Тема лекции: Современные компоновки легковых и грузовых автомобилей




Цель учебного занятия: изучить порядок размещения на автомобиле его отдельных механизмов и систем (компоновка шасси), а также частей кузова, различающихся по назначению.

Компоновочная схема автомобиля должна прежде всего отвечать условиям эксплуатации, назначению и стоимости автомобиля, а также характеру его производства. Основными целями компоновки, общими для автомобилей всех типов, является обеспечение:

  • 1) такого распределения полной массы автомобиля по осям, при котором будет осуществляться надежное сцепление ведущих колес с поверхностью дороги;
  • 2) минимальных размеров и массы автомобиля при заданной его грузоподъемности;
  • 3) удобного и безопасного размещения людей и груза, доступности механизмов для их обслуживания и ремонта.

Компоновка шасси грузовых автомобилей общего назначения всех типов одинакова. У этих автомобилей сцепление и коробка передач объединены с двигателем в единый силовой агрегат, размещенный в передней части. Главная передача, дифференциал, полуоси и ведущие колеса представляют собой другую сборочную единицу — ведущий мост, расположенный в задней части автомобиля. Целесообразность такой компоновки объясняется в основном следующим. При переднем расположении силового агрегата повышается удобство управления им и упрощается охлаждение двигателя. Использование задних колес в качестве ведущих обусловлено их лучшим сцеплением с дорогой, так как на задние колеса нагрузка всегда больше.

Для автобусов с целью повышения вместимости, комфортабельности и безопасности используют особую вагонную схему компоновки. Внутренняя планировка автобуса: число и расположение дверей, сидений; наличие, размеры и расположение багажного отделения, — могут быть различными в зависимости от назначения автобуса. Ведущими всегда являются задние колеса (у сочлененного автобуса задние колеса передней секции). Двигатель может быть расположен спереди, сзади, а также в средней части (внутри базы) под полом кузова.

Под компоновочной схемой автомобиля понимают относительное расположение агрегатов шасси и кузова (см. рис. 4.1). Компоновочная схема влияет на размеры автомобиля, его массу, распределение массы по осям, комфорт пассажиров, устойчивость движения автомобиля под действием боковых сил и ветра, характер обслуживания.

Компоновочные схемы определяются прежде всего расположением двигателя и ведущих колес. В настоящее время для легкового автомобиля приняты следующие три основные компоновочные схемы:

  • 1) двигатель расположен впереди, ведущими колесами являются задние (классическая схема);
  • 2) двигатель расположен сзади, ведущими колесами являются задние (заднеприводная схема с задним расположением двигателя);
  • 3) двигатель расположен впереди, ведущими колесами являются передние (переднеприводная схема с передним расположением двигателя).

Две последние схемы имеют следующие разновидности:

  • • двигатель расположен сзади, но его ось перпендикулярна продольной оси автомобиля; ведущие колеса задние;
  • • двигатель расположен впереди, но его ось перпендикулярна продольной оси автомобиля; ведущие колеса передние.

Кроме того, возможны еще пять аналогичных схем с расположением двигателя внутри и вне базы. Таким образом, всего восемь конструктивных схем. Каждая схема имеет свои преимущества и недостатки.

На рис. 4.1 показаны схемы компоновки кузова с различными вариантами расположения двигателя.

Рис. 4.1. Схемы компоновки кузова легкового автомобиля: I — при расположении двигателя впереди — ведущие колеса задние; б — ведущие колеса передние; в — над осью, ведущие колеса передние; г — за осью, ведущие колеса передние;

д — над осью, привод на все колеса); // — при расположении двигателя сзади — ведущие колеса задние; б — над осью, ведущие колеса задние; в — перед осью, ведущие колеса задние) тора (в случае водяного охлаждения), которые применяют на выпускаемых в настоящее время автомобилях.

Легковой автомобиль состоит из трех основных элементов — двигателя, шасси и кузова. Шасси состоит из силовой передачи, ходовой части и органов управления, а кузов — из пассажирского помещения, багажника и моторного отделения.

Пассажирское помещение изменяется по длине в зависимости от числа рядов сидений, ширины сидений и числа пассажиров, размещаемых на одном сиденье. Размеры багажника с течением времени сильно меняются. Чем больше багажник, встроенный в кузов, тем автомобиль удобнее, но его длина становится больше.

Величина моторного отделения зависит от размеров двигателя и его оборудования, а также от требований, связанных с удобством обслуживания и ремонта автомобиля.

 

Рекомендуемое видео к просмотру

https://zen.yandex.ru/media/id/607066611df46673f582539e/obscee-ustroistvo-legkovogo-avtomobilia-v-3d-kak-rabotaet-avtomobil-60706a8f6594337d81c1a40c



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: