Подведение итогов работы кружка.




Программа

Дополнительного образования детей

«Сольное пение»


Возрастная категория: 8 -17лет

Программа рассчитана на 4 года

Составитель:

п.д.о., 1 кв. категория

Малькович Ю.Г.


Утверждена на методсовете

Протокол №


Брянск 2008

Содержание


1. Пояснительная записка..................................1

2. Цель и задачи программы................................4

3. Учебно - тематическое планирование................5

4. Тематический план 1-го года обучения...............6

5. Содержание изучаемого курса.........................7

6. Тематический план 2-го года обучения..............8

7. Содержание изучаемого курса..........................9

8. Тематический план 3-го года обучения..............10

9. Содержание изучаемого курса.......................... 11

10. Тематический план 4- го года обучения..............12

11. Содержание изучаемого курса..........................13

12. Механизм реализации программы..................... 15

13. Работа с родителями......................................18

14 Заключение.................................................19

15. Примерный репертуар....................................20

16. Список литературы.......................................21


Пояснительная записка.

Музыка - один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Пение - это исполнение музыки голосом и одна из форм эстетического воспитания.

В кружке «Сольное пение » могут заниматься дети всех возрастов при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься сольным и вокальным пением.

При зачислении в кружок ребёнок исполняет песню, которую хорошо знает. Полезно прослушать её в разных тональностях, что позволит выявить у поющего характер и качество голоса, диапазон, точность интонации.

Музыкальные данные учащихся фиксируются в «Таблице роста» ребёнка и на их основе составляется в дальнейшем индивидуальная работа каждого обучающегося.

Занятие в кружке «Сольное пение» проводится 2 -3 раза в неделю. Если состав кружка неоднороден по возрасту и уровню развития голоса, целесообразно заниматься отдельно с каждым ребёнком.

Весь педагогический процесс должен быть проникнут не только целями вокального и музыкального развития детей, но и общим воспитательным задачам Центра Детского туризма педагогу дополнительного образования необходимо следить за успеваемостью учащихся в школе, поддерживать тесную связь с родителями и классными руководителями.

Большое значение в работе педагога имеют беседы, направленные на расширение общеобразовательного и музыкального кругозора учащихся (беседы о музыке, композиторах, анализ музыкальных и литературных текстов, сведения о поэтах, прослушивание звукозаписей профессиональных певцов).

Необходимо знать специфику и природу развития детского голоса, особенности возрастной физиологии и психологии ребёнка. Голоса школьников в процессе развития можно разделить на 3 основные группы:

1. голоса чисто детские (1-й год обучения)

2. голоса формирующиеся (2 - й, 3 - й год обучения)

3. голоса сформировавшиеся (4-й год обучения)

Голоса 1-й группы (чаще всего дети в возрасте 8 — 12 лет) характеризуются мягким голосовым звучанием, воспитание голоса в этом возрасте сводится к поддержанию легкого звучания и охране детей от крикливого пения. Обычный диапазон голосов у обучающихся этого возраста: До - 1 и Ре - 2.

Голоса 2-й группы (наиболее часто в возрасте 13-14 лет) находятся в стадии формирования, зависят от психологического развития детей, их физического роста, в частности их гортани. Этот период характеризуется большей плотностью и яркостью звучания голосов. Диапазон этой группы простирается от Си - До - 1 до Фа - 2. Занятия с мальчиками необходимо строить так, что бы не испортить голосовые связки, т.к. в этом возрасте происходит мутация голоса.

К 3 - й группе относятся голоса подростков 15 - 17 лет, почти сформировавшиеся, приближённые к звучанию взрослого тембра голоса. Необходимо укреплять средний диапазон. Мальчики старших классов могут заниматься только при использовании голоса в пределах свойственного им в этот период диапазона Ре - мал. - Ре - 1.

В процессе занятий формируются основные вокальные навыки, искореняются дефекты речи, развивается звуковысотной слух, интонация, чувство ритма.

При обучении пению значительная роль принадлежит репертуару. Правильно подобранный репертуар не только успешно развивает музыкально певческие способности детей, но и содействует их эстетическому развитию, а так же высоких нравственных качеств.

Весь репертуар должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся кружка «Сольное пение». Нужно разумно сочетать произведения различной сложности.

При подборе репертуара важно придерживаться и жанрового разнообразия: героика, романтика, лирика, патриотизм и др.

Данная программа предназначена на 4 - х годичный курс обучения.

^ Группа 1-го года обучения комплектуется из учащихся 8-12 летнего возраста, занятия для них проводятся 1-2 раза в неделю индивидуально до 20 минут.

^ Группа 2-го года - это учащиеся 13 - 14 лет. Для них занятия строятся так же индивидуально, 2 раза в неделю.

Обучающиеся 3-го года - это подростки 14 - 15 летнего возраста. Для них занятия строятся так же индивидуально, 2 раза в неделю.

^ Группа 4-го года - молодежь в возрасте 16-17 лет. Для них занятия строятся так же индивидуально, 2 раза в неделю.

Программа так же предполагает включение детей в многообразную внеурочную деятельность: конкурсы, фестивали, праздники, смотры, выпуски музыкальных газет, игры и т.д.


^ Принципы образовательной деятельности.

1. Принцип личностно - ориентированного подхода.

Это принцип восходит к идеям гуманистической психологии и педагогики. Направлен на человека как полноценно функционирующую личность, которая видится как развивающаяся личность, а не застывший результат.

2. Принцип адаптивности.

Данный принцип выступает как конкретизация личностно -ориентированного и ситуационного подходов, побуждает быть гибким, мобильным, максимально учитывать интересы, установки, потребности, ценности, возможности детей и действовать всегда на основе такого учёта и индивидуальных особенностей обучающихся..

^ 3. Принцип природоспособности.

Этот принцип предполагает воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных биологических, физиологических и психологических особенностей. Главные признаки:

- создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребёнка;

- определение методов обучения не содержанием образования, а врождёнными способностями детей;

- информирование полезных привычек;

- установление количества изучаемого материала, сроков обучения на основе индивидуальных особенностей ребёнка;

- стимулирование у каждого ребёнка индивидуального своеобразия;

- постоянная направленность на достижение конечной цели образования, т.е. на творческое развитие личности.

Этой же цели способствует определение мотивации познавательной деятельности каждого ребёнка.

^ 4. Принцип увлекательности.

Данный принцип направлен на организацию деятельности несовместимой с равнодушием, рассчитан на завоевание души ребёнка, развитие у него устойчивого интереса к данному виду художественно - эстетического творчества.

^ 5. Принцип поисковой, творческой и исследовательской направленности.

Направлен на поиск закономерностей, на утверждение ценностей творчества, новаторства в детском коллективе. Очень важно создать условия для развития творческих способностей каждого ребёнка в объединении.

^ 6. Принцип ценностной и целевой направленности.

Ориентируется на результаты. Например: формирование профессионального певческого голоса.


^ Цель и задачи программы.


Цель программы:

Развивать у детей качества, значимые для занятий сольным пением эстетический вкус, творческую самостоятельность, нравственные качества, интерес и любовь к музыке и пению.


^ Задачи программы:

• Формирование у детей основных вокальных навыков;

• Развивать звуковой слух, чистоту интонирования, чувство ритма, научить каждого обучающегося правильно и грамотно петь;

• Создавать условия для гармоничного развития личности каждого ребёнка, раскрытие всех его способностей к художественному творчеству;

» Способствовать формированию умения самостоятельно выбирать репертуар;

• Привлечь детей к регулярному посещению занятий и формированию коллектива.


^ Учебно - тематическое планирование.


При разработке учебно - тематического плана учитываются мотивы, являющиеся наиболее значимыми для каждой возрастной группы. Кроме того важно учитывать доминирующие виды деятельности, которые на данном этапе развития ребёнка является ведущими в его становлении.

Для младшего школьного возраста характерны следующие мотивы деятельности:

- потребность, стремление приобрести знания;

- потребность в общении.

Ведущие виды деятельности:

- игра;

- учебная деятельность;

- сочинительство.

Средний и старший школьный возраст отличают следующие мотивы познавательной деятельности:

- потребность занять своё место в коллективе;

- выделение лидерства;

- потребность личной самооценки;

- стремление приобщаться к жизни и деятельности взрослых.

Основные виды деятельности:

- учебная;

- сочинительство;

- общение особенно с другими подростками;

- личное общение.


^ Годовой план 1 -го года обучения.

Задачи:

- освоить правильную певческую установку во время пения;

- научить умению правильного пения и необходимости беречь голос;

- развивать дикцию, т.е. ясно и четко проговаривать слова песни;

- научить пользоваться мягкой атакой звукообразования;

- способствовать видению прекрасного в людях, природе, искусстве;

- развивать творческие способности детей.

№п.п. Наименование тем Кол-во занятий Количество часов
      Теория Практика Всего
1. Установочное (вводное) занятие: - знакомство с правилами пения и охрана голоса; - обсуждение плана на учебный год; - входной (предварительный) контроль; - игры на внимание; - правила по технике безопасности. 1 0,5 1,5 2
2. Вокальное искусство, о певческом голосе (песни детских композиторов): - Б. Савельев; - Ю. Крылатов; - В. Шаинский; - Г. Гладков; - Ю. Чичков; - Т. Попатенко; - Г. Струве. 20 8 32 40
3. Эстрадное творчество (песни из репертуара современных исполнителей детских песен). 15 6 24 ?0
4. Песни из детских кинофильмов и мультфильмов. 24 18 30 48
5. Подготовка и участие в городских мероприятиях и массовой работе ЦДЮТиЭ. 11   22 16
6. Зачетное занятие (заключительный огонек). 1 - 2 2
  Итого: 144

 


^ Содержание изучаемого курса.


1. Установочное (вводное) занятие.

Роль и место пения в жизни человека, знакомство с правилами пения, охрана

голоса, правила дыхания, правила по технике безопасности.

Практическая работа. Прослушивание детей. Игры на внимание, разучивание песен.

^ 2. Вокальное искусство, о певческом голосе (песни детских композиторов).

Возрастные изменения голоса, специфика звучания голосов. Основные типы певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас. Биографические данные о композиторах.

^ Практическая работа. Работа над песнями, использование сборников с текстами песен, прослушивание аудиозаписей с профессиональным исполнением изучаемых произведений.

^ 3. Эстрадное творчество (пение из репертуара современных исполнителей детской песни).

Значение песни в жизни человека; наиболее известные песни, связанные с различными событиями.

Практическая работа. Прослушивание записей в исполнении профессиональных солистов и ансамблей. Разучивание новых детских песен.

^ 4. Песни из детских кинофильмов и мультфильмов.

Знакомство с творчеством композиторов, писавших музыку к кинофильмам и мультфильмам. Понятие видов искусств «Кино» и

«Myльтипликация».

Практическая работа. Анализ послушанных произведений, разучивание популярных вокальных произведений из детских кинофильмов и мультфильмов.

^ 5. Подготовка и участие в городских мероприятиях и массовой работе ЦДЮТиЭ.

Подготовка к участию в мероприятиях согласно плана. Отработка основных вокальных навыков исполнительского мастерства.

Практическая работа. Исполнение разученных песен, в зависимости от тематики мероприятия или концерта.

^ 6. Итоговое занятие.

Последнее занятие строится как итоговое и посвящается подготовке к проведению «Заключительного огонька» ЦДЮТиЭ. Повторяются все изученные произведения за учебный год.


^ Результативность работы за год работы.

Пройдя, курс 1-го года обучения дети должны уметь:

- верно петь изученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям педагога;

- петь напевно, легко, светло без форсирования;

- соблюдать певчую установку (сидеть или стоять во время пения не напряженно, прямо, руки опущены или лежат на коленях при пении сидя);

- иметь любимые песни;

- уметь прохлопывать простой ритм изученных песен;

- анализировать тексты песен.


Годовой план -го года обучения.


Задачи:

- формировать необходимые навыки сольного пения;

- «расширять» диапазон голоса;

- воспитывать умение работать в коллективе;

- создавать условия для творческого развития учащихся;

- формировать способность эмоционального сопереживать другим людям, обществу;

- научить чувствовать и понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им.

№ п.п. Наименование тем Кол-во занятий Количество часов
      теория практика всего
1. Установочное (вводное) занятие: - инструктаж по технике безопасности - правила пения -выбор репертуара - обсуждения плана работы на год 1 1 1 2
2. Элементарная теория музыки: - средства музыкальной выразительности -легато, нонлегато, стаккато 6 6 6 12
3. Произведения современных композиторов и исполнителей. Индивидуальные занятия. Двухголосное пение. 80 20 140 160
4. Подготовка и участие в смотрах, мероприятиях, конкурсах и т.д. 20   40  
5. Итоговое занятие 1   2 2
Итого: 216

 

Содержание изучаемого курса.

^ 1. Установочное (вводное) занятие.

Правила техники безопасности на занятиях, правила пения, певческая установка, обсуждение плана работы на новый учебный год.

Практическая работа. Прослушивание вокалистов, изучение особенностей голоса и выбор репертуара.

^ 2. Элементарная теория музыки.

Изучение средств музыкальной выразительности и применение их в вокальном творчестве. Сущность и особенности музыкального вокального искусства. Практическая работа. Прослушивание музыкальных фрагментов с последующим анализом музыки.

^ 3. Произведения современных композиторов, исполнителей.

Индивидуальные занятия. Двухголосное пение.

Знаменитые популярные композиторы и исполнители современности, специфика современной музыки. Понятия «современность», «эстрада», «аранжировка», «ансамбль». Анализ популярных произведений.

^ Практическая работа. Индивидуальная работа с солистами и, отработка навыков точного воспроизведения ритмического рисунка одноголосного пения. Развитие голосовых данных: распевки, соответствующих возрасту, голосовым данным, умение владеть голосовым аппаратом. Работа над применением двухголосного звучания, пение дуэтом. Изучение песенного материала.

^ 4. Подготовка и участие в смотрах, мероприятиях, конкурсах и т.д.

Сценическая работа, работа над дикцией. Умение эмоционально, точно исполнять репертуар.

^ Практическая работа. Работа над песнями разной тематики, разных жанров, в соответствии с календарными праздниками, массовыми мероприятиями по плану Центра детско-юношеского туризма и экскурсий. Участие в городских, районных мероприятиях, а так же смотрах художественной самодеятельности (конкурс патриотической песни «Пою мое Отечество», конкурс бардовской песни, детской песни, общежанровый смотр).

^ 5. Итоговое занятие.

Последнее занятие строится как итоговое. Закрепление теоретических знаний, повторение изученного песенного материала.


Результаты работы за год.

Пройдя, курс 2-го года обучения дети должны знать и уметь:

- соблюдать при пении правильную посадку;

- четко, ясно произносить слова, округленно формировать гласные;

- чисто интонировать;

- петь песни разного характера;

- петь в диапазоне: высокие голоса До 1 - Ми 2; низкие голоса Ля м - До 2;

- понимать обозначения: лигато, стаккато; обозначение темпов (быстро, медленно, умеренно).

- следить за творчеством высокопрофессиональных исполнителей, композиторов современности.


Гoдовой план -го года обучения.


Задачи:

- совершенствовать умения и формировать навыки в вокальном творчестве;

- владеть знаниями в области музыки;

- учить импровизации (подголоски к мелодии);

- научит анализировать характер певческого звучания;

- воспитывать в каждом воспитаннике творчески - индивидуальную личность;

- научит видеть прекрасное в природе, человеке, искусстве;

- научить самостоятельно, выбирать произведения для разучивания

№п/п. Наименование тем Кол-во Количество часов
    занятий теория практика всего
1. Установочное (вводное) занятие: - Игра «Угадай мелодию» - инструктаж по ТБ - повторение средств музыкальной выразительности; - индивидуальная проверка голоса. 1 1 2 3
2. Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовка сольных номеров 30 15 55 70
3. Произведения современных композиторов и исполнителей. Двухголосное и трехголосное пение. 40 20 110 130
4. Подготовка и участие в концертах, мероприятиях, конкурсах и т.д. 36   120 120
5. Итоговое занятие. 1   1 1
Итого: 324

 

Содержание изучаемого курса.

^ 1. Установочное (вводное) занятие.

Обсуждение плана работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Повторение правил одноголосного и двухголосного пения. Практическая работа. Индивидуальная проверка голоса. Музыкальная игра «Угадай мелодию».

^ 2. Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовка сольных номеров.

Развитие голосовых данных: распевки, соответствующих возрасту, голосовым данным, умение владеть голосовым аппаратом. Развитие вокальных навыков. Практическая работа. Углубленная работа над репертуаром. Работа над разножанровым вокальными произведениями.

^ 3. Произведения современных композиторов и исполнителей.

Двухголосное и трехголосное пение.

Знакомство с аккордно - гармоническим строем музыки. Понятия: импровизация, трехголосное пение, канон.

^ Практическая работа. Разучивание одноголосных, двухголосных и трехголосных песен. Пение соло и ансамблем, пение по цепочке, пение в измененной тональности.

Проведение викторины, включающей в себя специальную терминологию, отрывки изученных песен.

^ 4. Подготовка и участие в смотрах, мероприятиях, конкурсах и т.д.

Углубленная работа над дикцией, сценическим мастерством. Развитие профессиональных навыков, расширение певческих навыков. Умение эмоционально, точно исполнять репертуар.

^ Практическая работа. Работа над песнями разной тематики, разных жанров, в соответствии с календарными праздниками, массовыми мероприятиями по плану Центра детско-юношеского туризма и экскурсий. Участие в городских, районных мероприятиях, а так же смотрах художественной самодеятельности (конкурс патриотической песни «Пою мое Отечество», конкурс бардовской песни, детской песни, общежанровый смотр).

^ 5. Итоговое занятие.

Последнее занятие строится как итоговое. Закрепление теоретических" знаний, повторение изученного песенного материала.

Подведение итогов работы кружка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: