Социальное сиротство и его проявление




Социальное сиротство, его причины, проблемы предупреждения и преодоления

Социальное сиротство и его проявление

Понятие сирота в литературе и на практике имеет два значения: "повседневное" и правовое. В обоих случаях им определяют ребенка, оставшегося без попечения родителей. На Руси была поговорка "в сиротстве жить – слезы лить", а также выражение "безродный сирота" – ребенок без близкой родни. В правовом значении сирота – это ребенок или несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, в результате смерти родителей или при объявление гражданина умершим согласно ст. 45–46 Гражданского кодекса РФ.

Категория детей-сирот не представляет собой однородной группы. Исследователи выделяют следующие:

– дети, оставшиеся без попечения родителей, вследствие их гибели (смерти) и находящиеся в медицинском учреждении, приюте или улице;

– дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка (дети, оставшиеся без родителей с рождения до 3–4 лет);

– дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или иным причинам (дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье);

– беспризорные дети – это дети, имеющие опыт жизни "на улице".

В современных условиях в социальные науки (социальную политику, социальную работу и социальную педагогику) вошло понятие "социальное сиротство".

Его нормативной основой выступают акты ООН. Последняя приняла:

– 10 января 1948 г. – Всеобщую декларацию прав человека, в которой заявлено, что дети являются предметом особой заботы и помощи;

– 20 ноября 1959 г. – Декларацию прав ребенка, которой провозглашено, что человечество обязано давать ребенку лучшее из всего, у него имеющегося. Дети должны быть обеспечены социальной защитой, им необходимо создать условия и возможности для здорового и нормального развития в условиях свободы и достоинства;

– 20 ноября 1989 г. – Конвенцию о правах ребенка, подчеркивающую, что ребенок, "который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении", может быть отнесен к категории "социальный сирота";

– 30 сентября 1990 г. – Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и план действий по осуществлению этой декларации.

Требования мирового сообщества по защите прав ребенка получили поддержку в России и отражены в нормативных документах. Конвенция о правах ребенка поддержана и вступила в силу еще в бывшем СССР 15 сентября 1990 г. Затем были изданы Указ Президента РФ от 01.06.1992 № 543 "О первоочередных мероприятиях по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-е годы" и постановление Правительства РФ от 23 августа 1993 г. № 848 "О реализации Конвенции ООП о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей" (утратило силу). Приняты и другие документы.

Социальное сиротство следует рассматривать, как социально-педагогическую проблему, основу которой составляет выявление факторов, обусловливающих появление детей- сирот при живых биологических родителях. Последние в социальном и нравственном плане не сформировались: способны отвергнуть (бросить) собственное дитя, оставив его на улице или в медицинском учреждении, безответственно отнестись к уходу за ним (самоустранению от ухода), его развитию и воспитанию. В лучшем случае такая "родительская деятельность (забота)" может привести к задержке психического развития, различным формам социального отклонения, в худшем – к одичанию растущего ребенка, его гибели.

Социальные сироты – общественное явление, обусловленное наличием в социуме детей в возрасте от рождения и до 18 лет без попечения родителей, вследствие того, что последние по различным причинам отказались от своих детей, лишены родительских прав, признаны в установленном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или фактически не осуществляют необходимой заботы о своих детях.

В современных условиях к социальным сиротам следует отнести значительную часть беспризорных и безнадзорных детей. Имеется в виде тех детей, которые имеют одного или обоих родителей. По данным исследований такие родители либо самоустранились от воспитания своих детей, либо их лишили по тем или иным причинам (социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским) такой возможности, либо сами дети по каким- либо причинам покинули родной дом.

С позиции социальной педагогики такое явление определяет трагизм общества и государства, не сумевших обеспечить формирование социально зрелого взрослого населения – родителей, а также защитить права ребенка на жизнь, развитие, воспитание и обучение с учетом его своеобразии. Именно общество повинно в отсутствии достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения конкретными семьями, родителями этих детей своего долга, в дефиците у них чувств ответственности, любви, сострадания и милосердия, а также подготовленности и сформированности качеств, необходимых для обеспечения необходимой заботы о ребенке, ухода за ним и его воспитания. Подобный дефицит является следствием негативной среды и серьезных упущений в воспитании будущих родителей, у которых не сформированы те естественные чувства материнства (отцовства), которые им необходимы.

В литературе и на практике при характеристике детей, ставшихся без попечения родителей, используются различные категории. Среди них: безнадзорный, беспризорный и др. Каждая категория детей отличается своей отличительной характерологической особенностью.

Безнадзорный происходит, как указывал Владимир Иванович Даль (1801 – 1872), от слова надзор – наличие присмотра, наблюдения. Речь идет об отсутствии необходимого надзора, наблюдения за ребенком. Термин получил распространение в 1970-х гг. и относился к несовершеннолетнему, над поведением которого вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц отсутствует контроль. В этом значении он существует и на современный момент.

Беспризорный происходит от слова призреть, призревать, призрить приютить, пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой и озаботиться нуждами ближнего. Под ним понимали призирание за ребенком. По своей сущности, как указывал В. Даль, термин характеризовал отсутствие присмотра, надзора, наблюдения за ребенком.

Одно из первых официальных определений беспризорности содержится в Большой советской энциклопедии (1930 г.). Под ним рассматривалось явление, характеризуемое как тяжелое общественное бедствие. Беспризорный – это несовершеннолетний, лишенный педагогического надзора и попечения и живущий в условиях, вредно влияющих на его общественные проявления и здоровье. В современных условиях под ним понимают безнадзорного, не имеющего места жительства и (или) места пребывания.

Выделяют также следующие категории детей, относящихся к категории социальных сирот:

отказной – несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, по заявлению матери или обоих родителей об отказе, заверенному главным врачом или юристом медицинского учреждения (родильного дома, больницы, дома ребенка);

подкидыш – несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, направленный в государственное учреждение правоохранительными органами в соответствии с актом о подкидывании (как правило, речь идет о малолетних детях, которые оставляются родителем на улице, в магазинах, вокзалах, в других местах, чтобы государство взяло на себя заботу о его содержании и воспитании);

отобранный – несовершеннолетний, права родителей которого ограничены судом (принудительное отобрание); в том числе по независящим от родителей причинам (хронические заболевания, психическое расстройство). Такой статус несовершеннолетнего – временный. Он влечет за собой решение суда о лишении родителей родительских прав или признании родителей недееспособными или с ограниченной дееспособностью;

подопечный – несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, переданный под опеку до 14 лет или попечительство до 18 лет граждан или в государственные учреждения;

бомж – несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей и не имеющий определенного места жительства (регистрации) – временный статус несовершеннолетнего, влечет за собой решение суда об определении несовершеннолетнего и закреплении за ним права на жилую площадь.

Социальных сирот относят к категории несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, т.е. в следствии безответственности родителей по отношению к ним, безнадзорности или беспризорности находящихся в обстановке (среде жизнедеятельности – семье (родной или приемной), интернатном учреждении, на улице), представляющей опасность для их жизни и (или) здоровья, не отвечающей требованиям к содержанию и воспитанию, совершающих правонарушение или антиобщественные действия, употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющие одурманивающие вещества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: