Еще одним ярким достижением в рамках программы стало создание в феврале 2004 года российского Координационного совета по развитию творческих индустрий. Объединивший представителей российских организаций, осуществляющих деятельность в этой области, либо способных повлиять на результаты этой деятельности, а также представителей международных организаций-партнеров, российский Координационный совет был задуман как соединительное звено между различными региональными проектами по поддержке российского сектора творческих индустрий. Основными задачами этого совета стало координирование существующих программ, совместное планирование деятельности и лоббирование интересов творческих индустрий среди разнообразных групп влияния на всех уровнях.
Помимо руководителей Центра развития творческих индустрий (Санкт-Петербург), Центра развития музейного дела (Санкт-Петербург) и Института культурной политики (Москва) в российский Координационный совет вошли представители Санкт-Петербургского Центра социально-экономических исследований "Леонтьевский центр" и британских негосударственных организаций: Агентство по развитию творческих индустрий (CIDS, Манчестер), Институт популярной культуры Университета Манчестер Метрополитен и Форум лидеров бизнеса под эгидой принца Уэльского, - а также представители Правительства Санкт-Петербурга и Администрации Архангельской области (регионов, в которых на сегодняшний день сосредоточена основная деятельность).
Создание Координационного совета особенно важно в связи с наличием трех различных стратегических подходов к проблеме развития российских творческих индустрий, представленных тремя организациями - Институтом культурной политики, Центром развития творческих индустрий и Центром развития музейного дела. Первая стратегия предполагает широкую разъяснительную работу среди региональных властей и включает изучение предпринимательского потенциала традиционных культурных учреждений (музеи, библиотеки, театры, концертные площадки), рассматриваемых как "материал" для будущего пополнения данного сектора. Вторая почти целиком ориентирована на работу с уже существующими творческими индустриями, в том числе на вовлечение их в прямой диалог с властями и другими "группами влияния". Третий подход, как и первый, отводит центральное место работе с государственными учреждениями культуры, с упором на развитие их предпринимательского потенциала и внедрение в их практику предпринимательских навыков, но при этом он ограничен рамками Северо-Западного региона России. Эти различия проистекают от различия в целях и задачах самих организаций. Координация их деятельности, совместное планирование и партнерство в проектах существенно обогащает практику каждой из них, внося новые знания, навыки и опыт. Ярким примером такого сотрудничества и взаимообогащения явился семинар "Творческие индустрии - ресурс развития города", организованный Институтом культурной политики и состоявшийся в июле 2004 года в Архангельске при активном участии представителей всех трех партнерских организаций [9].
|
Заключение
Творческие индустрии базируются на различных видах творчества от визуального и театрального искусства до программного обеспечения и средств массовой информации: реклама, архитектура, антикварные салоны, художественные галереи, ремесла, дизайн и мода, фотография, интерактивные компьютерные игры, музыка, сценические искусства, издательства и полиграфия, телевидение и радио.
|
В настоящее время актуальной задачей государства становится оценка экономического потенциала сектора творческих индустрий, определение его специфических проблем и потребностей, а также оценка существующих инфраструктурных учреждений, оказывающих поддержку.
При этом разрабатываются механизмы стимулирования коммерческого предпринимательства в культуре, в том числе посредством предоставления небольших кредитов и налоговых льгот.
Такие меры будут способствовать интеграции России в общеевропейскую сеть Международных проектов творческих индустрий, установлению прямых контактов и обмен опытом между Международными проектами, городскими властями, исследовательскими и обучающими центрами России и Евросоюза.
Литература
1. Закон РФ от 04.08.2001 г. № 107-ФЗ "О средствах массовой информации".
2. Закон РФ от 14.12.2001 г. № 162-ФЗ "О рекламе".
3. Закон РФ от 01.12.1995 г. № 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации".
4. Закон РФ от 24.11.1995 г. № 177-ФЗ "Об экономической поддержке районных и городских газет".
5. Закон РФ от 09.07.1993 №5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г.,20 июля 2004 г).
6. Высоковский А. Креативность как ресурс // Отечественные записки. - 2005. - №4. - С.24-32
7. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. - 2005. - №4. - С.12-17
8. Зеленцова Е.В. Первопроходцы: Творческие индустрии приходят в Россию. СПБ.: Нева, 2006. - 98 с.
9. Мильков Д., Панкратов В. Международная программа создания Петербургского центра развития творческих индустрий. СПб.: Нева, 2007. - 62 с.
10. Прудникова А., Паутова О. Государство и менеджер культуры: перспективы взаимодействий // Арт-менеджер. - 2003. - №2. - С.38-44.