Вопрос 1. Теологические взгляды на сущность права




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

 

 

Кафедра общеправовых и гражданско-правовых дисциплин

 

 

Домашняя контрольная работа

По дисциплине Общая теория права

 

Вариант № 15

 

Выполнила: учащаяся 133 группы 3 курса заочной формы обучения

Юридического колледжа БГУ

Специальность «Правоведение»

Юшкевич Юлия Сергеевна

____________________________

(подпись учащегося)

 

Минск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Вопрос 1. ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫО СУЩНОСТИ ПРАВА… 3

Вопрос 2. ПРАВО И ЭКОНОМИКА…………………………………… 6

Вопрос 3. ВЛАСТЬ И ПРАВО: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫВЗАИМОДЕЙСТВИЯ……………………………………….... 8

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 10

 

 

ВОПРОС 1. ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫНА СУЩНОСТЬ ПРАВА

 

Начнём с того, что сущность права представляет собой обще социальную справедливость, выражающую баланс интересов всех социальных групп общества.

Теологические взгляды на право — это исторически пер­вое объяснение сущности права, возникшее еще в древности. Знаменитый свод законов Хаммурапи, который, в отличие от скрижалей Моисея, сохранился на нескольких стелах и бронзовых досках, начинается с предисловия, обосновывающего необходимость создания законов. В нем царь утверждает, что бог (Мардук, главный бог Вавилона) призвал его установить справедливость среди людей и стать правителем, способным искоренить злых и нечестных, защитить слабых от сильных.[9,с.47] Однако не следует думать, что теологические взгляды на право — это далёкая история. Нет, это и наша современность. Самой главной идеей божественных взглядов является утверждение, что право происходит от Бога и создано им для регулирования поведения людей. Оно даётся чело­веку через посредника, пророка или правителя. Эти взгляды связаны с идеологией мировых религиозных воззрений: христианством, иуда­измом, буддизмом, исламом.

Современные христианские воззрения на право выраже­ны, например, в папских посланиях к верую­щим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное.

Впервые теоретические взгляды о социальном регуляторе возникли в обществах Древнего Востока (Египте, Индии, Китае), где установились всеобщие обязательные для всех правила поведения.[7,с.16]

Особая роль в познании права первоначально отводилась религии. Поэтому наиболее древние учения о праве – теологические. Религия в свою очередь это форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественных сил и в зависимость от них жизни человека.

Право в древние времена не отграничивалось от религии, морали, государственной власти, общества. Оно интерпретировалось как справедливый порядок, установленный Богом, его волеизъявлением. На земле этот порядок призван обеспечивать правитель (фараон, царь, император) с помощью находящегося в его распоряжении государственного аппарата.[7,с.16]

Все люди равны и наделены Богом равными возможностями. Нарушение этого равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона.

Понятие сущности права как естественно-божественной гармонии во взаимоотношениях между людьми характеризовалось также и в Древней Индии в ее правовых источниках, отражавших теократическое учение брахманизма, и выражалось терминами «рта» («рита») и «дхарма» («дхам­ма»). [6,с.22]

Согласно древнеиндийскому юридическому памятнику Веды (II тыс. до н. э.), рта – это мировой естественный закон, определяющий конституцию (строение) общества, деление людей на созданные Богом четыре варны:

Ø Брахманы;

Ø Кшатрии;

Ø Вайшьи;

Ø Шудры.

Эти варныобязаны следовать божественному закону, долгу, обычаям, правилам поведения, согласно которым низшие подчиняются высшим, строго соблюдая отношения между варнами.[7,с.17]

В Древней Греции знаменитый Гомер в своих произведениях “Илиада” и “Одиссея” излагал то, что обычай есть обычное право предопределено богиней правды, которая олицетворяла справедливость.[4,с.2]

Богоданность права обосновывалась не только в древние времена, но и во все последующие эпохи. Особенно это проявилось в средние века, в эпоху феодализма, прежде всего в учениисамого знаменитого теолога и в то же время крупного ученого Фомы Аквинского. Сторонники теологического учения о праве были и в последующие времена вплоть до наших дней. Объясняется устойчивое теократическое представление о праве, во-первых, стремлением их авторов придать праву самый высокий авторитет в обществе; во-вторых, в праве как феномене интегративном, в котором находят свое отражение все непрерывно развивающиеся социальнозначимые явления и процессы, которые всегда остаются в чем-то непознанными и поэтому объясняемыми силой божественной; в-третьих, научное познание истины не всегда сопряжено с доказательствами, оно имеет и теологический аспект и научно-фантастический, вероятностный, загадочный, облекаемый в религиозную форму.[6,с.24]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: