ДОКЛАД
по истории социологии
«Вильфредо Парето»
Выполнила:
Студентка 1 курса ЭС- 11
Нечаева Анастасия
Самара 2020
Пояснение
В конце XX века Парето обвинили в фашизме и он часто старался их опровергнуть
ВВЕДЕНИЕ
Общепризнанно, что Парето принадлежит к числу классиков социологии. Он внес важный вклад в формирование представления об обществе как системе. Этот вклад состоит, в частности, в разработке концепции равновесия, взаимодействия и взаимозависимости всех элементов социальной системы, в отрицании односторонних и универсальных причинно-следственных связей между элементами. Последнее положение позволяет видеть в Парето одного из основоположников структурно- функционального анализа в социологии.
Важное научное значение имел осуществленный в трудах Парето анализ человеческих действий и их мотивов. Термины «логические» и «нелогические действия», «осадки» и «деривации» впоследствии практически не использовались в социологии.
Парето впервые разработал развернутую теорию элиты. Он описал некоторые социально- психические характеристики элитарных групп и такие черты массы, как авторитарность, нетерпимость и неофобия. Он обосновал необходимость социальной мобильности для поддержания социального равновесия и оптимального функционирования социальных систем.
Понимание истинного места элиты в обществе позволило перейти от бессодержательных и туманных положений о «подлинной» демократии как о власти Самого Народа, о Самоуправлении Народа, к представлению о демократии, в частности, как о специфической открытой системе формирования «циркулирующих» элит, публично и в равных условиях конкурирующих между собой за авторитет и власть в обществе.
|
Парето стремился избавиться от всех предрассудков, и это необходимое условие поиска научной истины. Будучи, по его собственному выражению, «атеистом всех религий», Парето стремился избавиться и от тех предрассудков, на которых вырос фашизм. В своем «Трактате», в частности, он осуждает такие идеологии, как национализм, империализм, расизм, антисемитизм. Но основное внимание он удалил «разоблачению» господствующей в его время либерально- демократической идеологии.
Краткая биография
Происхождение и семья | Þ отец- итальянец, мать- француженка Þ с детства знал 2 языка Þ следовал либерально- демократическим взглядам |
Юношество | Þ получил классическое среднее образование Þ имел как гуманитарные, так и технические наклонности Þ получил диплом инженера |
Становление | Þ женился на русской девушке Þ влюбился во француженку Þ слал управляющим на заводе Þ написал свои первые работы |
Поворот | Þ переехал в Швейцарию Þ преподавал политэкономию в Лозанском университете Þ написал ряд сочинений по политэкономии Þ издал "Учебник политической экономии |
Увлечение социологией | Þ читал курс социологии Þ написал "Трактат по общей социологии" |
Вильфредо Парето родился в Париже в знатной семье. Его отец, итальянский маркиз, был выслан из Италии за свои либеральные и республиканские убеждения. Мать была француженкой. С детства, свободно разговаривая на обоих языках, он все же ощущал себя гораздо больше итальянцем, чем французом. Тем более, что в 1850 г. семейству было разрешено вернуться в Италию, и дальнейшая жизнь будущего оказалась связанной с этой страной.
|
Парето получает классическое среднее образование, как гуманитарное, так и техническое. Проявляет склонность и интерес к математике. Учится в Политехническом университете в Турине и получает диплом инженера. В 1869 г. защищает диссертацию на тему «Основные принципы равновесия твердых тел». Впоследствии понятие равновесия станет одним из центральных в его социологических и экономических работах.
Следующий период жизни Парето прошел во Флоренции, куда он был приглашен на должность инженера путей сообщения. Затем он становится главным управляющим металлургическихзаводов всей Италии. В это время он выступает против милитаристской политики итальянскогоправительства и высказывает демократические и либеральные взгляды. В 1889 г. женится на Александре Бакуниной, русской по происхождению. Но в 1901 г. жена оставляет его и уезжает в Россию.
В 1902 г. он связывает свою личную жизнь с Жанной Режи. Именно ей Парето посвятил главный труд своей жизни – «Трактат по общей социологии» (написан в 1912 г., издан в 1916 г.во Флоренции). В 1891 г. произошло знакомство Парето с работами двух крупнейших итальянских экономистов того времени – М. Панталеони и Л. Вальраса. Развиваемая ими теория экономического равновесия оказала неизгладимое влияние на мировоззрение Парето и стала впоследствии основой его социологической системы. В начале 1890-х гг. происходит постепенный перелом в убеждениях итальянского мыслителя, он переходит на позиции консерватизма и антидемократизма. В 1892–1894 гг. публикует ряд материалов по экономической теории*.
|
Новый период жизни Парето начинается в 1893 г., когда он становится профессором политэкономии и руководителем кафедры в Лозаннском университете в Швейцарии. На этом посту он сменяет Л. Вальраса – известного экономиста, на чьих работах учился и по приглашению которого приехал в Лозанну. Он много занимается научными исследованиями и публикует ряд сочинений. Здесь же выходит в свет его «Курс политэкономии» на французском языке (1896–1897).
В 1897 г. Парето начал читать курс социологии в Лозаннском университете параллельно с преподаванием политэкономии. Вскоре, в 1898 г., он получает от дяди в наследство колоссальное состояние, а в 1901 г. приобретает на берегу Женевского озера в Селиньи виллу «Ангора» – любимое место работы и отдыха. В 1902 г. в Париже была издана его книга «Социалистические системы», а в 1907 г. в Милане – «Учебник политической экономии».
Болезнь сердца заставляет Парето прервать преподавательскую деятельность. Почувствовав некоторое улучшение здоровья, он начинает работать над «Трактатом по общей социологии», который писал в течение пяти лет (1907–1912). Первая публикация «Трактата» на итальянском языке состоялась в 1916 г., а спустя три года он был напечатан на французском языке. В 1912 г.он прекращает чтение курса политэкономии и сохраняет за собой преподавание сокращенного курса социологии. С этого времени и до конца жизни Парето занимается научными исследованиями только в области социологии. В 1918 г. в Лозаннском университете пышно отмечается его семидесятилетний юбилей.
· Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2004
ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
Рассмотрим основные концепции В.Парето, касающиеся его трактовки общества, понимания предмета социологии как науки, теорий нелогического действия и элиты. Начнем с анализа взглядов социолога на общество, поскольку именно его интерпретация во многом определила все остальные взгляды, теории и суждения.
Для итальянского мыслителя общество – это социальная система, находящаяся в состоянии динамического равновесия. «Общественный порядок, – писал он, – никогда не бывает совсем неподвижным: он находится в непрерывном движении. Но превращения могут происходить с разной скоростью». Применяя понятие системы к обществу, Парето рассматривает последнее скорее как механизм, чем организм. Основными факторами, влияющими на состояние системы общества в тот или иной конкретный период его существования, итальянский социолог считал внешние природные условия, внешние социальные (точнее, неприродные) условия, внутрисистемные социальные условия.
Все элементы социальной системы у итальянского социолога взаимосвязаны и взаимозависимы на основе действия многофакторных влияний, что обеспечивает достижение равновесия в обществе. Эта идея была заимствована Парето из экономической теории Л. Вальраса, а также
из химии и механики, которыми социолог много занимался в молодом возрасте. При этом нужно учитывать, что Парето имеет ввиду прежде всего механическое равновесие и механическую взаимосвязь элементов, что не позволяло ему в полной мере объяснить особенности функционирования общества как определенной целостности на основе выделения доминантных социальных факторов его изменения и эволюции. Равновесие, о котором пишет социолог – не статическое, а динамическое, поскольку общество постоянно эволюционирует. Кроме того, динамизм равновесия определялся, согласно его позиции, тем, что изменения, происходившие в одной части системы, передаются немедленно другой ее части. Однако, признавая эволюцию общества, Парето «отказывает» ему в прогрессе. Он считает, что эволюция и равновесие, связанные между собой, имеют маятниковый и циклический характер. Это значит, что общество, испытывая на себе влияние конкретных ритмических колебаний, каждый раз возвращается к определенному равновесному состоянию. Циклический характер развития общества итальянский ученый связывает в значительной мере с циклами развития элиты, описанными им в широко известной социологическому сообществу концепции, ей посвященной.
Идеи Парето о системном подходе к обществу находились в русле тех социологических традиций, в соответствии с которыми главной задачей социального организма было обеспечение стабильности социальной системы и порядка в ней. При этом требовался учет целого ряда переменных, функционально взаимодействующих между собой. На них исследователь обращал особое внимание.
Наиболее подробно и детально итальянский социолог проанализировал такую подсистему общества, как экономика. Это и понятно: ведь Парето был профессиональным экономистом, прошедшим серьезную школу итальянской политэкономии (М. Панталеони, Л. Вальрас) и оставившим свой заметный след в этой области знания, причем именно в теории равновесия экономической жизни. По мнению Парето, экономическая подсистема общества включает в себя в качестве основных элементов индивидов, ставящих конкретные экономические цели и действующих на основании экономических потребностей и интересов, в основе которых лежат определенные чувства людей.
Именно здесь мы сталкиваемся с той логикой рассуждений и доказательств итальянского ученого, которая привела его от экономической науки к социологии, к системному подходу, анализу действий и взаимодействий людей, базирующихся на их психических склонностях и (диспозициях), имеющих врожденный характер и толкающих индивида на не поддающиеся здравому логическому смыслу поступки. Общество для Парето – это не просто социальная система, включающая соотносимые и взаимодействующие части (структуры). Это прежде всего система взаимодействия людей. Каждый индивид осуществляет действие, наблюдаемое извне. Объективной основой этого действия социолог считает психическое состояние человека, поскольку оно дано человеку изначально, независимо от его желаний, чувств, эмоций, стремлений и т.д. Более того, выступая определяющим объективным фактором действий людей, их психические состояния тем самым детерминируют многие социальные процессы. Под субъективной основой действия исследователь понимал те суждения и аргументы, которые выдвигает действующий индивид.
В. Парето критиковал своих предшественников, в первую очередь О. Конта и Г. Спенсера, за то, что они совершенно не учитывали психическое состояние индивидов как объективную базу их деятельности, а тем самым и функционирования общества в целом. Социолог, считает Парето, не в состоянии раскрыть и проанализировать сущностный, необходимый характер связей между социальными фактами, поскольку это ему не дано в тех методах, которые он использует.
Будучи сторонником позитивизма, итальянский ученый критиковал априорные суждения и понятия в социологии, которыми увлекались многие его предшественники и современники. Социология, считал он, должна давать эмпирически обоснованное знание. Главное в этой науке – описание социальных фактов, поскольку именно оно и дает знание об обществе. Что касается законов социологии, то их задача – устанавливать функциональные зависимости между фактами. По мнению Парето, подлинное социологическое (он характеризовал его как логико-экспериментальное) исследование должно быть связано с выявлением и изучением психических установок и психического склада людей, определяющих подавляющее большинство их действий и взаимодействий. Но эта детерминация, указывает социолог, оказывается не прямой, а опосредованной, через чувства человека.
Итак, психический склад индивида обусловливает его чувства, определяющие характер действий. Последние были названы В.Парето «нелогическими» (подробнее о них будет сказано ниже, в связи с разработанной ученым специальной концепцией), и именно они и составляют предмет социологического исследования. Поскольку общество представляет собой, с точки зрения Парето, систему взаимодействия индивидов, а для последних типичными и характерными являются нелогические действия, постольку социология выступает наукой прежде всего об этих действиях. Само же социальное действие трактуется социологом преимущественно на психологическом уровне и уровне чувств.
Подчеркивая динамичный характер общества как социальной и исторической системы, Парето полагал, что в основе этого динамизма находятся чувства и эмоции, но отнюдь не социально–экономические факторы. Именно чувства являются движущими силами человеческой истории, основным механизмом ее изменения.
Социолог писал: «Выражения чувств, интересов могут быть
различны, как различаются их логические последствия. Эти выражения и последствия обычно служат предметом изучения для историков. Среди современных отраслей истории те, которые занимаются происхождением государственных и общественных структур, очень высоко ценятся» и далее: «…история в действительности никогда не повторяется. Бесконечное число сочетаний может рождаться из составляющих их человеческих поступков, а история ведет только хронику этих сочетаний»*.
Таким образом, любое конкретное общество, взятое в историческом развитии, рассматривается как динамичная социальная система, вне
· Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Ун-т, разд. Годы изд. 2007
зависимости от ее социально-экономической «начинки». Это выглядит внешне странным, учитывая, что многие годы, даже десятилетия жизни Парето были посвящены занятиям экономической наукой, где он заметно преуспел. Приоритет, отданный чувствам и иррациональной психической жизни перед социальными факторами общественной и индивидуальной деятельности, – такова одна из основных особенностей социологии Парето. Не случайно именно в этом подходе итальянского социолога к трактовке социальной системы и источников ее движения многие его исследователи и критики усматривали психологический и даже биологический редукционизм.
ТЕОРИЯ НЕЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
Характеристика социологии как науки, специфика ее понимания изложены В. Парето в теории нелогического действия. Под социологией он понимал науку, дающую и обеспечивающую эмпирически обоснованное знание об обществе. Ее задача – описывать факты и формулировать законы, характеризующие функциональные зависимости между этими фактами. Сами зависимости, по мнению Парето, могут быть выражены как в логической, дискурсивной, так и в математической форме.
В качестве основных фактов, описываемых социологией, выступают действия, поступки людей, отражающие их социальное поведение. Эти действия имеют как логический, так и нелогический характер (логические и нелогические действия). Первые (логические) действия являются предметом и содержанием естественных наук, технологий, юриспруденции, экономической науки и некоторых других областей знания, поскольку они характеризуются рациональным выбором средств, наиболее подходящих для достижения поставленной цели.
Но большинство действий имеет нелогический характер, они-то и выступают предметом и содержанием социологической науки. Поэтому главная социологическая концепция Парето и получила название теории нелогического действия. Нелогическими являются такие действия, которые основаны не на научном методе и принципах рационального мышления, а на чувствах.
Итальянский социолог писал: «Чувства и интересы постояннее всего, и потому они – самые важные составляющие сущности явлений». Чувства обусловлены психическим складом людей и служат источником функционирования общества как системы. Собственно, общество, по Парето, и есть система взаимодействия индивидов, наделенных чувствами. В нелогических действиях людей есть тоже своя логика – логика чувств. Эту логику и сами нелогические действия изучает социология.
В процессе совершения нелогических действий, считает Парето, люди не могут установить объективные связи между многими фактами и явлениями и таким образом не в состоянии логически соединить цель действий и средства ее достижения. Когда же они пытаются это делать, то соединение оказывается иллюзорным и не отражающим его действительную суть. Так, чтобы получить от Бога в качестве его милости дождь (цель), люди используют жертвоприношения (средство). Но для настоящей науки очевидно, что такое соединение цели и средств надуманно. Социология как раз призвана показать людям нелогичность их поведения.
Чтобы преодолевать домыслы и предубеждения людей, она должна стать логико–экспериментальной наукой. Социолог пишет в этой связи: «Люди смотрят на факты сквозь собственные предубеждения. … Больше того, для них естественно высказывать домыслы о том, почему и как что-то происходит. Логическая экспериментальная наука позволяет нам отвечать на вопросы в определенных рамках. Но люди презирают случайности и отказываются принимать такие рамки.
С тех пор как люди редко стали изучать общества экспериментальным путем, настоящую науку заменяет псевдонаука в поисках абсолютных ответов, которых страстно желают люди. Толкование фактов определяется чувствами, желаниями, предрассудками и интересами, которые очень часто незаметно для человека мотивируют его действия».
Возлагая надежды на логико-экспериментальный метод как средство преодоления псевдонаучных теорий, Парето тем не менее не абсолютизирует его возможностей, поскольку изначально, по определению они ограниченны. Например, социолог с помощью этого метода не может вскрыть сущностные связи между изучаемыми им социальными фактами. Строго говоря, установление таких связей и не является задачей социологии, поскольку выходит за пределы описания функциональных связей между фактами, в качестве которых чаще всего выступают чувства. Их анализу Парето уделяет очень большое внимание. Все рассматриваемые чувства (нелогические действия) он классифицирует, выделяя среди них неизменные, постоянные и производные.
Социальное равновесие в обществе определяется именно первой группой чувств (нелогических действий), которые были названы социологом «резидуями», в отличие от производных, получивших название «дериватов». Термины, прямо скажем, необычные и могущие показаться достаточно странными. У первого («резидуи») происхождение явно «химического» характера (итал. «residuo»означает осадок, т.е. то, что выпадает в результате химической реакции и определенное время сохраняется в нерастворимом виде). Что касается «дериватов» (от лат. «derivation» – отклонение, отведение), то они рассматриваются как производные от чувств и нужны для того, чтобы скрывать истинные побудительные мотивы действий.
Парето выделял шесть классов «осадков» (они же остатки, «резидуи»). Строго говоря, это не сами чувства и эмоции, а их врожденная, естественная основа. «Осадки» детерминируют социальное поведение человека. К первому классу «осадков» он относил остатки «инстинкта комбинаций». Это склонность человека собирать, комбинировать вещи, лежащая в основе всех социальных изменений. Второй класс «осадков» получил название «Настойчивость в сохранении агрегатов». Остатки «постоянства агрегатов» – это консервативное чувство, касающееся неприятия новых связей и изменений и стремления сохранить старые. Третий класс «осадков» связан с чувством собственности (он называется «Потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов»). Четвертый класс – это «Осадки, связанные с социальностью». Пятый класс «осадков» («Единство индивида и того, что ему принадлежит») характеризуется стремлением проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках. Шестой класс связан с половым инстинктом («Сексуальный осадок»).
Следует отметить, что столь неординарная, мягко говоря, классификация «осадков» не вызвала большого энтузиазма у западных социологов, она оказалась непопулярной и не воспринятой научным социологическим сообществом того времени. Если учесть, что каждый класс «осадков» содержит в себе многочисленные их подклассы, ясно, что создается очень громоздкая система, практическое применение которой для анализа нелогического поведения людей явно затруднено.
Как отмечалось выше, другим центральным понятием теории нелогического действия стали «деривации» – «производные», представлявшие эквивалент того, что определяют как идеология или оправдательная теория. «Производные» происходят от «осадков» и через них связаны с «чувствами», но при этом, указывает Парето, первые строго не соответствуют вторым. Более того, особенность «производных» состоит в том, чтобы скрывать породившую их основу. ««Дериваты», –пишет социолог, – могут быть очень разными. Они часто разноцветны и переливаются всеми цветами радуги. Они одновременно и олицетворяют, и затемняют социальные факты»190. «Производные» как бы еще более субъективны, чем «осадки», на которых они базируются. По существу они и нужны для того, чтобы скрывать истинные побудительные мотивы действий людей.
Парето делит все «деривации» на четыре класса. К первому классу относятся абсолютные истины, аксиомы или догмы. Это простые утверждения типа: «так надо, потому что так надо». Так мать говорит своему ребенку, требуя от него послушания. Второй класс «дериваций» содержит в себе некомпетентные суждения и аргументы, опирающиеся на какой-то авторитет (личности, обычая, традиции). Это – убеждение авторитетом. Так, мать говорит ребенку: «Ты должен слушаться, потому что этого хочет папа». Третий класс «производных» содержит апелляции к общепринятым принципам или воле сверхъестественных сил. Здесь возникают запреты и императивы. Продолжая серию примеров обращения матери к ребенку, можно привести относительно третьего класса «дериваций»следующее: «Нельзя так делать, потому что дед Мороз обидится, рассердится, не поздравит тебя, не даст подарка». Наконец, четвертый класс «дериваций» – это чисто словесные доводы, вербальные доказательства, не имеющего объективного эквивалента. «Деривации» четвертого класса имеют значение постольку, поскольку, говорил Парето, они охотно принимаются каждым человеком, даже самым большим невеждой, который готов повторять приводимые аргументы снова и снова. Не случайно эту идею очень активно использовали фашистские режимы в Италии и Германии и их пропагандистские машины. Именно они создавали многочисленные идеологические мифы, которые сыграли заметную социальную и политическую роль, хоть и не соответствовали действительности.
Итальянский исследователь считал, что идеология – это теоретическая форма маскировки и сокрытия нелогического характера действия, которая часто облачена в демагогические одежды. Наличие многочисленных идеологий, которые, как правило, рождаются господствующим классом (здесь Парето намного опередил идеи немецкого социолога К. Маннгейма, высказанные в его главном труде «Идеология и утопия»), по мнению итальянского социолога, вызвано существующими общественными потребностями. Они заключаются в необходимости скрыть, затушевать, закамуфлировать подлинную сущность политики, религии, морали. Поэтому не случайно Парето относит идеологии к четвертому классу «дериваций». Понимая и подчеркивая их логическую несостоятельность, он не мог не показать социальную ценность и значение этих идеологий как для общества в целом, так и для отдельных социальных групп и слоев, в первую очередь для правящего класса – элиты.
КОНЦЕПЦИЯ ЭЛИТЫ
В соответствии с учением Парето в обществе существует социальная неоднородность (гетерогенность), определяемая изначально неравенством индивидов. Оно проявляется в физической, интеллектуальной, нравственной, психической сферах жизни. Существующую социальную неоднородность ученый считал естественным и очевидным социальным фактом. В силу этого обстоятельства в каждой сфере существует группа людей, обладающая наиболее высокими показателями деятельности. Это и есть элита.
В обществе все его члены относятся либо к элите, либо к остальному, неэлитарному массиву населения. Сама элита, в свою очередь, делится также на две части – ту, которая управляет обществом («правящая элита», «правящий класс»), и неуправляющую элиту, занятую преимущественно в науке и художественно-творческой сфере деятельности. Как видно, социальная структура общества выглядит у Парето достаточно просто. Если ее сравнить с пирамидой, то верхушку составит немногочисленная элита, все остальное пространство «займет» основная масса населения– не элита.
Элита отличается от остального населения прежде всего своими качествами: умением убеждать людей, опираясь на человеческие чувства и эмоции; способностью применять при необходимости силу; высокой степенью самообладания; умением использовать для достижения своих целей, слабости людей и др. Некоторые из этих качеств противоречат друг другу, например, умение убеждать и способность применять силу. Именно эти два качества Парето считал важнейшими, и если у действующей элиты их нет, она должна уступить место другой элите. Процесс обновления элиты происходит регулярно, социолог называет его циркуляцией.
Без циркуляции («круговорота») элиты общество не в состоянии поддерживать социальное равновесие, вне которого социальный организм обречен на разрушение. Элита и есть тот слой, а ее циркуляция – тот механизм общества, который поддерживает последнее в нормальном, функционирующем состоянии. Круговорот (циркуляцию) элиты Парето считает одним из основных законов существования человеческого общества.
Согласно концепции итальянского социолога, каждой элите соответствует свой стиль правления, базирующийся на доминировании одного из двух названных выше главных ее качеств– умении убеждать и умении принуждать силой. Первое из этих качеств основывается на «инстинкте комбинаций» («осадки первого класса»), второе – на «постоянстве агрегатов» («осадки второго класса»). Тот тип правителей, у которых преобладает умение убеждать, Парето называл «лисицами», ту же часть элиты, которая действует силой – «львами».
Если «львы» и «лисицы» характеризовали два типа элиты в политическом отношении, то в экономическом и финансовом плане каждому из них соответствуют типы рантье и спекулянтов. Рантье – это вкладчики, живущие на фиксированные доходы, боящиеся совершить опрометчивые шаги в финансовом вопросе, спекулянты – это бизнесмены, комбинаторы, предприниматели, ловкие воротилы. Парето считал, что преобладание в стране спекулянтов обусловливает ее экономическое и социальное развитие, доминирование же рантье – свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в его загнивание, поскольку в этом случае не создается необходимых условий для активного экономического и финансового развития.
Важно отметить, что концепция элиты у Парето оказывается связанной с теорией нелогического действия, о чем свидетельствует использование им понятия «осадков» и их классификации для обоснования типологии элиты. В начале каждого периода развития того или иного конкретного общества к власти приходит элита первого типа, в основе деятельности которой – «осадки» первого класса. Это означает, что она властвует на основе убеждения, подкупа, обмана, иногда прямого одурачивания масс (власть «лис»).
Происходит, следовательно, усиление «осадков» первого класса и ослабление «осадков» второго класса.
Как указывает Парето, на этом этапе господства элиты первого типа материальные интересы довлеют над идеальными, интересы индивида – над интересами социальных групп, интересы ближайшего будущего – над интересами отдаленного будущего. Это означает, что правящая элита первого типа заботится о настоящем больше, чем о будущем. Такая ситуация постепенно вызывает неудовлетворенность ее деятельностью. Эта неудовлетворенность усиливается, доходит до высшей точки и в результате политической революции на смену элите первого типа приходит элита второго типа (власть «львов»), в основе деятельности которой – «осадки» второго класса. Характерными становятся агрессивность, авторитарность, упорство и др. Таким образом, описывая круговорот элит, Парето говорит о постепенной замене «лис» «львами», которые, в свою очередь, в определенных обстоятельствах сами окажутся смещенными с пьедестала власти «лисами».
Основным состоянием общества, как уже отмечалось, итальянский социолог считал равновесие. Его обеспечение – цель властвующей элиты, которая ради этого может и должна использовать любые средства. Парето любил повторять афоризм итальянского политического мыслителя конца ХV – начала ХVI в. Н. Макиавелли «Цель оправдывает средства».
Чтобы осуществлять успешное управление обществом, правящий класс, по мнению социолога, должен постоянно заботиться о своем обновлении за счет здоровых сил и лучших представителей низшего класса. Необходима социальная мобильность, которая должна проявляться в изгнании из правящего класса наиболее разложившихся членов и переходе в его состав энергичных и жизнеспособных людей из «не элиты». Только в этом случае действующая элита окажется способной к длительному господству. Иначе ей обеспечена деградация и, как следствие, наступление политической революции.
Парето полагал, что политические революции осуществляются в результате замедления круговорота элиты и создания таких негативных условий, при которых наиболее достойные представители низших классов не в состоянии перейти в правящий класс*. Это происходит исключительно вследствие действия самой правящей элиты, которая начинает себя оберегать от появления в ее составе новых, чужеродных элементов. Таким образом, причиной разложения и гибели действующей элиты является поведение самого правящего класса. Суть политической революции, по Парето, – в насильственной замене одной правящей элиты другой.
Не следует думать, будто социолог считал, что процесс циркуляции, круговорота элит является результатом изменений личного характера либо борьбы группировок за власть. Этот процесс отражает наиболее важные потребности общества в радикальных изменениях своих основных структур – профессиональных, социальных, духовно-идеологических. Поэтому смена властвующих элит является отражением процесса чередования экономических и политических циклов в развитии общества. С этими циклами Парето связывает и развитие циклов духовного производства. Здесь также происходит циклическая смена периодов веры и скепсиса, в основе которых лежат «остатки» чувств.
В отличие от концепции нелогического действия, теория элит оказала большое влияние на последующее развитие социологии. Она дала возможность исследовать механизмы власти с новых теоретических позиций, обращаясь к психологии человека и социальных групп. Популярной была идея социолога о манипулировании сознанием групп людей с помощью идеологий, создаваемых правящими элитами и направленных на маскировку и сокрытие подлинных их намерений.
· История социологии. Под ред. Елсукова и др. Минск, 1993 и др. изд.