ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ В. ПАРЕТО




В целом значение социологического творчества В.Парето достаточно велико, хотя и не было сразу осмыслено мировой социологией. Признание к его работам стало приходить после 1935 г., когда впервые был издан на английском языке «Трактат по общей социологии». Немало способствовал росту интереса к творчеству итальянского мыслителя американский социолог Т. Парсонс, пытавшийся реанимировать некоторые его идеи системного и структурно-функционального подхода к обществу и придать им универсальное значение. Сейчас Парето безоговорочно относят к числу классиков мировой социологии.

Итальянский ученый создал в социологии свой весьма специфический, неповторимый стиль анализа и изложения материала, что позволило ему занять особое место в мировой общественной науке. Этому способствовали, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, Парето отличался негативным отношением ко всей предшествующей социологической мысли, начиная с О. Конта и Г. Спенсера. Во-вторых, тем самым он добился того, к чему стремился изначально, – теоретической самоизоляции. Парето мало волновало, насколько его идеи будут поняты и приняты мировым сообществом социологов. Он ставил цель создания своей собственной социологической схемы (модели), и именно стремление к ее достижению позволяло ему строить вычурные наукообразные конструкции (типа теории нелогического действия с «резидуями» и «дериватами»).

Тем не менее значение социологического наследства Парето сегодня очевидно. Оно сводится по меньшей мере к трем главным позициям.

1. Была сформулирована концепция социальной системы, базирующейся на динамическом равновесии элементов общества, её составляющих (это положение явилось одним из основных для обоснования парадигмы структурно-функционального анализа).

2. Была создана теория элиты, своеобразно объясняющая социальную структуру общества, закономерности его политической жизни и изменений в ней.

3. Социологии как науке был придан критически-негативистский пафос, а ее основной функцией считалось не только (а иногда и не столько) утверждение нового, но и разоблачение социальных и политических намерений, поступков, снятие с них покровов, их «верхней одежды», критика практических действий. Данное обстоятельство определяло пессимистический в значительной степени характер всего учения Парето.

В этой связи симптоматичным и знаменательным оказалось его отношение к фашизму. Оказав ему идеологическую поддержку, социолог предупреждал его представителей (как и течение в целом), рвавшихся к власти, об опасности милитаризма, военных авантюр, репрессий, санкций в области свободы и демократии. В этом сказалось непонимание итальянским теоретиком фашизма, поскольку то, против чего он выступал, было сутью его (фашизма) идеологии и политики. Ниспровергая всю жизнь различные теории и идеологии с позиций концепции нелогического действия, социолог в конце концов сам совершил такое действие, оказавшись в плену одного из самых чудовищных изобретений людей – фашизма.

Парето не возлагал больших надежд, подобно Дюркгейму, на роль и возможности социологии в преобразовании общества. Согласно его точке зрения, эта наука в лучшем случае может поставить диагноз, но не в состоянии подсказать, как излечить больное общество. «Я не буду убеждать буржуазию, – писал В. Парето, – пойти по другому пути или проповедовать реформы обычаев, вкусов или предрассудков. Так же, и даже в большей степени, я не буду заставлять людей верить, будто у меня есть рецепт исцеления от той болезни, которой страдает буржуазия и, шире, все общество. Как раз наоборот. Я открыто объявляю, что ни одно такое лекарство, выдуманное для того, чтобы поспорить, мне совершенно неизвестно. Я похож на врача, который распознал, что у пациента чахотка, но не знает, как излечить его… пока общественные науки не продвинутся вперед, эмпирики и люди-практики будут иметь больше мнений о том, как излечить общественный организм, чем врачи и ученые…»*.

Остается только добавить, что со времен Парето социология значительно продвинулась вперед, однако болезни общества, порой весьма тяжелые и смертоносные, время от времени поражают
его, заставляя каждый раз искать все новые и новые лекарства для исцеления.

 

 

· Р.Арон «Этапы развития социологической мысли»

ЛИТЕРАТУРА

1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Ун-т, разд. Годы изд. 2007

2. Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2004

3. Р.Арон «Этапы развития социологической мысли»

4. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000.

5. Данилов А.Н. История социологии. М.: БГУ, 2016

6. Елсуков А.Н. Память и слава. М.:БГУ, 2016

7. https://www.koob.ru/

8. https://students-library.com/library/categories/3378-spargalki-po-kursu-sociologiceskij-praktikum

9. https://students-library.com/library/categories/3378-spargalki-po-kursu-sociologiceskij-praktikum

10. https://yanko.lib.ru/books/politologiya/politology-solovyev-2006-a.htm

11. https://journal.open-broker.ru/biographies/vilfredo-pareto/

12. https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH010f97d4ea84b5bc2b713f0f

13. https://mybook.ru/author/vilfredo-pareto/books/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: