Артикуляционная гимнастика (возможные упражнения)
· «Покусаем язычок»
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.
· «Кусаем боковые края языка»
Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.
· «Чистим зубы снаружи»
Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
· «Загоним мяч в ворота»
Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.
· «Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
· «Дуем на лопаточку»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
· «Горка» («мостик»)
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
|
· «Ветерок дует с горки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
· «Мостик построим – мостик разрушим»
Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.
· «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)
Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
· «Катушка»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
· «Жуём блинчик»
Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.
Б). Правила постановки звука Ц.
Звук «Ц» ставится от звука «Т» при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук «Т» с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят «Т» и «С». Элемент свистящего звука оказывается протяженным.
Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным А. При произнесении слышится как бы сочетание «АТС». Затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно с верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание «АТС» с сильным выдохом в момент перехода от «А» к «ТС». В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь. Шпателем (зондом № 2) или ложечкой логопед удерживает кончик языка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог «ТА». В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык. Слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слитный звук «Ц».
|
Так как положение органов артикуляции звуков «С» и «Ц» очень похоже, звук «Ц» довольно легко ставится на основе правильно произносимого звука «С», но требует дополнительной работы с кончиком языка, так как его движения при произношении всех упомянутых звуков очень схоже. Поэтому важно объяснить ребёнку принцип работы кончика языка при произнесении каждой отдельной буквы, для большей наглядности прибегая к их сравнению.
***** В тех случаях, когда дефектными оказываются все свистящие звуки, постановку обычно начинают с глухого твердого С. В дальнейшем он становится базовым для постановки других свистящих, а также шипящих. В ряде случаев при нарушенных фрикативных свистящих звук Ц у детей произносится без искажений. В таких ситуациях можно вызвать звук С от звука Ц. Логопед просит ребенка удлиненно произнести Ц, слышится протяженное С: ТССС. Затем логопед просит произнести этот элемент без смыкания языка с зубами. Условием, облегчающим артикуляцию, является позиция Ц в начале открытого слога: например, ЦА.
|
В) Автоматизация.
Как только ребёнок начал правильно произносить изолированный звук «Ц», необходимо сразу же приступить к его автоматизации.
Автоматизация звука «Ц» может осуществляться разными способами, зависящими от многих факторов. Для каждого малыша специалист подбирает свой способ с учётом всей информации, которой располагает о ребёнке, и который, по его мнению, даст наилучший результат. Чем более творчески специалист подойдёт к выбору способов автоматизации звука для каждого малыша, тем более заметными станут результаты.
Для автоматизации звука «Ц» используются различные упражнения со слогами, словами и предложениями, включающими нужный звук. Упражнения с картинками, на которых изображены слова, имеющие звук «Ц», очень интересны маленьким детям и вводят их в атмосферу игры, что делает усвоение более лёгким и быстрым. Звук «Ц» можно автоматизировать с помощью стихов, где на данный звук делается явный акцент. Автоматизация звука в текстах на основе подражания помогает воссоздать реальную ситуацию говорения. Таким образом, автоматизацию звука можно сделать интересной и увлекательной для ребёнка.
· Игра "Договори слово"
Взрослый произносит начало слова, а дети - последний звук Ц. Затем называют слово целиком.
ДВОРЕ.. | (Ц) | ПЕВЕ | (Ц) |
БОЕ… | (Ц) | ПЛОВЕ | (Ц) |
ОТЕ… | (Ц) | БЕГЛЕ | (Ц) |
БОРЕ | (Ц) | КУЗНЕ | (Ц) |
ГОНЕ | (Ц) | ЛЕДЕНЕ | (Ц) |
ЖИЛЕ | (Ц) | МОЛОДЕ | (Ц) |
ОГУРЕ | (Ц) | ПРОДАВЕ | (Ц) |
· Автоматизация звука [ц] в обратных слогах
АЦ – АЦ – АЦ – АЦ – АЦ
ОЦ – ОЦ – ОЦ – ОЦ – ОЦ
УЦ – УЦ – УЦ – УЦ – УЦ
ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ
ИЦ – ИЦ – ИЦ – ИЦ – ИЦ
ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ
ЁЦ – ЁЦ – ЁЦ – ЁЦ – ЁЦ
ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ
ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ
· Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук в конце
АЦ: бац;
ЕЦ: боец, конец, отец, певец, танец, птенец, индеец, мизинец, кузнец, китаец, немец, купец, гонец;
ЯЦ: паяц, заяц.
· Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук в середине
ЦА: овца, птица, певица, пуговица, единица, куница, умница, охотница, модница, водица, девица, темница, медведица, пятница, конница.
ЦО: яйцо, пунцовый.
ЦЫ: танцы, отцы, певцы, концы, птенцы, пуговицы, немцы, зубцы, куцый.
ЦИ: акация, авиация.
ЦЕ: зацепка, зацепить, оценка.
· Автоматизация звука [ц] в прямых слогах
ЦА – ЦА – ЦА – ЦА – ЦА
ЦО – ЦО – ЦО – ЦО – ЦО
ЦУ – ЦУ – ЦУ – ЦУ – ЦУ
ЦЫ– ЦЫ– ЦЫ– ЦЫ– ЦЫ
ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ
· Автоматизация звука [ц] в интервокальных слогах
АЦА – АЦО – АЦУ – АЦИ – АЦЕ
УЦА – УЦО – УЦУ – УЦИ – УЦЕ
ЫЦА – ЫЦО – ЫЦУ – ЫЦИ – ЫЦЕ
ЕЦА – ЕЦО – ЕЦУ – ЕЦИ – ЕЦЕ
ОЦА – ОЦО – ОЦУ – ОЦИ – ОЦЕ
ИЦА – ИЦО – ИЦУ – ИЦИ – ИЦЕ
· Автоматизация звука [ц] в прямых слогах со стечением согласных
ЦВА – ЦВО – ЦВУ – ЦВЫ– ЦВИ
ЦВЕ – ЦВЁ – ЦВЮ – ЦВИ – ЦВЯ
· Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук в начале
ЦО: цокать, цокот;
ЦУ: цукат;
ЦЫ: цыган, цыганка, цыпки, цып-цып;
ЦИ: циновка, цинк;
ЦЕ: цепь, цемент, цех, цена, цедить, цепкий.
· Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук со стечением согласных
Цветок, цвет, цветной, цветник, цветовод
· Автоматизация звука [ц] в словосочетаниях
Цветные пуговицы, цветные нитки, меткая охотница, цыганская кибитка, мохнатая овца, тонкая циновка, пунцовый цветок, букет цветов, утиное яйцо, дикая медведица, немецкий язык, тонкая акация.
· Посчитайте цыплят — от одного до десяти - так: один цыпленок, два цыпленка, три цыпленка...
· Посчитайте пуговицы — от одиннадцати до двадцати: одиннадцать пуговиц, двенадцать пуговиц..
· Закончите предложения подходящими по смыслу словами.
С врагом сражаются... (БОЙЦЫ).
С детьми встречаются... (ОТЦЫ).
На ринге борются... (БОРЦЫ).
К нам в дом вселяются... (ЖИЛЬЦЫ).
Поют, стараются... (ПЕВЦЫ).
Здесь соревнуются... (ПЛОВЦЫ).
А там несутся... (БЕГЛЕЦЫ).
· Автоматизация звука [ц] в чистоговорках
ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО вам водица и яйцо
ЦЫ– ЦЫ– ЦЫ, ЦЫ– ЦЫ– ЦЫвам цветные бубенцы
ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА вам мохнатая овца
ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА тут мохнатая овца
ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО ей от зайца письмецо
ЦЫ– ЦЫ– ЦЫ, ЦЫ– ЦЫ– ЦЫна акации птенцы
ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА тут овца и там овца
ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ, ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ вот вам сказка о яйце
ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО курица снесла яйцо
ЦУ – ЦУ – ЦУ, ЦУ – ЦУ – ЦУ киска тянется к яйцу
ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА брысь, котёнок, от яйца!
ЦУ – ЦУ – ЦУ, ЦУ – ЦУ – ЦУ не пускать его к яйцу!
ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО сами мы съедим яйцо
ЦЫ– ЦЫ– ЦЫ, ЦЫ– ЦЫ– ЦЫотогнали? Молодцы!
ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ, ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ вот вам сказка о яйце.
· Игра «Большой-маленький».
Я назову больший предмет, а вы — предмет поменьше, наприм ОКНО- ОКОНЦЕ, ПЛАТЬЕ- ПЛАТЬИЦЕ.
ДЕРЕВО - ДЕРЕВЦЕ ЗЕРКАЛО - ЗЕРКАЛЬЦЕ
БЛЮДО - БЛЮДЦЕ САЛО - САЛЬЦЕ
КОЛЕНО - КОЛЕНЦЕ ДЕЛО - ДЕЛЬЦЕ
ПОЛЕНО - ПОЛЕНЦЕ ТЕЛО - ТЕЛЬЦЕ
БОЛОТО - БОЛОТЦЕ МАСЛО - МАСЛИЦЕ
· Стихи со звуком Ц
Цыплёнок, находясь в яйце,
Знакомится со звуком Ц.
И только, выйдя из яйца,
На «цып-цып» отзывается.
***
У цапли птенцы
Такие удальцы –
На одной ноге не лень,
Стоять им с цаплей
Целый день!
Над селом метелица
белым снегом стелется,
замела всё озерцо,
запорошила сельцо.
Снег замёл все лужицы,
кружится по улицам,
в оконца стучится,
на крыльцо ложится.
Над рощицей, над мельницей
кружится метелица.
Ну и баловница
младшая сестрица!
Бабушка ругается:
- Экая проказница!
Мама улыбается:
- Просто безобразница!
Этой озорнице спокойно не
сидится: скачет, кувыркается,
вечно улыбается,
допоздна кружится,
не хочет спать ложиться.
Ох, и баловница
младшая сестрица!
Цапля цокала птенцу: цаплям серый цвет к лицу.
Цыплёнок цепко цепляется за цепь.
Бегают две курицы по зелёной улице.
· Автоматизация звука [ц] в текстах
Цветок
Видит муха-цокотуха цветок. Цветок – необыкновенный, пунцовый, мёдом пахнет. Думает цокотуха: «Нет у меня дома. Будет этот цветок моим домом!»
- Цветок, цветок, будь моим домом!
- Пои меня водицей, и я буду твоим домом!
· Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»
Дети, сидя за партами, напевают мотив знакомой песни с помощью слогов (например, са-са-са-са…). При этом пальцами имитируют игру на музыкальных инструментах (фортепиано, дудочка, барабан, гармошка и другие).