Выше уже отмечалось, что по своей структуре и оформлению одна часть такого рода программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть, наоборот, имеет много схожих с образовательной программой компонентов.
Однако в любом случае педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.
Приведем некоторые общие рекомендации по разработке культурно-досуговых программ[14].
Особенности целей и задачкультурно-досуговых программ:
Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной "Я"-концепции.
Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:
· развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;
· приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
· формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;
· укрепление здоровья детей;
· формирование опыта организации содержательного досуга.
Содержание культурно-досуговой программы связано с:
приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;
овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;
развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;
постижением искусства общения, поведения, культуры речи;
воспитанием гуманности, толерантности;
формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;
|
освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).
То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.
В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с:
· приобщением детей к художественной культуре,
· воспитанием у них культуры общения,
· формированием культуры организации досуга,
· обучением их основам культуры быта.
Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.
Особый раздел культурно-досуговой программы – составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.
У разных авторов можно найти разные подходы к классификации подобного рода мероприятий. Так, М.Е. Кульпетдинова выделяет четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (основанием ее классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников):
1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);
2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;
|
3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);
4) "репертуарные" мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей [15].
Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.
Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н.С. Карпова – педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург) [16]. Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.
I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации –
· всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями),
|
· чтение вслух,
· рисование,
· коллекционирование,
· драматизация,
· праздники.
II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:
· игры на местности,
· игры на восприятие друг друга,
· спортивные игры, туризм,
· вечеринки,
· встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы),
· система зарабатывания каких-либо благ,
· праздники,
· драматизация.
III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть:
· вечера современной музыки,
· диско-шоу,
· вечера авторской песни,
· спортивные игры,
· дискуссии,
· тренинги,
· всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции - этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).
Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.
Завершая разговор о формах реализации культурно-досуговых программ, важно остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми.М.Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов: информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, диалогичности, преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия [17].
Охарактеризуем некоторые из них.
Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов.
В качестве пояснения приведем пример организации детского фольклорного фестиваля, ежегодно проводимого в г. Омске [18], в котором традиционно участвуют и школы, и учреждения дополнительного образования детей. В структуре фестиваля выделяется не менее 5-ти направлений:
· занятия детей в творческих мастерских (по изготовлению «обереговой» куклы, свитых и плетеных поясов, лоскутной мозаики, изделий из бересты, соломки, глины);
· участие детей в конкурсах (народного костюма, народных инструментов, народных промыслов, частушек, народной сказки, хоровода);
· сочинение участниками фестиваля докучных сказок и загадок;
· участие детей в народных играх;
· просмотр детьми спектакля по народным мотивам.
Такая информационная насыщенность предлагаемых детям видов деятельности обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков школьников, расширяет диапазон их актуальной культуры.
Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:
1) проведение единых тематических общешкольных мероприятий, в которых могут одновременно участвовать школьники одной или нескольких параллелей;
2) привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.
Интересный опыт в этом плане накоплен в одной из московских школ – Центре образования «Москва-98» №1953. Здесь многие зрелищные мероприятия (День учителя, Новый год, День святого Валентина, Последний звонок и др.) организуются как коллективные творческие дела в рамках целых школьных параллелей. Например, объявляется единая тема новогоднего праздника «Все флаги просим в гости к нам!», и каждый класс (с 8-го по 11-й) готовит свое особое выступление в зрительном зале школы, представляя ту или иную страну (по выбору учащихся) с помощью театрализованного представления, поданного в юмористическом духе, в контексте новогоднего праздника. Внесение элементов соревновательности, а также участие детей сначала в качестве актеров, затем – в качестве зрителей делают их мобильными, порождают стремление учащихся максимально проявить свои таланты, повысить статус своего класса в глазах сверстников, стимулируют массовость художественного творчества школьников, развивают в детях чувство сопереживания, умения радоваться успехам - своим и сверстников.
Принцип диалогичностиозначает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с детьми не только педагогов-организаторов, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но и учителей-предметников, классных руководителей, родителей, желающих и способных принять участие в КТД школы. Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению школьного сообщества, формированию у учащихся ответственности, единения, гордости за свою школу.
Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:
· игровые методы,
· упражнения.
· обсуждения,
· создание, проигрывание и анализ ситуаций,
· творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),
· театрализации [19].
Мы не ставим своей целью характеризовать здесь перечисленные методы, поскольку многие из них раскрыты в главе IV «Педагогические технологии в дополнительном образовании детей».
Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:
· осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
· осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
· изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
· приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
· освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
· повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
· изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;
· формирование традиций образовательного учреждения.
Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ школьников.
С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.
Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.
В заключение приведем примерную схему анализа досугового мероприятия, которая может быть полезна и методисту, и руководителю, осуществляющему контрольные функции. В процессе анализа целесообразно зафиксировать и оценить следующие моменты.
1. Общая характеристика детской группы: состав, возраст, учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей.
2. Место и время проведения.
3. Тема, цель, форма проведения.
4. Анализ качества подготовки мероприятия:
· наличие плана проведения;
· определение задач;
· активность детей и педагога;
· участие и заинтересованность родителей и др.
5. Анализ хода мероприятия:
· содержание и воспитательная направленность;
· отношение учащихся к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива;
· характеристика педагогических средств;
· проявление качеств педагога, его авторитет;
· создание условий для влияния на детей.
6. Выводы, замечания, предложения:
· оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия;
· недостатки в ходе подготовки и проведения мероприятия, пути их устранения;
· пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации мероприятия.
[1] См.: Гальченко А.Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга – сфера социализации, с. 47-51.
[2] На это обращает внимание И.М. Карелова - член жюри конкурса «Созвездие Игры», проводимого в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных (см.: Карелова И.М. Игра – особый инструмент / Сфера досуга – сфера социализации, с. 65.
[3] См.: Московская игротека. Вып 3. Сост. Григорьев С.В., Ерошкин А.В. – М.: МГДД(Ю)Т, 2003; Григорьев С.В., Тимофеев Ю.Н. Игры в летнем детском лагере // Домашнее воспитание,2003, №3; Фролов А.С. Главный праздник лета – день святой Троицы // Домашнее воспитание,2003, №3; Тимофеев Ю.Н. Командировка в игровое лето// Образование в современной школе, 2003, №7; Самсонова А.В. Учимся играя // Детский досуг, 2003, №1; Е.М. Минскин (из архива). Игры со скороговорками // Детский досуг, 2003, №1.
[4] Ганичев Ю.В. Подходы к классификации интеллектуальных игр / Сфера досуга – сфера социализации, с. 76-83.
[5] Об опыте работы ТКО см.: Тихомирова В.Ю., Кузнецова Е.В. и др. Театрально-концертное объединение: современные подходы к работе педагога-организатора // Дополнительное образование, 2002, № 5.; Кузнецова Е.В., Тихомирова В.Ю. «По щучьему велению». Сценарий театрализованного представления по мотивам одноименной русской народной сказки // Детское творчество, 2003, №1; Кузнецова Е.В., Тихомирова В.Ю. Необыкновенные приключения Пеппи. Сценарий театрализованного представления // Образование в современной школе, 2003, №8.
[6] См., например: Григорьева Т.М. «Лицейской жизни милый брат» (театрализованная игра-урок о дружбе лицейских товарищей А.С. Пушкина) // Образование в современной школе, 2002, №1; Степанов П. Как воспитать толерантность? (театрализованная игра-урок «Слушается дело о Кавказской войне») // Народное образование, 2002, №1, с. 160-162; Вачков И. Психологический тренинг (деловая театрализованная игра «Всемирный психологический конгресс») // Народное образование, 2001, №9, с. 185-188.
[7] О многообразии праздничных форм см. в статье: А.С. Фролов. Программа «Праздники Детства» // Детский досуг, 2003, № 2.
[8] Об одном из возможных подходов к организации фестиваля детского художественного творчества см. в материале: Белозерова Л.С. Дети России – детям Москвы. Дети Москвы – детям России // «Скоро каникулы!» - Приложение к журналу «Внешкольник», 2000, №2.
[9] Фомин А., Кашкаров В. и др. Физкультурные праздники // Детский досуг, 2003, № 2.
[10] О методике проведения Театральной недели см.: Григорьева И.Г. Программа городского лагеря для учащихся 13-16 лет // Детский досуг, 2003, № 1.
[11] О сущности и методике проведения таких игр см в кн.: Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. – Кострома, 1998.
[12] Подробное описание программы «Новая цивилизация» см. в журнале «Воспитательная работа в школе», 2003, № 1.
[13] См.: Кисина Т.С.. Длительная сюжетно-ролевая игра как программа деятельности детского коллектива // Внешкольник, 1997, № 1(4).
[14] За основу данных рекомендаций взята статья М.Е. Кульпетдиновой «Подходы к разработке досуговых программ» /см. сноску 15/.
[15] См.: Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ / Ключ к успеху. Сборник № 10, с. 276
[16] См.: Карпова Н.С. «Полеты» подростков – это нормально / Сфера досуга – сфера социализации, с. 37-38.
[17] См.: Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ /Ключ к успеху. Сборник № 10, с. 277.
[18] См.: Солнцеворот. Детский фольклорный фестиваль // Детский досуг, 2003, №1.
[19] Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ / Ключ к успеху. Сборник № 10, с. 277.