№
| Разделы, темы программы
| Темы разделов
|
Теоретическая часть
| Практическая часть
|
I Познавательный модуль.
|
| Вводное занятие. История развития авиации.
| Правила внутреннего распорядка обучающиеся, техники безопасности на занятиях. Цель, задачи и содержание работы на учебный год. Авиация и ее значение.
| Игра на знакомство
|
| Аэродинамика. Основы теории полета.
| Три принципа создания подъемной силы: аэростатический, аэродинамический и реактивный. Воздух и его основные свойства. Горизонтальные и вертикальные течения воздуха. Выдающаяся роль в развитии аэродинамики профессора Н. Е. Жуковского. Важнейшие законы аэродинамики: закон сохранения массы (уравнение неразрывности) и закон сохранения энергии (уравнение Бернулли). Почему и как возникает подъемная сила. От чего зависит сопротивление воздуха. Тела удобообтекаемой формы. Аэродинамическое качество. Миделево сечение. Что такое устойчивость полета и как она обеспечивается. Центр тяжести. Центр давления. Фокус самолета. Крыло и его характеристики: размах, профиль, хорда. Формы крыльев в плане. Установочный угол и угол атаки. Центровка самолета и модели. Удлинение крыла. Качество крыла. Изучение новых терменов; (Подьёмная сила, профиль крыла, хорда, угол атаки, центр тяжести, угол атаки,)
|
|
| Авиамоделизм
| Авиамоделизм – первая ступень овладения авиационной техникой. Классификация спортивных авиамоделей.
|
|
| Первые летательные аппараты.
| Первые летательные аппараты в истории авиации. Роль русских летчиков, конструкторов, учёных в развитии авиации.
| Игры и соревнования с бумажными моделями («Посадка на аэродром», «Петля Нестерова», «Дальность полета», «Дальний перелет»).
|
| АвиасимуляторRealFlightBasic (Реальный полёт)
| Знакомство с основами пилотирования радиоуправляемой модели на симуляторе
| Отработка навыков пилотирования различных классов моделей на авиасимуляторе
|
| Простейшие авиамодели
| Основные части самолёта и модели. Устойчивость полёта, центр тяжести, угол атаки. Материалы для постройки простейших моделей и способы обработки материалов. Инструменты, применяемые для постройки моделей и способы обработки материалов. Основы полета моделей. Возникновение подъемной силы крыла. Основные элементы конструкции самолета и модели. Способы регулировки модели. Назначение и действие рулей
| Зарисовка модели. Эскиз
|
| Воздушные змеи
| История развития воздушных змеев. Опыты с воздушными змеями, проводившиеся русскими и зарубежными учёными. Практическое использование воздушного змея. Ветер, скорость, направление, сила ветра. Аэродинамические силы, действующие на воздушный змей в полёте.
| Зарисовка модели. Эскиз
|
| Модели планеров
| Модели планеров. Исторический очерк. Современная техника и достижения планеристов. Развитие дельтапланеризма. Способы запуска планеров. Дальность планирования. Угол планирования. Скорость снижения. Парение планера в восходящих потоках воздуха. Устройство планера. Система управления планером. Спортивные и рекордные планеры. Техника безопасности при работе режущим инструментом.
| Зарисовка модели. Эскиз
|
| Модели самолетов
| Модели самолётов. Изготовление макетов самолётов. Исторический очерк. Современная техника и достижения авиации. Авиация в истории нашей страны. Основные режимы полёта самолёта. Работа воздушного винта и основы реактивного полёта. Структурный состав конструкции самолёта. Техника безопасности при работе режущим инструментом.
| Зарисовка модели. Эскиз
|
| Модели вертолетов
| Исторический очерк. Современная техника и достижения вертолётостроения. Принцип полёта вертолётов. Схемы вертолётов. Структурный состав конструкции вертолётов.
|
|
| Зарисовка модели. Эскиз
|
II. Прикладной модуль
|
| Бумажные летающие модели
| Инструктаж по технике безопасности. Задачи выполнения учебной модели. Технология изготовления простейших бумажных моделей.
| Выполнение учебной модели. Запуск бумажных моделей. Игры с бумажными моделями («Посадка на аэродром», «Петля Нестерова», «Дальность полёта», «Дальний перелёт»).
|
| Воздушные змеи
| Виды воздушных змеев: плоские, коробчатые, фигурные. Технология изготовления
| Эскиз модели. Выполнение моделей: «плоский змей», «коробчатый змей». Запуск воздушного змея.
|
| Планер
| Понятие о планирующих и парящих полётах. Основные виды планеров: учебные, спортивные, транспортные. Порядок и приёмы подгонки и склеивания деталей и узлов.
| Изготовление деталей макета планера. Освоение приёмов работы ручным режущим инструментом – ножом, лобзиком, наждачной бумагой. Сбор модели.
|
| Самолет
| Приёмы обработки поверхностей сложной конфигурации на древесине ручным инструментом. Правила резания плотной бумаги, жести и пластика ножницами.
| Зачистка и шлифования поверхностей деталей наждачной бумагой. Изготовление деталей самолётов. Пользование простым мерительным инструментом. Сбор модели.
|
| Вертолет
| Разметка винтов по шаблону. Технология изготовления лопастей и ступицы. Балансировка лопастей.
| Изготовление простейших игрушек и моделей вертолётов(«Муха»). Разметка винтов по шаблону. Регулировка и запуск построенных моделей.
|
III. Диагностический модуль
|
| Демонстрационные полеты.
| Демонстрация полета и разъяснения по регулировке модели.
| Демонстрация полета. Запуски и полеты моделей. Показательные выступления.
|
| Выставка моделей авиатехники
|
| Выставка индивидуальных творческих работ. Обсуждение работ
|
| Соревнования.
| Правила и условия проведения соревнований
| Соревнования по запуску воздушных змеев.
Соревнования по запуску моделей самолетов и вертолетов.
|
| Промежуточная аттестация
|
| Зачет
|
| Итоговое занятие «Мир
авиамоделизма»
| Правила игры-соревнований
| Мониторинг образовательных результатов. Игра-
соревнование
|
2 год обучения
|
№
| Тема занятия
| Содержание занятий
|
Теоретическая часть
| Практическая часть
|
|
| Вводное занятие
| Авиамоделирование – основные этапы развития. Достижения авиамоделистов – технические и спортивные. Задачи и содержание работы в учебном году. Требования к техническому уровню и качеству изготовления моделей.
| Игры на сплочение коллектива.
|
| Основы авиационной метеорологии
| Воздушная оболочка Земли. Слои воздушной атмосферы. Возникновение воздушных течений. Служба погоды. Восходящие потоки воздуха. Ветер.
| Определение силы ветра по шкале Бофорта.
|
| АвиасимуляторRealFlightBasic
| Основы пилотирования на симуляторе.
| Отработка навыков пилотирования различных классов моделей на авиасимуляторе.
|
| Правила проведения соревнований
| Правила проведения соревнований.
| Знакомство с различными положениями о проведений соревнований, конкурсов.
|
| Контурная модель из пенопласта
| Виды самолётов и их назначение. Схемы расположения несущих плоскостей: моноплан. Биплан, «утка». Элементы конструкции, обеспечивающие прочность модели, возможность регулирования полётного режима.
| Работа по схемам расположения несущих плоскостей: моноплан, биплан, «утка».
|
| Свободнолетающие модели самолетов
| Технические требования к свободнолетающим моделям самолетов с резиновыми и поршневыми двигателями. Воздушный винт – движитель модели. Геометрические величины, характеризующие воздушный винт; диаметр и шаг винта. Принцип работы лопастей воздушного винта. Силы, действующие на лопасти винта при вращении.
| Зарисовка схем
|
| Чертёжный инструмент и основы черчения.
| Знакомство с чертежным инструментом: линейка, рейсшина, циркуль, транспортир, лекало и т.д. Основы черчения: точка, линия, пунктир, толщина
линии и т.д.
| Отработка навыков вычерчивания чертежей и узлов деталей моделей.
|
| Модели планеров класса А-1
| Понятие о парящем полете. Влияние геометрических форм модели на качество полета. Профили для моделей планеров. Технические требования к моделям планеров класса А-1. Автомат, ограничивающий продолжительность полета. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели. Правила запуска моделей планеров
|
|
II. Прикладной модуль
|
| Контурная модель самолета из пенопласта
| Инструктаж по ТБ. Правила запуска.
| Изготовление из картона шаблонов фюзеляжа и оперения. Вырезание деталей модели по шаблонам, сборка и склеивание моделей. Балансировка моделей. Регулировочные запуски.
|
| Модель планера метательного тренировочного
| Схемы моделей метательных планеров. Профили несущих поверхностей. Особенности старта моделей на тренировочных запусках и соревнованиях.
| Зарисовка моделей, схем. Изготовление деталей моделей планера. Сборка планера. Балансировка планера. Маркировка. Пробные запуски моделей планера на планирование.
|
| Свободнолетающие модели самолетов
| Выбор моделей для постройки. Чтение схем моделей. Особенности старта моделей на тренировочных запусках и соревнованиях.
| Вычерчивание рабочих чертежей моделей. Изготовление моделей. Испытания. Устранение выявленных недостатков. Тренировочные запуски.
|
| Модели планеров класса А-1
| Выбор моделей для постройки. Чтение схем моделей. Особенности старта моделей на тренировочных запусках и соревнованиях.
| Вычерчивание рабочего чертежа модели. Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов. Сборка частей модели. Обтяжка поверхностей. Отделка моделей. Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков. Тренировочные запуски построенных моделей.
|
III. Диагностический модуль
|
| Демонстрационные полеты.
| Демонстрация полета и разъяснения по регулировке модели.
| Демонстрация полета.Запуски и полеты моделей. Показательные выступления.
|
| Выставка моделей
авиатехники
|
| Выставка индивидуальных творческих работ.
Обсуждение работ
|
| Соревнования.
| Правила и условия проведения соревнований
| Соревнования по запуску моделей
|
| Промежуточная аттестация
|
| Зачет
|
| Итоговое занятие «Мир
авиамоделизма»
| Правила игры-соревнований
| Мониторинг образовательных результатов. Игра-соревнование
|
3 год обучения
|
№
| Тема занятия
| Содержание занятий
|
Теоретическая часть
| Практическая часть
|
I. Познавательный модуль
|
| Вводное занятие
| Обзор по авиамодельному спорту. Разбор технических данных моделей победителей и оригинальных конструкций. Рассказ о видах и классах авиационных моделей, которые предстоит построить в текущем году.
|
|
| Единая спортивная классификация
| Технические требования к моделям. Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту. Условия присвоения спортивных званий и разрядов.
|
|
| Аэродинамика авиационных моделей
| Аэродинамика малых скоростей. Сопротивление воздуха. Подъёмная сила. Поляра крыла. Профили несущих поверхностей. Виды полёта.
|
|
| Модели юниорских классов А-1, учебно-тренировочные.
| Характеристика моделей – влияние на качество полёта. Профили оперения. Шаблоны нервюр, прогрессивные конструкции моделей. Обтяжка и отделка моделей. Регулировка и запуск моделей.
|
|
| Двигатели летающих моделей
| Классификация модельных двигателей. Резиновый двигатель. Свойства и марки резины. Изготовление, эксплуатация и хранение резиновых двигателей. Двигатели внутреннего сгорания. Принцип работы. Конструкция, эксплуатация и хранение двигателей. Топливные смеси.
|
|
| Радиоуправляемые модели
| Понятие о радиоуправляемых моделях. Классификация моделей. Классификация двигателей и воздушных винтов. Виды радиоуправлений и рабочие частоты.
|
|
| АвиасимуляторRealFlightBasic
| Основы пилотирования радиоуправляемой модели на симуляторе.
| Отработка навыков пилотирования различных классов моделей на авиасимуляторе.
|
| Проектная работа
| Проектная творческая работа: выбор темы, постановка
проблемы, целей, задач, план, защита.
| Составление плана проекта
|
II. Прикладной модуль
|
| Модели юниорских классов А-1, учебно-тренировочные.
| Выбор моделей для постройки. Чтение схем моделей. Особенности старта моделей на тренировочных запусках и соревнованиях.
| Вычерчивание рабочего чертежа. Заготовка материалов. Изготовление деталей и узлов моделей. Сборка узлов и моделей в целом. Обтяжка и отделка моделей. Регулировка и запуск. Тренировочные запуски.
|
| Радиоуправляемые модели
| Выбор моделей для постройки. Чтение схем моделей. Особенности старта моделей на тренировочных запусках и соревнованиях.
| Сборка моделей из узлов. Установка двигателей и аппаратуры. Настройка и регулировка. Тренировочные запуски моделей, устранение обнаруженных недостатков.
|
| Тренировочные и демонстрационные полёты радиоуправляемых моделей
| Демонстрация полета и разъяснения по регулировке модели.
| Регулировка и запуск модели, устранение замеченных недостатков. Тренировочные запуски моделей.
|
| Работа над моделями по индивидуальным планам. Изготовление моделей по свободному выбору
| Выбор темы проекта. Выбор модели («плоский змей», «коробчатый змей»). Поисковая деятельность. Оформление учебного проекта.
| Выполнение моделей.
Презентация проекта. Подготовка представления и защиты проекта.
|
III. Диагностический модуль
|
| Демонстрационные полеты.
| Демонстрация полета и разъяснения по регулировке модели.
| Демонстрация полета. Запуски и полеты моделей. Показательные выступления.
|
| Выставка моделей авиатехники
|
| Выставка индивидуальных творческих работ. Обсуждение работ
|
| Соревнования.
| Правила и условия проведения соревнований
| Соревнования по запуску моделей
|
| Итоговая аттестация
| Подготовка проекта
| Защита проектов
|
| Итоговое занятие «Мир
авиамоделизма»
| Правила игры-соревнований
| Мониторинг образовательных результатов. Игра-соревнование
|