внутриполитическая и внешнеполитическая жизнь в великобритании в начале ХХ века




Гуманитарно-технический факультет

Кафедра истории, права и общественных дисциплин

 

РЕФЕРАТ

 

внутриполитическая и внешнеполитическая жизнь в великобритании в начале ХХ века

    Студентки3курсагруппыЕСС 129  
  Морозихиной ДарьиАндреевны  
  Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «История» и «Русский язык»    
  Научныйруководитель:  
  кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, права и общественных дисциплин  
  Костенко О.А.  
     
   
   
   
   
         

 

Ессентуки, 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….….Стр. 3

Глава 1.Внутренняя политика Великобритании в начале ХХ века…......Стр. 4

Глава 2. Внешняя политика Великобритании в начале ХХ века….........Стр. 17

Заключение…………………………………………..…………...………...Стр. 20

Список используемой литературы….……………………………………………...……………….Стр. 22

 

 

Введение.

В начале XX века английская экономика продолжала своё развитие. Возросло производство угля, увеличилось потребление хлопка, бурно развивалось сельское хозяйство, производство продуктов питания, сырья для легкой промышленности. Но, несмотря на успешное развитие, английская промышленность заметно теряла свои позиции, отставание от конкурентов увеличивалось. Из «Мировой кузницы», «Мировой мастерской» Англия превращалась в одну из высокоразвитых стран. Но, несмотря на некоторые неудачи в экономике, несмотря на то, что Великобритания проиграла экономическую гонку Германии, она оставалась величайшей колониальной державой с территорией, занимающей 20% поверхности земного шара. Англия практиковала как прямое, управление в колониях (колонии напрямую подчиненные английской короне). Многие колонии практически не имели никаких прав на самостоятельность, на самоопределение. Все их действия направлялись из Лондона. Так и косвенное управление. В некоторых колониях смешивались разные формы управления (Индия, Нигерия, и т. д.). Англия постоянно расширялась как колониальная держава. В 1907 году Новая Зеландия стала белым доминионом Англии. Доминионы даже при прямых формах управления имели самостоятельность на порядок выше, чем остальные колонии. В 1914 году Англия устанавливает протекторат над Египтом. Англия развивалась как колониальная держава вследствие того, что колонии приносили огромную прибыль, причём это самый простой вид прибыли. Легче что-то выкачать из другой страны, чем самим произвести продукцию. Английская буржуазия диктовала официальному Лондону: «Чем больше у Англии колоний, тем богаче английская буржуазия».

 

Глава 1. Внутренняя политика Великобритании в начале ХХ века.

В декабре 1905 года еще до парламентских выборов, власть перешла в руки либерального кабинета. Лидер партии Г. Кэмпбелл-Баннерман включил в состав своего правительства как либералов-империалистов - Э. Грея, Г. Асквита и др., так и радикалов - Д. Ллойд Джорджа, У. Черчилля. Парламентские выборы 1906 года принесли жестокое поражение консерваторам. Правительство либералов оставалось вплоть до 1916 года. Правительство внесло ряд законопроектов. Считаясь с требованиями рабочих, оно сделало стачку и стачечные фонды легальными. Лорды из опасения перед тред-юнионами не решились задержать этот закон. Но зато все остальные билли, которое внесло правительство в 1906-1908 годах они либо отвергали, либо так уродовали, что правительство само брало их обратно. Бессилие парламента разочаровывало массы. Кемпбэлл-Баннерман под давлением левого крыла либералов и лейбористов внес в начале 1908 года в парламент резолюцию протеста против лордов. Лейбористы внесли предложение упразднить палату лордов, но это предложение было отвергнуто. Либералы были за более умеренную реформу. Резолюция, принятая тремя четвертями нижней палаты, требовала реформы палаты лордов в интересах обеспечения демократического законодательства. Либеральная буржуазия внушала массам, что борьба против палаты лордов- эта борьба за демократию в интересах народа. По всей Англии устраивались массовые митинги и демонстрации, на которых ораторы решительно осуждали поведение палаты лордов и даже требовали ее ликвидации. Другие говорили: надо сделать палату лордов избираемой. Даже консерваторы, боясь, что столь архаическое учреждение не выдержит напора демократии, были согласны на реформу палаты лордов, желая превратить ее в избираемое, но все же аристократическое собрание с той же полнотой власти, что и нижняя палата. Асквит и руководство либералов не соглашались ни на одни из предложенных планов. Они пошли по другому пути. Они решили сохранить палату лордов как наследственное, аристократическое учреждение, но ограничить ее права таким образом, чтобы к финансовым, экономическим биллям палата лордов не имела никакого касательства, в отношении же всех других биллей палата лордов получила бы только отсрочивающее вето: срок отсрочки - 2 года по истечении которых билль, принятый нижней палатой поступает на утверждение королю, минуя палату лордов. Продолжительность парламента сокращалась с семи до пяти лет. Эта была прогрессивная, хотя и до предела ограниченная реформа - ведь лорды могли затянуть принятие любого закона. Летом 1910 было организовано “Совещание 8-ми”, которое, однако, так и не пришло к единому мнению. В ходе переговоров палата лордов для укрепления своих позиций согласилась принять бюджет 1909-1910 года и даже заявила о своем согласии реформироваться. Когда 15 ноября 1910 года вновь открылась сессия парламента, лидер консерваторов в палате лордов Ленсдаун внес законопроект, основной смысл которого сводился к тому, чтобы особо важные и спорные вопросы передавались на всенародное голосование, а по финансовым биллям созывались объединенные заседания обеих палат. Не трудно понять, что принятие этого предложения Ленсдауна обеспечивало бы господство консерваторов, которые на совместном заседании палат составляли бы подавляющее большинство, так как соотношение тори и либералов выражалось 5: 1 (ясно, что если даже тори имели в палате общин меньшинство, они, соединившись со своими однопартийцами в верхней палате, в любом случае должны были иметь большинство). Палата лордов одобрила проект Ленсдауна, палата общин не согласилась с ним. Единственным выходом из создавшегося положения вновь оказался роспуск парламента и назначение новых выборов. Выборы в палату общин проходили в декабре 1910 г. Они не принесли каких-либо изменений в распределении мест, хотя либералы для того, чтобы добиться победы, обещали гомруль Ирландии и новые реформы.

В крайне ограниченном характере парламентской реформы проявлялась реакционная политика власти, которая стремилась сохранить как можно больше отживших институтов. Одним из важных имперских мероприятий Кемпбэлл-Баннермана было предоставление автономии завоеванным бурским республикам. Эта мера открыла возможность создания в Южной Африке нового доминиона- Южно-Африканского Союза. Вскоре Кемпбэлл-Баннерман, к тому времени уже больной старик, ушел в отставку. На посту его сменил Асквит. Сам Асквит принадлежал к крылу либералов-империалистов. Ллойд-Джордж получил в новом кабинете крупный пост министра финансов, который рассматривался как второй после премьера пост в кабинете. Эта было средством успокоить левое, радикальное крыло партии, лидером которой считался Ллойд-Джордж.

Годы правительства Асквита - это новая ступень в нарастании внутренних и внешнеполитических затруднений Британской империи, новая ступень в нарастании предвоенного кризиса. Рабочий класс становится все более беспокойным. С 1906 года непрерывно поднималась война стачек. Внутренняя политика характеризуется весьма сложным лавированием, сочетаемым с шумной кампанией вокруг социальных реформ. Отдельной строкой можно упомянуть о том, что выборы 1906 года характеризуется крупной победой кандидатов, выставленных новой политической организацией - Комитетом рабочего представительства, переименованным в том же году в рабочую партию. Либералы, обладавшие большим опытом социальной демагогии и лавирования, прикрывавшие свою агрессивность во внешней политике пацифисткой фразеологией, лучше могли выполнить роль, отведенную ей правящими кругами, чем чересчур прямолинейные консерваторы. Понятно, что буржуазия нуждалась в ловких демагогах, которые отвлекли бы внимание от гонки вооружений, сумели бы прикрыть милитаристскую политику фразами о том, что“все это делается исключительно в интересах мира, в интересах охраны культуры, в интересах родины и т. д. ”. Одной из наиболее ярких реформ этого периода можно считать закон о страховании. Оно было построено на значительных взносах со стороны рабочих и меньших со стороны хозяев, к которым государство прибавляло небольшую дотацию. Им охватывалось меньше половины рабочих и служащих страны. Страховое пособие было весьма небольшим. Страхование было передано не профсоюзам, а особым государственным организациям. Несомненной уступкой рабочему классу был также закон о компенсациях рабочим, принятый в 1906 году. Если по закону 1897 года право на получение пособий от предпринимателей при несчастных случаях распространялось лишь на некоторые категории рабочих, то теперь - практически все рабочие, хотя размер пособий был ничтожный. В 1908 году был принят закон о пенсиях для стариков. Право на пенсию в размере 5 шиллингов в неделю получили лица, достигшие 70-летнего возраста и имевшие не более 26 фунтов стерлингов годового дохода. В том же году специальным законом устанавливался 8-часовой рабочий день для углекопов. В 1909 году учреждены биржи труда, в функции которых входило посредничество между предпринимателями и рабочими при найме рабочей силы.

В марте 1913 года вошел в силу закон о фондах тред-юнионов. Закон был результатом борьбы тред-юнионов. Обилие стачек, их упорный характер заставили правительства Асквита отказаться от старой английской доктрины невмешательства в промышленные конфликты. Улаживание промышленных контактов Ллойд-Джорджем в 1906-1908 г. г было первым шагом в этом направлении, когда министр выступал только в качестве посредника между сторонами. При Асквите правительство пыталось официально с помощью законодательства, пойти дальше по этому пути. Асквит пытался ввести в Англии арбитражное разбирательство конфликтов государственными третейскими органами. Асквит придавал этой системе настолько большое значение, что сам стал даже председателем Центрального арбитражного совета.

Нужно отметить и тот факт, что Англия в этот период в основном свой бюджет расходует на армию, флот и укрепление бюрократического аппарата империи. Среди крупнейших европейских держав Англия стояла на первом месте по военным расходам на душу населения. Война начинает рассматриваться, как единственное средство покончить с двумя злейшими врагами английской буржуазии: кайзеровской Германией и рабочим движением. Англия принимала энергичные меры в подготовке войны. В 1901 году организуется комитет обороны империи, вместо главнокомандующего в 1895 г. создается высший военный совет. В 1909 году формируется имперский генеральный штаб, включавший представителей доминионов. Военный министр в кабинете либералов Холдейн проводит реорганизацию армии, взамен существовавших ранее гражданской милиции и добровольческих сил были сформированы единые территориальные части с массовым резервом. С Францией еще в 1905 году договорились о совместных действиях, а в дальнейшем- распределили обязанности военно-морских сил: Франция сосредотачивала свой флот в Средиземном море, а Англия - в Северном. Параллельно военным мероприятиям на суше осуществлялось военно-морское строительство. Назначенный в 1904 г. первым лордом адмиралтейства Фишер начал реорганизацию военно-морских сил с расчетом на войну против Германии. Особенностью милитаристской политики Англии было то, что она тщательно маскировала свою агрессивность миролюбивыми фразами, вводившими в заблуждение общественное мнение, как в самой Англии, так и за ее пределами, а также тем, что внимание самого народа было искусно отведено в сторону широковещательной программы социальных реформ. Истинный смысл политики либералов можно проследить по событиям, связанным с так называемым “революционным бюджетом” Ллойд-Джорджа. 29 апреля 1909 года Ллойд-Джордж внес проект бюджета на 1909-1910 финансовый год. В проекте фигурировал дефицит в более чем 15 млн. ф. ст., который обуславливался главным образом военными расходами. Достаточно сказать, что дополнительно к существующей военно-морской программе предполагалось построить восемь броненосцев. Стараясь ослабить впечатление от громадных военных расходов, либералы старались усиленно подчеркнуть “большие” ассигнования на пенсии старикам (по закону 1908 года). Основные споры развернулись, прежде всего, вокруг приходной части бюджета. Правительство предлагало ввести ряд новых косвенных налогов. Известно, что после ликвидации хлебных законов в 1846 году в Англии были отменены почти все косвенные налоги. Основным видом обложения был прямой налог с доходов. Однако по мере потери Англией своей промышленной монополии начали восстанавливать один косвенный налог за другим. Особенно ожесточенные споры шли в отношении прямых налогов. До 1902 г. существовало два основных прямых налога: налог на заработанный и незаработанный доход и введенный в 1894 году налог на наследства. Здесь Ллойд-Джордж предложил увеличить их и ввести новые прямые налоги, затрагивавшие в большей степени крупных землевладельцев:

1) Налог на “незаработанные приращения”. Так как по мере роста городов резко выросла и стоимость земли, чем пользовались помещики, искусственно взвинчивая на них цены. Правительство предложило произвести оценку действительной стоимости земли по всей стране. При продаже помещиком какого-либо участка одна пятая часть разницы между стоимостью этого участка и той ценой, за которую он продан, должна идти в пользу государства. Это и был налог за незаработанное приращение.

2) Налог на постройки, касающийся арендных отношений в Англии.

3) Обложение пустующих земель. В Англии существовало много пустующих земель, которые помещики не сдавали в аренду и не продавали, дожидаясь нового повышения цен. В бюджете 1909-1910 года было предусмотрено введение налога в размере 0, 5 пенса на каждый фунт рыночной стоимости этих земель.

4) Налог на ренту, получаемую лендлордами с предпринимателей-арендаторов. Много участков помещики сдавали шахтовладельцам, которые за право добычи, например, каменного угля, платили, кроме земельной ренты, лендлордам особую ренту.

Либеральный кабинет усиленно подчеркивал, что все эти дополнительные доходы пойдут в основном на улучшение жизни народа. В действительности никакого блаженного века, естественно, не наступило. Однако наиболее реакционные круги, защищая свои интересы, летом и осенью начали шумную агитационную кампанию против бюджета, особенно против налогов на незаработанные приращения. Палата общин утвердила в третьем чтении бюджет, предложенный кабинетом. Палата лордов отвергла бюджет. Это привело к обострению ситуации и впоследствии к реформированию палаты лордов.

Внутреннее положение Англии серьезно обострилось в связи с новыми осложнениями в ирландском вопросе. Надежды английских правящих кругов на то, что принятый в 1903 г. закон о продаже помещичьих земель крестьянам ослабит ирландское национальное движение, не оправдались. Партия шинфейнеров требовала полной независимости Ирландии, критиковала ирландскую фракцию в парламенте и ее лидера Редмонда, рассчитывавших получить из рук либералов самоуправление (гомруль) для Ирландии. Развитие массового движения в Ирландии побудило ирландскую парламентскую фракцию вновь поставить вопрос о гомруле. Либеральный кабинет, зависевший от поддержки ирландских депутатов, после долгих проволочек внес в 1912 г. в парламент билль о гомруле. Согласно этому биллю власть в Ирландии передавалась двухпалатному парламенту в составе сената, назначаемого английским правительством, и палаты общин, избираемой на основе действующих избирательных законов. Из ведения ирландского парламента изымались вопросы войны и мира, руководство вооруженными силами, сношения с иностранными государствами, введение новых налогов, полиция и т. д. Английский парламент мог отменить любой акт парламента в Дублине. Исполнительная власть оставалась в руках английского лорда-лейтенанта. Даже в таком виде билль о гомруле встретил решительное сопротивление английских консерваторов. Трижды он принимался палатой общин, но встречал упорное сопротивление в палате лордов. Согласно закону 1911 г. полагалось после третьего решения нижней палаты направить билль на подпись королю, несмотря на возражения палаты лордов. Однако консерваторы решили не уступать. Поскольку конституционные средства были исчерпаны, консервативная партия стала действовать иным путем. На первый план был выдвинут так называемый олстерский вопрос. Олстер- северо-восточный угол Ирландии, представлял собой самую промышленную часть «зеленого острова». Около половины населения Олстера составляли протестанты, среди которых из поколения в поколение воспитывалась ненависть к ирландским католикам. Консерваторы решили оторвать Олстер от остальной Ирландии; с этой целью они начали формировать вооруженные отряды. Лидер олстерских консерваторов Э. Карсон осенью 1912 г. призвал силой воспрепятствовать распространению гомруля на «протестантские» графства Ирландии. Созданные Карсоном вооруженные отряды насчитывали почти сто тысяч человек, имели артиллерию, пулеметы, бронеавтомобили. В начале 1914 г. английское правительство решило отправить в Олстер несколько полков, чтобы взять в свои руки контроль над ним. В ответ офицеры этих полков объявили, что отказываются повиноваться приказу правительства. Офицерский «бунт» был поддержан высшим командованием - генералами Вильсоном, Френчем и другими, угрожавшими подать в отставку. Правительство либералов поспешило уступить. «Армия похоронила законопроект о гомруле», - торжествовала консервативная печать.

Летом 1914 г. в Ирландии началось создание армии волонтеров для защиты от банд Карсона. Вся Ирландия превратилась в вооруженный лагерь. Английское правительство, смотревшее сквозь пальцы на действия олстерцев, теперь всячески препятствовало доставке оружия ирландским волонтерам.

26 июля полиция в Дублине открыла огонь по ирландским националистам. Было убито и ранено несколько десятков человек. Дублинский расстрел вызвал взрыв возмущения в Ирландии. Большое возбуждение царило и в Англии. Только начавшаяся вскоре мировая война дала английской буржуазии возможность справиться с серьезными внутренними затруднениями.

В 1912 году либеральное правительство внесло билль о гомруле, который палата лордов, пользуясь своим правом, дважды отклонила. Ирландия так и осталась “горячей точкой” для Англии. Здесь события разворачивались остро, дело явно шло к гражданской войне. Последствия нерешенной ирландской проблемы обнаруживаются по сей день.

Рабочее движение в Англии начала XX века определялось положением, в котором находился рабочий класс страны. В самом начале XX века мировой империализм переживал глубокий экономический кризис1. Англия окончательно потеряла свою промышленную монополию. Старые и новые, разорившиеся и процветающие отрасли промышленности стали испытывать кризисы. Это привело к тому, что наступление на права рабочих началось во всех отраслях и по всем линиям экономики Англии. И не было такого отряда рабочего класса, который не испытывал бы на себе все кризисные явления. Положение рабочего класса, естественно, ухудшилось. В наиболее сложном положении были отрасли тяжелой промышленности, угледобывающей, железнодорожной. Именно эти слои рабочего класса, прежде всего, стали испытывать давление со стороны предпринимателей, так как английские капиталисты стремились наверстать потери, которые они несли на мировых рынках, путем снижения себестоимости своих товаров за счет рабочего класса. В то время как имущие классы извлекали огромные прибыли (к началу XX века 1/30 часть всего населения Англии присваивала около трети всего национального дохода), уровень жизни трудящихся падал. Большие масштабы приняла безработица, даже среди квалифицированных рабочих она достигла в эти годы почти 5 %.

Таким образом, первая особенность положения рабочего класса в начале XX века заключалась в резком ухудшении его материального положения. Объективно это приводило к тому, что для рабочего класса начинался период боевого наступления. Настроения рабочих нашли выражение в массовом стачечном движении, которое нарастало все эти годы, вплоть до начала Первой мировой войны. Начались забастовки в тех отраслях, которые давно уже не применяли забастовок. Большую роль в подъеме рабочего движения сыграла русская революция 1905-1907 гг. События 1905 года в России вызвали симпатию в рядах рабочего класса. 24 января 1905 года в Степни (район Лондона) состоялся митинг безработных. На следующий день рабочие процветающей судостроительной верфи в Ньюкасле организовали в обеденный перерыв митинг протеста против кровавой расправы с рабочими в Петербурге. Собрание Независимой рабочей партии, созванное 25 января, началось с того, что была предложена резолюция, в которой выражались симпатии русскому народу по поводу восстания против тирании. Подобная же резолюция была единодушно принята конференцией Комитета рабочего представительства. Таким образом, революция в России усилила брожение умов в Англии и явилась новым мощным фактором, стимулировавшим активность английского рабочего класса, который в это время проводил энергичную кампанию борьбы против безработицы3. В 1906 году в стачках приняло участие 217 тыс. человек.

Еще одна особенность положения рабочего класса к началу XX века заключалась и в том, что существовал огромный разрыв по уровню благосостояния рабочих в силу раскола отраслей. Такого контраста в материальном положении рабочих не было ни в одной другой европейской стране. Это было связано и с тем, что в Англии была большая прослойка рабочей аристократии. К началу Первой мировой войны она составляла 12 %. Это была уже не верхушка высококвалифицированных рабочих, подкупаемая за счет сверхприбылей английскими монополистами, а партийно-профсоюзная бюрократия, которая в начале XX века сильно увеличилась за счет разорившейся мелкой буржуазии. Таким образом, качественнее изменения в рабочем классе, вызванные его количественным увеличением за счет разорившихся помещиков, крестьян, мелкой и средней буржуазии, создавали дополнительные условия для раскола.

Экономический кризис 1900-1903 годов усилил забастовочные движения. Капиталисты увольняли рабочих с предприятий, ј часть жителей Лондона находилась в условиях нищеты. Даже неквалифицированные рабочие (горняки, докеры) стали осознавать, что необходимо выдвигать не только экономические, но и политические требования в борьбе с монополистической буржуазией (встать на путь самостоятельной политической борьбы). О росте политической сознательности английского рабочего класса косвенно свидетельствовало создание Лейбористской партии. Сознательные рабочие давно уже тяготились зависимостью своих парламентских депутатов от либеральной партии и добивались подлинно самостоятельного представительства в парламенте, чтобы непосредственно влиять на законодательство. Своей первой мишенью капиталисты избрали тред-юнионы. Не только рядовые рабочие, но и лидеры профсоюзов вынуждены были поддержать широкое рабочее движение. Они поняли, что без представительства во власти нельзя влиять на политические процессы в стране. Вопрос о сплочении рабочих сил следовало решить безотлагательно, возникла особенно острая нужда в массовой рабочей партии, способной отстаивать интересы трудящихся в парламенте и во всей стране. Решено было создать Комитет рабочего представительства. Этим было положено начало лейбористской партии. Передовые рабочие добивались создания боеспособной партии, которая направит свои усилия на построение нового общества. Структура Комитета рабочего представительства была весьма своеобразной: это была федерация ряда тред-юнионов и социалистических организаций. В 1906 году он был переименован в Лейбористскую партию Великобритании. Целью этой партии было проведение в парламент своих собственных депутатов. Лейбористская партия представляла собой, в сущности, федерацию различных тред-юнионов, Независимой рабочей партии, Социал-демократической федерации. Эти коллективные члены собирали по одному пенсу с каждого члена своих организаций и вносили деньги в кассу партии. Буржуазия попыталась подорвать материальную базу новой партии. Программа Лейбористской партии откровенно она не носила цельной социалистической направленности. По существу политика лейбористской партии в парламенте сводилась к попыткам «улучшить» капитализм, с тем, чтобы сохранить его, или, грубо говоря, чтобы подкупать английский рабочий класс за счет сверхприбылей, получаемых господствующими классами от империалистической монополии и эксплуатации колоний. Поэтому крупная победа, одержанная лейбористской партией на выборах, носила двойственный характер: с одной стороны, она явилась одним из проявлений дальновидной политики, проводимой той частью правящего класса, которая стремилась отвлечь от борьбы силы, выступавшие за проведение самостоятельной политики, и поставить их под свой контроль. С другой стороны, эти силы рабочих были вполне реальны; их численный рост сопровождался ростом боевого настроения рабочих, и уступки, которых они добивались, были также реальны. Рабочим удалось заставить руководство либералов сдержать свое обещание и принять билль 1906 года, освобождающий тред-юнионы от угрозы судебных преследований.

Очередной экономический кризис 1907-1909 гг. привел к усилению стачечного движения. Прежде всего, усилилось забастовочное движение в тех отраслях английской промышленности, которые находились в бедственном положении. В 1907 году крупные стачки затронули текстильную, машиностроительную и ряд старых отраслей промышленности. Начиная с 1910 года, стачечное движение нарастало еще быстрее. Бастовали железнодорожники, рабочие судостроительных заводов, текстильщики, горняки. Ожесточение борьбе придала политика правительства, которое направляло против стачечников войска; в Южном Уэльсе имели место кровавые столкновения. В 1911 году подъем стачечной борьбы продолжался.

Образование союзов отраслевых профобъединений было показателем усиления революционной тенденции в рабочем движении Англии. Теперь стали появляться истинные профсоюзы, в которых не только высококвалифицированные, но и неквалифицированные рабочие объединялись уже не по профессиям, а по предприятиям. Боевой характер стачечного движения этих лет углублял разрыв рабочей массы со своим руководством. Многие стачки возникали прямо против воли официальных лидеров тред-юнионов. Но самое главное заключалось в том, что забастовки новых тред-юнионов стали носить не только экономический, но и политический характер. Первые требования политического характера выдвинули рабочие тех отраслей, которые находились в состоянии упадка.

 

 

Глава 2. Внешняя политика Великобритании в начале ХХ века.

С 12 декабря 1902 года начались постоянные переговоры между французским и английским правительствами на разных уровнях по решению проблемных и спорных вопросов. В этот период после объявления таможенного протекционизма Англией привело к фактическому разрыву отношений с Германией, что способствовало сближению с другими более подходящими странами.

8 апреля 1904 г. Были подписаны соглашения, изменившие всю дипломатическую ситуацию в Европе. По этим соглашениям вопрос о рыбных промыслах в Ньюфаундленде, давно уже служивший яблоком раздора между обоими правительствами, был в основном разрешен в пользу Англии; французские рыбаки лишались права сушить рыбу в той части побережья, которую называли FrenchShore (французским берегом). Как бы в компенсацию, Франция получала порт на реке Гамбии, в судоходной ёе части, острова Лос, находящиеся против Слонового берега, и существенное исправление границ в области, расположенной между рекой Нигер и озером Чад. Франция и Англия договорились относительно раздела Сиама на сферы влияния. На Новых Гибридах был установлен кондоминиум. Англия признала за Францией право на установление таможенных пошлин на Мадагаскаре. Но самое важное соглашение касалось Египта и Марокко.

Англия и Франция заявляли, что они не намерены изменять политическое положение Египта и Марокко. Но Франция обязывалась ни в чём не препятствовать деятельности Англии в Египте, а Англия со своей стороны предоставляла Франции полную свободу вмешательства в дела Марокко «для обеспечения спокойствия в этой стране и для оказания ей помощи при проведении всякого рода административных, экономических, финансовых и военных реформ, в которых она нуждается». Другими словами, Англия предоставляла Франции право водвориться в Марокко так же, как она сама водворилась в Египте. Все вопросы, касавшиеся задолженности Египта были урегулированы, причем Франция по настоянию англо-египетского правительства отказывалась от права налагать вето на свободное распоряжение кассовой наличностью. Англия и Франция обязывались уважать (как в Египте, так и в Марокко) «принцип коммерческой свободы». Соглашение давало более точное определение этому принципу и устанавливало, что в течение 30 лет это определение останется неизменным. Англия и Франция обязывались не допускать возведения укреплений на северном побережье Марокко. Оба правительства обещали друг другу взаимную дипломатическую поддержку для выполнения этих пунктов. К вышеизложенной конвенции была приложена другая конвенция, секретная, ставшая известной широкой публике только 7 лет спустя. В предвидении возможности того, что обстоятельства вынудят то или другое правительство изменить свою политику по отношению к Египту или Марокко, другими словами, заменить оккупацию протекторатом в собственном смысле этого слова, соглашение определяло, что и в этом случае оба правительства будут оказывать друг другу взаимную поддержку в согласии с условиями, изложенными в опубликованной конвенции. Кроме того, Марокко делилось на две сферы влияния: французскую и испанскую, причём последняя охватывала северное побережье от Мелилы до Себу.

После подписания этого соглашение на него обрушилась критика, так 25 июня 1905 года выступая в палате общин, Ллойд Джордж заявил, что не приемлет подписание подобного соглашения, но в этот момент он ещё не был знаком с полным секретным соглашением, а когда стал членом кабинета был вынужден признать свою необоснованную по этому поводу крику.

После англо-французского сближения - для увенчания новой системы нужно было осуществить сближение Англии с Россией. Тем более что уже в течение десятка лет оно неизменно находило в Англии более многочисленных сторонников, чем сближение с Францией. В начале 1907 года начинаются активные дипломатические переговоры между Россией и Англией. Будучи министром торговли, Дэвид Ллойд Джордж начинает играть важную роль во внешнеполитической концепции Великобритании, так с мая 1907 г. он принимает непосредственное участие в переговорах с российскими дипломатами и играет не последнюю роль в подписании 31 августа 1907 г. англо-русской конвенции о размежевании сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете, которая фактически завершила создание так называемого Тройственного Согласия (Антанты) всоставе Англии, Франции и России направленного, прежде всего на военного усиление Германии и её союзников.

Двухсторонние соглашения Англии с Францией в 1904 г. и Россией в 1907 г. фактически означали формирование Антанты. Несмотря на то, под какой вывеской подписывались эти оба документа, безусловно, они имели антигерманскую направленность. Великобритания не хотела терять свою определяющую роль в Европе и чтобы не дать Германии усилиться и возможно опередить её Англия решилась на сближение с Францией и Россией. Но какие бы не были скрытые, причины подписания соглашения они меркнут, перед тем, какую роль они сыграли в Первую мировую войну.

 

Заключение.

Таким образом, можно с полной уверенностью считать проведенные правительством Англии реформы этого периода достаточно ограниченными. В них ярко проявлялась реакционность и нежелание буржуазии идти на действительно революционное реформирование устаревших институтов власти. Не кто иной, как либеральный премьер Асквит, который вел борьбу против лордов в своих публичных заявлениях, в палате общин, заявляя о необходимости изменений в функциях верхней палаты, он в то же время подчеркивал, что “такое преобразование не может быть произведено немедленно”. Правительство делало лишь те реформы, которые все равно были бы неизбежны. Рост рабочего движения, его организованность стала пугать буржуазные правящие круги страны. Нужно были идти на уступки, но и не допустить усиления рабочего движения. Поэтому реформы носили несколько эпизодический характер. Несомненно, что особенностью реформирования периода конца XIX века - начало XX века была двухпартийность политической системы Англии. В борьбе между собой за влияние над массами партии использовали популистские меры. Как, например, либералы в целях пошатнувшегося влияния в 1904 году внесли билль, согласно которому признается право мирного пикетирования с целью проведения стачек. Тред-юнионы не несут финансовой ответственности, как за проведение стачек, так и за пикетирование. Этот билль, как и следовало ожидать, был принят платой общин и отвергнут палатой лордов. Однако либералы подняли свой рейтинг в среде рабочих. Другой несомненной особенностью реформирования была разворачивающаяся в стране гонка вооружений, которую тщательно маскировали, отводя внимание на социальные реформы.

Правящие круги показали, что намерены проводить политику умеренных социальных реформ в сочетании с милитаризацией страны и подготовкой к войне.

Смерть королевы Виктории подвела черту под царствованием, продолжавшимся 64 года. Закончилась Викторианская эпоха - эпоха наивысшего расцвета страны и имперского величия. Конец XIX - начало XX века - время, когда в стране активно шел процесс модернизации, затронувший политику, экономику, общество. В Англии развивался монополистический капитализм, создавалась система социальных реформ. Борьба за сохранение и расширение колониальной империи, за международный престиж подвела Великобританию к порогу мировой войны.

 

Список используемой литературы.

1. Губер А.А., Гефтер М.Я., Всемирная история, том 7,2013.

2. Кошелев В. С.,ОржеховскийИ.В, СиницаВ.И.. Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 2014.

3. Всемирная история - Новая история (1789-1914 гг), 9 класс.

4. https://ru.studbooks.net

5. https://ru.wikipedia.org

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: