Произвольное владение речью».




Методика определения уровня речевого развития и вербального мышления (по Л.А. Ясюковой).

Результаты тестирования заносятся в бланк!!!!

Интуитивный речевой анализ-синтез».

Инструкция: «Я тебе буду говорить слова, а ты ищи, какое слово лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к дружке подходят, а одно — неподходящее, лишнее, его и называй».

Зачитать последовательность слов и зафиксировать количество правильно названных слов. Похвалить ребенка. Не просить его объяснять, почему он выбрал то или иное слово. Если ребенок неправильно выполняет первое задание или не понимает, как это — найти лишнее слово, — разобрать с ним пример: «роза, тюльпан, ромашка, фасоль, фиалка». Пусть о каждом слове ребенок скажет, что это такое. Помочь ему выбрать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Слова для предъявления:

1. Река, озеро, море, мост, пруд.

2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.

3. Синица, голубь, птица, воробей, утка.

4.Стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый.

Если в первом задании ребенок в качестве лишнего назвал последнее слово в ряду, а до этого он плохо справился с заданием на кратковременную речевую память, спросить у него, все ли слова он запомнил. Прочитать слова еще раз. Если после этого ребенок дает правильный ответ, следующие ряды ему надо зачитывать 2-3 раза.

Фиксируется количество правильно названных слов.

Речевые антонимы».

Инструкция: «А теперь я тебе буду говорить слово, а ты придумывай, какое слово будет наоборот. Например: маленький, а наоборот — большой, чистый, а наоборот — грязный. Понятно?»

Слова для предъявления:

1. Твердый-….? 2. Широкий-…? 3. Острый-…?. 4. Глубокий-…?

Зафиксировать количество правильно подобранных слов (1 слово = 1 балл). Если ребенок не может придумать антоним после предъявления слова, помочь ему, задав вопрос более конкретно: «Пластилин мягкий, а камень — …? Нож бывает острый, а бывает —…? Дорога широкая, а тропинка —…? Река глубокая, а лужа —…?»

Ответы фиксируются в виде баллов следующим образом:

Правильные ответы, но полученные после подсказки оцениваются 1 слово = 0,5 балла. Если все ответы получены, только после подсказки – все задание оценивается 0,5 балла.

Если ребенок отвечает неправильно или произносит слова с приставкой «не» (неострый, неглубокий и пр.), не поправлять его, и не фиксировать их (0 баллов), обязательно хвалить или хотя бы поощрять его словом «хорошо».

Речевые классификации».

Инструкция: «А теперь другое задание. «Кастрюля, тарелка…» — какие еще слова сюда подойдут, что еще можно добавить?» Желательно, чтобы ребенок придумал не меньше двух слов (больше трех не надо). Если ребенок не может — не настаивать.

Затем спросить: «Что это такое? Как все это можно назвать одним словом?» Похвалить ребенка. Если ребенок затрудняется ответить, сказать: «Забыл, да? Ничего страшного, давай сделаем другое задание». С остальными заданиями на речевые классификации поступать аналогично.

Если ребенок добавил слова «каша, суп» или «плита, стол» и т.п., за­писать ответы, не поправляя, но спросите: «Кастрюля, тарелка» — что это такое, как можно назвать это одним словом?»

Слова для предъявления:

1. Кастрюля, тарелка …? 2. Шкаф, диван…? 3. Окунь, карась …? 4. Москва, Париж…?

Зафиксировать ответы.

За продолжение ряда начисляются следующие баллы:

1 балл – ребенок называет не менее двух слов, правильно дополняющих группу.

0,5 баллов – одно правильное слово или дополняет к двум правильным неподходящие слова.

0 баллов – ни одного правильного слова.

За обобщение группы начисляются следующие баллы:

1 балл – ребенок правильно называет обобщающее слово (посуда, мебель, рыбы, города).

0,5 балла – обобщающее слово было в ряду конкретных (например: щука, рыба, акула)

0 баллов – отсутствие правильного обобщения, замена объяснениями («это – из чего едят).

Речевые аналогии».

Инструкция: «А теперь представь: «стол — скатерть» (можно показать руками). Эти два слова как-то между собой связаны. Тебе надо найти подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же парочка, как «стол — скатерть». Я назову тебе слова, а ты выбери, какое из них подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «стол — скатерть». «Пол» — выбирай: «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».

Если ребенок отвечает неправильно, не говорить ему об этом, а следующее задание разобрать с ним как пример.

Продолжение инструкции: «Огород — морковь» — как связаны эти два слова? Можно сказать, что в огороде растет морковь, да? Тогда к слову «сад» какое слово подойдет, чтобы получилось так же, как «огород — морковь»? «Сад» — выбирай: «забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка».

Если ребенок снова ответил неправильно, больше примеры не разбирать. Доделать задания в соответствии с общей инструкцией. Не поправлять ребенка и не делать критических замечаний в процессе работы.

Слова для предъявления:

1. Стол – скатерть Пол-…?

Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.

2. Огород – морковь Сад -…?

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка.

3. Часы – время Градусник -…?

Стекло, больной, кровать, температура, врач.

4. Машина – мотор Лодка -…?

Река, маяк, парус, волна, берег.

Зафиксировать ответы в бланке.

Баллы начисляются следующим образом:

1 балл – за каждый правильный ответ.

0,5 балла – во втором случает, если после неправильного первого ответа использовалось дополнительное объяснение и в этом случае ребенок ответил верно.

0 баллов – за неправильный ответ.

Произвольное владение речью».

а) Исправление семантически неверных фраз. Инструкция: «Послушай предложение и подумай, правильное оно или нет. Если неправильное, скажи так, чтобы было верно».

Зачитать предложение. Исправляя предложение, ребенок должен «озвучивать» его правильный вариант, а не просто объяснять, что там неверно. Он должен правильно произнести если не все предложение, то хотя бы его концовку.

Если ребенок говорит, можно переходить к следующему предложению. Предложение можно повторить. Если ребенок начинает объяснять, почему предложение неправильное, остановить его и попросить сказать так, чтобы было правильно. Второе предложение делается аналогично. Предложения для предъявления:

1. «Начал таять снег, и закончилась весна».

1 балл «Закончилась зима» или «началась, наступила весна».

0 баллов — ребенок не может найти ошибку и говорит, что все правильно. Или говорит, что предложение неправильное, но исправить его не может. Или дает только неправильные ответы. Или придумывает какие-нибудь свои предложения

2. Этим подарком мы доставили маме большую любовь.

1 балл — достаточно, если ребенок скажет: «Радость».

0 баллов — ребенок не может найти ошибку и говорит, что все правильно. Или говорит, что предложение неправильное, но исправить его не может. Или дает только неправильные ответы. Или придумывает какие-нибудь свои предложения (например: «мы маме на день рождения подарили цветы» и пр.).

Продолжение инструкции: «А теперь я начну предложение, а ты закончи».

Произнести начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало незаконченным. Если ребенок затрудняется с ответом, сказать ему: «Придумай что-нибудь, чем можно было бы закончить это предложение». При завершении предложений вполне достаточно, если ребенок произнесет только его вторую половину. Требовать воспроизведения предложения целиком не следует.

Предложения для предъявления:

1. «Если завтра будет сильный мороз, то…»

1 балл — любые ответы, в котором описывается следствие: «надо тепло одеться», «я надену шубу и шапку», «я не пойду в школу», «мы не пойдем гулять», «все лужи замерзнут» и т. п.

0 баллов — ответы, в которых отсутствует причинно-следственная логика: «то сегодня будет тепло», «то послезавтра будет дождь» и т. п. «Будет холодно» (это просто обозначение возникшего образа, а не прогноз последствий). Любые нелепые ответы.

2. «В комнате погас свет, потому что…».

1 балл — любые ответы, в которых описывается причина указанного события: «перегорела лампочка», «вылетели пробки», «порвались провода», «была гроза», «отключили за неуплату», «его выключили» и т. п.

0,5 балла — любые ответы, в которых не соблюдена безличная форма:

«мама выключила», «я выключил».

0 баллов — ответы, которые описывают возникающий образ темной комнаты и не являются дополнением предложения: «темно», «уже ночь», «уже поздно», «пора спать», «все спят» и т. п. Любые нелепые ответы.

3. «Мальчик упал с велосипеда, потому что…».

1 балл Любой ответ, в котором указана причина падения: «неаккуратно ехал», «не умеет кататься на велосипеде», «налетел на камень», «резко нажал на тормоза», «не успел затормозить» и т. п.

0 баллов — Ответы, в которых указана причина того, что мальчик разбился (так как причина этого уже указана в самом предложении — «упал с велосипеда»): «упал», «ушибся» и т. п. Любые нелепые ответы.

4. «Валя еще плохо умеет читать, хотя…».

1 балл — любые ответы, в которых соблюдается противительный смысл союза.«хотя»: «уже ходит в школу», «уже большая», «учится в первом классе», «знает буквы», «умеет считать» и т. п.

0,5 баллов — «Умеет писать», «хорошо пишет».

0 баллов – ответы, в которых не соблюдается смысл союза «хотя» (например: «умеет», «немножко умеет», «еще маленькая»).

 

 

Обобщенный показатель «Речевое развитие» складывается из суммы баллов за выполнение заданий:

1. Задание «Речевые антонимы»:

- подбор антонимов (максимально 4 балла);

2. Задание «Речевые классификации»:

- дополнение классификационных групп (максимально 4 балла);

- нахождение обобщающего слова (максимально 4 балла).

3. Задание «Произвольное владение речью»:

- исправление, восстановление, дополнение предложений (максимально 8 баллов).

Максимальная оценка за речевое развитие -20 баллов.

Оценка результатов тестирования:

0-4 балла – низкий уровень;

5-9 баллов – слабый уровень;

10-14 баллов – средний уровень (норма);

15-18 баллов – хороший уровень;

19-20 баллов – высокий уровень.

 

 

Обобщенный показатель «Развитие вербального мышления» складывается из суммы баллов за выполнение заданий:

1. «Интуитивный речевой анализ-синтез» (максимально 4 балла)

2. «Речевые классификации (нахождение обобщающего слова) » (максимально 4 балла)

3. «Речевые аналогии» (максимально 4 балла)

 

Оценка результатов тестирования:

 

0-1 балла – низкий уровень;

2-4 балла – слабый уровень;

5-9 баллов – средний уровень (норма);

10-11 балла – хороший уровень;

12 балла – высокий уровень.

Бланк

Методика определения уровня речевого развития и вербального мышления (по Л.А. Ясюковой).

Ф.И.О. ученика. Школа, класс, возраст.

1. «Речевые антонимы».

№ п/п Ответ Подсказка Ответ после подск. Эталон Баллы
        Мягкий  
        Узкий  
        Тупой  
        Мелкий  

2. «Речевые классификации».

№ п/п Слово 1 Слово 2 Слово 3 Баллы Обобщение баллы
             
             
             
             

3. «Произвольное владение речью».

№ п/п Ответ баллы
Исправление предложений    
     
     
Восстановление предложений    
     
     
Завершение предложений    
     
     
     

4. «Интуитивный речевой анализ-синтез».

№ п/п Ответ Эталон Баллы
    Мост  
    Песок  
    Птица  
    Легкий  

5. «Речевые аналогии».

№ п/п Ответ Эталон Баллы
    Ковер  
    Яблоня  
    Температура  
    Парус  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: