ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает правила реализации в общеобразовательной организации (далее - Школа) общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Электронное обучение (далее ЭО) - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 13, 16, 28, 29);
Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Минпросвещения РФ от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
1.3. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения Школы независимо от места нахождения обучающихся.
1.4. ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогических технологий обучения.
1.5. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ.
Участники образовательной деятельности с использованием ЭО и ДОТ и модели их удаленного взаимодействия
3.1.Участниками образовательной деятельности с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
3.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации.
3.3. Образовательную деятельность с использованием ЭО и ДОТ осуществляют педагогические работники Школы.
3.4. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам.
3.5. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные образовательные ресурсы обучения или создавать собственные. Разработанные электронные образовательные ресурсы должны соответствовать содержанию и требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
3.6. Организация взаимодействия педагогов и обучающихся при реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ может осуществляться в следующих моделях (выбор модели):
Модель/условия | Наличие технических средств (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон) | Наличие доступа к сети ИНТЕРНЕТ |
Модель 1 | в наличии | в наличии |
Модель 2 | в наличии | отсутствует |
Модель 3 | отсутствует | в наличии |
Модель 4 | отсутствует | отсутствует |
3.6.1. При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное устройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие ресурсы:
· учебники и пособия на бумажных носителях;
· учебники и пособия в электронном формате;
· электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, «Учи.ру» и пр.);
· федеральные и региональные образовательные телеканалы;
· платформы для организации онлайн-уроков.
Основными видами организации деятельности обучающихся в данной модели является обучение посредством:
· дистанционных онлайн - уроков (видеоконференций с преподавателем);
· электронных офлайн - уроков (ссылок на видеозаписи уроков проведенных учителем или размещенных на цифровых платформах, списков ссылок на тренажеры);
· уроков на образовательных телеканалах;
· самостоятельной работы ученика.
3.6.2. При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы:
· учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
· инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю;
· электронные офлайн-уроки на образовательных телеканалах.
Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю осуществляется посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах) родителей, родственников или размещаются на ресурсах, к которым имеют доступ родители (законные представители) обучающихся: сайте образовательной организации, в социальных сетях, и иных ресурсах, используемых для связи педагогов и родителей.
Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае является самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя; просмотр уроков на образовательных телеканалах.
3.6.3.При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
· учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
· учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флеш-носителе);
· инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю;
· образовательные телеканалы.
Основными видами организации деятельности обучающихся в данном случае являются
· самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями;
· выполнение офлайн-заданий; уроки на образовательных телеканалах.
3.6.4. При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет отсутствует) для удаленного взаимодействия могут быть использованы следующие ресурсы:
· учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
· образовательные телеканалы;
· инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю может осуществляться по почте или в школе в установленные дни. Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае является самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя (для уточнения полученных инструкций возможно использовать телефонную связь: стационарную или мобильную); просмотр уроков на образовательных телеканалах.
3.7. Формы обратной связи (использование электронной почты, тестов, гугл-формы, видеоконференций, чатов, размещение материалов в закрытой группе социальной сети и др.) определяет образовательная организация.