают в качестве, разве что дизайном. Данные автодома востребованы и являются более популярными, благодаря своему многообразию планировок и серьезной зимней подготовке.
Также как и автодома, кемпинги имеют различия между собой. Они делятся на следующие виды:
1) 1-звездочные кемпинги предоставляют самые минимальные удобств. Такие кемпинги встречаются в Европе достаточно редко. В последнее время хозяева кемпингов стремятся увеличить уровень комфорта, качество и количество предоставляемых им услуг, чтобы повысить звездность и тем самым увеличить собственные доходы.
2) 2х-звездочные кемпинги достаточно широко распространены по всему миру. Они обеспечены всем необходимым для проживания современного автотуриста. В данную категорию авто кемпингов попадают муниципальные кемпинги на окраинах городов и деревень;
3) 3х, 4х звездочных кемпингах претендуют на высокий уровень комфорта и качества услуг. Они располагают местом палаток, местами для мобильных домов и бунгало. На их территории чаще всего работает прачечная, продуктовый, бытовой магазин, рестораны, бары, дискотеки. Довольно часто в их инфраструктуру входит бассейн, сауна, иногда теннисный корт, спортивный зал, поле для гольфа или футбольное поле, библиотека, игровые площадки для детей. Данные кемпинги больнее напоминают себя отели и гостинцы под открытым небом, отвечающие всем требованиям по обслуживанию в гостиницах. Электронный журнал «За рулем» [электронный ресурс] URL: https://www.zr.ru/
Стоимость проживания в различных кемпингах мира складывается из оплаты за каждого постояльца, машину, трейлер или постояльца. В стоимость почти всегда входит: место с подводом воды, электричества, канализации. К тому же на территории кемпинга всегда функционируют несколько кафе и ресторанчиков, магазины, бассейн и даже дискотека. Электронный журнал «За рулем» [электронный ресурс] URL: https://www.zr.ru/
В некоторых кемпингах установлены ограничения на длительность проживания – например, максимум или минимум пять ночей. Кроме того, въезд во многие кемпинги закрывается в 22.00 и с 12.00 до 14.00.
В Америке караванинг имеет большую популярность, хотя бы, потому что свое бурное развитие он получил как раз там. Все, что касается Америки, уникально, потому что в любом чисто американском понятии присутствует намек на американскую мечту.
В США лучше всего путешествовать в "доме на колесах". Только так за короткий период отпуска можно ближе всего познакомиться с этой удивительной страной, побывать во многих интересных ее уголках, завести надежных друзей среди автотуристов. А правила аренды RV (recreational vehicles - это название в США объединяет прицепы-кемперы, оборудованные микроавтобусы, передвижные дачи - в общем, машины для отдыха) несложные.
В Америке караванинг является не только национальным видом отдыха, но и образом жизни многих людей. Для того чтобы оценить популярность караванинга в стране, достаточно зайти на сайт американской компании, предоставляющей услуги в областях Интернет-аукционов, — www.eBay.com. Некоторое время назад слово RV (кемпер) занимало первое место, оставив позади слова «золото», «BMW» и даже «iPod».
Дорожная и придорожная инфраструктура в Америке развита очень хорошо, что дает автотуристам хорошую возможность для путешествий без преград по стране.
У автотуристов в США наиболее популярны машины двух типов – класс С и класс А. Первый тип строится на шасси и кабине микроавтобуса типа "Ford Econoline E350" или "Chevrolet Van G-30". Длина 21- 31 фут (один фут – 0,3 метра), надстройка с постелью над кабиной, кухня, душ, стереосистема. Идеально для двоих-четверых путешественников. Автодом класса А – уже не кабина минивэна с другим кузовом, а специально построенный «дом на колесах» длиной 27-34 фута, рассчитанный на шесть человек. Внутри отдельная спальня, столовая с раскладными диванами, кухня, душ, холодильник, холодная и горячая вода, стереосистема и телевизор, микроволновая печь, опускаемая тент-палатка на боку машины, лестница на крышу, роскошный интерьер из велюра и дерева и многое другое. Оба типа машин оснащены бензиновыми моторами V8 или V10 объемом от пяти до восьми литров. Автоматические коробки передач, усилители руля и тормозов, двойное кондиционирование воздуха (раздельное для спальни и кабины) – все это стандарт для большинства RV [32].
Кемпинг, оснащенный современной техникой, требует больших капитальных вложений. Стоимость оснащения одного кемпинг-места может варьироваться от 2500$ до 10000$. Но эти проблемы не препятствуют развитию. По данным статистики, ежегодно в кемпингах США и Австралии проживают около 4,5 млн. туристов.
Основной сегмент караванеров – это люди в возрасте от 30 до 60 лет. В большинстве, с высоким уровнем дохода, путешествующие в группах. Это обусловлено тем, что до 30 лет люди обычно заняты карьерой, семьей, собственным жизненным ростом, и обычно погружаются в «строительство» своего будущего. По статистике люди старше 30 лет имеют уже свой постоянный доход и могут позволить себе отдых. Так почему же не отправиться в увлекательное путешествие в доме на колесах.
По данным Европейской Федерации Ассоциаций Кемпингов и Караван-стоянок (EFCO&HPA) на сектор кемпингов и караванинга (данный сектор охватывает различные места, площадки, парковые зоны, оборудованные для отдыха и туризма, где предусматривается полное самообслуживание, а плата берется только за размещение) каждый год, в среднем, приходится 23% всех отдыхающих в Европе. Так же статистика показывает, что европейский автотурист совершает в течение года не менее 3-4 поездок, половина из которых подразумевает длительные поездки на расстояния свыше 1000 км.
Индустрия караванинга растет в среднем на 15% в год последние 7 лет. Рост обусловлен растущим спросом на услуги высокого качества и технически оснащенные кемпинги. Последние исследования показали, что 91% туристов ожидают существенного подъема индустрии караванинга в последующие 3 года.
С туристской точки зрения, караванинг – цивилизованная форма неорганизованного индивидуального туризма. Как форма организации отдыха он самодостаточен, ведь в доме на колесах объединены средство передвижения и место проживания, что само по себе способствует свободе в путешествии.
Данный вид автотуризма предполагает планирование путешествия самостоятельно. Караванер сам выбирает время своего тура, будь то весна, лето, зима или осень. Также он волен выбирать и место, город или страну которую хотел бы посетить. Тем не менее, существуют технология и организация караванинга.
Для начала туристу следует разработать маршрут, которому он будет следовать в течении всего путешествия. Маршрут лучше разрабатывать заранее и уделить этому вопросу достаточно времени. Нужно распланировать основные контрольные точки маршрута, продумать режим движения и отдыха, остановки на ночлег. Ведь хороший отдых зависит от большого количества нюансов. Если маршрут предполагает пересечение границ другого государства, то понадобится виза и страховка. Большинство европейских государств на сегодняшний день находятся в Шенгенской зоне и пересечение границ между ними – свободное. Это существенно облегчает жизнь путешественникам. Можно получить, например, визу Польши и ехать во Францию. Если же страна не участвует в Шенгенском договоре, то необходимо получить ее визу. В случае если путь пролегает через какие-либо страны в конкретную страну, где пройдет большая часть отдыха, может понадобиться транзитная виза. Также караванеру не помешает уделить внимание изучению правил дорожного движения той страны, региона, области в которую он отправляется.
Далее туристу нужно решить вопросы с арендой автодома, если он не имеется, или подумать о его покупке.
Также, следует подумать о питании во время поездки и о ночлеге. Предусмотреть остановки, для полноценного сна, на кемпстоянке или же в кемпинге.
Сегодня существует огромное количество онлайн сервисов, предлагающих автомобильным туристам проложить маршрут, рассчитать расстояние от объекта к объекту, предлагают карты федеральных трасс и атласы дорог. В интернете можно найти автофорумы, где путешественники выкладывают описания своих путешествий, фотографии увиденных ими объектов и достопримечательностей на маршруте. Общаясь на данных форумах, люди получают возможность поделиться опытом своих путешествий, узнать новые пути проезда в труднодоступные дестинации.
Появление GPS, или Global Positioning System (глобальная система позиционирования) также повлияло на развитие автотуризма. Автомобильные навигаторы позволяют планировать маршруты с учетом дорожной разметки и дорожных пробок на пути, радаров и знаков, сохранять историю прошлых маршрутов, вести приблизительный расчет топлива и др.
Караванинг в качестве составляющей турбизнеса можно разделить на несколько связанных между собой частей. А именно:
1. Специализированная техника для караванинга.
2. Специализированные места для остановок и стоянок караванеров.
3. Различные специализированные услуги для караванеров.
Услуги, которые предоставляются туристам различными средствами размещения, являются основными в сфере индустрии туризма. Что касается караванов, то они также имеют разновидности.
1. Глобально можно разделить всю специализированную технику для автопутешествий на два основных вида: моторная и безмоторная.
Моторная (Автодом, Кемпер, MotorHome, Reisemobile) – техника, где жилой модуль установлен на шасси с двигателем и весь комплекс не требует буксировки. Разновидностей и тем более моделей автодомов существует огромное количество: альковные, интегрированные, полуинтегрированные, экспедиционные, лайнеры, жилой фургон, и другое.
Безмоторная (Прицеп-дача, Караван, Трайлер, Wohnwagen) – техника, где жилой модуль установлен на раму и шасси прицепа, и весь комплект требует буксировки отдельным тягачом. По разновидностям караваны делятся в основном на одноосные и двухосные, а по моделям так-же имеют огромное количество планировок, устройств и разнообразных опций.
2. Основными специализированными местами для остановок или стоянок караванеров являются кемпинги или кемпстоянки.
Кемпинг (Camping, в США также — англ. RV park и англ. Trailer park) — место для автотуристов с выделенной территорией, оборудованной местами стоянки с подводом электричества, местами для залива воды и слива отходов, стационарными туалетами и душевыми, а также местами для палаток или домиками лёгкого типа (бунгало). Кемпинг может также включать инфраструктуру сферы обслуживания, например магазины, кафе, аквапарки.
Стандартный кемпинг должен отвечать следующим минимальным требованиям к его инфраструктуре:
• Выбор места – близость к природным или культурным достопримечательностям, отдаленность от индустриальных зон, естественное качество самой территории, удобный подъезд.
• Территория – огороженная, охраняемая, с определенными размерами и качеством мест стоянок (питчей) и удобной структурой внутренних дорог. Планировка должна учитывать естественный рельеф местности и планируемое количество мест.
• Техническое обеспечение – организовано общее подключение к внешним сетям (электричество, водопровод, канализация) С каждого питча доступно подключение к электричеству. Имеются в зависимости от количества мест определенное количество точек залива воды и точек утилизации отходов. Так же в зависимости от расчетной заполняемости имеются теплые стационарные туалеты и душевые.
• Размещение – контроль размещения осуществляется на въезде, оформляется в административном блоке (может совмещать функции ресепшн с мини магазином и даже с кафе).
Помимо питчей уже на первом этапе желательно иметь минимальное количество собственных бунгало или мобильных домов, сдаваемых в аренду для проживания автотуристов, путешествующих на личных автомобилях.
• Инфраструктура обслуживания – как минимум должна быть оборудована детская площадка и в административном блоке работать мини магазин по продаже продуктов и товаров первой необходимости. В обязательном порядке должна присутствовать информация о ближайших местных природных и культурных достопримечательностях.
Помимо Кемпингов существует понятие – Кемпстоянка (Stellplatz) – место для автотуристов, как правило, вблизи автотрасс или в городе, позволяющее встать на ночь с подключением к электричеству и возможностью залива воды и утилизации отходов. Инфраструктура сферы обслуживания минимальна и может включать, например автомойку, магазин, станцию техобслуживания.
Также как и кемпинг стандартная кемпстоянка должна отвечать следующим минимальным требованиям к ее инфраструктуре:
• Выбор места – близость к основным оживленным автомагистралям или компактное расположение в черте города максимально близко к основным культурным достопримечательностям, удобный подъезд.
• Территория – огороженная, охраняемая, с определенными размерами и качеством мест стоянок (питчей) и удобной структурой внутренних дорог. Планировка должна учитывать планируемое количество мест.
• Техническое обеспечение – организовано общее подключение к внешним сетям (электричество, водопровод, канализация) С каждого питча доступно подключение к электричеству. Имеются как минимум одна точка залива воды и одна точка утилизации отходов.
• Размещение – контроль размещения осуществляется на въезде, оформляется в административном блоке (может совмещать функции ресепшн с мини магазином и даже с кафе).
• Инфраструктура обслуживания – могут предоставляться услуги автомойки и технического обслуживания. В обязательном порядке должна присутствовать информация о ближайших местных культурных достопримечательностях.
3. Основными услугами для караван-туров являются: прокатные компании, сервисные станции, крупные каталоги по заказу запчастей и аксессуаров, специализированные печатные издания, информационные порталы для автопутешественников в интернете, туристские фирмы занимающиеся разработкой и планированием маршрутов и помощью в оформлении всех необходимых для этого документов, общественные и коммерческие клубы и организации.
Прежде чем обращаться в прокатную компанию, караванерам следует ознакомиться с основными правилами и условиями аренды автодома.
Международные прокатные компании предлагают три основных тарифа: стандартный, с неограниченным пробегом и с лимитированным пробегом в сутки. В первом случае платить следует за каждый километр пробега; второй выгодно брать в том случае, если суточный пробег составляет более 70 км; при третьем варианте за определенное количество километров платить не надо, а сверх лимита взимается плата. Эти условия обычно отражаются в договоре. Официальный сайт компании «СпецТур» [электронный ресурс] URL: https://www.spectours.ru/
Формальности для заключения договора на аренду автодома:
– возраст туриста, арендующего транспорт, должен быть не менее 21 года и не более 70 лет (иногда от 25 до 75 лет);
– наличие у туриста паспорта или любого другого документа, удостоверяющего личность, и водительского удостоверения международного образца;
– к моменту заключения договора аренды водительское удостоверение должно быть действительно (т.е. не просроченным) еще не менее двух лет;
– внесение залога;
– наличие кредитной карточки (в таких странах, как Испания, Франция и некоторых других).
В стоимость арендной платы должно входить:
– неограниченный пробег автомобиля;
– ремонт или замена автомобиля в случае технической неисправности;
– полная страховка на случай ДТП не по вине клиента;
– страховка, покрывающая ущерб, нанесенный автомобилю в ДТП по вине клиента;
– страховка пассажиров от несчастных случаев (кроме водителя);
– налоги.
Машину должны предоставить с полным баком, и вернуть ее также нужно с полным баком.
Также к основным услугам для караванинга относятся предусмотренные в определенных местах бензоколонки и заправки на пути следования каравана. Сюда же можно отнести автомойки, так как для многих караванеров чистота их автодома стоит не на последнем месте.
Места, где можно поесть или купить продукты питания также относятся к основным услугам.
Для разработки автомобильного тура туристам требуется ответить на ряд вопросов и тем самым спланировать тур. К основным вопросам относятся:
1. Дата начала путешествия.
2. Дата окончания путешествия.
3. Количество и возраст участников поездки. Их фамилии, как указано в Заграничных паспортах.
4. Участвуют ли в поездке дети и их возраст.
5. Страна или страны для посещения (в том числе и транзитные).
6. Города или контрольные точки, через которые планируется проезжать.
7. Места и сроки запланированных остановок.
8. Водительский стаж.
9. Сколько человек будут допущены к управлению транспортным средством.
10. Темп поездки.
11. Оформление документов.
Данный план поможет караванерам правильно спланировать поездку, избегая возможных проблем во время путешествия. Грамотно спланированное путешествие станет незабываемым отдыхом для всей семьи.
В том случае, если турист не планирует поездку сам, а пользуется туроператорскими или турагентскими услугами, то после планирования поездки с туристом будет заключен договор, а также будет предоставлена памятка для туриста, которая включает в себя необходимую информацию: о правилах въезда в страну (место) временного пребывания, об условиях пребывания, о таможенных правилах, об обычаях местного населения, национальных и религиозных особенностях региона, религиозных святынь, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, о состоянии окружающей природной среды, о часовом поясе и климатических условиях на маршруте, об опасности, о факторах риска, о курсе валют, дорожного движения и парковки и прочая полезная информациях [ Погодина В. Л. Туристско-рекреационное проектирование, c. 83].