Символ розы в сказке Сельмы Лагерлёф «Роза Христа»




Смысл сказки С. Лагерлёф «Роза Христа» тоже становится понятен благодаря символическому образу розы. История начинается с описания разбойника, который находился вне закона, и поэтому вынужден был вместе с семьёй жить высоко в горах в Генигерском лесу. Он вынужден был добывать пропитание для своей семьи грабежом или принимать подаяние от благочестивых селян. Автор не даёт имени своему герою, отсылая читателей к библейскому образу благочестивого разбойника, который покаялся и, получив прощение, вторым вслед за Христом вошёл в Царствие Небесное.

Сначала писательница «не открывает» читателям лиц героев. Глаза жены разбойника закрывают «косматые спутанные» волосы. Мордашки её сыновей были чумазые, а волосы «такие же грязные и спутанные, как у матери». В то же время каждый из ребятишек, несмотря на возраст, знает, что такое труд и несёт на спине мешок «разве что чуть поменьше, чем он сам». Мальчишки отличаются послушанием, к матери обращаются ласково «матушка». Всё это замечает лишь аббат Иоанн, прославившийся своей добротой и святой жизнью. Он отмечает, что эти оторванные от общества люди умеют ценить красоту, радоваться ей. Гуляя по саду аббата Иоанна, жена разбойника рассматривает цветы, как давних знакомых, и улыбается розам. Но этот рукотворный сад, по словам нищенки, не сравнится по красоте с небесным садом, который расцветает каждый год в рождественскую ночь в Генигерском лесу. И только почувствовав доброту аббата, жена разбойника соглашается показать ему это чудо.

Аббат Иоанн, действительно, отличается от всех героев сказки. Его имя в переводе с древнееврейского означает «дар Бога». От аббата исходил тихий свет. Его волосы «блестели, как нити серебра», взгляд был глубоким и проницательным, шаг – тихим. Он полагал, что «все драгоценности и сокровища мира тленны и преходящи, кроме цветов, которые одаряют людей божественной красотой каждую весну». Это объединяет его с жителями Генигерского леса. Аббат вначале не доверяет рассказу нищенки, но слова младшего из её детей заставляют его усомниться в своём неверии, ведь «устами младенца глаголит истина». Иоанн просит архиепископа простить разбойника и его семью и дать вольную грамоту, но тот не верит в исправление «безбожника». Аббат же с волнением говорит епископу, что, если Господь являл им своё величие, то неужели они не смогут оценить доброту людей? Иоанн верит: душа самого большого грешника может преобразиться и пройти путь от зла к добру, от бессмысленности существования к Истине. Надо только поверить в это всем сердцем!

Антиподом Аббата Иоанна в сказке является послушник Марсалий. В переводе с латинского его имя означает «воинственный». И, действительно, вначале сказки послушник ведёт себя именно так. Он пытается прогнать нищенку и её детей из монастырского сада, не верит словам женщины о Небесном саде, считая семью разбойника не лучше зверей. Он так же, как и архиепископ, отказывает им в милости и прощении. В отличие от Иоанна, Марсалий не обладает духовным зрением, поэтому не способен поверить в чудо. Его неверие становится причиной исчезновения Небесного сада и смерти аббата.

В эпизоде появления чудесного Небесного сада перед читателем открывается истинная сущность каждого героя. Разбойник и его семья ведут себя подобно первым людям – Адаму и Еве: они наслаждаются дарами Божьего сада, не боятся животных, обращаются к ним, и те их понимают. Если в пещере глаза разбойника по-звериному вспыхнули красным огнём и он готов был убить непрошенных гостей, то в райском саду он не посмел обидеть даже медведя. Лицо жены разбойника показалось аббату измождённым, но удивительно красивым. Голубые глаза детишек сияли, а светлые волосы блестели как шёлк. Аббат увидел семью разбойника в истинном свете. А сам думал о своём обещании добиться вольной грамоты для этих отверженных обществом людей. И если Иоанн благодарил Бога за радость услышать райское пение в рождественскую ночь, то Марсалий усомнился в милости Божией к этим разбойникам и считал всё происходящее только дьявольским наваждением.

Аббат выполнил своё обещание: из тонкого белого корешка, зажатого в руке мёртвого священника, в рождественскую ночь появился «дивный сияющий цветок», который Марсалий послал архиепископу, чтобы тот простил разбойника и разрешил ему жить среди людей.

Удивительно описание рождественского цветка. Он распустился под звон колоколов, «узорные листья сверкали, как чистое серебро», и светились, будто в сердцевине розы горела свеча. Не случайно писательница подбирает такие сравнения для описания красоты чудесной розы. Вспомним, как преобразились лица жены разбойника и её детишек, когда они очутились в Небесном саду, как светилось кротостью и добротой лицо аббата.

Поступок отца Иоанна изменил не только жизнь разбойника, но и жизнь Марсалия. Первый стал жить честно, работать, второй – поселился в пещере Генигерского леса и стал молить Бога, чтобы тот простил ему неверие и гордыню. Но самое главное, что чудесная рождественская роза объединила всех жителей, которые стали собираться со всей округи, чтобы взглянуть на небесный цветок и воздать хвалу Богу. Этот цветок, пишет Лагерлёф, назвали Розой Христа. Почему? Мне кажется потому, что расцветал от в рождественскую ночь и стал символом христианской любви, надежды и всепрощения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.Роза – цветок из райского сада. (Райский сад открывается не уважаемым жителям города, не богобоязненным монахам, а самым убогим и несчастным – семье разбойника).

2.Роза – символ надежды. (Аббат хочет помочь несчастным детям и жене разбойника, в доказательство милости Бога к семье разбойника он должен принести розу из чудесного сада).

3.Роза – символ христианского всепрощения. (Благодаря розе, спасенной аббатом из Небесного сада, епископ перестает преследовать разбойника, жители принимают разбойника и его семью, наконец, разбойник сам меняется и дает обещание начать праведную жизнь. Так разбойник из Генигерского леса смог стать евангельским благоразумным разбойником).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: