Процесс гармонизации общества и компании идет через реализацию социальных инициатив и юридических требований. Обычно часть социальных инициатив является предвестником юридических требований, другие социальные инициативы признаются морально необходимыми, но не оформляются директивными актами государственного или муниципального управления. Иногда закон опережает появление социальных инициатив и тогда он предусматривает юридическую и социальную (моральную) ответственность руководителя или компании. Например, законодательные акты о предельных концентрациях вредных выбросов в атмосферу или в водную среду регулируют технологию производства и возлагают социальную ответственность руководителей перед населением. Обычно социальная ответственность предусматривает более жесткие требования на параметры концентраций вредных выбросов.
Вопросы юридической ответственности руководителей решает суд или арбитраж, а социальная ответственность оценивается общественным мнением, результаты которого могут быть более действенными, чем юридическая ответственность.
Возложение на себя социальной ответственности может идти только добровольно. Руководитель должен ясно видеть, какие преимущества и какие трудности он будет ощущать. Вопросы активизации социальной ответственности рассматривались многими учеными и практиками США и Японии. На основе опубликованных материалов можно составить общую картину мотивов, активизирующих социальную ответственность компании, специалистов или руководителя:
• чувство долга, предвыборные обещания;
• желание принести больше пользы своим работникам, населению, прилегающей территории;
|
• получение удовлетворения от видимых работниками и населением результатов (самовыражение, самопроявление);
• избежание общественных порицаний и взысканий;
• повышение имиджа или карьерный рост;
выигрыш в споре или конкурсе;
• отвлечение от постоянных личных переживаний.
Основы экологической ответственности при РУР
Экологическая ответственность возникла из-за угрозы экологического кризиса локального и стратегического характера. Экологический кризис — критическое состояние окружающей среды, вызванное ее загрязнением и хищническим отношением к природе.
Международное природоохранительное право сформировалось в 1900 г. с подписания в Лондоне Конвенции об охране дикой природы Африки.
РФ на сегодняшний день принимает участие в четырех глобальных Конференциях:
• О международной торговле видами дикой фауны и флоры;
• Об охране водно-болотных угодий;
• Об охране Всемирного природного и культурного наследия;
• О сохранении биологического разнообразия. РФ приняла следующие международные обязательства об охране дикой природы:
• об охране белого медведя;
• конвенция об охране китов;
• антарктический договор.
В основу экологических инициатив положена Стратегия устойчивого развития (СУР), разработанная в рамках ООН в 1992 г. и направленная на достижение гармонии между людьми и между Обществом и Природой. Основное направление СУР — достижение удовлетворения жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.
Концепция перехода РФ к устойчивому развитию утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. Задачи реализации СУР:
|
• обеспечить стабилизацию экологической ситуации;
• проводить экологизацию экономической деятельности;
• распространять экологически ориентированные методы управления;
• неукоснительно соблюдать пределы емкости экосистем (по загрязнению, по соотношению элементов в атмосфере, в воде и в земле);
• внедрять экологически чистые и ресурсосберегающие технологии.
В рамках СУР разработаны принципы для РУР:
• хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает наносимого ущерба;
• ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть достигнут с учетом экономических и социальных факторов. Эффективность СУР оценивается показателями качества жизни: продолжительность жизни человека, состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход, измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения, объем отходов на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека.