Диагностика уровня развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в районах Крайнего Севера




Практическая часть данной работы реализована на базе МБДОУ ЦРР №7 «Ёлочка» г. Ханты — Мансийск в старших группах. Эксперимент проводился с мая 2012 года по октябрь 2012 года. Для эксперимента выбрали две старшие группы: первая группа 8 человек (4 девочки и 4 мальчика) — контрольная группа, вторая группа 9 человек (4 девочки и 5 мальчиков) — экспериментальная группа.

Эксперимент проходил в три этапа по следующей схеме:

1) констатирующий этап эксперимента (изучение психолого-педагогической и методической литературы, изучение и анализ программного содержания, первичная диагностика и разработка комплекса подвижных игр)

2) формирующий этап эксперимента (внедрение комплекса подвижных игр);

3) контрольный этап эксперимента (вторичная диагностика с целью определения эффективности влияния комплекса подвижных игр на развитие двигательной активности);

С целью изучения индивидуальных проявлений в двигательной деятельности и получения объективных характеристик двигательной активности использовался метод хронометража - метод измерения продолжительности двигательной активности детей (времени затраченного на движения) с помощью секундомера. Во время проведения хронометрожа из двух рабочих кнопок секундомера использовалась одна, которая всегда нажималась в момент начала и окончания каждого периода движения. В конце педагогического наблюдения на малом циферблате секундомера показывает общее время движений за весь период двигательной активности ребенка. Данные наблюдений заносятся в индивидуальные карты (приложение 1).

Оценка двигательной активности на занятиях физической культуры и во время свободной двигательной деятельности определялась путем вычислений его моторной плотности. Моторная плотность характеризуется отношением времени, которое затрачено ребенком на выполнение упражнений, ко всему времени занятия, выраженному в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%.

Моторная плотность = время затраченное на упражнение х 100 [49].

общее время занятия

В период констатирующего эксперимента экспертной группой, в состав которой входили я то есть воспитатель, инструктор по физической культуре и психолог проведены наблюдения, с целью оценивания двигательной активности, а также выявления уровня и типа двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

 

Таблица 1.

Продолжительность двигательной активности детей в экспериментальной группе на начало исследования во время самостоятельной двигательной деятельности

Фамилия ребенка Время Полезное время Моторная плотность %
  Абрамов Никита(6) 10.30-11.45 (75)    
  Бабчук Саша (5) 10.30-11.45 (75)    
  Демченко Рома (6) 10.30-11.45 (75)    
  Заборная Юля (6) 10.30-11.45 (75)    
  Молодых Тимофей (6,5) 10.30-11.45 (75)    
  Прошунин Илья(6) 10.30-11.45 (75)    
  Прохорова Ксен(5,5) 10.30-11.45 (75)    
  Прохорова Саша(6) 10.30-11.45 (75)    
  Селехова Алена(6) 10.30-11.45 (75)    

 

Из данной таблицы видно, что у Молодых Тимофея двигательная активность превышает норму данного возраста, Прохорова Ксения и Александра наоборот не достаточно подвижны.(преложн) А ГДЕ УЗНАТЬ О НОРМЕ, А МОЖЕТ У ЭТИХ ДЕТЕЙ ОБРАТНЫЕ ДАННЫЕ, НАДО ЗНАТЬ НОРМЫ

Таблица 2.

Продолжительность двигательной активности детей в контрольной группе на начало исследования во время самостоятельной двигательной деятельности

Фамилия ребенка Время Полезное время Моторная плотность %
  Бабанова В (6) 10.30-11.45 (75)    
  Бутешова А. (6,5) 10.30-11.45 (75)    
  Пантюхин Р. (5) 10.30-11.45 (75)    
  Ульчибеков М.(5) 10.30-11.45 (75)    
  Филиппенко А. (6) 10.30-11.45 (75)    
  Четверик В. (6). 10.30-11.45 (75)    
  Ядне Д. (6) 10.30-11.45 (75)    
  Эльмурзаев Р. (5) 10.30-11.45 (75)    

 

В контрольной группе малоподвижными детьми являются Бабанова В, Бутешова А.

Наблюдение показало, что экспериментальную группу составляют дети с высоким, средним и низким уровнями двигательной активности. В контрольной группе детям соответствуют средний и низкий уровень двигательной активности.

 

 


Рис 2. Уровни двигательной активности детей в экспериментальная группа и контрольная группа выявленные в ходе констатирующего эксперимента.

В процессе наблюдения в экспериментальной группе 2 ребенка с низким уровнем двигательной активности – 20 %, 6 человек определились как дети со средним уровнем двигательной активности, что составило 70% и 1 ребенок с высоким уровнем двигательной активности - 10%.

В контрольной группе 75% детей, а это 6 человек, имеют средний уровень двигательной активности и 2 человека - 25% низкий уровень двигательной активности.

 

 


Определения положительного или отрицательного воздействия на эмоциональную сферу детей применяемого комплекса подвижных игр, в ходе исследования проводился тест «САН» [46]. Инструментарий для проведения теста с детьми 5-6лет разработан самостоятельно (приложение 4).

Наблюдая за детьми, определяя их тип двигательной активности, выяснилось, что в экспериментальной группе для 33% детей характерен циклический тип, 56% пластический и 11% силовой тип. Детей относящихся к взрывному типу двигательной активности в экспериментальной группе нет.

ГДЕ ЭТИ ТИПЫОПИСАНЫ

 

 

Рис 3. Типы двигательной активности детей в ЭГ.

Так как двигательная активность представляет собой удовлетворенную потребность организма в движении, которая сильно варьирует в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, было проведено тестированиефизической подготовленности детей.

Определение основных показателей физической подготовленности дошкольников осуществлялось посредством наблюдения и тестов из системы средств по контролю и прогнозированию в физическом воспитании. С этой целью использовались тесты:

- бег на 30 м – на дорожке отмечается линия старта и линия финиша. Тестирование проводят воспитатель и инструктор по физкультуре, один находится с флажком на линии старта, второй с секундомером на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5-7 метров ставиться яркий ориентир. По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» - взмах флажком. В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер.

- прыжок в длину с места (см) – испытуемый выполнит две попытки, лучшая из которых заносится в протокол. Отталкивание осуществляется двумя ногами, мах руками разрешен, приземление на ноги;

- поднимание туловища за 1 мин. (кол-во раз) – испытуемый ложится на спину, скрестив руки на груди. По команде «начали» ребенок поднимается не сгибая колен, принимает положение сидя, и возвращаясь в исходное положение. Из двух попыток зачитывается лучшая;

-челночный бег 3 × 10 м - в зале отмерили отрезок 10 метров. Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены 5 кубиков. Испытуемый оббегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега;

- наклон туловища вперед (см)-для выполнения контрольных испытаний на гибкость требуется определенный инвентарь: скамья (тумба), линейка. Процедура тестирования: испытуемый стоит на скамье (тумба) и наклоняет туловище вперед, руки опуская как можно ниже. Инструктор по физкультуре при помощи линейки измеряет расстояние от скамьи до кончиков пальцев испытуемого;

- метание мешочка вдаль правой и левой рукой – при броске ступни испытуемого не должны отрываться от пола. Ребенок встает к контрольной линии, делает две попытки. Засчитывается лучшая попытка;

- статическое равновесие (c) – испытуемый встает в стойку- носок сзади стоящей ноги и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируется лучший результат.

В результате тестирования во время констатирующего эксперимента был определен исходный уровень физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп (приложение2)

Темпы прироста физических качеств рассчитываются по формуле В.И. Усаковой, наиболее часто применяемой в системе дошкольного образования:

W = 100(V2 - V1)
1/2 (V1 + V2)

где W — темпы прироста физических качеств, V1 — исходные показатели, V2 — конечные показатели [4].

 

 

2.2. Организация и проведение комплекса подвижных игр, направленных на развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в районах Крайнего Севера

На основании изученных особенностей типа и уровня двигательной активности воспитанников, а также определения их уровня физической подготовленности, для детей с разными уровнями и типами двигательной активности был разработан и составлен экспериментальный комплекс подвижных игр и игровых упражнений различной направленности.

В ходе педагогического наблюдения были отобраны и сгруппированы подвижные игры по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества. Отбирая игры, использовали модели игр, описанные в методической литературе, творчески их перерабатывали в соответствии с поставленными задачами. Подвижные игры, для экспериментальной группы, главным образом, подбирались с учетом функциональных возможностей, уровня и типа двигательной активности и физической подготовленности воспитанников, а также с учетом влияния биологических ритмов года характерных для Крайнего Севера.

Подбирая подвижные игры и упражнения к ним, с целью использования их для оптимизации двигательной активности, мы исходили из того, что основной компонент действия рассматривался с позиции двигательной установки, где качественные характеристики избираемых игр и упражнений находятся в изолированном соответствии с характером двигательной активности. Поэтому была выбрана специфика качественной направленности подвижных игр в виде некоторых правил, которые позволили более точно определить соответствие игр, направленных на оптимизацию двигательной активности детей с разным ее уровнем и типом. Для решения поставленной задачи, разработать специальный комплекс подвижных игр для группы детей 5-6 лет с различным уровнем двигательной активности проживающих в районе Крайнего Севера, в первую очередь, мы использовали народные и спортивные игры разной подвижности.

Данный комплекс разработан в опоре на рекомендации Л.В. Шарыповой, автора программы «Север», учитывающий особенности развития детского организма в разных биологических ритмах климатических условий Крайнего Севера.

Подвижные игры I-го биоритма

Цель: направлены на развитие скоростных способностей и подвижности в суставах – это игры с бегом, прыжками в длину и высоту, метание и т.д.

А) Высокий уровень двигательной активности

Данные игры требуют активизации процесса бега (полное содержание игр в приложении?):

- «гонка за лидером»,

- «шишки, желуди, орехи»,

- «я – впереди», «поверни»,

- «не теряй пару»,

- «змейка» (любые варианты),

- «к своим флажкам»,

- «стоп»,

- «круговорот»,

- «меняемся местами»,

- «ниточка с иголочкой»,

- «хищник в море» (чувашская народная игра),

- «горелки» (русская народная игра).

Игры-эстафеты (полное содержание игр в приложении?):

- «посадка картошки»,

- «поезда»,

- «команда быстроногих».

Для детей с высоким уровнем активности в этот период важно развивать внимание для этого необходимо использовать различные игры.

Игры на развитие внимания

- «у кого больше»,

- «будь внимательным»,

- «не ошибись»,

- «найди свой кубик»,

- «быстро по местам»,

- «перенеси предмет»,

- «Зевака с мячом»,

- «Зевака на кону».

Б) Низкий уровень двигательной активности

Данные игры требуют активизации процесса бега (полное содержание игр в приложении?):

- «я - ведущий»,

- «догони»,

- «найди пару в круге»,

- «пропеллер»,

- «кто быстрее»,

- «ловись, рыбка»,

- «хищник в море» (чувашская народная игра),

- «горелки» (русская народная игра);

Данные игры требуют активизации процесса прыгания (полное содержание игр в приложении?):

- «быстрее вверх»,

- «прыгни и повернись»,

- «попрыгунчики»,

- «воробышек и кот»,

- «хромая лиса»,

- «мешочек»,

- «салка на одной ногеравствуй сосед»,

- «классы»

Данный блок требует активизации процесса игры с мячом.

- «быстро переложи мяч»,

- «перебрось мяч»,

- «успей поймать»,

- «кто дальше»,

- «кто скорее придет к финишу с мячом»,

- «догони мяч»,

- «ударь мяч и догони»,

- «шмель»,

- «не урони мяч»,

- «оттолкни и поймай мяч».

- с обручем - «бегом в обруче», «догони обруч», «скорее в обруч», «кольцо на встречу кольцу», «юла», «не теряй домик», «цапли», «чья команда победит»;

Для поддержания интереса к игровой деятельности в данный период детей необходимо познакомить с новыми играми или усложнить правила знакомых игр. Детей с высоким ДА привлекли разные варианты «лапты» - это «один в лапту», «лапта в парах». Дети с низким уровнем двигательной активности познакомились с различными видами «классиков».

Подвижные игры II-го биоритма направлены на развитие силы и выносливости.

Возможности ребенка в проявлении силы ограничены, перегрузки могут оказать отрицательное влияние на функции внутренних органов, вызвать нарушение осанки. Поэтому в этот период необходимо шире использовать игры типа «перетягивание на палках» в парах, в группах (ненецкие национальные игры), «перетягивание каната», «перетягивание через черту», «бой петухов», «выталкивание спиной», «выталкивание в приседе», «выталкивание из круга», «слон», а также метание мешочков с песком, игры-эстафеты с перекатыванием набивных мячей и т.д.

Для развития координации, ловкости, точности выполнения движений детей с высоким уровнем двигательная активность использовались игры:

- с мячом - «охотники и утки», «с мячом под дугой», «вперед с мячом», «не теряй мяч», «найди мяч», «проведи мяч», «мяч в кругу», «прокати мяч с горки», «догони мяч», «веселей играй но мяч не теряй», «от пола на ракетку», «шлепанки», «заведи мяч в «воротики», «прокати мяч», «меняемся местами», «не задень веревочку», «пролезь в обруч», «мяч сквозь обруч»;

- с палкой - «малечена-калечена» (для правой и левой руки); с пластиковой тарелкой «поймай тарелку», «треугольник»;

- с мешочком - «не урони мешочек», «донеси мешочек», «не урони мешочек», «не задень»;

- игры в парах - «соколиный бой», «Петрушка», «дружные пары», а также «цапля», «перекатись назад», «ловля бабочек», «не опоздай», «разойтись и не упасть», «спрыгни и развернись», «через болото», «от понедельника до воскресенья» и т.д.

Для детей с низким уровнем двигательной активности желательно организовывать игры с продолжительным бегом используемые ранее, а также игры с прыжками – «скакалка-подсекалка», «со скакалкой парами», «резиночки», «прыгуны и пятнашки»;

- с мешочком - «береги мешочек», «скорее до середины», «схвати шнур», «удочка», «не урони кольцо»;

- «перетягивание на палках» (ненецкие национальные игры), «перетягивание каната», «перетягивание через черту», «выталкивание спиной», «выталкивание в приседе».

При проведении игры необходимо учитывать цели и задачи занятия, содержание учебного материала, виды движений входящих в игру, условия проведения игр.

Организуя спортивные праздники и совместные мероприятия с родителями проводились игры-эстафеты.

В ходе эксперимента активно использовалось спортивное оборудование и снаряжение: баскетбольный щит, полоса препятствий в различных вариантах, скамейки, скакалки, футболы, баскетбольные и футбольные мячи, теннисные ракетки и т.д.

Разработанный экспериментальный комплекс подвижных игр был применен в различных мероприятиях и запланированных режимных моментах с воспитанниками экспериментальной группы. В контрольной группе данная методика не проводилась с целью определения эффективности разработанного нами экспериментального комплекса подвижных игр, а также ее экспериментального обоснования.

Разработанная экспериментальная методика применялась во время утреннего сбора детей перед зарядкой, на занятиях физкультуры три раза в неделю (вторник, четверг, пятница), на утренней гимнастике, в ходе динамической разминке, во время самостоятельной двигательной деятельности детей, в специально отведенное для подвижных игр время, на прогулке (если позволяла погода), во время праздничных мероприятий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: