Центральные налоги и сборы




Систему налогообложения Франции условно можно разде­лить на три крупных блока:

- косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление (НДС, акцизы, внутренний налог на нефтепродукты, таможенные пошлины);

- налоги на доходы;

- налоги на капитал (Приложение Д).

Основные доходы бюджета Центрального Правительства Франции представлены в таблице 39.

Таблица 39 - Доходы бюджета Центрального Правительства

Франции в 90-е гг.

 

Вид дохода млн.фр. В процентах к итогу
НДС 669 962 41,4
Подоходный налог 293 110 18,1
Налог на прибыль 170 140 10,6
Пошлины на нефтепродукты 118 618 7,3
Прочие налоги 245 120 15,2
Неналоговые доходы 120 267 7,4
Итого 1 617 217  

 

Во Франции действуют на центральном уровне три вида косвенных налогов - акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги. Решающее значение во Франции на центральном уровне принадлежит НДС. Для защиты своего рынка от иностранной конкуренции Франция использует налог на добавленную стоимость, взимаемый с импортных товаров. Товары, идущие на экспорт, полностью освобождены от косвенных налогов. Фискальные монопольные налоги устанавливаются на табак, спички. Однако их значение в доходах бюджета невелико. В 80-х годах поступления от косвенных налогов возросли в результате повышения ставок.

Франция является родоначальником НДС - с 10 апреля 1954 г. он заменил налог с оборота в отношении основных видов товаров, а с 1968 г. превратился в универсальный на­лог, которым облагается практически весь оборот товаров и услуг на территории Франции.

Изъятие НДС сначала осуществляется в центральный бюджет, а затем часть передается в местные бюджеты. Налог применяется ко всем сделкам производственного и коммерческого характера. Сделки, которые не носят коммерческого характера, не облагаются НДС (услуги лиц свободных профессий).

Введение НДС для сферы мелкой торговли, ремесленных предприятий и малого бизнеса позволило не только освободить их от других форм обложения, но и от обременительной обязанности выполнять стандартные нормы бухгалтерского учета и отчетности (огра­ничив пофактурным учетом торгового оборота).

Мелкие предприятия с оборотом менее 50 тыс. евро (по товарам) и 175 тыс. евро (по услугам) освобождены от НДС, и могут его не уплачивать. Особый режим предусмотрен для предприятий сельского хозяйства.

Иностранные компании, осуществляющие свою торговлю на территории Франции без постоянного места торговли, обязаны самостоятельно зарегистрироваться как плательщики НДС или назначить своего представителя по НДС.

Стандартная ставка налога - 19,6 %, в отношении основ­ных продовольственных товаров, книжной продукции и в сфере транспортных услуг действует специальная ставка - 5,5 %, для газет и лекарств - 2,1 %. Освобождены от НДС операции с недвижимостью, финансовые и страховые услу­ги, здравоохранение, азартные игры.

По примеру Франции НДС принят в качестве стандарт­ного налога для ЕЭС в целом, и сам бюджет ЕЭС в значи­тельной мере формируется за счет этого налога (в форме надбавки в виде 1 % к национальным ставкам НДС в стра­нах - членах этой организации).

Законодательством Франции предусмотрено два вида освобождения от НДС:

- полное: компенсация НДС по экспертной деятельности и в результате различных ставок при покупке и продаже. От уплаты НДС освобождаются: медицина и медицинское обслуживание; образование; общественная и благотворительная деятельность. Также от НДС освобождаются все виды страхования, лотереи, казино.

- по выбору: т.е. есть виды деятельности, где предусмотрен выбор между НДС и подоходным налогом. Это сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности; финансы и банковское дело; литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное хозяйство.

К налогам на потребление относятся и таможенные пошли­ны. Основной целью таможенных пошлин, во Франции является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также на­циональной промышленности и сельского хозяйства. Таможен­ные пошлины как инструмент государственной экономической политики должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. Таможенные пошли­ны взимаются с цены товара.

Кроме НДС и таможенных пошлин, косвенными налогами являются акцизы, часть доходов от которых перечисляется в бюджеты местных органов управления. К подакцизным товарам относятся алкогольные напитки, табак, спички, зажигалки, из­делия из драгоценных металлов, сахар, кондитерские изделия, пиво, минеральная вода, некоторые виды транспортных средств.

Важнейшее место в группе налогов на доходы занимает по­доходный налог с физических лиц, который и приносит бюджету около 20 % налоговых доходов. Исторически сложилось так, что правительство использует подоходный налог для проведе­ния социальной политики: при неразвитых общественных фон­дах потребления подоходный налог является инструментом стимулирования семьи, предоставления льгот малоимущим. На подоходный налог возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку ак­ций. Все это создает сложную систему расчета налога и много­численных льгот и вычетов.

Подоходный налог с физиче­ских лиц применяется:

- для резидентов - в отношении об­щей суммы доходов налогоплательщика, полученных из всех источников в отчетном году;

- для нерезидентов - с наибольшей из сумм - или доходов, полученных из источ­ников Франции, или утроенной стоимости арендной платы с используемого нерезидентом объекта недвижимости во Франции.

Резидентами Франции признаются лица, име­ющие в ней свой основной дом, «семейный очаг», основное место деятельности или «центр экономических интересов». Все прочие лица считаются нерезидентами. Статус двой­ных резидентов определяется условиями налоговых согла­шений.

Налог взимается ежегодно с дохода, полученного во Фран­ции и декларируемого в начале года по итогам предыдущего финансового года. Если иностранный гражданин проживает в стране более шести месяцев в году, он обязан подавать декла­рацию. Налогообложению подлежит фискальная единица - семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Для одиноких фискальной единицей является один человек. Налог платят с 18-летнего возраста. Под доходами понимаются все денежные поступления в течение отчетного года: зарплата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизнен­ная рента, доходы от движимого имущества, прибыль от опе­раций с ценными бумагами.

Доходы налогоплательщиков делятся на семь категорий:

- плата по труду при работе по найму;

- земельные доходы (от сдачи в аренду земли и зданий);

- доходы от оборотного капитала (дивиденды и проценты);

- доходы от перепродажи (зданий, ценных бумаг);

- доходы от промышленной и торговой деятельности пред­приятий, не являющихся акционерными обществами.

- некоммерческие доходы (доходы лиц свободных профессий);

- сельскохозяйственные доходы.

Для каждой категории доходов разработана своя методика расчета. Общим правилом для определения чистого дохода явля­ется вычитание всех произведенных расходов, обеспечивших до­ходы.

Доходы резидентов Франции от работы на французскую компанию за пределами Франции освобождаются от налогообложения во Франции при усло­вии, что:

а) деятельность компании осуществляется в сфере строительства или добычи природных ресурсов;

б) с этих доходов уплачивается местный налог, составляющий не менее двух третей от суммы полагающегося французского налога.

Необлагаемый минимум составляет 4,3 тыс. евро. Да­лее применяются прогрессивные ставки обложения - с наивысшей ставкой 48,09 % (для доходов, превышающих 49 тыс. евро). Ежегодно шкала уточняется, что позволяет учесть инфляционные процессы.

При этом установлено, что в своей общей сум­ме подоходный налог и налог на состояния не могут состав­лять более 85 % дохода налогоплательщика в соответству­ющем отчетном году. Для учета экономического положения граждан применяются так называемые «семейные коэффи­циенты»:

- 1 - для одиноких граждан;

- 2 - для семейных пар без детей;

- 2,5 - для семьи с одним ребенком;

- 3 - для семьи с двумя детьми и далее - плюс один для каждого следующего ребенка.

С применением этих коэффициентов эффективная ставка налогообложения существенно снижа­ется: например, семейная пара с двумя детьми, имеющая доход свыше 65 тыс. евро, облагается налогом по эффективной ставке 28,2 % (вместо обычной ставки 48,09 %).

Для расчета суммы налога чистый доход семьи распределяется на части. Затем определяется сумма нало­га по соответствующим ставкам на каждую часть. Общий размер налога находится как сумма налогов по каждой части дохода. Та­кая схема позволяет смягчить налоговое бремя и создать льготы многодетным семьям.

Налоговая база по подоходному налогу во Франции может быть сокращена на суммы расходов:

а) по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях (до фиксированного максимума расходов);

б) на обучение детей и повышение собственного профессионального уровня (до фиксированного максимума расходов);

в) на оказание помощи престарелым членам семьи:(патронажная сестра, сиделка и т.п. (до фиксированного максимума расходов);

г) по уплате процентов за ипотечный кредит (до фиксированного максимума расходов);

д) по взносам страхования жизни и здоровья и т.д. (до фиксированного максимума расходов);

Указанный перечень льгот и фиксированный максимум расходов по каждой из льгот ежегодно пересматриваются и могут быть изменен в зависимости от экономической ситуации в стране.

Такой всесторонний учет социального статуса каждой семьи, как объекта обложения, включая расходы на содержание престарелых, инвалидов, малолетних детей, необходимые затраты повышения профессионального уровня, получение образования и т.д. несомненно утяжеляет расчет налога и сокращает базу обложения. Из 25 млн. налогоплательщиков во Франции фактически платят налог только 13 млн. или 52 % (при том, что налог платится всеми гражданами, начиная с 18-летнего возраста). В других западноевропейских странах эта доля значительно выше: в Бельгии - 95 %, в ФРГ - 84 %, Испании - 75 %, Великобритании - 66 %. Наблюдается определенная закономерность: усиление социальной направленности подоходного налога снижает доходность этого вида обложения.

Разрешение данного противоречия было найдено во Франции посредством расширения базы обложения и некоторого повышения ставок НДС, который ежедневно уплачивают французы при осуществлении практически любых покупок. НДС дает наибольшие налоговые поступления в бюджет страны: около 40 % по сравнению с 18 % - 19 % налоговых доходов центрального бюджета Франции от подоходного налога.

Следует сказать, что доходы от продажи коммерческих активов и роялти облагаются отдельно, по ставке налога в 16 %, плюс социальный налог по ставке 11 %. Доходы от прода­жи ценных бумаг в размере до 15 тыс. евро в год от нало­гообложения освобождаются, доходы сверх этого уровня облагаются подоходным и социальным налогами по сово­купной ставке 27 %. Продажа единственного жилья, а также объекта недвижимости со сроком владения более 30 лет от налога освобождается. Остальные виды сделок с недвижи­мым имуществом облагаются налогом по прогрессивным ставкам. Доходы от продажи произведений искусства об­лагаются налогом по ставкам от 4 до 7 %, от сделок с драго­ценными металлами - по ставке 7 %.

Резиденты Франции должны представлять свои налого­вые декларации в срок до 30 марта. Семейные пары пред­ставляют совместную налоговую декларацию. В течение года налогоплательщики обязаны авансом платить суммы не менее одной трети от доходов прошлого года в сроки до (15 февраля и 15мая). Окончательная сумма налога должна быть уплачена до 15 сентября. Возможна также ежемесяч­ная уплата авансовых платежей - не менее одной десятой от дохода прошлого года каждый месяц. Штраф в размере 10 % от суммы причитающегося налога предусмотрен в слу­чае непредставления декларации в установленный срок. За просрочку платежа налога начисляется процент - 0,75 % в месяц или 9 % в год.

Для нерезидентов, осуществляющих деятельность во Франции, действует та же шкала налоговых ставок и се­мейных коэффициентов. Для доходов, переводимых за рубеж, применяются следующие ставки налога «у источ­ника»:

- дивиденды и доходы в виде оплаты труда - 25 %;

- роялти - 33,3 %;

- процентные доходы - от 16 до 35 %.

Для нерезидентов, не обязанных представлять налоговую де­кларации, эти суммы налогов являются окончательными, для остальных - производится перерасчет налога с учетом применения действующих льгот и с зачетом удержанных авансом сумм налога «у источника».

Резиденты облагаются также социальным налогом - по «плоским» ставкам, составляющим 8 % для «активных до­ходов» и 11 % для «пассивных доходов» (от инвестиций, продажи активов и т.д.). С доходов нерезидентов этот налог удерживается «у источника» по прогрессивным ставкам: 15 % - для доходов свыше 10 350 евро в год (до этого уров­ня - необлагаемый минимум), и 25 % - для доходов свыше 30 030 евро в год.

Кроме социального налога взимаются также специаль­ные взносы в социальные фонды: по ставкам от 15 до 18 % - с заработной платы работников и от 35 до 45 % от общего фонда оплаты труда - с нанимателей. «Потолок» дохода, с которого исчисляются эти взносы, составляет 20 128 евро в год.

Налогообложение компаний корпорационным налогом основывается на принципе территориальности:

- французские компании облагаются налогом только по доходам, получен­ным от деятельности на территории Франции;

- иностранные компании облагаются налогом только по их доходам, полу­ченным от их деятельности во Франции.

«Французскими» признаются компании, зарегистрированные по законам Франции независимо от состава их акционеров (собствен­ников) или места их «эффективного управлении». Вме­сте с тем согласно ст. 209-В Налогового кодекса Франции французская компания, осуществляющая свою деятель­ность через филиал или дочернее предприятие за рубежом, может быть привлечена к налогообложению во Франции, если уплачиваемый ею налог за рубежом составляет менее двух третей от французского налога с соответствующей суммы дохода. Прибыль отделений иностранных компаний во Франции облагается налогом «у источника» по ставке 25 %.

Стандартная ставка налога - 33,3 %. В дополнение к этой ставке корпорационного налога установлена также со­циальная надбавка в размере 3,3 %. Компании с прибылью менее 38 120 евро в год облагаются пониженной ставкой на­лога 15 % при условии, что:

а) годовой оборот такой компании менее 7,63 млн. евро;

б) не менее 75 % капитала такой компании принадлежит физическим лицам.

Для вновь создаваемых предприятий промышленного и торгового профиля установлен льготный период освобождения от налога на прибыль (полностью – в первые 2 года, на 75 % - на 3-й год, 50 % - на 4-й год, 25 % - на 5-й год). Разрешается перенос убытков на 3 предшествующих года и на 5 последующих лет.

Кроме того, чтобы исключить злоупотребления налого­выми льготами, применяется так называемый «минималь­ный налог». Объектом обложения этим налогом является общий оборот компании, включая НДС. Налог установлен в абсолютных суммах изъятия, причем эти суммы прогрессивно растут. Минимальный налог зачитывается против корпорационного налога (в порядке налогового кредита) за истекший год и может быть перенесен еще на два года вперед.

Объектом обложения является чистая прибыль, которая рассчитывается как сумма годовой выручки минус затраты. Расход материалов исчисляется методом ФИФО. Принят только метод прямого исчисления амортизации (исключе­ние - списание расходов на приобретение оборудования, используемого в целях защиты окружающей среды, когда разрешается применять ставки ускоренной амортизации). Предприятия могут создавать необлагаемые налогом резер­вы на обесценение запасов, по безнадежным долгам и др. Группы компаний могут переходить на представление от­четности по консолидированному балансу.

Декларации по корпорационному налогу представляют­ся в срок не более трех месяцев со дня истечения отчетного года. Авансовые платежи уплачиваются в течение отчетно­го года, ежеквартально, до 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 декабря. Окончательные уплаты по налогу должны быть совершены до 15 апреля следующего за отчетным года. При этом в авансовом порядке должно быть уплачено не менее 90 % от общей суммы окончательного налога. Представ­ление декларации с просрочкой наказывается штрафом в размере 10 % от суммы причитающегося налога. Просрочка платежей по налогу предполагает начисление процента из расчета 9 % годовых.

К налогам на капитал относится социальный налог на заработную плату, который уплачивают работодатели из фонда заработной платы. Ставка налога прогрессивная и изменяется от 4,5 до 13,6 % в зависимости от размера фонда заработной платы. Кроме этого налога, работодатели уплачивают налог на профес­сиональное образование по ставке 0,5 % годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1 %. Цель этого налога состоит в финансировании развития профессионально-технического образования в стране.

Другим важным налогом из данной группы является налог на состояния. Ставки этого налога - прогрессивные, от 0,55 до 1,8 % (для суммы имущества свыше 15,3 млн. евро). Необлагаемый минимум по этому налогу - 732 тыс. евро, кроме того, в состав облагаемого этим налогом имущества не включают­ся предметы искусства и активы, используемые в профес­сиональной или коммерческой деятельности. По услови­ям некоторых налоговых соглашений (например, с США) иностранные граждане могут быть освобождены от этого налога.

Налоги на дары и наследства взимаются по прогрессив­ным ставкам, составляющим от 5 до 55 %. При наследова­нии для близких родственников установлен необлагаемый минимум – 50 - 70 тыс. евро. От налога на наследства осво­бождены полисы страхования жизни - в пределах сумм, не превышающих 152 500 евро, и предметы искусства, передаваемые государству (с помощью последней льготы от этого разорительного налога спаслись наследники Пи­кассо). Дары при некоторых условиях могут облагаться по ставкам, сниженным на 50 %.

К этой группе налогов на капитал относятся также реги­страционные, гербовые сборы и пошлины; налог на автотранс­портные средства предприятий и компаний; пошлина, взимаемая с общих расходов финансовых учреждений (страховых компаний и кредитных институтов).

Регистрационные и гербовые налоги взимаются при совер­шении сделок с недвижимым имуществом, с паями и акция­ми компаний, при совершении других сделок. Основная часть регистрационных и гербовых сборов взимается в доход центрального бюджета. Размер этих сборов в зависимости от сделок облагается пропорциональной либо прогрессивной ставкой, исходя из стоимости передаваемого или проданного имущества. Также могут применяться твердые ставки.

Местные налоги Франции

Франция является унитарным государством и еще в 70-е годы имела одну из самых централизованных бюджетных систем. Центр определял, регулировал всю систему налогообложе­ния, включая и местные налоги, и получал 85 % всех налоговых поступлений. Большие объемы перераспределяемых бюджетных средств позволяли в значи­тельной степени решить поставленную тогда задачу выравнивания уровня бюджетной обеспеченности. Однако именно это обстоятельство лишало быстро развивающиеся регионы экономических стимулов в активизации своих усилий, что тормозило хозяйст­венное развитие и отражалось на росте бюджетных доходов.

Поэтому уже в 80-х годах начался быстро про­грессирующий процесс децентрализации. Региональ­ные и местные органы власти (департаменты, комму­ны и т.д.) получили большую, в том числе и бюджетную, самостоятельность. На местный уровень были переданы многие функции управления и соответству­ющие им полномочия, в том числе, связанные с рас­ходами на социальную помощь, оборудование и обеспечение школ, развитие городов и т.д. Был упрощен доступ местным властям к кредитам, как в специализированных банках, контролируемых правительством, так и в коммерческих. Вместе с тем, предоставив местному самоуправлению и региональным пре­дставительствам широкую свободу распоряжаться своими бюджетными поступлениями, государство в то же время создало Совет по региональным расчетам, возложив на него обязанность контроля за территориальными финансами с целью предотвращения возможностей использования средств налогоплательщиков в непредусмотренных законом направлениях.

На рубеже ХХ и ХХI столетий общие затраты местных административных органов (коммун, объединенных коммун, департаментов) составляют более 10 % валового внутреннего продукта. Для сравнения заметим, что в 1970 году эта величина была в пределах 7,3 %. Общая величина местных бюджетов доходила до 60 % государственного бюджета страны. Их динамика характеризуется быстрым ростом.

Из системы местных налогов следует выделить четыре основных:

- земельный налог на застроенные участки;

- земельный налог на незастроенные участки;

- налог на жилье;

- профессиональный налог.

Ставки этих налогов определяются местными органами власти (генеральными советами, муниципальными советами) при определении бюджета на будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного максимума.

Помимо четырех основных налогов, местные органы управления могут вводить и другие местные налоговые сборы: налог на уборку территории; пошлину на содержание Сельскохозяйственной палаты, взимаемую сверх налога на незастроенные участки с того же бизнеса; пошлину на содержание Торгово-промышленной палаты, вносимую теми, кто уплачивает профессиональный налог; пошлину на содержание Палаты ремесел, уплачиваемую предприятиями, которые обязаны быть включены в реестр предприятий и ремесел; местные сборы на освоение рудников; сборы на установку электроосвещения; пошлину на используемое оборудование; налог на продажу зданий, перечисляемый в бюджеты департаментов; пошлину на автотранспортные средства, налагаемую на все автотранспортные средства; налог за превышение допустимого лимита плотности застройки; налог за превышение предела удельной занятости площади; налог на озеленение, вносимый в бюджеты департаментов.

Имеются и некоторые другие местные налоги и сборы.

Доходы местных бюджетов подразделяются на две группы – собственные и регулирующие, причем в структуре доходов преобладают собственные доходы (рисунок 13).

 
 

 


Рисунок 13 – Доходы местных бюджетов Франции

 

Собственные доходы местных бюджетов составляют 62,3 % и включают в себя:

а) налоги - 55,9 %, из них: прямые - 24,9 % (земельный налог на застроенные участки, земельный налог на не застроенные участки, профессиональный налог, на доходы от деятельности, за исключением зарплаты);

б) доходы от государственной собственности - 2,3 % (сдача в аренду, от производственной деятельности);

в) другие доходы - 4,1 %.

Земельный налог на застроенные участки взимается с обу­строенных участков. Налог касается всей недвижимости: зда­ний, сооружений, резервуаров. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка. От этого налога освобождаются государственная собственность и зда­ния, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Не платят налоги физические лица старше 75 лет, а также получающие пособие по инвалидности.

Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, участки под застройку и т.д. Кадастровый до­ход, служащий базой налогообложения, установлен равным 80 % от кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобож­дены участки, находящиеся в государственной собственности.

Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица могут быть освобож­дены полностью или частично от уплаты налога по основному месту проживания. Налог вносится по дифференциальным став­кам в бюджет округа (большая часть), департамента (0,5 взноса в бюджет округа) и региона (по ставке, равной 3 % ставки округа). Базой расчета налога является оценка жилищного фонда. Выделя­ют восемь категорий жилья. Налог складывается из тарифа за один квадратный метр, надбавок за дополнительные удобства и попра­вочного коэффициента, учитывающего территориальное располо­жение.

Профессиональный налог вносится юридическими и физиче­скими лицами, постоянно осуществляющими профессиональ­ную деятельность, не вознаграждаемую зарплатой. Для расчета налога установленная местными органами власти налоговая став­ка умножается на сумму трех элементов. Эти три элемента:

- арендная стоимость недвижимости, которой располагает налогоплательщик для нужд своей профессиональной деятельности;

- 18 % зарплаты, выплачиваемой налогоплательщиком своим сотрудникам, а также 10 % полученного им дохода;

- 16 % стоимости всего оборудования, используемого в производстве, независимо от того, является оно собственностью или арендовано.

Размер профессионального налога не должен превышать 3,5 % добав­ленной стоимости. Это законодательное ограничение.

В зависимости от экономической конъюнктуры государство может компенсировать предприятию часть налога двумя спосо­бами:

- путем сокращения налога;

- предприятию выплачивается компенсация, а предприятие
уплачивает полный налог.

Округа для создания рабочих мест могут уменьшить или во­все отменить этот налог предприятию.

На профессиональный налог приходится около половины всех поступлений в местные бюджеты от прямых налогов.

Разброс в ставках местных налогов очень велик. Ставки определяются местными органами власти. Причем, уровень ставок обратно пропорционален величине ВВП на душу населения (чем беднее район, тем выше здесь налоговый пресс).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: