Символ розы в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»




В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ»

 

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:

Зинина Татьяна Валерьевна,

ученица 6А класса

ЧОУ РО «НЕРПЦ (МП)»

«Саровская православная гимназия»

Руководитель:

Кальманова Екатерина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

 

Саров

Оглавление

1. Вступление………………………………………………………………..  
2. Цели и задачи……………………………………………………………..  
3. Практическая значимость………………………………………………..  
4. Основная часть…………………………………………………………...  
4.1 Понятие символа в словаре литературоведческих терминов……..  
4.2 Символ розы в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»……..  
4.3 Символ розы в сказке С. Лагерлёф «Роза Христа»………………...  
4.4 Символ розы в «Сказке о жабе и розе» В. М. Гаршина……………  
5. Заключение……………………………………………………………….  
Список используемой литературы и Интернет- источников…………….  
Приложение 1………………………………………………………………  

 

Ребёнок сам – с детьми я чаще всех бываю.

Доступней волшебство невинным их сердцам.

И маленький их сад при мне, подобно раю,

Цветёт и сладко льёт душистый фимиам.

Г.Х. Андерсен

Вступление

В нашей гимназии есть специальный предмет «Православный мир русской литературы: традиции, образы, смыслы», в рамках которого мы изучаем произведения, которых нет в школьной программе. Но без них сложно понять, что в основе русской культуры – православные ценности. Так, читая произведение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе», я задумалась о символике этого цветка. Тут же вспомнились и произведения зарубежных классиков, знакомые всем с детства: «Снежная королева» Г.Х. Андерсена,

«Роза Христа» Сельмы Лагерлёф, - в которых образ розы тоже наполнен символическим смыслом.

Сначала я решила воспользоваться «Энциклопедией символов». Вот что мне удалось узнать: «РОЗА —очень сложный цветочный символ. Согласно легенде, эта «королева цветов» росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека. Роза имеет одновременно два противоположных значения: она символизирует время и вечность, жизнь и смерть». В книге Н.Ф. Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях» написано о том, что символизировал этот цветок во все времена у разных народов и в разных религиях.

Вот, что мне удалось узнать. Роза издавна считалась царицей цветов. Её любили, ей поклонялись, её воспевали с незапамятных времён. О ней было создано столько сказаний, она играла такую выдающуюся роль в истории человечества, что об этом можно написать целые тома.

По словам одного восточного поэта, роза была подарком самого Аллаха. К нему явились однажды все дети Флоры с просьбой назначить им иного правителя вместо сонливого Лотоса. Тогда Аллах, благосклонно выслушав их, внял их просьбе и сделал правительницей белую девственную розу с охраняющими её острыми шипами.

Персидское предание гласит: когда соловей увидел эту чудную новую царицу цветов, то был так пленен её красотою, что в восторге прижал её к своей груди, но её шипы впились ему в сердце, и алая кровь оросила собой нежные лепестки цветка. Вот почему многие наружные лепестки розы до сих пор сохраняют свой розоватый оттенок.

От персов любовь и благоговение к розе перешли к туркам, или, лучше сказать, к магометанам, которые, согласно Корану, верили, что белая роза выросла из капель пота Магомета. Поэтому они приписывают ей очистительную силу.

Знали ли древние евреи розу, является вопросом спорным, так как некоторые учёные находят, что встречающееся в Библии слово «шошам», переведённое Лютером как «роза», обозначает не розу, а красную лилию. Но по Талмуду красная роза выросла из крови Авеля. И потому должна служить украшением каждой еврейской невесты в день её свадьбы. Скорее всего, евреи познакомились с розой не ранее седьмого столетия до РХ, т.к. её изображения не встречаются ни на одном из папирусов.

Греки считали розу даром богов, и знаменитая поэтесса Сафо дала ей название царицы цветов. Появление этого прелестнейшего из цветов поэты облекли в целый ряд чудесных сказаний.

Римляне, отправляясь на войну, снимали шлемы и надевали венок из роз, чтобы вселить в себя мужество, да и вообще в это время она служила эмблемой храбрости, неким орденом за выдающееся геройство.

Во времена падения Рима роза стала символом порока и расточительства. Она превратилась в цветок забавы, которым злоупотребляли как украшением. Знатные римляне прогуливались по городу в носилках, подушки и матрацы которых были набиты розовыми лепестками. Такое отношение римлян к розе не могло не внушить отвращения к ней первых христиан, и они сначала смотрели на неё, как на цветок гибели и разврата. Климент Александрийский считал даже за грех увенчивать свою главу подобным венком.

Но со временем роза стала приобретать расположение христиан, они даже объявили её райским цветком и посвятили Богородице. Тогда с розой начало соединяться множество священных и исторических сказаний.

Вследствие этого древнегерманские живописцы любили изображать Божью Матерь с младенцем, окруженных тремя венками из роз, причём венок из белых роз обозначает её радость, из красных- её страдания, из жёлтых- её славу.

Белые розы в это время также назывались розами Магдалины, и про них говорили, будто они потеряли свой цвет от пролитых на них слёз раскаяния святой.

Кроме того, роза является в католической церкви иногда защитницей добрых дел. Так, в одной легенде про святителя Николая повествуется, что однажды он нес взятый в монастыре хлеб, чтобы накормить бедствующих, и был остановлен одним настоятелем, тогда хлеб этот превратился в розы в знак того, что это дело было угодно самому Богу.

А каким смыслом наполнен этот образ в вышеназванных произведениях?

Гипотеза: Может быть, роза в сказках Андерсена, Лагерлёф и Гаршина тоже имеет христианскую символику?

 

 


Цели и задачи

Таким образом, цель данной работы – понять, что символизирует роза в произведениях Г.Х. Андерсена «Снежная королева», Сельмы Лагерлёф «Роза Христа», В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

• дать определение понятию «символ»;

• исследовать основные эпизоды сказок и выяснить, как символ розы помогает понять смысл произведений, поступки героев;

• освоить нравственные ценности для духовного личностного становления и развития.

Используемые методы – метод сравнительного анализа, описательный метод, метод контекстуального анализа.

 

 

Практическая значимость

Результаты научно-исследовательской работы принесут пользу не только мне, но и другим ученикам, учителям, так как исследование стало дополнительным информационным материалом, который можно использовать на уроках литературы, на занятиях кружков и факультативов, классных и информационных часов. Данная работа может служить подспорьем для написания новых рефератов, докладов, сообщений, посвященных творчеству Андерсена, Лагерлёф и Гаршина.

Основная часть

4.1 Понятие символа в словаре литературоведческих терминов

- (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры и аллегории, С. имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью. С. известен с древнейших времен (древние мифологические образы-С. у разных народов, архетипы, христианские С., например, Ад, Чистилище и Рай и т. п.). С. не рассчитан на постижение разумом или сознанием, а стремится вызвать ассоциации, эмоционально воздействовать на воспринимающего (читающего, слушающего, смотрящего и т. п.), "внушить" определенное впечатление, настроение, состояние и тем самым заставить увидеть в предмете или явлении их глубинную, скрытую сущность. Художественная задача С. - влияя на чувства, воображение, эмоции, пробудить готовность воспринять идеальные (нематериальные) понятия, а не объяснить их логически; дать некий намёк, указание на существование у изображаемого сокровенного смысла и стать "проводником" к нему (Вяч. Иванов). "Категория С. указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного" (С.С. Аверинцев).

 

Символ розы в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

Впервые мы узнаём о розах, когда знакомимся с главными героями сказки - Каем и Гердой. Они были бедны. Всё их богатство - «садик» побольше цветочного горшка. Они не были в родстве, но любили друг друга, как брат и сестра, любили ходить друг к другу в гости и сидеть на скамеечке под розами. Розы, так же как и дети, «тянулись» друг к другу, розовые кусты «заглядывали в окна и сплетались ветвями». Однажды «девочка выучила псалом, в котором говорилось о розах. Девочка пела его мальчику, и он подпевал ей:

Розы цветут… Красота, красота!

Скоро узрим мы младенца Христа.

Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним, им чудилось, что с него глядел на них сам младенец Христос». Дети поют псалмы, на них глядит Христос!

Образ розы символичен. Она выступает как символ братской любви (объединяет детей). Их любовь не омрачается корыстью, завистью. Детям казалось, что цветы должны были цвести вечно.

Но приходит зима и прерывает естественное течение жизни и любви. Осколки дьявольского зеркала, попавшие в глаз и сердце мальчика, исказили его видение мира, ожесточили сердце. Он уже не видит красоты роз и так же, как вырывает из цветочного горшка цветы, вырывает из своего сердца любовь к Герде. Теперь его воображением завладели снежинки. Не случайно автор сравнивает их с роскошными цветами или десятиугольными звездами. Живые недолговечные, несовершенные («изъеденные червями, кривые») розы противопоставляются мертвым, вечным, идеальным снежинкам. Кай, выбирает холодную точность и неизменность, пренебрегая теплом и добротой цветов, однако Герда не бросает его, когда тот пропал в царстве Снежной королевы. Девочка верит, что её друг жив, и отправляется в опасное путешествие на поиски Кая.

Далее говорится о первом испытании для Герды – она попадает в «цветник женщины, умевшей колдовать». Девочка долго была бы в плену у колдуньи, если бы не розы, которые она увидела на соломенной шляпе старушки. «Тогда девочка опустилась на землю и заплакала. Теплые слезы упали как раз на то место, где стоял прежде один из розовых кустов, и как только они смочили землю – куст мгновенно вырос из нее, такой же свежий, цветущий как прежде», - пишет Андерсен. Господь помогает героине: она «вспомнила о тех чудных розах, что цвели у нее дома, а вместе с тем и о Кае».

Герда проходит все испытания, побывав во дворце принца и принцессы и в логове разбойников, своей кротостью и любовью покорив сердца людей и животных. Её последний подвиг, когда она босая, без рукавиц на трескучем морозе идёт в царство Снежной королевы, а по сути спускается в ад, напоминает нам о страданиях Христа, несущего свой крест на Голгофу во имя спасения человечества. Христианский мотив самопожертвования лег в основу спасения Кая. Через путь страдания и самопожертвования происходит очищение и спасение души человеческой. Герда жертвует собой во спасение своего названого брата Кая.

Приближаясь к чертогам Снежной королевы, Герда увидела передовые отряды королевского войска. Вот как об этом пишет автор: «Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие – стоголовых змей, третьи – толстых медвежат с взъерошенной шерстью». И тогда Герда обращается за помощью к Богу, она начинает читать молитву «Отче наш». Из тумана стали выделяться «маленькие, светлые ангелочки, которые ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках…Герда могла теперь смело идти вперед; ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы».

Во дворце Снежной королевы Герда вновь прибегает к молитве: «Входя в огромные ворота, … она прочла вечернюю молитву, и ветры улеглись, точно заснули». Слезы Герды растопили сердце Кая, он взглянул на нее, и она запела:

 

Розы цветут… Красота, красота!

Скоро узрим мы младенца Христа!

Кай залился слезами, молитва и раскаяние очищают душу мальчика. «Герда поцеловала Кая в обе щеки, и они опять зацвели розами…». Интересно, что поцелуй Снежной королевы, как поцелуй смерти, пронизывает мальчика холодом и заставляет забыть о Герде, и бабушке, и всех домашних. А поцелуй Герды возрождает к жизни – на щеках Кая расцветают розы.

Страдания, перенесенные Гердой, ее христианское самопожертвование во имя другого человека спасают Кая от вечного холода и льда. А слово «вечность», которое никак не мог сложить Кай, используя только силу разума, сложилось само - настолько велика была любовь и радость Герды, когда она нашла своего брата. Любовь и сострадание – вечные ценности, которые, конечно, связаны с верой в Христа.

Кай и Герда возвратились в родной город, в свой потерянный «рай», поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где все было по-старому: цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко, бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!». Розы в конце сказки символизируют чистоту, любовь, воскрешение, возрождение: вернулось лето, вернулись дети, уже повзрослевшие, но сохранившие чистоту детских сердец.

Не случайно Кай и Герда слышат строки из Евангелия, прочитанные бабушкой: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!» И тогда они вновь взглянули друг на друга и поняли наконец смысл старого псалма:

Розы цветут… Красота, красота!

Скоро узрим мы младенца Христа!

Быть кроткими, честными, жить не во благо себе, а во благо близких, быть чистыми в своих помыслах, жить с Богом сердце – вот смысл земной жизни.

 

Таким образом, роза в сказке Андерсена символизирует следующее:

1. Роза – символ братской любви (объединяет детей).

2. Роза – символ чистоты, напоминает самого Христа.

3. Роза – символ страданий ради ближних, отблеск смертных мук Христа

(Герда босая обошла полсвета, не осуждала своих обидчиков, своими страданиями вернула Кая из плена вечности, т.е. победила страданием смерть).

4. Роза – символ возрождения, воскрешения, лета после зимы, жизни после смерти (розовые кусты расцветают – приветствуют возвращение Кая и Герды домой и возвращение их любви).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: