МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»
Кафедра общеправовых и гражданско-правовых дисциплин
Домашняя контрольная работа
По дисциплине Общая теория права
Вариант № 15
Выполнила: учащаяся 133 группы 3 курса заочной формы обучения
Юридического колледжа БГУ
Специальность «Правоведение»
Юшкевич Юлия Сергеевна
____________________________
(подпись учащегося)
Минск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вопрос 1. ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫО СУЩНОСТИ ПРАВА… 3
Вопрос 2. ПРАВО И ЭКОНОМИКА…………………………………… 6
Вопрос 3. ВЛАСТЬ И ПРАВО: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫВЗАИМОДЕЙСТВИЯ……………………………………….... 8
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 10
ВОПРОС 1. ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫНА СУЩНОСТЬ ПРАВА
Начнём с того, что сущность права представляет собой обще социальную справедливость, выражающую баланс интересов всех социальных групп общества.
Теологические взгляды на право — это исторически первое объяснение сущности права, возникшее еще в древности. Знаменитый свод законов Хаммурапи, который, в отличие от скрижалей Моисея, сохранился на нескольких стелах и бронзовых досках, начинается с предисловия, обосновывающего необходимость создания законов. В нем царь утверждает, что бог (Мардук, главный бог Вавилона) призвал его установить справедливость среди людей и стать правителем, способным искоренить злых и нечестных, защитить слабых от сильных.[9,с.47] Однако не следует думать, что теологические взгляды на право — это далёкая история. Нет, это и наша современность. Самой главной идеей божественных взглядов является утверждение, что право происходит от Бога и создано им для регулирования поведения людей. Оно даётся человеку через посредника, пророка или правителя. Эти взгляды связаны с идеологией мировых религиозных воззрений: христианством, иудаизмом, буддизмом, исламом.
|
Современные христианские воззрения на право выражены, например, в папских посланиях к верующим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное.
Впервые теоретические взгляды о социальном регуляторе возникли в обществах Древнего Востока (Египте, Индии, Китае), где установились всеобщие обязательные для всех правила поведения.[7,с.16]
Особая роль в познании права первоначально отводилась религии. Поэтому наиболее древние учения о праве – теологические. Религия в свою очередь это форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественных сил и в зависимость от них жизни человека.
Право в древние времена не отграничивалось от религии, морали, государственной власти, общества. Оно интерпретировалось как справедливый порядок, установленный Богом, его волеизъявлением. На земле этот порядок призван обеспечивать правитель (фараон, царь, император) с помощью находящегося в его распоряжении государственного аппарата.[7,с.16]
Все люди равны и наделены Богом равными возможностями. Нарушение этого равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона.
Понятие сущности права как естественно-божественной гармонии во взаимоотношениях между людьми характеризовалось также и в Древней Индии в ее правовых источниках, отражавших теократическое учение брахманизма, и выражалось терминами «рта» («рита») и «дхарма» («дхамма»). [6,с.22]
|
Согласно древнеиндийскому юридическому памятнику Веды (II тыс. до н. э.), рта – это мировой естественный закон, определяющий конституцию (строение) общества, деление людей на созданные Богом четыре варны:
Ø Брахманы;
Ø Кшатрии;
Ø Вайшьи;
Ø Шудры.
Эти варныобязаны следовать божественному закону, долгу, обычаям, правилам поведения, согласно которым низшие подчиняются высшим, строго соблюдая отношения между варнами.[7,с.17]
В Древней Греции знаменитый Гомер в своих произведениях “Илиада” и “Одиссея” излагал то, что обычай есть обычное право предопределено богиней правды, которая олицетворяла справедливость.[4,с.2]
Богоданность права обосновывалась не только в древние времена, но и во все последующие эпохи. Особенно это проявилось в средние века, в эпоху феодализма, прежде всего в учениисамого знаменитого теолога и в то же время крупного ученого Фомы Аквинского. Сторонники теологического учения о праве были и в последующие времена вплоть до наших дней. Объясняется устойчивое теократическое представление о праве, во-первых, стремлением их авторов придать праву самый высокий авторитет в обществе; во-вторых, в праве как феномене интегративном, в котором находят свое отражение все непрерывно развивающиеся социальнозначимые явления и процессы, которые всегда остаются в чем-то непознанными и поэтому объясняемыми силой божественной; в-третьих, научное познание истины не всегда сопряжено с доказательствами, оно имеет и теологический аспект и научно-фантастический, вероятностный, загадочный, облекаемый в религиозную форму.[6,с.24]