Местные налоги и сборы США




Налоги штатов

Все 50 штатов США признаются имеющими полные правомочия на налоговое обложение проживающих на их территории граждан и деятельность, ведущуюся в их границах, при условии, что взимание этих налогов не нарушает полномочия федерального правительства. Верховный суд США постановил в рамках решений по нескольким делам, что штаты не имеют права вводить налоги, способные воспрепятствовать торговле между штатами или отрицательно сказаться на международных отношениях. Штатам также запрещается определять суммы налогов, руководствуясь расовыми, половыми, религиозными, национальными принципами.

Штаты имеют право вводить такие же прямые налоги, которые существуют на уровне федерации, и определять ставки и базу налогообложения. Состав доходов бюджетов штатов представлен в таблице 33.

Таблица 33 - Состав доходов бюджетов штатов США по

источникам в XX в.

Источник дохода Процент к итогу
Налог на продажи  
Индивидуальный подоходный налог  
Налог на прибыль корпораций  
Поимущественный налог  
Различные сборы и поступления  
Финансовая помощь из федерального бюджета  
Поступления из бюджетов местных органов власти 1,5
Прочие доходы 7,5
Итого  

 

Основу бюджетов штатов составляют налоги на продажи (потребление), местных бюджетов - налоги на собственность. В структуре поступлений их бюджетов указанные налоги со­ставляли в последние годы 55 - 60 %.

Структуры доходов разных штатов существенно различаются, так как не везде используются все налоги, а экономическое состояние штатов сильно разнится, особенно по экономически значимым природным ресурсам. В пяти штатах взимается об­щий налог с продаж, в девяти - индивидуальный подоходный налог с широкой базой, еще в пяти не собирают налог с доходов корпораций.

По источ­никам налоговых поступлений из общего ряда выделяются: Аляска, получающая большую часть доходов от налогообложения добычи природных ресурсов (преимущественно нефти), и Вайо­минг, где этот же источник дает около 40 % доходов; Флорида и Вашингтон, которые не собирают индивидуального подоход­ного налога, а получают более 60 % своих доходов за счет общего налога с продаж; Нью-Гэмпшир - 45 % доходов приходится на выборочные налоги с продаж; Делавэр, получающий около 20 % налоговых поступлений за счет привилегированных сборов от штаб-квартир корпораций, расположенных на его территории; Орегон, где нет налога с продаж, а 70 % поступлений приходится на подоходный налог (в штатах Массачусетс и Нью-Йорк - бо­лее 60 %).

Специалисты исследовательской организации Tax Foundation составили рейтинг американских штатов, оценив долю налогов по отношению к доходам налогоплательщиков в каждом из них. Как показало исследование, в целом по США на уплату всех налогов штатов и местных налогов уходит 11 % доходов американских. Федеральные налоги в исследовании не учитывались.

По данным Tax Foundation, штатом с наибольшим налоговым бременем является Вермонт, где налоги составляют 14,1 % доходов жителей. Далее в списке расположились Мэн, Нью-Йорк, Род-Айленд и Огайо. Наименьшая налоговая нагрузка отмечена на Аляске, где на уплату налогов уходит 6,6 % доходов налогоплательщиков. В числе штатов с самыми низкими ставками налогов также оказались Нью-Гэмпшир, Теннеси, Дэлавер, Алабама. Как отметили в Tax Foundation, больше всего налогов платят жители штатов, где существует прогрессивная шкала подоходного налога.

Рассмотрим основные налоги, взимаемые на уровне штатов.

Налог с продаж взимается в США в бюджеты штатов и местных органов самоуправления с 1933 г. Налог с продаж занимает первое место в объеме налоговых поступлений штатов и формирует от 30 % до 40 % налоговых доходов бюджетов.

Объектом налогообложения с продаж является как валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, так и оборот по оказанию услуг населению, что в условиях расширения сферы услуг ведет к значительному увеличению налоговой базы штатов.

Фактическим плательщиком налога с продаж является потребитель приобретаемых в розничной продаже товаров и услуг, и в платежных документах покупателя он фиксируется как надбавка к цене.

В США отсутствует общегосударственный (федеральный) налог с продаж, а, следовательно, и возможность координирования с ним налогов штатов. Это позволяет последним определять базу для расчета налога с продаж по собственному усмотрению. Тем не менее, налоги с продаж в разных штатах сходны по своей базовой структуре.

Некоторые потребительские товары, предметы роскоши и энергоносители облагаются выборочным налогом с продаж. Объектами обложения таким налогом (в дополнение к акцизам) являются бензин, табачные изделия, алкоголь, меха и некоторые другие товары.

Почти везде от этого налога освобождена продажа лекарств по рецептам. Более половины применяющих этот налог штатов освобождают от него продажу продуктов питания для домашнего использования, потребление газа и электричества резидентами, несколько штатов – продажу одежды и телекоммуникационные услуги. Восемь штатов гарантируют субсидии беднейшим слоям населения для преодоления бремени налога с продаж, при этом в семи из них от налога не освобождена продажа продуктов питания.

Налог с продаж применяется в 44 (из 50) штатов США и отсутствует в штатах Аляска, Дэлавер, Нью-Джерси. В остальных - ставка колеблется от 3 до 8,25 %. Наиболее низкая – в Колорадо и Висконсине (3 %), в Алабаме, Луизиане, Мичигане, Джорджии, Южной Дакоте, Айове (4 %); наиболее высокая – в Калифорнии (7,25 %), Иллинойсе (8 %), Нью-Йорке (8,25 %) (таблица 34).

Таблица 34 - Ставки налогов с продаж в штатах США

Ставки налога, в процентах 3-3,9 4-4,5   6-6,5 7-9
Количество штатов          

 

Рассматривая термин «налог с продаж» в общем смысле, мы имеем в виду налоги, которые штаты на­лагают на розничные продажи. Однако в действитель­ности существуют различные типы налогов с продаж. Во многих штатах на практике существуют несколько различных налогов, которые вместе составляют нало­ги с продаж конкретного штата. Например, в Аризоне существуют различные налоги с продаж на такие виды деятельности, как розничные продажи, ресторанная деятельность, аренда недвижимого имущества и дея­тельность по договорам подряда.

Можно выделить три основных типа налогов с про­даж:

- налоги на продавцов. Эти налоги взимаются с роз­ничных продавцов за право осуществлять этот вид деятельности в конкретном штате. Продавцы обыч­но имеют выбор: или самим нести налоговое бремя (т. е. платить налоги из своего кармана), или пере­кладывать налог на покупателей;

- налоги на потребителей. Эти налоги взимаются с лиц, которые делают розничные покупки в конкрет­ном штате. В штатах, которые взимают эти типы на­логов, продавцы выступают как агенты, которые должны собирать налог в пользу штата. Из-за того, что налог взимается с потребителей, продавцы не имеют выбора по его уплате и, обычно, должны вы­делять налог отдельной строкой согласно квитанци­ям или счетам, подтверждающим покупки;

- налоги на розничные продажи. Эти налоги взима­ются с розничных продаж как таковых, причем обя­занность по уплате налога возлагается как на про­давца, так и на покупателя. Продавцы отвечают за сбор и уплату налога в бюджет, покупатели отвеча­ют за уплату налоговой суммы продавцу. В сущности, этот тип налога с продаж является гибридом двух предыдущих типов. В действительности, од­нако, он ближе к налогу на потребителей, посколь­ку у продавца нет права выбора уплатить налог, не затрагивая интересов потребителя.

Одним из общих элементов различных типов налога с продаж является то, что налогооблагаемая операция – это розничная продажа.

У каждого штата есть собственное определение розничной торговли, причем трактующее эту операцию так широко, как возможно, и, следовательно, подводящее под налогообложение все розничные продажи материального личного имущества за минусом установленных налоговых льгот. В сущности, результатом этого является то, что почти любая продажа материального личного имущества для целей конечного использования или потребления является потенциально налогооблагаемой розничной продажей.

При этом метод платежа, как правило, не имеет значения.

Каждый штат предлагает собственный список льгот. Их можно разделить на три группы:

- по типу товара. Каждый штат признает, что существует перечень товаров первой необходимости, к которым, как правило, относятся определенные продукты питания, одежды, лекарства, отпускаемые по рецепту, и медицинское оборудование;

- по виду потребителей. По федеральному законодательству штатам запрещено взимать налоги с продаж, сделанных для нужд федеральных агентств и ведомств. Также в каждом штате, за исключением Калифорнии, существуют льготы по продажам, осуществляемым для нужд штата и его агентств, а также для нужд местных органов власти. Кроме того, льготируются продажи некоммерческим благотворительным, религиозным и образовательным организациям;

- по целям использования. Льготы, предусмотренные по этой категории, призваны поддерживать определенные отрасли промышленности или стимулировать некоторые процессы, приносящие пользу обществу.

Кроме того, каждый штат исключает из налогообла­гаемых следующие виды продаж:

- продажа для последующей перепродажи, т.е. прода­жа покупателю, который намеревается перепродать куп­ленную вещь и не использует ее для личных нужд, не облагается налогом:

- нерегулярные продажи. Во избежание требования от каждого лица, которое в течение года произвело про­дажу, попадающую под налогообложение, начислять и уплачивать налог, большинство штатов не взимают на­лог со случайных и нерегулярных продаж. В большин­стве случаев основанием для льготы служит то, что про­давец произвел не более чем определенное количество продаж, или сумма от всех продаж не превышает уста­новленную законом штата величину в течение одного года.

Независимо от типа налога с продаж, его сумма включается в цену продажи. Налог рассчитывается из конечной суммы, вырученной от продажи собственности или услуг, без каких-либо предварительных вычетов первоначальной стоимости собственности. Затрат на оказание услуг и других расходов. Иными словами, налоговая база не имеет обязательной связи с доходами продавца, полученным от сделки.

Существуют стандартные требования по ведению документации, связанной с налогом с продаж. Записи, которые налогоплательщик обязан вести, как правило, должны содержать чеки, ленты кассовых аппаратов, книгу учета сделок и сертификаты об освобождении. Каждый штат самостоятельно определяет срок хранения данных документов.

Наибольшие трудности при уплате налога с продаж возникают в случае, если налогоплательщику приходится иметь дело с местными властями, установившими свой собственный местный налог с продаж в добавление к налогу штата. В таких случаях, обычно, требуется разделение учета и уплаты налога, что осложняет ведение учета.

В большинстве штатов налогоплательщик должен начислять налог с каждой продажи в момент ее совершения. Если он производит регулярные продажи, то ему проще и выгоднее установить специальную компьютерную программу или кассовый аппарат, которые запрограммированы определять сумму налога в момент совершения продажи, выделяя ее отдельной строкой. Большинство штатов предлагают для удобства налогоплательщиков специальные налоговые таблицы, которые показывают, какая сумма налога должна быть удержана по конкретной продаже и при использовании той или иной ставки, но для работы с таблицами требуется гораздо больше времени, чем при машинной обработке данных.

Большинство штатов требуют ежемесячного представления налоговой декларации по налогу с продаж. Срок ее представления – ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Индивидуальные подоходные налоги штатов по своей структуре соответствуют федеральному уровню. Их отличие заключается лишь в уровне ставок и системе льгот и вычетов, разрешенных при исчислении налоговой базы. Штаты само­стоятельно устанавливают объект налогообложения, ставки и льготы по подоходному налогу. При этом сумма подоходного налога, уплаченная на уровне штатов и местом уровне, вычитается при расчете выплат по федеральному подоходному на­логу. А в некоторых штатах при расчете подоходного налога из дохода, подлежащего обложению, вычитается величина федерального налога. В зависимости от налогового законода­тельства штатов, объектом налогообложения могут выступать:

- доходы проживающего в штате населения, полученные в его пределах;

- доходы проживающего в штате населения, полу­ченные за его пределами;

- доходы проживающего или рабо­тающего в штате населения, полученные в штате и за его пределами.

Дифференциация ставок подоходного налога по штатам весьма существенна и варьируются от 1,4 % (минимальная ставка в Нью-Джерси) до 10 - 12 % (максимальная ставка в 12 % применяется в Северной Дакоте) и имеют прогрессивный характер. Соответственно, личные доходы, получаемые на территории конкретных штатов, облагаются по разным ставкам (таблица 35). Ставки индексируется в зависимости от инфляции.

Таблица 35 - Ставки подоходного налога в некоторых штатах

 

Штат Подоходный налог, ставка в процентах Штат Подоходный налог, ставка в процентах
Алабама 2,0 - 5,0 Южная Каролина 2,5 - 7,0
Аляска нет Южная Дакота нет
Аризона 2,87-5,04 Техас нет
Калифорния 1,0 - 9,3 Юта 2,3 - 7,0
Колорадо 4,63 Вашингтон нет
Делавэр 2,2 - 5,95 Округ Колумбия 4,5 - 8,7
Монтана 2,0 - 11,0 Вайоминг нет
Невада нет Западная Виргиния 3,0 - 6,5
Нью-Йорк 4,0 - 6,85

 

Как и при исчислении федерального подоходного налога, из обложения исключается необлагаемый минимум. На территории штатов Нью-Гэмпшир и Теннеси подоходным налогом облагаются только лишь дивиденды и доходы в виде процентов. Так, на территории штатов Вермонт и Род-Айленд данный налог взимается как процентная доля обязательств по уплате личного подоходного налога в федеральный бюджет (если сумма налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, составляет 2000 долл., то в бюджет штата Вермонт следует уплатить 25 % от 2000 долл., или 500 долл.). На территории штатов Аляска, Флорида, Невада, Южная Дакота, Техас, Вашингтон и Вайоминг личный подоходный налог правительствами не взимается.

На уровне штатов также возможно взимание налога на прибыль корпораций. Налоговая политика в отношении бизнеса является крайне разнонаправленной. Ставки корпоративного налога в штатах варьируются от 1,9 до 12 %. Максимальные ставки установлены в следующих штатах: Аляска 9,4 %, Массачусетс 9,5 %, Вермонт 9,75 %. Миннесота 9,8 %, округ Колумбия 9,98 %, Пенсильвания 9,99 %, Айова 12 %. Минимальные ставки установлены в штатах: Канзас 4 %, Колорадо 4,63 %, Миссисипи, Юте и Южной Каролине – 5,0 %. Налог на прибыль корпораций отсутствует в Неваде, Южной Дакоте, Техасе.

В 2005 г. в Джорджии и Юте были созданы законопроекты для ликвидации корпоративного налога, в Кентукки и Огайо – по замене корпоративного налога налогом на валовой доход для повышения конкурентоспособности налоговых систем этих штатов. 5 штатов намереваются снизить ставки налога. В принципе, штаты делятся на 2 группы: первые считают корпоративный налог препятствием экономическому росту, вторые борятся за сохранение налоговых доходов.

Некоторые штаты, например, Калифорния, взимают налог на деловую активность, который включает в себя два элемента:

а) налогообложение общего годового оборота предприятия (обычно в пределах 1-2,5 %);

б) налог на фонд заработной платы, который в Калифорнии составляет 1,6 %.

Налог на наследство и дарение, взимаемый штатами, по своей структуре аналогичен федеральному налогу, но его ставки гораздо ниже, и при его исчислении в меньшей степени используется прогрессия.

Большая часть поимущественного налогообложения в США осуществляется местными органами власти, однако многие штаты также взимают поимущественные налоги, хотя их значение невелико. В штатах их структура аналогична структуре местных поимущественных налогов.

Неналоговые доходы составляют 16 % общего объема доходной части бюджетов штатов. В их состав входят доходы по ценным бумагам правительства штата, доходы от продажи собственности штата, сборы за регистрацию автотранспорта, административные сборы, взносы в фонды страхования по безработице и т.д.

В структуре доходов бюджетов штатов значительную долю (24,5 %) составляют средства федерального бюджета и местных бюджетов, предоставляемые преимущественно на условиях встречного финансирования соответствующих целевых программ. Так, ряд программ (например, программы материальной и медицинской помощи нуждающимся) носит характер выравнивания доходов штатов. За счет перечисле­ния по ним средств из федерального бюджета происходит увеличение объема бюджетных доходов у бедных штатов. Другие программы, нацеленные на решение определенных общегосударственных задач (например, программы в области образования, профессиональной подготовки), могут выделяться независимо от финансового положения штата и, сле­довательно, не иметь выравнивающего эффекта.

 

Местные налоги и сборы США

Каждое местное самоуправление в США в рамках своей территории имеет собственную налоговую систему, структу­ра и размер налоговых поступлений которых могут иметь отличия. Соответственно местные органы власти проводят фис­кальную политику, опираясь на свое налоговое законодатель­ство, где оговариваются ставки местных налогов и порядок их взимания. Но при этом все вопросы налоговой политики должны решаться с согласия соответствующих властей штатов.

Самостоятельность налоговых систем муниципальных образований в США обусловлена следующими факторами:

- отсутствием единого общегосударственного бюджет­ного законодательства и соответственно единой клас­сификации доходов и расходов бюджетов;

- историческим аспектом, поскольку развитие местных налоговых систем исторически предшествовало раз­витию федеральной налоговой системы;

- федеративным государственным устройством, пред­полагающим широкие полномочия у местных орга­нов власти, в том числе в области введения системы местного налогообложения.

Источниками доходов местных бюджетов являются:

- налог на недвижимость, составляющий почти половину поступлений от местных налогов;

- налог на продажи;

- различные сборы и иные виды поступлений;

- финансовая помощь штатов, составляющая около трети доходов;

- поступления от федерального правительства (таблица 36).

Таблица 36 – Доходы бюджетов местных органов власти США в 90-е

гг. XX в.

Вид дохода Процент к итогу
Поимущественные налоги  
Налог на продажи  
Подоходные налоги с физических лиц и корпораций 2,3
Различные сборы и поступления  
Финансовая помощь штатов 1,3
Финансовая помощь от федерального правительства  
Прочие доходы 32,4
Итого  

 

Местные налоги, взимаемые в США можно разде­лить на три основные группы.

Первая группа — целиком перечисляемые местным органам власти. В нее входят как прямые (имущественный и про­мысловый налоги, налог с наследств и дарений), так и косвенные (общий и выборочный налог с продаж) налоги.

Вторая группа представляет со­бой надбавки к общегосударствен­ным налогам. В данном случае ме­стные налоги отдельно не взимаются, а в местные бюджеты поступают надбавки или отчисления, устанавливаемые в определенном проценте к федеральным налогам. К таким видам налогов могут быть отнесе­ны индивидуальные подоходные налоги и корпоративные.

Третья группа – налоговые сборы: за содержание собак, на вывоз мусора, озеленение, зрелища и другие мелкие виды налоговых сборов. Данная группа налогов имеет непосредственное целевое назначение для решения конкретных проблем местных бюджетов.

Налоговые доходы местного самоуправления дополняются неналоговыми источниками, например, доходами от страховых фондов, но главное - растущей федеральной помощью и дотациями штатов на проведение экономических и социальных программ.

Конституция США исходит из необходимости разграничения налогов между федеральным прави­тельством, правительствами штатов и местными органами власти. В свою очередь это разграничение основано или на принципе исклю­чительности налогов, когда налоги взимаются только каким-то одним звеном бюджетной системы, или на принципе совпадения налогов, ког­да они могут взиматься одновре­менно федеральным, штатовскими и местными правительствами, но по разным ставкам, объемам облагаемой суммы и иметь различный удельный вес в консолидированных бюджетных пополнениях. Распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществляется в соответствии с полномочиями каждого уровня бюджетной системы.

Роль налогов как самого круп­ного источника бюджетных дохо­дов возрастала по мере усиления общественных функций американ­ского государства, именно поэтому конкуренция за каждый налоговый доллар начала обострятся, и за каждым уровнем власти были за­креплены свои собственные источ­ники поступлений в соответствующие бюджеты.

Собственные налоговые источ­ники играют существенную роль в наполняемости местных бюджетов. Так, в 2001 финансовом году нало­говые поступления в эти бюджеты составили 270,7 млрд. долларов, что обеспечило 50,7 % собственных до­ходов и 33,6 % общей суммы дохо­дов.

В США насчитывается почти 85 тыс. районов, входящих в юрисдикцию местных органов местных органов власти. Почти все штаты разделены на графства (всего их около 3 тыс.). Кроме того, существует примерно 20 тыс. муниципалитетов, называющихся, как правило, городами. Почти в половине штатов имеются специфические территориальные образования, получившие название «тауншипы». Графства, муниципалитеты и тауншипы имеют свои органы управления, являющие­ся правительствами общего назначения и предоставляющие все сторонние услуги в пределах своей территории. Помимо этого существует около 45 тыс. управленческих структур специаль­ного назначения. Подобные административно-территориальные образования обеспечивают услуги определенного характера. Например, к ним относятся школьные округа. Такие специаль­ные территории могут включать в себя один или несколько районов общего характера. В последнем случае при совпадении юрисдикции властей общего и специального назначения каж­дый управленческий орган имеет свои собственные, специально за ним закрепленные права по сбору доходов и осуществлению расходов.

Каждый орган местного самоуправления может формиро­вать свой собственный бюджет, вводить налоги и реализовывать различные действия по обеспечению поступлений в бюджет, а также устанавливать величину расходов полученных средств. При этом функция по определению налогов и всевозможных мероприятий по сбору средств, которыми могут воспользоваться местные органы власти, лежит на правительствах штатов. Только они в законодательном порядке могут утверждать по­добные полномочия местных органов самоуправления. После установления руководящими органами штатов перечня налогов, сборов и разнообразных пошлин и платежей, которые вправе взимать местные органы, последние могут решать, какие на­логи они будут вводить на своей территории.

Наибольшее значение среди местных налогов имеет поимущественный налог. Он совсем не взимается на федеральном уровнеи является приоритетом исключительно органов мест­ного самоуправления. Однако так было не всегда. В 20-х годах данный налог взимался на уровне штатов и представлял собой наиболее важный источник доходов их бюджетов. Но с 50-х годов роль поимущественного налога значительно уменьшилась для доходной части бюджетов штатов и увеличилась для местных бюджетов. В настоящее время поимущественный налог наглядно демонстрирует воплощение принципа разделения налоговых доходов в бюджеты штатов и местных органов власти. На практике этот налог включает в себя огромное множество отдельных налогов, так как почти все территории, обладающие правом вводить местные налоги, взимают свои собственные налоги на имущество.

В середине 80-х годов данный налог обеспечил поступление в местные бюджеты немногим более 85 млрд. долл., в начале 90-х годов эта сумма составляла свыше 160 млрд. долл., т.е. в 2 раза больше. К 2000 году на долю поимущественного налога в среднем приходилось около 30 % общих доходов или до 70 % налоговых доходов бюджетов органов местного самоуправления.

Налог взимается один раз в год, а на многих территориях плательщики могут выплачивать его по частям на протяжении всего года. Принципы налогообложения различаются по территориям, однако имеются общие положения, сходные во всех административно-территориальных единицах. Поимущественный налог взимается с физических и юридических лиц, владеющих какой-либо собственностью. Виды собственности четко классифицированы в законодательстве. Выделяются две основные ее группы: недвижимость и личная собственность.

Недвижимостью являются земля и недвижимые приспособления, возведенные с целью ее улучшения, в основном это здания. Личная собственность бывает материальной и нематериальной. Материальная собственность - это машины и оборудование, материально-технические запасы, мебель и драгоценности, урожай и скот; нематериальная собственность - это ак­ции, облигации, денежные средства и т.п. В одних штатах лич­ная собственность не подлежит налогообложению, в других- налог взимается в основном с оборудования и материально-технических запасов.

От налога освобождены:

- недвижимость государственных и муниципальных органов власти;

- недвижимость некоммерческих организаций, при условии использования имущества не для получе­ния прибыли.

Во многих штатах от налогообложения освобождены ценные бумаги, личное имущество.

Базой для определения поимущественного налога является оценочная стоимость собственности. Ее определением занима­ется специальное официальное лицо - оценщик. Он ведет оценочный список - перечень объектов, подлежащих налогообло­жению, находящихся в пределах юрисдикции конкретного ор­гана местного самоуправления. В списке также отражается оценочная стоимость объектов и дата проведения оценки. На всех территориях оценочная стоимость имущества должна со­ставлять одинаковый процент от рыночной стоимости объекта. Этот процент называется оценочным коэффициентом. Оценка производится раз в два – три года. Оценочная стоимость имущества в США в последние годы в среднем ровнялась 30-35 % рыночной. С учетом вышеизложенного, налог на имущество во всех случаях являет­ся определенным процентом от оценочной стоимости. Реальная ставка налога определяется путем умножения номинальной ставки на оценочный коэффициент. Процентная ставка налога определяется на проводимом администрацией референдуме и колеблется от 1 до 3 %. Средний уровень налоговой ставки составляет примерно 2 %.

Важной особенностью поимущественного налога, отличающей его от других налогов, является то, что он взимается в соответствии с экономическим состоянием собственности, а не исходя из потока поступления средств. В результате облагаемая база по этому налогу не находится в зависимости от текущих операций. Например, собственность может долгое время быть в руках одного владельца, т.е. не продаваться и не покупаться, что показывает отсутствие любых рыночных сделок, отражающих рыночную стоимость такой собственности. Однако владелец ежегодно обязан платить поимущественный налог за свою собственность. Для определения текущей рыночной стоимости такой собственности (на основании которой будет уплачиваться налог) оценщик сравнивает ее с аналогичными видами собственности, которая продавалась в течение текущего года. В отличие от этого налоговые обязательства по другим налогам (например, подоходному или налогу с продаж) возникают только после получения доходов или осуществления расходов. Текущая стоимость налогооблагаемой базы по таким налогам определяется исходя из произведенных операций.

Штаты придают особую важность поддержанию этого на­лога как главного источника поступлений в местные бюджеты. Это выражается в следующем. Наиболее непопулярным данный налог является у пожилых домовладельцев, живущих лишь на свою пенсию и испытывающих недостаток в текущих доходах. Для таких налогоплательщиков во многих штатах существуют налоговые преференции, называемые «предохранителями» и направленные на их защиты от чрезмерного налогового бре­мени.

Различают два вида таких «предохранителей». Один из них выражается в «пороговом подходе », другой - в применении «плавающей шкалы».При «пороговом подходе» налоговые обяза­тельства представляют собой фиксированный процент дохода семьи, при этом устанавливаются разные проценты в зависимости от уровня доходов. Сумма налога, превышающая указанную часть дохода, считается избыточной и является основанием для предоставления льгот. При использовании «плавающей шкалы» вместо определения порога фиксированный процент налога уменьшается в отношении каждого налогоплательщика в пределах отдельной доходной категории. С ростом доходов про­цент льготы снижается.

Правительство штата компенсирует предоставление любого вида льгот. В результате таких грантов со стороны штатов ор­ганы местного самоуправления имеют возможность повышать свои налоги без усиления налогового бремени малообеспечен­ной части населения.

Рассмотрим в рамках поимущественных налогов налог на недвижимость. Налог на недвижимость (The Property Tax) в США является местным и регулируется на уровне графства (The County). Объект налога - земельно-имущественный комплекс (земельный участок плюс строения на нем). Переоценка недвижимости на основе рыночных цен в целях налогообложения проводится ежегодно. Ценовую информацию о недвижимости возможно получить непосредственно на местном уровне, так как все сделки с недвижимостью регистрируются в графстве. В ходе проведения переоценки земельный участок и строения на нем оцениваются по отдельности.

Например, в западной части Лос-Анджелеса за стандартный дом с двумя спальнями и одной ванной налог на недвижимость в год составляет 3248 долл. США. За другой дом с двумя спальнями и двумя ванными налог уплачивается в размере 3267 долл. США.

Но если обратить внимание на престижный район Калифорнии – Беверли-Хиллз, то там проявляется несоответствие роста налога на недвижимость увеличению рыночной стоимости дорогостоящих особняков. Несмотря на то, что дом, оцененный в несколько миллионов долларов США (семь спален и семь ванн) в десятки или даже сотни раз дороже стандартных домов на западе Лос-Анджелеса, налог на недвижимость за такой особняк составляет всего 4743 долл. США.

В США налог на недвижимость уплачивается в течение года двумя равными долями. Уплаченная сумма принимается к зачету при расчете налоговой базы подоходного налога с физических лиц.

Чтобы не допустить появления тенденций к уклонению от налогообложения недвижимости, связанных, прежде всего с психологическим отношением к подлежащей уплате сумме налога на недвижимость, в том числе в случае ее увеличения, законодательство США предусматривает следующие подходы:

1) не повышая размер налоговой ставки, увеличивать величину налоговой базы, т.е. стоимость недвижимости, путем периодических переоценок;

2) превышать ставку в 1,0 % возможно, если дополнительная сумма доходов направляется на погашение долгов местных органов власти.

Общий подход при установлении льгот по налогу на недвижимость применяется в виде освобождения от уплаты налога определенных категорий налогоплательщиков, в том числе:

- религиозных организаций;

- образовательных учреждений;

- постоянных резидентов - граждан, нуждающихся в социальной защите, и лиц, имеющих особые заслуги перед государством.

В последнюю категорию налогоплательщиков, освобождаемых от налогообложения недвижимости, входили также престарелые вдовы, но вдовцы не были включены в этот список. В суде штата Флорида было рассмотрено дело, переданное затем в Верховный Суд США, в котором утверждалось, что факт включения вдов, но невключения вдовцов в перечень граждан, имеющих право на налоговые льготы по налогу на недвижимость, ущемляет интересы вдовцов и является для них дискриминационной мерой.

Верховный Суд США постановил, что обжалуемая налоговая льгота не является дискриминационной, так как представляет собой компенсацию за различные формы экономической дискриминации женщин в США в прошлом.

Тем не менее, штат Флорида все же внес изменения в свое законодательство, и вдовцы были включены в состав льготируемой категории.

Роль налога на движимое имущество среди местных налогов снижается. Причины состоят в организационных трудностях взимания налога и контроля за его уплатой:

- объект налога может быть легко сокрыт от налогообложения или выведен из-под налоговой юрисдикции;

- поиск укрываемого движимого имущества может повлечь серьезные нарушения принципа неприкосновенности частной собственности;

- наличие существенных проблем в оценке объектов, что влечет за собой сложности в расчете налога.

Налогом на недвижимость облагаются все объекты недвижимости на территории г. Нью-Йорка, за исключением объектов, выведенных из-под налогообложения на основании закона. Поступления налога на недвижимость составляют до 40 % доходов бюджета города.

В целях налогообложения недвижимость всех пяти административных округов Нью-Йорка разделена на отдельные категории (Тhe Parcel). Для каждой категории характерны однотипные строения (The Block) и земельные участки (The Lot). Департамент финансов города присваивает каждой категории недвижимости определенный налоговый класс. Размер ставок налога на недвижимость для каждого налогового класса (таблица 37) ежегодно устанавливается законодательным органом Нью-Йорка (The New York City Council).

 

Таблица 37 - Ставки налога на недвижимость в Нью-Йорке

 

Налоговый класс Налоговый класс на каждые 100 долл. налоговой базы, долл.
  10,888
  9,885
  13,083
  10,631

 

Разделение объектов недвижимости по указанным четырем налоговым классам может быть представлено в виде следующей таблицы.

Таблица 38 - Классификационное деление недвижимого

имущества для целей налогообложения

 

Налоговый класс Категория недвижимости
1А   1В Жилые дома на одну, две и три семьи Вновь построенные одно, двух и трехэтажные кондоминиумы Определенные виды свободной земли в зонах жилой застройки
  Все другие виды жилой недвижимости, включая жилищные кооперативы, арендуемые здания и кондоминиумы, не подпадающие под Класс 1
  Оборудование коммунальных компаний
  Все другие виды недви


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: