Методика определения уровня речевого развития и вербального мышления (по Л.А. Ясюковой).
Результаты тестирования заносятся в бланк!!!!
Интуитивный речевой анализ-синтез».
Инструкция: «Я тебе буду говорить слова, а ты ищи, какое слово лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к дружке подходят, а одно — неподходящее, лишнее, его и называй».
Зачитать последовательность слов и зафиксировать количество правильно названных слов. Похвалить ребенка. Не просить его объяснять, почему он выбрал то или иное слово. Если ребенок неправильно выполняет первое задание или не понимает, как это — найти лишнее слово, — разобрать с ним пример: «роза, тюльпан, ромашка, фасоль, фиалка». Пусть о каждом слове ребенок скажет, что это такое. Помочь ему выбрать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
Слова для предъявления:
1. Река, озеро, море, мост, пруд.
2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
3. Синица, голубь, птица, воробей, утка.
4.Стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый.
Если в первом задании ребенок в качестве лишнего назвал последнее слово в ряду, а до этого он плохо справился с заданием на кратковременную речевую память, спросить у него, все ли слова он запомнил. Прочитать слова еще раз. Если после этого ребенок дает правильный ответ, следующие ряды ему надо зачитывать 2-3 раза.
Фиксируется количество правильно названных слов.
Речевые антонимы».
Инструкция: «А теперь я тебе буду говорить слово, а ты придумывай, какое слово будет наоборот. Например: маленький, а наоборот — большой, чистый, а наоборот — грязный. Понятно?»
Слова для предъявления:
1. Твердый-….? 2. Широкий-…? 3. Острый-…?. 4. Глубокий-…?
|
Зафиксировать количество правильно подобранных слов (1 слово = 1 балл). Если ребенок не может придумать антоним после предъявления слова, помочь ему, задав вопрос более конкретно: «Пластилин мягкий, а камень — …? Нож бывает острый, а бывает —…? Дорога широкая, а тропинка —…? Река глубокая, а лужа —…?»
Ответы фиксируются в виде баллов следующим образом:
Правильные ответы, но полученные после подсказки оцениваются 1 слово = 0,5 балла. Если все ответы получены, только после подсказки – все задание оценивается 0,5 балла.
Если ребенок отвечает неправильно или произносит слова с приставкой «не» (неострый, неглубокий и пр.), не поправлять его, и не фиксировать их (0 баллов), обязательно хвалить или хотя бы поощрять его словом «хорошо».
Речевые классификации».
Инструкция: «А теперь другое задание. «Кастрюля, тарелка…» — какие еще слова сюда подойдут, что еще можно добавить?» Желательно, чтобы ребенок придумал не меньше двух слов (больше трех не надо). Если ребенок не может — не настаивать.
Затем спросить: «Что это такое? Как все это можно назвать одним словом?» Похвалить ребенка. Если ребенок затрудняется ответить, сказать: «Забыл, да? Ничего страшного, давай сделаем другое задание». С остальными заданиями на речевые классификации поступать аналогично.
Если ребенок добавил слова «каша, суп» или «плита, стол» и т.п., записать ответы, не поправляя, но спросите: «Кастрюля, тарелка» — что это такое, как можно назвать это одним словом?»
Слова для предъявления:
1. Кастрюля, тарелка …? 2. Шкаф, диван…? 3. Окунь, карась …? 4. Москва, Париж…?
|
Зафиксировать ответы.
За продолжение ряда начисляются следующие баллы:
1 балл – ребенок называет не менее двух слов, правильно дополняющих группу.
0,5 баллов – одно правильное слово или дополняет к двум правильным неподходящие слова.
0 баллов – ни одного правильного слова.
За обобщение группы начисляются следующие баллы:
1 балл – ребенок правильно называет обобщающее слово (посуда, мебель, рыбы, города).
0,5 балла – обобщающее слово было в ряду конкретных (например: щука, рыба, акула)
0 баллов – отсутствие правильного обобщения, замена объяснениями («это – из чего едят).
Речевые аналогии».
Инструкция: «А теперь представь: «стол — скатерть» (можно показать руками). Эти два слова как-то между собой связаны. Тебе надо найти подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же парочка, как «стол — скатерть». Я назову тебе слова, а ты выбери, какое из них подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «стол — скатерть». «Пол» — выбирай: «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».
Если ребенок отвечает неправильно, не говорить ему об этом, а следующее задание разобрать с ним как пример.
Продолжение инструкции: «Огород — морковь» — как связаны эти два слова? Можно сказать, что в огороде растет морковь, да? Тогда к слову «сад» какое слово подойдет, чтобы получилось так же, как «огород — морковь»? «Сад» — выбирай: «забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка».
Если ребенок снова ответил неправильно, больше примеры не разбирать. Доделать задания в соответствии с общей инструкцией. Не поправлять ребенка и не делать критических замечаний в процессе работы.
|
Слова для предъявления:
1. Стол – скатерть Пол-…?
Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.
2. Огород – морковь Сад -…?
Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка.
3. Часы – время Градусник -…?
Стекло, больной, кровать, температура, врач.
4. Машина – мотор Лодка -…?
Река, маяк, парус, волна, берег.
Зафиксировать ответы в бланке.
Баллы начисляются следующим образом:
1 балл – за каждый правильный ответ.
0,5 балла – во втором случает, если после неправильного первого ответа использовалось дополнительное объяснение и в этом случае ребенок ответил верно.
0 баллов – за неправильный ответ.
Произвольное владение речью».
а) Исправление семантически неверных фраз. Инструкция: «Послушай предложение и подумай, правильное оно или нет. Если неправильное, скажи так, чтобы было верно».
Зачитать предложение. Исправляя предложение, ребенок должен «озвучивать» его правильный вариант, а не просто объяснять, что там неверно. Он должен правильно произнести если не все предложение, то хотя бы его концовку.
Если ребенок говорит, можно переходить к следующему предложению. Предложение можно повторить. Если ребенок начинает объяснять, почему предложение неправильное, остановить его и попросить сказать так, чтобы было правильно. Второе предложение делается аналогично. Предложения для предъявления:
1. «Начал таять снег, и закончилась весна».
1 балл — «Закончилась зима» или «началась, наступила весна».
0 баллов — ребенок не может найти ошибку и говорит, что все правильно. Или говорит, что предложение неправильное, но исправить его не может. Или дает только неправильные ответы. Или придумывает какие-нибудь свои предложения
2. Этим подарком мы доставили маме большую любовь.
1 балл — достаточно, если ребенок скажет: «Радость».
0 баллов — ребенок не может найти ошибку и говорит, что все правильно. Или говорит, что предложение неправильное, но исправить его не может. Или дает только неправильные ответы. Или придумывает какие-нибудь свои предложения (например: «мы маме на день рождения подарили цветы» и пр.).
Продолжение инструкции: «А теперь я начну предложение, а ты закончи».
Произнести начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало незаконченным. Если ребенок затрудняется с ответом, сказать ему: «Придумай что-нибудь, чем можно было бы закончить это предложение». При завершении предложений вполне достаточно, если ребенок произнесет только его вторую половину. Требовать воспроизведения предложения целиком не следует.
Предложения для предъявления:
1. «Если завтра будет сильный мороз, то…»
1 балл — любые ответы, в котором описывается следствие: «надо тепло одеться», «я надену шубу и шапку», «я не пойду в школу», «мы не пойдем гулять», «все лужи замерзнут» и т. п.
0 баллов — ответы, в которых отсутствует причинно-следственная логика: «то сегодня будет тепло», «то послезавтра будет дождь» и т. п. «Будет холодно» (это просто обозначение возникшего образа, а не прогноз последствий). Любые нелепые ответы.
2. «В комнате погас свет, потому что…».
1 балл — любые ответы, в которых описывается причина указанного события: «перегорела лампочка», «вылетели пробки», «порвались провода», «была гроза», «отключили за неуплату», «его выключили» и т. п.
0,5 балла — любые ответы, в которых не соблюдена безличная форма:
«мама выключила», «я выключил».
0 баллов — ответы, которые описывают возникающий образ темной комнаты и не являются дополнением предложения: «темно», «уже ночь», «уже поздно», «пора спать», «все спят» и т. п. Любые нелепые ответы.
3. «Мальчик упал с велосипеда, потому что…».
1 балл — Любой ответ, в котором указана причина падения: «неаккуратно ехал», «не умеет кататься на велосипеде», «налетел на камень», «резко нажал на тормоза», «не успел затормозить» и т. п.
0 баллов — Ответы, в которых указана причина того, что мальчик разбился (так как причина этого уже указана в самом предложении — «упал с велосипеда»): «упал», «ушибся» и т. п. Любые нелепые ответы.
4. «Валя еще плохо умеет читать, хотя…».
1 балл — любые ответы, в которых соблюдается противительный смысл союза.«хотя»: «уже ходит в школу», «уже большая», «учится в первом классе», «знает буквы», «умеет считать» и т. п.
0,5 баллов — «Умеет писать», «хорошо пишет».
0 баллов – ответы, в которых не соблюдается смысл союза «хотя» (например: «умеет», «немножко умеет», «еще маленькая»).
Обобщенный показатель «Речевое развитие» складывается из суммы баллов за выполнение заданий:
1. Задание «Речевые антонимы»:
- подбор антонимов (максимально 4 балла);
2. Задание «Речевые классификации»:
- дополнение классификационных групп (максимально 4 балла);
- нахождение обобщающего слова (максимально 4 балла).
3. Задание «Произвольное владение речью»:
- исправление, восстановление, дополнение предложений (максимально 8 баллов).
Максимальная оценка за речевое развитие -20 баллов.
Оценка результатов тестирования:
0-4 балла – низкий уровень;
5-9 баллов – слабый уровень;
10-14 баллов – средний уровень (норма);
15-18 баллов – хороший уровень;
19-20 баллов – высокий уровень.
Обобщенный показатель «Развитие вербального мышления» складывается из суммы баллов за выполнение заданий:
1. «Интуитивный речевой анализ-синтез» (максимально 4 балла)
2. «Речевые классификации (нахождение обобщающего слова) » (максимально 4 балла)
3. «Речевые аналогии» (максимально 4 балла)
Оценка результатов тестирования:
0-1 балла – низкий уровень;
2-4 балла – слабый уровень;
5-9 баллов – средний уровень (норма);
10-11 балла – хороший уровень;
12 балла – высокий уровень.
Бланк
Методика определения уровня речевого развития и вербального мышления (по Л.А. Ясюковой).
Ф.И.О. ученика. Школа, класс, возраст.
1. «Речевые антонимы».
№ п/п | Ответ | Подсказка | Ответ после подск. | Эталон | Баллы |
Мягкий | |||||
Узкий | |||||
Тупой | |||||
Мелкий |
2. «Речевые классификации».
№ п/п | Слово 1 | Слово 2 | Слово 3 | Баллы | Обобщение | баллы |
3. «Произвольное владение речью».
№ п/п | Ответ | баллы |
Исправление предложений | ||
Восстановление предложений | ||
Завершение предложений | ||
4. «Интуитивный речевой анализ-синтез».
№ п/п | Ответ | Эталон | Баллы |
Мост | |||
Песок | |||
Птица | |||
Легкий |
5. «Речевые аналогии».
№ п/п | Ответ | Эталон | Баллы |
Ковер | |||
Яблоня | |||
Температура | |||
Парус |