В SHELL используются два механизма отладки командных файлов.
Первый из них: set -v выводит строки командного файла по мере их чтения. Этот режим применяется при поиске синтаксических ошибок. Для его использования не требуется производить модификацию командного файла, например:
sh -v proc... здесь proc - имя командного файла. Ключ -v может использоваться вместе с ключом -n, предотвращающим выполнение следующих за ним команд (команда set -n блокирует терминал до тех пор, пока не вводится признак конца файла EOF). Команда set -х выводит команды по мере их выполнения, причём на терминал выводятся строки программы и на место переменных подставляются их значения. Для отмены ключей -x и -v можно воспользоваться командой set - а для установки - присвоить соответствующее значение макропеременной.
СРЕДА SHELL (ПЕРЕМЕННЫЕ И ПАРАМЕТРЫ)
На языке shell можно писать командные файлы и с помощью команды " chmod " делать их выполняемыми. После этого они ни чем не отличаются от прочих команд ОС UNIX.
Shell-переменные
Имя shell -переменной - это начинающаяся с буквы последовательность букв, цифр и подчеркиваний.
Значение shell -переменной - строка символов.
То, что в shell всего два типа данных: строка символов и текстовый файл, с одной стороны, позволяет легко вовлекать в программирование конечных пользователей, никогда ранее программированием не занимавшихся, а с другой стороны, вызывает некий внутренний протест у многих программистов, привыкших к существенно большему разнообразию и большей гибкости языковых средств.
Однако интересно наблюдать то, как высококлассные программисты, освоившись с "правилами игры" shell, пишут на нем программы во много раз быстрее, чем на Си, но, что особенно интересно, в ряде случаев эти программы работают даже быстрее, чем реализованные на Си.
|
Имя переменной аналогично традиционному представлению об идентификаторе, т.е. именем может быть последовательность букв, цифр и подчеркиваний, начинающаяся с буквы или подчеркивания.
Для присваивания значений переменным может использоваться оператор присваивания " = ".
var_1=13 - "13" - это не число, а строка из двух цифр.
var_2="ОС UNIX" - здесь двойные кавычки (" ") необходимы, так как в строке есть пробел.
Возможны и иные способы присваивания значений shell -переменным. Так например запись,
DAT=`date`
приводит к тому, что сначала выполняется команда " date " (обратные кавычки говорят о том, что сначала должна быть выполнена заключенная в них команда), а результат ее выполнения, вместо выдачи на стандартный выход, приписывается в качестве значения переменной, в данном случае " DAT ".
Можно присвоить значение переменной и с помощью команды " read ", которая обеспечивает прием значения переменной с (клавиатуры) дисплея в диалоговом режиме. Обычно команде " read " в командном файле предшествует команда " echo ", которая позволяет предварительно выдать какое-то сообщение на экран. Например:
echo -n "Введите трехзначное число:"
Read x
При выполнении этого фрагмента командного файла, после вывода на экран сообщения
Введите трехзначное число:
интерпретатор остановится и будет ждать ввода значения с клавиатуры. Если вы ввели, скажем, " 753 " то это и станет значением переменной " x ".
|
Одна команда " read " может прочитать (присвоить) значения сразу для нескольких переменных. Если переменных в " read " больше, чем их введено (через пробелы), оставшимся присваивается пустая строка. Если передаваемых значений больше, чем переменных в команде " read ", то лишние игнорируются.
При обращении к shell -переменной необходимо перед именем ставить символ " $ ". Так команды
echo $var_2
Echo var_2
выдадут на экран
ОС UNIX
Var_2
Экранирование
Рассмотрим более подробно приемы экранирования, используемые в shell. В качестве средств экранирования используются двойные кавычки (" "), одинарные кавычки (' ') и бэк-слэш (\).
Из примеров очевидно их действие:
Можно в одной строке записывать несколько приcваиваний.
x=22 y=33 z=$x
A="$x" B='$x' C=\$x
D="$x + $y + $z" E='$x + $y + $z' F=$x\ +\ $y\ +\ $z
(присваивание G=$x+$y не было бы выполнено из-за пробелов)
Тогда
echo A = $A B = $B C = $C
echo D = $D E = $E F = $F
eval echo evaluated A = $A
eval echo evaluated B = $B
eval echo evaluated C = $C
Выдадут на экран
A = 22 B = $x C = $x
D = 22 + 33 + 22 E = $x + $y + $z F = 22 + 33 + 22
evaluated A = 22
evaluated B = 22
evaluated C = 22
Приведем еще примеры, связанные с экранированием перевода строки. Пусть переменной " string " присвоено значение "массива" 2x3:
Abc
Def
Обратим внимание, что для избежания присваивания лишних пробелов вторая строка массива начата с первой позиции следующей строки:
string="abc
def"
Тогда три варианта записи переменной в команде " echo "
echo $string
echo '$string'
echo "$string"
дадут соответственно три различных результата:
Abc def
$string
Abc
Def
а последовательность команд
echo "str_1
|
str_2" > file_1
Echo 'str_1
str_2' > file_2
Cat file_1 file_2
даст выдаст последовательно одинаковые файлы file_1 и file_2:
Str_1
Str_2
Str_1
Str_2
Заметим также, что бэк-слэш (\) не только экранирует следующий за ним символ, что позволяет использовать специальные символы просто как символы, представляющие сами себя (он может экранировать и сам себя - \\), но в командном файле бэк-слэш позволяет об'единять строки в одну (экранировать конец строки).
Например, приводившийся ранее пример командной строки:
cat file_1 | grep -h result | sort | cat -b > file_2
может быть записан в командном файле, скажем, как
cat file_1 | grep -h \
result | sort | cat -b > file_2
Кстати, эффект продолжения командной строки обеспечивает и символ конвейера. В данном случае это может дать более симпатичный результат, например:
cat file_1 |
grep -h result |
sort |
cat -b > file_2