Психолого-педагогические особенности развития двигательной активности старших дошкольников




ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Психолого-педагогические особенности развития двигательной активности старших дошкольников

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит начальное воспитание физических качеств, а также становление двигательной деятельности.

Ученые заметили, что больше всего ребенка привлекает та информация, которая связана с движением. Это обусловлено тем, что подавляющая часть структур мозга в той или иной степени отвечает за организацию и проявления этой функции, а более 80% массы тела приходится на двигательный аппарат, то есть само движение для ребенка является возможностью реализации генетически обусловленной потребности мозга и тела [8]. Все это объясняет постоянную потребность в движениях, составляющую одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, М.М. Кольцова и др.) и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Г.А. Каданцева, А.С. Дворкин и Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, Н.И. Дворкина, В.А. Пегов, и др.). Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств (Н. Сладкова, О.В. Решетняк, Т.А. Банникова). Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность (Н.Т. Терехова, А.В. Запорожец и др., А.П. Ерастова).

Двигательная деятельность – это деятельность, характерным компонентом которой является движение, оно направлено на физическое и двигательное развитие ребенка [22].

Прямое воздействие на развитие разнообразных движений оказывает двигательная активность ребенка.

Двигательная активность – это биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие [22].

Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время [45]. Эти составляющие тесно связаны между собой.

Двигательная активность в расширении функциональных возможностей развивающегося организма очень важна, поэтому трудно переоценить ее роль в совершенствовании двигательной деятельности. Следовательно, недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Сегодня установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением [20].

К характеристикам двигательной активности можно отнести такие параметры, как «уровень двигательной активности» и «двигательный тип».

Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности обуславливается наследственными и генетическими признаками. Рунова М.А. в зависимости от степени подвижности детей, предлагает следующее распределение на три подгруппы: I- высокая, II - средняя и III - низкая подвижность.

К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью двигательной активности независимо от объема и продолжительности двигательной активности. Как правило, у этих детей высокая подвижность, некоторые дети отличаются повышенной возбудимостью, гипер активностью, им свойственны расторможенность, беспокойство, несдержанность.

Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей двигательной активности, а также дети, у которых наблюдалось сочетание среднего и высокого уровня объема и продолжительности со средним и низкой интенсивностью двигательной активности. Дети со средним уровнем двигательной активности подвижны, проявляют творчество и стремятся быть лидерами.

Дети третьей подгруппы имеют низкий объем двигательной активности в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У всех детей этой группы отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов [39].

Под «двигательным типом» понимается набор индивидуальных двигательных особенностей, присущих данному ребенку [26]. Каждый ребенок обладает своим типом двигательной активности. Если не выявлять типы активности, то навязывание несвойственного типа движения, может привести к тому, что у ребенка возникает неприязнь к этому движению, а часто и к двигательной активности вообще. Увеличение количества физкультурных занятий, которые не являются для ребенка необходимой психоэмоциональной разрядкой и не совпадают, не соответствуют его типу двигательной активности, может привести к резко отрицательным последствиям, стать источником длительного стресса, способствующего неприязни к движениям. Индивидуальные двигательные особенности выявляются в процессе наблюдения за ребенком в течение длительного времени с фиксацией в дневнике тех видов движений, которые он предпочитает, выполняет с удовольствием. Л. М. Лазарев [26] выделяет следующие двигательные типы ребенка:

- взрывной. Дети с этим типом двигательной активности предпочитают быстрое, непродолжительное по времени движение;

- циклический. Дети с циклическим типом двигательной активности склонны к длительным, монотонным движениям (лыжи, бег на длинной дистанции);

- пластический. Дети с пластическим типом движений предпочитают мягкие, плавные движения;

- силовой. Дети с силовым типом предпочитают силовые нагрузки.

В процессе оптимизации двигательной активности детей в дошкольном учреждении следует создать такие условия, которые содействуют решению комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Оздоровительные задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении, совершенствование систем и функций организма, сохранения и укрепления здоровья.

Воспитательные задачи направлены на развитие умственных, духовных и физических способностей детей в их самом полном объеме.

Образовательные - направлены на овладение детьми определенным объемом знаний, умений, навыков, физических качеств для их всестороннего развития [21, 32, 39, 47,48].

Таким образом, двигательная активность для детей старшего дошкольного возраста является основной биологической потребностью, которая оказывает влияние на индивидуальное поведение детей и их характер двигательной деятельности.

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая потребность двигательной активности. Врачи и физиологи период 5-7 лет называют «возрастом двигательной расточительности» [33]. Все же следует подчеркнуть, что двигательная активность в этом возрасте становится более целенаправленной, в значительной мере зависимой от эмоционального состояния детей, и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности.

Дети 5-7 лет овладевают сложными видами движений и способами их выполнения, а также совершенствование некоторых элементов техники выполнения. Дети способны достичь сравнительно высоких результатов в выполнении движений, совершая их в различном темпе, с разной амплитудой проявляя значительные скоростно-силовые качества и выносливость [13].

На основе совершенствования всех видов движений и развития физических навыков происходит преобразование моторной сферы. На шестом году жизни детям доступно произвольное регулирование двигательной активности, для них все большее значение приобретает стремление достичь положительного результата, появляется осознанное отношение к выбору способов и качеству выполнения движений. Причиной таких проявлений является дифференциация в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. Его поведение становится осознанным и может быть описано схемой: «захотел - осознал - сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д. [44].

Умение детей 5-7 лет анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата, способствует активизации двигательной деятельности детей, проявлению инициативы, развитию интереса к занятиям по физической культуре.

Значительно повышаются показатели двигательной активности в старшем дошкольном возрасте. Рунова М. А. приводит данные констатирующего исследования, в котором показывает, средний объем двигательной активности за время пребывания в ДОУ мальчиков 5-ти лет – 13800 движений, девочек – 13200; у детей 6-ми лет соответственно 14250 и 13 600 движений [39].

Двигательная активность детей 6-ти лет более осознанная и разнообразна. По мере овладения двигательными навыками и умениями у шестилеток проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнения. Овладевая новыми навыками и закрепляя старые, дети начинают активно применять их в своей самостоятельной деятельности. Если в пятилетнем возрасте у мальчиков преобладают игры подвижного характера, а девочки предпочитают игры сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница» и т.д., то в шесть лет мальчики и девочки берут на себя разные роли в соответствии с сюжетами используют свой достаточно богатый двигательный опыт.

Педагогические наблюдения показали, что в 5-ти летнем возрасте стирается резкая грань в содержании самостоятельной деятельности. Дети самостоятельно объединяются небольшими группами, вместе выполняют упражнения, например, хождение через бревно, прыжки через скакалку, бросание мяча и др. Средний объем двигательной активности мальчиков 6-ти лет в самостоятельной деятельности составляет 2500 движений, девочек – 2210 движений [40].

Шестилетние дети обладают долее высокими двигательными возможностями по сравнению с предыдущей возрастной группой. Показатели двигательной активности увеличиваются за счет обогащения самостоятельной деятельности разнообразными играми и физическими упражнениями. В зимнее время года большим успехом у них пользуются такие спортивные упражнения, как катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

В теплое время года дети играют с мячом, обручем, со скакалкой. У детей появляется самоконтроль и самооценка своих движений при выполнении тех или иных упражнений. Можно наблюдать как дети 6-ми лет самостоятельно упражняются, многократно повторяя упражнения, при этом стремятся добиться хорошего результата. Средний объем двигательной активности мальчиков и девочек 6 лет в самостоятельной деятельности составляет 3275 и 3040 движений соответственно [39].

Таким образом, очевидна тесная связь количественных показателей двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с характером и главное с содержанием их деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: