РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. В настоящее время в Российской Федерации реализуются приоритетные национальные проекты в таких важнейших областях как: образование, здравоохранение, жилищная сфера, аграрно-промышленный сектор. Одним из самых сложных и спорных направлений стал проект, который посвящен решению комплекса вопросов, связанных со здоровьем нации и сохранением ее генофонда. Согласно данным Всемирного банка уже к 2030 г. численность населения России может упасть до 100 миллионов человек. Такое развитие событий с экономической точки зрения приведет к острому дефициту трудовых ресурсов, снижению уровня спроса, будет препятствовать освоению новых рынков и развитию экономики в целом. Приоритетный национальный проект «Здоровье» стартовал 1 января 2006 г. в целях реализации положений «Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию по совершенствованию медицинской помощи в РФ». Необходимость ускоренного решения проблем здравоохранения в России является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. Повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение демографической ситуации являются одними из наиболее приоритетных направлений в работе правительства Белгородской области. Политика государства в области здравоохранения на Белгородчине воплощается в мероприятиях по укреплению материально-технической базы лечебных учреждений, усилению профилактической направленности здравоохранения, реформированию первичной медико-санитарной помощи по принципу работы врача общей практики, развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи.

Степень изученности выбранной темы: в последнее время данная проблема приобретает особый интерес и является одним из приоритетных направлений при реализации государственной политики. Данная тема не является в полной мере изученной и поэтому нуждается в дальнейшей разработке и реализации мероприятий областных целевых программ. Особое значение придается решению задач, направленных на укрепление семьи, защиту материнства и детства, улучшение медицинского и социального обслуживания населения. Социальный заказ на здоровье нации в Белгородской области был сформирован в рамках «Программы повышения качества жизни населения Белгородской области», неотъемлемой частью которой является «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки».

Проблема исследования обусловлена: необходимостью модернизации системы здравоохранения, ухудшением демографической ситуации и показателей здоровья населения, недофинансированием, устаревшей материально-технической базой, ослаблением медико-санитарного просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.

Объектом работы является: политика государства в области здравоохранения в Белгородской области.

Предметом работы является: реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» (на примере Белгородской области).

Цель курсовой работы - анализ практики и проблем реализации национального проекта «Здоровье» (на примере Белгородской области).

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:

) Изучить приоритетные направления национального проекта «Здоровье» в Белгородской области.

) Проанализировать реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» в Белгородской области.

) Внести предложения по совершенствованию национального проекта «Здоровье» в Белгородской области.

Теоретико-методологической основой исследования выступают положения концепции государственного менеджмента в сфере здравоохранения, в рамках которой рассматривается возможность использования в государственном управлении в области здравоохранения методов, аналогичных методам бизнес-управления, а также принципов регулярного менеджмента, маркетинга, финансового менеджмента, управления персоналом в условиях модернизации системы здравоохранения РФ.

Применение системного подхода позволило автору детально представить схему оказания медицинских услуг и ее структурные компоненты. Институциональный подход позволил выявить механизм взаимодействия государственных учреждений и граждан-потребителей в процессе предоставления услуг. Применение сравнительного анализа позволило сделать выводы о том, что реализация приоритетного национального проекта предполагает не только выполнение важных мероприятий, направленных на повышение доступности, эффективности и качества оказания медицинской помощи населению, но и изменение системы здравоохранения в целом, что имеет место промахи в реализации национального проекта «Здоровье» и перспективы улучшения в виде использования модели оказания медико-социальной помощи населению Белгородской области.

В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования могут составлять сведения, представляющие интерес с точки зрения проводимого курсового исследования, содержащиеся в:

¾ нормативно-правовых актах;

¾ материалах ранее проведенных исследований;

¾ документах текущего делопроизводства, отчетности структурных подразделений и архивных документах Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области - ОГКУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр»;

¾ статистических данных;

¾ справочно-аналитических материалов.


 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫНАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Национальный проект «Здоровье» приоритетные направления в Белгородской области.

Повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение демографической ситуации являются одними из наиболее приоритетных направлений в работе правительства Белгородской области.

Политика государства в области здравоохранения на Белгородчине воплощается в мероприятиях по укреплению материально-технической базы лечебных учреждений, усилению профилактической направленности здравоохранения, реформированию первичной медико-санитарной помощи по принципу работы врача общей практики, развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи.

Особое значение придается решению задач, направленных на укрепление семьи, защиту материнства и детства, улучшение медицинского и социального обслуживания населения.

Социальный заказ на здоровье нации в Белгородской области, неотъемлемой частью которой является «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки». В рамках реализации этой концепции проведена огромная работа по повышению качества и обеспечении доступности медицинской помощи совершенствованию структурной эффективности отрасли. Приоритетный национальный проект «Здоровье», стартовавший в области с января 2006 г., стал катализатором всех направлений этой работы.

Реализация мероприятий областных целевых программ, приоритетного национального проекта «Здоровье» позволила в текущем году добиться уменьшения частоты обострений и осложнений хронических заболеваний на 11 %, снижения временной нетрудоспособности населения на 7 %. В области снизился уровень цереброваскулярных и онкологических заболеваний, смертность от этих болезней сократилась на 8 %. Разработана целевая программа профилактики, диагностики и лечения сердечно сосудистых заболеваний, ведется работа по созданию регионального нейрососудистого и кардиохирургического центров в областной клинической больнице и открытию отделений нейрососудистой патологии в городах Белгород и Старый Оскол.

Также идет разработка программы по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, в рамках которой предполагается осуществление подготовки водителей транспортных средств и сотрудников ГИБДД по оказанию первой медицинской помощи, мероприятий по обеспечении своевременности и повышению эффективности оказания медицинское помощи, модернизации оснащение учреждений, оказывающих первую медицинскую и специализированную помощь пострадавшим.

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в лечебно-профилактические учреждения области в 2006 году поставлена 71 единица санитарного автотранспорта на сумму 32,0 млн. рублей. Для центров общей врачебной практики приобретено 30 санитарных автомобилей.

Продолжается внедрение высокотехнологичных методов лечения в практику работы медицинских учреждений региона. Успешно проводятся высокотехнологичные операции на органах брюшной полости, в колопроктологии, нейрохирургии, кардиохирургии и др.

Ведущим лечебно-профилактическим учреждением области является областная клиническая больница святителя Иоасафа. С 2006 г. на ее базе выполняются практически все виды кардиохирургических операций.

Хирургами была проведена уникальная операция по имплантации электрокардиостимулятора новорожденному ребенку новейшим медицинским оборудованием, а также Центр экстракорпорального оплодотворения, на базе которого в текущем году выполнены десятки операций. За время реализации постановления губернатора области от 29.01.2011 г. №15 «О региональной составляющей родовых сертификатов «За доброе отношение к матери и ребенку»» заполнено около 3,5 тысячи «областных» сертификатов стоимостью 500 рублей каждый. Средства, полученные учреждениями родовспоможения на основании сертификатов, предусмотрено направить на приобретение медицинского оборудования. За счет средств, полученных по родовым сертификатам, для женских консультаций области приобретена аппаратура для ранней диагностики онкологической патологии, гипоксических состояний плода. Материально-техническая база родильных отделений области пополнилась кувезами для выхаживания новорожденных, фетальными мониторами и др. Качественная медицинская помощь в I полугодии 2012 г. во время беременности и родов оказана 9 175 женщинам.

Реализация приоритетного национального проекта позволила значительно улучшить основные показатели деятельности службы родовспоможения: возросла ранняя явка в женскую консультацию, сократился процент гестозов при родах, уменьшились показатели перинатальной и младенческой смертности.

По согласованию с областной Думой и Белгородской и Старооскольской епархией заканчивается подготовка проекта областной программы «Святость семьи - святость материнства», которая обеспечит информационную поддержку единой государственной демографической политики. Кроме того, с целью снижения количества разводов в апреле текущего года между Белгородским областным судом и управлением ЗАГС области подписано соглашение о взаимодействии, в соответствии с которым предусмотрена система работы с семьями, принявшими решение о расторжении брака, с привлечением психологов, наркологов, специалистов служб занятости и социальной защиты населения, священнослужителей.

Национальный проект позволил улучшить показатели деятельности многих учреждений здравоохранения и состояния здоровья населения. Число посещений к врачу в целом по области увеличилось по сравнению с 2009 г. на 4,4 %, из них с профилактической целью на 5,1 %. На 30 процентов увеличилось число лиц, прошедших обучение в школах бронхиальной астмы, сахарного диабета, гипертонической болезни. В 2011 г. дополнительную диспансеризацию прошли более 40 тысяч жителей области.

Укреплению материально-технической базы лечебных учреждений и улучшению качества и доступности медицинской помощи значительно способствовала поставка в рамках проекта «Здоровье» диагностического оборудования. В 2010-2011 гг. в амбулаторно-поликлинические учреждения области поставлено 255 единиц современной медицинской техники, в том числе аппараты УЗИ, электрокардиографы, эндоскопы, рентгенологическое и лабораторное оборудование. Это позволило не только сократить сроки ожидания диагностических исследований, но и повысить их качество. Работа первичного звена обеспечила лучшую выявляемость заболевании, при этом уровень госпитализации уменьшился на 2,9 %, а средняя длительность пребывания больного на койке - на 7,2 %.

Важнейшими мероприятиями проекта «Здоровье» являются профилактика и лечение инфицированных вирусом СПИД и гепатита В, С. Направление средств из федерального бюджета на препараты и диагностические тест-системы оказало существенную поддержку в своевременном лечении ВИЧ-инфицированных больных и обследовании групп риска. В области охвачены диагностикой все декретированные группы населения, проводится лечение нуждающихся пациентов, полностью реализуется программа профилактики вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции. В целях повышения уровня профессиональной квалификации медицинских кадров в рамках проекта «Здоровье» осуществляется последипломное обучение специалистов.

Общим итогом работы по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Белгородской области к настоящему времени стало улучшение отдельных медико-демографических показателей. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, в первом полугодии 2011 г. в области на 18,6 % снизился коэффициент естественной убыли населения и составил 5,7 на 1 000 человек, что является самым низким показателем среди субъектов Центрального федерального округа после г. Москвы.

К основным направлениям приоритетного национального проекта здоровье относятся:

) Развитие первичной медико-санитарной помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:

¾ подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

¾ увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;

¾ укрепление материально-технической базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций;

¾ профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных;

¾ дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок; введение новых программ обследования новорожденных детей;

¾ дополнительная диспансеризация работающего населения;

¾ оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

) Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

¾ увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи; строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

В 2012 г. в нацпроект «Здоровье» были включены новые мероприятия, направленные на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны:

¾ Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, что поможет ежегодно сокращать смертность в результате ДТП, а также снизить инвалидность.

В рамках этого направления запланировано оснащение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом и медицинским оборудованием.

¾ Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями обеспечит снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,3 раза.

В рамках этого направления запланировано создание сосудистых центров малоинвазивной хирургии в учреждениях здравоохранения.

¾ Развитие новых высоких медицинских технологий на базе федеральных медицинских учреждений, а также медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что позволит повысить уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи до 70% потребности.

В 2012 году в национальный проект «Здоровье» были включены дополнительно следующие направления:

¾ Формирование у россиян здорового образа жизни. В рамках данного направления Минздравсоцразвития России предполагает провести масштабную информационную кампанию, направленную как на борьбу с алкоголизмом и табакокурением, так и на формирование здорового образа жизни.

¾ Снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза.

Программой предусмотрено внедрение современных методов диагностики и профилактики туберкулеза, лечения и реабилитации больных.

За время реализации проекта государственную поддержку получили медицинские учреждения, оказывающие наиболее востребованную у населения амбулаторно-поликлиническую помощь.

На увеличение объемов оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи были направлены средства федерального и местного бюджетов.

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» привела к росту рождаемости.

«Важно, чтобы те позитивные сдвиги, которые наметились в здравоохранении за последнее время, стали основой для полноценной модернизации всей отрасли», - отмечает Дмитрий Медведев. Успехи, достигнутые при реализации нацпроекта «Здоровье», «действительно ощутимы».

Консолидированный бюджет национального проекта «Здоровье» составил около 40 млрд руб. на 58 регионов. На модернизацию было выделено 664 млрд. руб., сообщила Татьяна Яковлева.

Выводы: 1) Результаты работы системы здравоохранения Белгородской области - это тенденция улучшения основных медико-демографических показателей и состояния здоровья населения.

) Система здравоохранения претерпела ряд позитивных изменений:

¾ за счет перехода на отраслевую систему оплаты труда;

¾ внедрения оплаты медицинской помощи по принципу «деньги за пациентом»;

¾ развития амбулаторно-поликлинической службы и общей врачебной практики;

¾ внедрения высокотехнологичных методов диагностики и лечения;

¾ развития кадровых ресурсов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: