Б). Правила постановки звука Ц.




Артикуляционная гимнастика (возможные упражнения)

· «Покусаем язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

· «Кусаем боковые края языка»

Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

· «Чистим зубы снаружи»

Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

· «Загоним мяч в ворота»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

· «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

· «Дуем на лопаточку»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

· «Горка» («мостик»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

· «Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

· «Мостик построим – мостик разрушим»

Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

· «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

· «Катушка»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

· «Жуём блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

 

Б). Правила постановки звука Ц.

Звук «Ц» ставится от звука «Т» при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук «Т» с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят «Т» и «С». Элемент свистящего звука оказывается протяженным.

Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным А. При произнесении слышится как бы сочетание «АТС». Затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно с верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание «АТС» с сильным выдохом в момент перехода от «А» к «ТС». В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь. Шпателем (зондом № 2) или ложечкой логопед удерживает кончик языка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог «ТА». В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык. Слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слитный звук «Ц».

Так как положение органов артикуляции звуков «С» и «Ц» очень похоже, звук «Ц» довольно легко ставится на основе правильно произносимого звука «С», но требует дополнительной работы с кончиком языка, так как его движения при произношении всех упомянутых звуков очень схоже. Поэтому важно объяснить ребёнку принцип работы кончика языка при произнесении каждой отдельной буквы, для большей наглядности прибегая к их сравнению.

 

***** В тех случаях, когда дефектными оказываются все свистящие звуки, постановку обычно начинают с глухого твердого С. В дальнейшем он становится базовым для постановки других свистящих, а также шипящих. В ряде случаев при нарушенных фрикативных свистящих звук Ц у детей произносится без искажений. В таких ситуациях можно вызвать звук С от звука Ц. Логопед просит ребенка удлиненно произнести Ц, слышится протяженное С: ТССС. Затем логопед просит произнести этот элемент без смыкания языка с зубами. Условием, облегчающим артикуляцию, является позиция Ц в начале открытого слога: например, ЦА.

В) Автоматизация.

Как только ребёнок начал правильно произносить изолированный звук «Ц», необходимо сразу же приступить к его автоматизации.

Автоматизация звука «Ц» может осуществляться разными способами, зависящими от многих факторов. Для каждого малыша специалист подбирает свой способ с учётом всей информации, которой располагает о ребёнке, и который, по его мнению, даст наилучший результат. Чем более творчески специалист подойдёт к выбору способов автоматизации звука для каждого малыша, тем более заметными станут результаты.

Для автоматизации звука «Ц» используются различные упражнения со слогами, словами и предложениями, включающими нужный звук. Упражнения с картинками, на которых изображены слова, имеющие звук «Ц», очень интересны маленьким детям и вводят их в атмосферу игры, что делает усвоение более лёгким и быстрым. Звук «Ц» можно автоматизировать с помощью стихов, где на данный звук делается явный акцент. Автоматизация звука в текстах на основе подражания помогает воссоздать реальную ситуацию говорения. Таким образом, автоматизацию звука можно сделать интересной и увлекательной для ребёнка.

· Игра "Договори слово"

Взрослый произносит начало слова, а дети - последний звук Ц. Затем называют слово целиком.

ДВОРЕ.. (Ц) ПЕВЕ (Ц)
БОЕ… (Ц) ПЛОВЕ (Ц)
ОТЕ… (Ц) БЕГЛЕ (Ц)
БОРЕ (Ц) КУЗНЕ (Ц)
ГОНЕ (Ц) ЛЕДЕНЕ (Ц)
ЖИЛЕ (Ц) МОЛОДЕ (Ц)
ОГУРЕ (Ц) ПРОДАВЕ (Ц)

 

· Автоматизация звука [ц] в обратных слогах

АЦ – АЦ – АЦ – АЦ – АЦ

ОЦ – ОЦ – ОЦ – ОЦ – ОЦ

УЦ – УЦ – УЦ – УЦ – УЦ

ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ

 

ИЦ – ИЦ – ИЦ – ИЦ – ИЦ

ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ

ЁЦ – ЁЦ – ЁЦ – ЁЦ – ЁЦ

ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ

ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ

 

· Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук в конце

АЦ: бац;

ЕЦ: боец, конец, отец, певец, танец, птенец, индеец, мизинец, кузнец, китаец, немец, купец, гонец;

ЯЦ: паяц, заяц.

 

· Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук в середине

ЦА: овца, птица, певица, пуговица, единица, куница, умница, охотница, модница, водица, девица, темница, медведица, пятница, конница.

ЦО: яйцо, пунцовый.

ЦЫ: танцы, отцы, певцы, концы, птенцы, пуговицы, немцы, зубцы, куцый.

ЦИ: акация, авиация.

ЦЕ: зацепка, зацепить, оценка.

 

· Автоматизация звука [ц] в прямых слогах

ЦА – ЦА – ЦА – ЦА – ЦА

ЦО – ЦО – ЦО – ЦО – ЦО

ЦУ – ЦУ – ЦУ – ЦУ – ЦУ

ЦЫ– ЦЫ– ЦЫ– ЦЫ– ЦЫ

ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ

 

· Автоматизация звука [ц] в интервокальных слогах

АЦА – АЦО – АЦУ – АЦИ – АЦЕ

УЦА – УЦО – УЦУ – УЦИ – УЦЕ

ЫЦА – ЫЦО – ЫЦУ – ЫЦИ – ЫЦЕ

ЕЦА – ЕЦО – ЕЦУ – ЕЦИ – ЕЦЕ

ОЦА – ОЦО – ОЦУ – ОЦИ – ОЦЕ

ИЦА – ИЦО – ИЦУ – ИЦИ – ИЦЕ

 

· Автоматизация звука [ц] в прямых слогах со стечением согласных

ЦВА – ЦВО – ЦВУ – ЦВЫ– ЦВИ

ЦВЕ – ЦВЁ – ЦВЮ – ЦВИ – ЦВЯ

 

· Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук в начале

ЦО: цокать, цокот;

ЦУ: цукат;

ЦЫ: цыган, цыганка, цыпки, цып-цып;

ЦИ: циновка, цинк;

ЦЕ: цепь, цемент, цех, цена, цедить, цепкий.

 

· Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук со стечением согласных

Цветок, цвет, цветной, цветник, цветовод

· Автоматизация звука [ц] в словосочетаниях

Цветные пуговицы, цветные нитки, меткая охотница, цыганская кибитка, мохнатая овца, тонкая циновка, пунцовый цветок, букет цветов, утиное яйцо, дикая медведица, немецкий язык, тонкая акация.

 

· Посчитайте цыплят — от одного до десяти - так: один цыпленок, два цыпленка, три цыпленка...

· Посчитайте пуговицы — от одиннадцати до двадцати: одиннадцать пуговиц, двенадцать пуговиц..

 

· Закончите предложения подходящими по смыслу словами.

С врагом сражаются... (БОЙЦЫ).

С детьми встречаются... (ОТЦЫ).

На ринге борются... (БОРЦЫ).

К нам в дом вселяются... (ЖИЛЬЦЫ).

Поют, стараются... (ПЕВЦЫ).

Здесь соревнуются... (ПЛОВЦЫ).

А там несутся... (БЕГЛЕЦЫ).

· Автоматизация звука [ц] в чистоговорках

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО вам водица и яйцо

ЦЫ– ЦЫ– ЦЫ, ЦЫ– ЦЫ– ЦЫвам цветные бубенцы

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА вам мохнатая овца

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА тут мохнатая овца

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО ей от зайца письмецо

ЦЫ– ЦЫ– ЦЫ, ЦЫ– ЦЫ– ЦЫна акации птенцы

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА тут овца и там овца

ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ, ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ вот вам сказка о яйце

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО курица снесла яйцо

ЦУ – ЦУ – ЦУ, ЦУ – ЦУ – ЦУ киска тянется к яйцу

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА брысь, котёнок, от яйца!

ЦУ – ЦУ – ЦУ, ЦУ – ЦУ – ЦУ не пускать его к яйцу!

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО сами мы съедим яйцо

ЦЫ– ЦЫ– ЦЫ, ЦЫ– ЦЫ– ЦЫотогнали? Молодцы!

ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ, ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ вот вам сказка о яйце.

 

· Игра «Большой-маленький».

Я назову больший предмет, а вы — предмет поменьше, наприм ОКНО- ОКОНЦЕ, ПЛАТЬЕ- ПЛАТЬИЦЕ.

ДЕРЕВО - ДЕРЕВЦЕ ЗЕРКАЛО - ЗЕРКАЛЬЦЕ

БЛЮДО - БЛЮДЦЕ САЛО - САЛЬЦЕ

КОЛЕНО - КОЛЕНЦЕ ДЕЛО - ДЕЛЬЦЕ

ПОЛЕНО - ПОЛЕНЦЕ ТЕЛО - ТЕЛЬЦЕ

БОЛОТО - БОЛОТЦЕ МАСЛО - МАСЛИЦЕ

· Стихи со звуком Ц


Цыплёнок, находясь в яйце,

Знакомится со звуком Ц.

И только, выйдя из яйца,

На «цып-цып» отзывается.

 

***

У цапли птенцы

Такие удальцы –

На одной ноге не лень,

Стоять им с цаплей

Целый день!

 

Над селом метелица
белым снегом стелется,
замела всё озерцо,
запорошила сельцо.
Снег замёл все лужицы,
кружится по улицам,

в оконца стучится,

на крыльцо ложится.

Над рощицей, над мельницей

кружится метелица.

Ну и баловница
младшая сестрица!
Бабушка ругается:

- Экая проказница!

Мама улыбается:

- Просто безобразница!

Этой озорнице спокойно не

сидится: скачет, кувыркается,

вечно улыбается,

допоздна кружится,

не хочет спать ложиться.

Ох, и баловница

младшая сестрица!


 

Цапля цокала птенцу: цаплям серый цвет к лицу.

Цыплёнок цепко цепляется за цепь.

Бегают две курицы по зелёной улице.

 

· Автоматизация звука [ц] в текстах

Цветок

Видит муха-цокотуха цветок. Цветок – необыкновенный, пунцовый, мёдом пахнет. Думает цокотуха: «Нет у меня дома. Будет этот цветок моим домом!»

- Цветок, цветок, будь моим домом!

- Пои меня водицей, и я буду твоим домом!

· Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»

Дети, сидя за партами, напевают мотив знакомой песни с помощью слогов (например, са-са-са-са…). При этом пальцами имитируют игру на музыкальных инструментах (фортепиано, дудочка, барабан, гармошка и другие).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: