Содержание программы
Год обучения
№ | Разделы, темы программы | Темы разделов | |||
Теоретическая часть | Практическая часть | ||||
I Познавательный модуль. | |||||
Вводное занятие. История развития авиации. | Правила внутреннего распорядка обучающиеся, техники безопасности на занятиях. Цель, задачи и содержание работы на учебный год. Авиация и ее значение. | Игра на знакомство | |||
Аэродинамика. Основы теории полета. | Три принципа создания подъемной силы: аэростатический, аэродинамический и реактивный. Воздух и его основные свойства. Горизонтальные и вертикальные течения воздуха. Выдающаяся роль в развитии аэродинамики профессора Н. Е. Жуковского. Важнейшие законы аэродинамики: закон сохранения массы (уравнение неразрывности) и закон сохранения энергии (уравнение Бернулли). Почему и как возникает подъемная сила. От чего зависит сопротивление воздуха. Тела удобообтекаемой формы. Аэродинамическое качество. Миделево сечение. Что такое устойчивость полета и как она обеспечивается. Центр тяжести. Центр давления. Фокус самолета. Крыло и его характеристики: размах, профиль, хорда. Формы крыльев в плане. Установочный угол и угол атаки. Центровка самолета и модели. Удлинение крыла. Качество крыла. Изучение новых терменов; (Подьёмная сила, профиль крыла, хорда, угол атаки, центр тяжести, угол атаки,) | ||||
Авиамоделизм | Авиамоделизм – первая ступень овладения авиационной техникой. Классификация спортивных авиамоделей. | ||||
Первые летательные аппараты. | Первые летательные аппараты в истории авиации. Роль русских летчиков, конструкторов, учёных в развитии авиации. | Игры и соревнования с бумажными моделями («Посадка на аэродром», «Петля Нестерова», «Дальность полета», «Дальний перелет»). | |||
АвиасимуляторRealFlightBasic (Реальный полёт) | Знакомство с основами пилотирования радиоуправляемой модели на симуляторе | Отработка навыков пилотирования различных классов моделей на авиасимуляторе | |||
Простейшие авиамодели | Основные части самолёта и модели. Устойчивость полёта, центр тяжести, угол атаки. Материалы для постройки простейших моделей и способы обработки материалов. Инструменты, применяемые для постройки моделей и способы обработки материалов. Основы полета моделей. Возникновение подъемной силы крыла. Основные элементы конструкции самолета и модели. Способы регулировки модели. Назначение и действие рулей | Зарисовка модели. Эскиз | |||
Воздушные змеи | История развития воздушных змеев. Опыты с воздушными змеями, проводившиеся русскими и зарубежными учёными. Практическое использование воздушного змея. Ветер, скорость, направление, сила ветра. Аэродинамические силы, действующие на воздушный змей в полёте. | Зарисовка модели. Эскиз | |||
Модели планеров | Модели планеров. Исторический очерк. Современная техника и достижения планеристов. Развитие дельтапланеризма. Способы запуска планеров. Дальность планирования. Угол планирования. Скорость снижения. Парение планера в восходящих потоках воздуха. Устройство планера. Система управления планером. Спортивные и рекордные планеры. Техника безопасности при работе режущим инструментом. | Зарисовка модели. Эскиз | |||
Модели самолетов | Модели самолётов. Изготовление макетов самолётов. Исторический очерк. Современная техника и достижения авиации. Авиация в истории нашей страны. Основные режимы полёта самолёта. Работа воздушного винта и основы реактивного полёта. Структурный состав конструкции самолёта. Техника безопасности при работе режущим инструментом. | Зарисовка модели. Эскиз | |||
Модели вертолетов |
| Зарисовка модели. Эскиз | |||
II. Прикладной модуль | |||||
Бумажные летающие модели | Инструктаж по технике безопасности. Задачи выполнения учебной модели. Технология изготовления простейших бумажных моделей. | Выполнение учебной модели. Запуск бумажных моделей. Игры с бумажными моделями («Посадка на аэродром», «Петля Нестерова», «Дальность полёта», «Дальний перелёт»). | |||
Воздушные змеи | Виды воздушных змеев: плоские, коробчатые, фигурные. Технология изготовления | Эскиз модели. Выполнение моделей: «плоский змей», «коробчатый змей». Запуск воздушного змея. | |||
Планер | Понятие о планирующих и парящих полётах. Основные виды планеров: учебные, спортивные, транспортные. Порядок и приёмы подгонки и склеивания деталей и узлов. | Изготовление деталей макета планера. Освоение приёмов работы ручным режущим инструментом – ножом, лобзиком, наждачной бумагой. Сбор модели. | |||
Самолет | Приёмы обработки поверхностей сложной конфигурации на древесине ручным инструментом. Правила резания плотной бумаги, жести и пластика ножницами. | Зачистка и шлифования поверхностей деталей наждачной бумагой. Изготовление деталей самолётов. Пользование простым мерительным инструментом. Сбор модели. | |||
Вертолет | Разметка винтов по шаблону. Технология изготовления лопастей и ступицы. Балансировка лопастей. | Изготовление простейших игрушек и моделей вертолётов(«Муха»). Разметка винтов по шаблону. Регулировка и запуск построенных моделей. | |||
III. Диагностический модуль | |||||
Демонстрационные полеты. | Демонстрация полета и разъяснения по регулировке модели. | Демонстрация полета. Запуски и полеты моделей. Показательные выступления. | |||
Выставка моделей авиатехники | Выставка индивидуальных творческих работ. Обсуждение работ | ||||
Соревнования. | Правила и условия проведения соревнований | Соревнования по запуску воздушных змеев. Соревнования по запуску моделей самолетов и вертолетов. | |||
Промежуточная аттестация | Зачет | ||||
Итоговое занятие «Мир авиамоделизма» | Правила игры-соревнований | Мониторинг образовательных результатов. Игра- соревнование | |||
2 год обучения | |||||
№ | Тема занятия | Содержание занятий | |||
Теоретическая часть | Практическая часть | ||||
Вводное занятие | Авиамоделирование – основные этапы развития. Достижения авиамоделистов – технические и спортивные. Задачи и содержание работы в учебном году. Требования к техническому уровню и качеству изготовления моделей. | Игры на сплочение коллектива. | |||
Основы авиационной метеорологии | Воздушная оболочка Земли. Слои воздушной атмосферы. Возникновение воздушных течений. Служба погоды. Восходящие потоки воздуха. Ветер. | Определение силы ветра по шкале Бофорта. | |||
АвиасимуляторRealFlightBasic | Основы пилотирования на симуляторе. | Отработка навыков пилотирования различных классов моделей на авиасимуляторе. | |||
Правила проведения соревнований | Правила проведения соревнований. | Знакомство с различными положениями о проведений соревнований, конкурсов. | |||
Контурная модель из пенопласта | Виды самолётов и их назначение. Схемы расположения несущих плоскостей: моноплан. Биплан, «утка». Элементы конструкции, обеспечивающие прочность модели, возможность регулирования полётного режима. | Работа по схемам расположения несущих плоскостей: моноплан, биплан, «утка». | |||
Свободнолетающие модели самолетов | Технические требования к свободнолетающим моделям самолетов с резиновыми и поршневыми двигателями. Воздушный винт – движитель модели. Геометрические величины, характеризующие воздушный винт; диаметр и шаг винта. Принцип работы лопастей воздушного винта. Силы, действующие на лопасти винта при вращении. | Зарисовка схем | |||
Чертёжный инструмент и основы черчения. | Знакомство с чертежным инструментом: линейка, рейсшина, циркуль, транспортир, лекало и т.д. Основы черчения: точка, линия, пунктир, толщина линии и т.д. | Отработка навыков вычерчивания чертежей и узлов деталей моделей. | |||
Модели планеров класса А-1 | Понятие о парящем полете. Влияние геометрических форм модели на качество полета. Профили для моделей планеров. Технические требования к моделям планеров класса А-1. Автомат, ограничивающий продолжительность полета. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели. Правила запуска моделей планеров | ||||
II. Прикладной модуль | |||||
Контурная модель самолета из пенопласта | Инструктаж по ТБ. Правила запуска. | Изготовление из картона шаблонов фюзеляжа и оперения. Вырезание деталей модели по шаблонам, сборка и склеивание моделей. Балансировка моделей. Регулировочные запуски. | |||
Модель планера метательного тренировочного | Схемы моделей метательных планеров. Профили несущих поверхностей. Особенности старта моделей на тренировочных запусках и соревнованиях. | Зарисовка моделей, схем. Изготовление деталей моделей планера. Сборка планера. Балансировка планера. Маркировка. Пробные запуски моделей планера на планирование. | |||
Свободнолетающие модели самолетов | Выбор моделей для постройки. Чтение схем моделей. Особенности старта моделей на тренировочных запусках и соревнованиях. | Вычерчивание рабочих чертежей моделей. Изготовление моделей. Испытания. Устранение выявленных недостатков. Тренировочные запуски. | |||
Модели планеров класса А-1 | Выбор моделей для постройки. Чтение схем моделей. Особенности старта моделей на тренировочных запусках и соревнованиях. | Вычерчивание рабочего чертежа модели. Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов. Сборка частей модели. Обтяжка поверхностей. Отделка моделей. Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков. Тренировочные запуски построенных моделей. | |||
III. Диагностический модуль | |||||
Демонстрационные полеты. | Демонстрация полета и разъяснения по регулировке модели. | Демонстрация полета.Запуски и полеты моделей. Показательные выступления. | |||
Выставка моделей авиатехники | Выставка индивидуальных творческих работ. Обсуждение работ | ||||
Соревнования. | Правила и условия проведения соревнований | Соревнования по запуску моделей | |||
Промежуточная аттестация | Зачет | ||||
Итоговое занятие «Мир авиамоделизма» | Правила игры-соревнований | Мониторинг образовательных результатов. Игра-соревнование | |||
3 год обучения | |||||
№ | Тема занятия | Содержание занятий | |||
Теоретическая часть | Практическая часть | ||||
I. Познавательный модуль | |||||
Вводное занятие | Обзор по авиамодельному спорту. Разбор технических данных моделей победителей и оригинальных конструкций. Рассказ о видах и классах авиационных моделей, которые предстоит построить в текущем году. | ||||
Единая спортивная классификация | Технические требования к моделям. Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту. Условия присвоения спортивных званий и разрядов. | ||||
Аэродинамика авиационных моделей | Аэродинамика малых скоростей. Сопротивление воздуха. Подъёмная сила. Поляра крыла. Профили несущих поверхностей. Виды полёта. | ||||
Модели юниорских классов А-1, учебно-тренировочные. | Характеристика моделей – влияние на качество полёта. Профили оперения. Шаблоны нервюр, прогрессивные конструкции моделей. Обтяжка и отделка моделей. Регулировка и запуск моделей. | ||||
Двигатели летающих моделей | Классификация модельных двигателей. Резиновый двигатель. Свойства и марки резины. Изготовление, эксплуатация и хранение резиновых двигателей. Двигатели внутреннего сгорания. Принцип работы. Конструкция, эксплуатация и хранение двигателей. Топливные смеси. | ||||
Радиоуправляемые модели | Понятие о радиоуправляемых моделях. Классификация моделей. Классификация двигателей и воздушных винтов. Виды радиоуправлений и рабочие частоты. | ||||
АвиасимуляторRealFlightBasic | Основы пилотирования радиоуправляемой модели на симуляторе. | Отработка навыков пилотирования различных классов моделей на авиасимуляторе. | |||
Проектная работа | Проектная творческая работа: выбор темы, постановка проблемы, целей, задач, план, защита. | Составление плана проекта | |||
II. Прикладной модуль | |||||
Модели юниорских классов А-1, учебно-тренировочные. | Выбор моделей для постройки. Чтение схем моделей. Особенности старта моделей на тренировочных запусках и соревнованиях. | Вычерчивание рабочего чертежа. Заготовка материалов. Изготовление деталей и узлов моделей. Сборка узлов и моделей в целом. Обтяжка и отделка моделей. Регулировка и запуск. Тренировочные запуски. | |||
Радиоуправляемые модели | Выбор моделей для постройки. Чтение схем моделей. Особенности старта моделей на тренировочных запусках и соревнованиях. | Сборка моделей из узлов. Установка двигателей и аппаратуры. Настройка и регулировка. Тренировочные запуски моделей, устранение обнаруженных недостатков. | |||
Тренировочные и демонстрационные полёты радиоуправляемых моделей | Демонстрация полета и разъяснения по регулировке модели. | Регулировка и запуск модели, устранение замеченных недостатков. Тренировочные запуски моделей. | |||
Работа над моделями по индивидуальным планам. Изготовление моделей по свободному выбору | Выбор темы проекта. Выбор модели («плоский змей», «коробчатый змей»). Поисковая деятельность. Оформление учебного проекта. | Выполнение моделей. Презентация проекта. Подготовка представления и защиты проекта. | |||
III. Диагностический модуль | |||||
Демонстрационные полеты. | Демонстрация полета и разъяснения по регулировке модели. | Демонстрация полета. Запуски и полеты моделей. Показательные выступления. | |||
Выставка моделей авиатехники | Выставка индивидуальных творческих работ. Обсуждение работ | ||||
Соревнования. | Правила и условия проведения соревнований | Соревнования по запуску моделей | |||
Итоговая аттестация | Подготовка проекта | Защита проектов | |||
Итоговое занятие «Мир авиамоделизма» | Правила игры-соревнований | Мониторинг образовательных результатов. Игра-соревнование |
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ