О ЗНАЧЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ




ПРИЕМЫРАБОТЫС ГЕОГРАФИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ

Средства обучения: Атл. 8 кл

Если муха ползает по глобусу - это вовсе не означает, что она искушена в географии.

Б. Андреев

ЗАДАНИЕ 1. ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ, НАХОДЯ ПО КАРТЕ РФ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

!!!! Все географические объекты находить по карте

Общая характеристика рельефа России

Рельеф — это все неровности земной поверхности, формирующийся благодаря взаимодействию внутренних и внешних сил Земли.

Рельеф России: 2/3 территории занимают различные по форме поверхности и высоте равнины, а 1/3 горы. Разнообразие объясняется большими размерами территории и сложной геологической историей. Крупнейшие равнины: Восточно-Европейская (Русская), Среднесибирское плоскогорье. Расположены на древних платформах и имеют двух ярусное строение. Западно-Сибирская равнина расположена на Западно-Сибирской плите, половина её территории имеет высоты менее 100 метров, по краям её высота достигает 150 — 200 м.

Разделяют Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнину, невысокие Уральские горы (самая высокая вершина этих гор — гора Народная 1895 м).

К югу от Русской равнины — Кавказские горы. Здесь находится самая высокая точка страны – гора Эльбрус (5642 м).

В верховьях рек Оби и Енисеяхребты Алтая (г. Белуха — 4506 м) и Саян. С востока к Саянам примыкают хребты Прибайкалья и Забайкалья, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Северо-Байкальское, Становое, патомское и Алданское нагорья.

Самые крупные межгорные котловины — Кузнецкая, Минусинская, Тувинская и Байкальская. Тектонические движения продолжаются и сегодня.

К востоку от Лены — горные системы Северо-восточной Сибири — хребты Верхоянский и Черского (г. Победа 3147 м). Вдоль Тихоокеанского побережья — средневысотные хребты Сихотэ-Алинь, Бурейнский, Джугджур. Данная территория сформировалась в мезозойскую эру.

Самыми молодыми структурами на территории России являются высокие горные хребты с вулканическими вершинами Камчатки и Курильских островов, а также расположенные к югу от Русской равнины самые высокие и молодые горы России — Кавказские.

ЗАДАНИЕ 2. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ВЫДЕЛИТЕ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ КАЖДОГО АБЗАЦА, СОСТАВЬТЕ ПРОСТОЙ ПЛАН ТЕКСТА

Олег Сычев

Хотите стать географом? Станьте им!

…Если вы в душе романтик, хотите много путешествовать, познавать Природу во всех ее проявлениях, созерцать и наслаждаться красотой земных ландшафтов, воспитывать в себе стойкость духа и физически себя закалять, то вам прямая дорога на географический ф-т классического университета или педагогического вуза.

Среди профессиональных географов были и есть известные генералы, адмиралы, мореплаватели-путешественники, государственные деятели, дипломаты и даже главы государств, писатели и актеры. Высшее географическое образование получили несколько звезд мировой и российской величины: музыканты, продюссеры, композиторы, прозаики и поэты, телеведущие, журналисты, редактора СМИ.

Вот далеко не полный список известных личностей современности (последняя четверть 20, начало 21 века), учившихся на профессионального географа и (или) защитивших научную степень по географии: Артур Чилингаров (вице-спикер Госдумы РФ 3 и 4 созывов, полярник с мировым именем); Николай Дроздов (ведущий телепрограммы “В мире животных”, эколог с мировым именем); Игорь Шабдурасулов (в 90-е гг. был гендиректором 2-ого центрального телеканала РФ и замруководителя Администрации Президента РФ); Сергей Благоволин (в 90-е гг. был гендиректором 1-ого центрального телеканала РФ); Александр Беляев (“главный телесиноптик” на телевидении РФ (НТВ)); Иван Затевахин (теле- и радиоведущий программ о животных); Федор Конюхов (мореплаватель и путешественник-одиночка с мировым именем); Светлана Миронюк (гендиректор РИА “Новости”); Вадим Глускер (собственный корреспондент НТВ во Франции); Игорь Тросников (замглавного редактора газеты “Коммерсантъ”); Дмитрий Орешкин (директор аналитического агентства “Меркатор”-главного поставщика цифровых карт для российского телевидения и Центризбиркома РФ, известный в России политолог); Сергей Храмов (основатель первого независимого профсоюза России-СОЦПРОФ); Александр Кондаков (гендиректор самого большого в России издательства учебной литературы “Просвещение”, бывший замминистра образования РФ); Андрей Карпенко (режиссер и продюссер телесериала “Криминальная Россия”); Николай Герасимов (министр промышленности республики Коми); Олег Румянцев (один из основателей возрожденной социал-демократической партии России, в 1993 г. автор альтернативной шахраевской конституции РФ); Андрей Лошаков (вице-губернатор Тверской области); Алексей Иващенко (соавтор мюзикла “Норд-Ост”, известный в России бард, актер, дублер голосов многих голливудских киноперсонажей); Георгий Васильев (соавтор и продюссер мюзикла “Норд-Ост”, бард); Роман Вильфанд-гендиректор Росгидрометцентра; Татьяна Регент (в 90-е гг. директор федеральной миграционной службы РФ); Борис Соколов (известный в России писатель, специализирующийся на военно-политической тематике); Юрий Лоза (музыкант, композитор (помните шлягер “На маленьком плоту”)). Из зарубежных звезд можно отметить: Жак-Ив Кусто (изобретатель акваланга, океанограф с мировым именем); Тур Хейердал (путешественник и этнограф с мировым именем (“Кон-Тики”, “Ра”); Аугусто Пиночет (военный диктатор Чили в 1973-1990 гг., автор монументального труда по физической географии Южной Америки); Пол Пот (лидер Красных кхмеров, диктатор Кампучии в 70-80-х гг. 20 в.); наследный английский принц Гарри-сын принцессы Дианы и принца Чарлза.

…География-единственная из всех наук, объектом изучения которой является вся наша планета, а в последнее время и другие тела солнечной системы (космическая географическая планетология) и наука, в наибольшей степени связанная с природой.

По своей сути география-наука синтетическая, находящаяся на стыке естественных и гуманитарных наук.

География-наука и старая и молодая. География, как фундаментальная наука, зародилась еще во времена античности более 2500 лет назад (Эратосфен). Но как один из педагогических общеобразовательных и университетских предметов география появилась 150-200 лет назад. Так большинство географических кафедр возникло в 60-80-х гг. 19 века, в России в 1884 г (Д. Н. Анучин).

Первым в нашем отечестве самостоятельным географическим ф-том стал географический ф-т МГУ им. Ломоносова, открытый в 1938 г.

Существует множество определений что такое “география”, но квинтэссенцией всех этих определений является то, что география изучает природу, человеческое общество и хозяйство в пространственном аспекте (т. н. хорологический подход) и их взаимосочетания в виде географических систем/комплексов (системно-структурный подход). При этом профессиональный географ должен находить ответы на такие вопросы, как: ЧТО, ГДЕ, СКОЛЬКО, КАК, ПОЧЕМУ, что дальше может произойти с этим объектом (ЧТО БУДЕТ и ГДЕ).

Современная география-наука уже далеко не описательная и даже не просто объяснительная, раскрывающая механизмы природы, населения и хозяйства какой-то территории, а наука объяснительно-прогностическая (футуристическая) и конструктивная, направленная на решение конкретных практических проблем. Поэтому географ, помимо своего предмета, должен знать основы всех фундаментальных наук (“От геологии до идеологии” (Н. Н. Баранский-классик отечественной географии)) и владеть широким спектром средств и методов в достижении поставленной цели (как сказал один известный географ: “Выпускник геофака должен уметь обращаться как с лопатой (полевые практики и экспедиции (мое прим.)) так и с компьютером”). Можно сказать, что человек, получивший качественное университетское географическое образование, является энциклопедистом (помимо географии, знает основы практически всех фундаментальных наук). Недаром руководителем издательства “Большая Российская энциклопедия” решением Правительства РФ был назначен доктор географических наук, профессор МГУ им. Ломоносова А. П. Горкин.

…Как наука география делится на физическую (изучение собственно природы) и общественную (изучение населения и хозяйства: социальная и экономическая география). К географии относят и такую в большинстве своем техническую дисциплину, как картография, потому как любое географическое исследование “картой начинается и картой же заканчивается”, “Карта-альфа и омега географии”, “Карта-второй язык географии” (Н. Н. Баранский). Но в последнее время по мнению некоторых видных ученых, как географов так и не географов, отнесение картографии к разряду географических дисциплин представляется довольно спорным моментом. Но тем не менее почти на каждом географическом ф-те классических университетов России есть и кафедра картографии.

ЗАДАНИЕ 3. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, СОСТАВЬТЕ СЛОЖНЫЙ ПЛАН ТЕКСТА

О ЗНАЧЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

автор неизвестен

Объект изучения географии — земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением — еще более сложен и главное — разнороден: здесь происходят процессы физические (например, круговорот воды в природе), химические (миграция различных элементов в земной коре), биологические (развитие растительных сообществ), экономические (функционирование народного хозяйства), демографические (воспроизводство населения), социальные (взаимодействие различных социальных групп и другие), политические (борьба за власть между различными партиями и движениями), социально-психологические (формирование общественного мнения, различного отношения людей к происходящим в обществе процессам) и многие другие (в том числе и те, которые мы пока не знаем).

На любом участке территории — в каждом селе, городе, районе — все эти процессы переплетаются, взаимодействуют (часто самым неожиданным образом) и в совокупности создают свою неповторимую картину «жизни территории» — точнее, жизни общества в конкретных условиях данной территории.

Задача географии — выявить специфику взаимодействия всех этих разнородных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места — то есть решить вначале задачу описания территории (и частично — объяснения происходящих на ней процессов).

Гораздо сложнее задача географического прогноза: какое будущее (или какие варианты будущего) возможно для этой территории. Часто приходится ограничиваться выявлением ограничений для развития: например, в таком-то районе нельзя строить предприятия даже с небольшими выбросами вредных веществ, поскольку их рассеивание в атмосфере происходит крайне замедленно; или же: не стоит создавать здесь зону рекреации (от латинского «recreatio» — буквально «восстановление» сил и здоровья человека), поскольку она далека от места жительства потенциальных отдыхающих.

Еще более сложна задача управления географическими объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или — заселить опустевшие сельские территории? Общество (в том числе и российское) очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснялось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов (правда, еще плохо изученные), и внешними усилиями далеко не всегда можно что-либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому). О некоторых таких закономерностях будет рассказано в этой книге.

Итак, география в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы — то есть выполнять прикладные задачи. Но есть и задачи другого рода — связанные с формированием у всех членов общества, у всего населения — «образа страны».

География России

Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм — любовь к своему Отечеству.

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю» — эти слова географ Юрий Константинович Ефремов использовал как эпиграф к своей прекрасной книге «Природа моей страны».

Знание географии имеет особое значение для России — страны, история которой неотделима от ее географии. По словам историка Василия Ключевского, «история России — это история страны, которая колонизируется ». Еще одну сторону значения географии в России хорошо показал Пушкин в своей пьесе «Борис Годунов». В ней есть сцена, в которой царь Борис заходит к своему сыну Федору и застает его рисующим географическую карту:

Царь: А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Федор: Чертеж земли московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса,

А вот Сибирь.

Царь: А это что такое

Узором здесь виется?

Федор: Это Волга.

Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни —

Когда-нибудь, и скоро, может быть,

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге,

Все под руку достанутся твою.

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.

Пушкин устами царя Бориса здесь очень точно выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозреть все царство вдруг» (то есть — одновременно), чтобы лучше понять его.

Михаил Васильевич Ломоносов (который, кроме всего прочего, руководил Географическим департаментом Российской Академии наук) похоже сказал о географии, что она «всея вселенная обширность единому взгляду повергает».

География России традиционно обслуживала нужды российского государства, которое, начиная по крайней мере с XIV века, непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. В конце XIX — начале XX века некоторые географы даже критиковали Русское географическое общество за то, что оно увлекалось изучением зарубежных территорий (в ущерб изучению собственно России — прежде всего тех, на которые Россия могла «иметь виды», если не с целью присоединения, то для усиления своего влияния в них). Сейчас, когда шестивековая эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: