УМК «Школа России», М.И. Моро
Класс: 3 (1 ч.), стр.64. Зад. 3
Тип урока: «Урок формирования умений»
Тема: «Решение задач»
Цель: Совершенствовать умение решать задачи.
Задачи:
1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.
2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.
3. Формировать умения составлять план решения задачи;рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.
4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.
5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.
Задача:
Папа провел 10 дней своего отпуска на даче, а остальные 2 недели в доме отдыха. Сколько дней папа был в отпуске?
Тип задачи: нетиповая
1 вид простой задачи: Задачи на уменьшение числа на несколько единиц в прямой форме.
Папа провел 10 дней своего отпуска на даче, а остальные две недели в доме отдыха. Сколько дней провел папа в доме отдыха?
2 вид простой задачи: Задачи на нахождение суммы двух чисел.
Папа провел 10 дней отпуска на даче, а в доме отдыха 14 дней. Сколько дней провел папа в отпуске?
Ход урока:
| Этап урока | Содержание урока | Оформление доски | |||
| 1.Подготовительный этап (отработка умения решать простые задачи) Задачи: · Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. | -Давайте вспомним то, что уже изучали. Для этого устно решим следующую задачу: В зоомагазине в 6 аквариумах 54 рыбки, поровну в каждом. Сколько аквариумов занимают 27 рыбок? -Что в задаче примем за единицу? (Количество рыбок в одном аквариуме.) -Решите задачу. -Количество рыб в аквариумах? (одинаковое) -Количество аквариумов? (6 аквариумов) -Общее количество рыб? (54 рыбки) -Сколько аквариумов занимают 27 рыбок? (неизвестно) Решение: 1) 54: 6 = 9 (р.) — в одном аквариуме; 2) 27: 9 = 3 (акв.). Ответ: 27 рыбок занимают 3 аквариума. -Мы ответили с вами на вопрос? (да) -Молодцы, ребята! Теперь можем приступить к решению задач на закрепление. | -Ученик, решивший задачу первым, записывает решение на доске. Проверка. | |||
| 2. Решение задачи: -Чтение и осознание текста задачи. -Выделение структурных компонентов задачи. Задачи: -Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи. | -Ребята, откройте учебник на странице 64 и прочитайте «про себя» задачу под № 3.
-Кто прочитает задачу вслух?
-О чем идет речь в задаче? (О папе, который отдыхал на даче и в доме отдыха).
-Что мы знаем про отдых на даче?
(Что папа провел там 10 дней отпуска).
-Что мы знаем о доме отдыха? (Что папа провел там 2 недели).
-Что нам надо узнать? (Сколько дней папа был в отпуске).
-Что нам нужно еще узнать помимо главного вопроса? (Что значит «две недели»? Сколько дней в ⁷одной неделе? (7)
-Все верно, молодцы!
- Для того, лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме. Как вы думаете, какая схема подойдет к нашей задаче?
1.
2.
3.
(Подойдет 3 схема)
-Теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (Папа провел 10 дней своего отпуска на даче, а остальные 2 недели в доме отдыха. Сколько дней папа был в отпуске?)
| -схемы изображены на доске. | |||
| 3. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: -Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключения | -Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи).
Давайте рассуждать.
- Каков главный вопрос задачи? (Сколько всего дней папа провел в отпуске)
-Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Количество дней папа провел на даче и в доме отдыха)
-Какое из этих двух чисел мы уже знаем? (Количество дней папа провел на даче. Их 10)
А какое число мы пока что не знаем? (Количество дней папа провел в доме отдыха)
-Что нам известно о количестве дней проведенных в доме отдыха?
(Что в доме отдыха он провел 2 недели)
-Какие два числа нам нужны для того, чтобы найти количество дней проведенных в доме отдыха? (Количество дней в 1 недели их 7,и тогда мы узнаем сколько дней в 2 неделях)
-Найдем это число, будем его знать, а так же мы знаем, что на даче папа провел 10 дней.
Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос)
-Одновременно строим «Дерево рассуждений»:
Составим план решения задачи:
-Сначала узнаем сколько дней папа провел в доме отдыха.
Что для этого нужно сделать? (Для этого нужно 2 умножить на количество дней в одной недели)
-Когда это число будет известно, то найдем общее количество дней.
Что для этого нужно сделать? (Сложить количество дней проведенных на даче и количество дней проведенных в доме отдыха)
| ||||
| 4. Записи решения и ответа задачи. Задачи: - Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. | -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? 1) 2*7=14 -14 чего? (дней) 1) 2*7=14.(дн.) - Количество дней, которые папа провел в доме отдыха. -Что мы нашли в первом действии? (Количество дней, которые папа провел в доме отдыха) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 10+14=24(дн.)- Общее количество дней. -Чему равно? (24) -Что мы нашли во втором действии? (Общее количество дней, которые папа был в отпуске) -Запишем пояснение ко второму действию. -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) -Какая тогда будет запись? Выберите верную: А) 10-(2*7) Б) 10+(2*7) В) 10+(2+7) Запишите верное выражение в тетрадь: 10+(2*7) =24 (дн.) - Всего дней папа провел в отпуске. | -Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. | |||
| 5. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: -Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. | -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили.
-Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос). -Составим новую схему, изменив условие и вопрос:
-По схеме составьте текст обратной задачи: “ Папа провел 24 дня в отпуске. Из них 10 дней он провел на даче, а остальные дни в доме отдыха. Сколько недель папа провел в доме отдыха?”
-Решим данную задачу
. -Что известно из первого предложения задачи? (Что всего папа был в отпуске 24 дня)
-Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (Что папа провел на даче 10 дней)
-Что нам нужно узнать? (Сколько дней папа провел в доме отдыха?)
-Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет).
Почему? (Нам неизвестно сколько дней папа провел в доме отдыха)
-Что мы можем найти, зная общее количество дней и сколько папа провел на даче? (Количество дней проведенных в доме отдыха)
-Зная сколько дней папа провел в доме отдыха, сможем ответить на вопрос сколько это недель?) (Да)
Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу.
-Проверьте,так ли вы записали действия: 1) 24-10=14 (гр.)- Количество дней проведенных на даче 2) 14:7=2(н.)-проведенных в доме отдыха Ответ:2 недели проведенных в доме отдыха. -Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 2 недели проведенных в доме отдыха) -О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно) -Правильно. Теперь можно записать ответ к исходной задаче: Ответ: Всего папа провел в отпуске 24 дня. | Схема на доске |
2.
3.
(Подойдет 3 схема)
-Теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (Папа провел 10 дней своего отпуска на даче, а остальные 2 недели в доме отдыха. Сколько дней папа был в отпуске?)
Составим план решения задачи:
-Сначала узнаем сколько дней папа провел в доме отдыха.
Что для этого нужно сделать? (Для этого нужно 2 умножить на количество дней в одной недели)
-Когда это число будет известно, то найдем общее количество дней.
Что для этого нужно сделать? (Сложить количество дней проведенных на даче и количество дней проведенных в доме отдыха)
-По схеме составьте текст обратной задачи: “ Папа провел 24 дня в отпуске. Из них 10 дней он провел на даче, а остальные дни в доме отдыха. Сколько недель папа провел в доме отдыха?”
-Решим данную задачу
. -Что известно из первого предложения задачи? (Что всего папа был в отпуске 24 дня)
-Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (Что папа провел на даче 10 дней)
-Что нам нужно узнать? (Сколько дней папа провел в доме отдыха?)
-Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет).
Почему? (Нам неизвестно сколько дней папа провел в доме отдыха)
-Что мы можем найти, зная общее количество дней и сколько папа провел на даче? (Количество дней проведенных в доме отдыха)
-Зная сколько дней папа провел в доме отдыха, сможем ответить на вопрос сколько это недель?) (Да)
Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу.
