ФИЛОСОФИЯ
Контрольная работа для заочного отделения
Общее обоснование и методические рекомендации
| Разделы дисциплины | 2.-4. История философии 5. Онтология 7. Гносеология 10. Философская антропология 11. Аксиология |
| Тема | См. рабочие листы |
| Методические рекомендации по использованию оценочного средства | На заочном отделении один студент работает с одной из индивидуальных тем. Общий рабочий лист выполняет каждый. Индивидуальные вариации схемы возможны только в тех местах, где это специально оговорено. Конспект составляется к каждому занятию отдельно, листы скрепляются, подписываются и помещаются в прозрачный файл. После каждого занятия работы сдаются преподавателю на проверку. |
| Ожидаемые результаты | Развитие навыков самостоятельной работы с группами источников, умений по систематизации, классификации и схематизации материала |
| Формирование осмысленной и аргументированной позиции по общемировоззренческим проблемам | |
| Развитие творческого, инновационное и нестандартного мышления | |
| Критерии оценки: | |
| оценка «отлично» | Содержание работы полностью отражает узловые проблемы темы, исследовательская/творческая часть выполнена самостоятельно, методологически корректно и содержит достоверные и интересные выводы и положения. Оформление работы полностью отвечает всем требованиям |
| оценка «хорошо» | Полученные результаты в целом логичны, доказательны и систематизированы. Оформление работы в целом соответствует существующим требованиям. Работа содержит признаки несамостоятельности в части исследовательских/творческих компонентов |
| оценка «удовлетворительно» | Уровень систематизации находится на уровне копирования. Информация в необходимой степени не осмыслена. Оформление работы небрежно. |
| Оценка «неудовлетворительно» | Работа выполнена не полностью, содержит структурные и содержательные недостатки, исследовательско-творческие задания либо не выполнены, либо выполнены не самостоятельно |
Общий рабочий лист
Последовательная смена философских парадигм
Общая краткая содержательная характеристика. Сущность философской парадигмы необходимо выразить кратко (5 предложений), но содержательно.
- Античная философия (космоцентризм)
- Средневековая философия (теоцентризм)
- Философия эпохи Возрождения (антропоцентризм)
- Философия Нового времени (рационализм)
1) Немецкая классическая философия
2) Марксистская философия
- Иррационалистическая философия (А. Шопенгауэр, Ф Ницше)
- Русская философия (философия цельного знания)
- Новейшая философия
1) Аналитическая философия
2) Экзистенциализм
3) Постмодернизм
Читаем и осмысляем соответствующий материал лекций и статьи в «Новой философской энциклопедии» (В 4-х тт. М., 2010).
Заполните таблицу-конспект
Общая краткая характеристика философских концепций
| Философ | Годы жизни | Основное место деятельности | Ключевые понятия | Основные проблемы | Варианты решения проблем (2-3 фразы) | Принадлежность к школе или направлению |
| Гераклит | ||||||
| Парменид | ||||||
| Пифагор | ||||||
| Сократ | ||||||
| Платон | ||||||
| Аристотель | ||||||
| Плотин | ||||||
| Августин | ||||||
| Фома Акв. | ||||||
| Фичино | ||||||
| Фр. Бэкон | ||||||
| Декарт | ||||||
| Спиноза | ||||||
| Лейбниц | ||||||
| Паскаль | ||||||
| Гоббс | ||||||
| Локк | ||||||
| Руссо | ||||||
| Бэркли | ||||||
| Юм | ||||||
| Кант | ||||||
| Гегель | ||||||
| Кьеркегор | ||||||
| Маркс | ||||||
| Ницше | ||||||
| Конт | ||||||
| Вл. Соловьёв | ||||||
| Бергсон | ||||||
| Гуссерль | ||||||
| Витгенштейн | ||||||
| Хайдеггер | ||||||
| Сартр |
Индивидуальные рабочие листы
ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ
Литература:
- Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005.
- Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
- Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М., 2010.
- Доброхотов А.Л. Бытие // А.Л. Доброхотов. Избранное. М., 2008. С. 385 – 389.
I. Основные понятия { заполнить таблицу } (см. Литература № 3)
| Понятие | Этимология слова | Определение |
Бытие. Небытие. Сущее. Сущность. Существование. Субстанция. Вещь. Свойство. Целое. Движение. Детерминизм. Индетерминизм.
II. История понятия бытия (см. Литература № 4)
1) Тезисы Парменида:
·
·
·
·
Сущность антиномий бытия:...
2) Платон и неоплатоники
· Бытие – это…
· Единое и Ум: …
3) Аристотель
Новое в трактовке бытия:
·
·
4) Средневековье
· Бытие – это…
· Онтологический аргумент - …
· Реализм и номинализм:
· Различие сущности и существования:…
· Бытие как иерархия {изобразить с помощью схемы}
5) Новое время { заполнить таблицу }
| Философ | Трактовка бытия |
| Декарт | |
| Паскаль | |
| Спиноза | |
| Лейбниц | |
| Мальбранш | |
| Беркли | |
| Юм |
6) Немецкая классическая философия { заполнить таблицу }
| Философ | Трактовка бытия |
| Кант | |
| Гегель | |
| Фихте | |
| Шеллинг |
7) XIX век
Основные подходы:
· Критика:
· Новая онтология:
· Неореализм:
· Неопозитивизм:
8) Хайдеггер
· Основное заблуждение метафизики: …
· Бытие – это…
III. Диалектика бытия и небытия (см. Литература № 1)
Три онтологических вопроса { заполнить таблицу }
| Вопрос | Сущность |
| 1. Как может существовать бытие вне категории небытия? | |
| 2. Один и тот же предмет может существовать в различных формах | |
| 3. Можно ли среди всех возможных видов мирового бытия выделить такой, который лежит в основании всех других видов бытия? |
IV. Проблема субстанции (см. Литература № 1)
Три категориальных смысла:
·
·
·
| 1. Проблема первоначальности субстанций | ||
| Материализм | ||
| Идеализм | Объективный идеализм | Субъективный идеализм |
| 2. Проблема количества субстанций | ||
| Монизм | Идеалистический монизм | Материалистический монизм |
| Недостатки: | ||
| Плюралистическая онтология | ||
| Недостатки: | ||
| Дуализм | ||
| Недостатки: | ||
| Пантеизм | ||
| Недостатки: | ||
| Монодуалистическая онтология | ||
| Онтология ничто |
V. Соотношение части и целого { заполнить таблицу } (см. Литература № 1)
| Меризм | Холизм |
Типология систем:
·
·
·
·
VI. Модели единства мира (по С.Т. Мелюхину) (см. Литература № 1)
| Модель | Сущность |
| Вещественно-субстративная | |
| Функциональная | |
| Генетическая | |
| Субстанциональная |
VII. Движение и развитие
Основные модели развития { заполнить таблицу }
| Модель | Представители | Сущность |
| Регрессивное развитие | ||
| Эволюционизм | ||
| Эмерджентизм |
VIII. Законы диалектики { заполнить таблицу }
| Закон отрицания отрицания | |
| Закон перехода количественных изменений в качественные | |
| Закон единства и борьбы противоположностей |
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
Литература:
- Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски. СПб., 2006. С. 64 – 71, 162 – 171.
- Платон. Государство. 514а – 520а.
- Зайченко Г.А. Джон Локк. М., 1973. С. 49 – 81.
- Кант И. Критика чистого разума. М., 1999.
- Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005.
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 2005.
- Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М., 2010.
I. Основные понятия { заполнить таблицу } (см. Литература № 7)
| Понятие | Определение |
Познание. Знание. Восприятие. Представление. Предмет. Феномен. Объект. Субъект. Мышление. Интерпретация. Знак. Понятие. Рассудок. Разум. Истина. Факт. Интуиция. Смысл. Концепт.
II. Три теории познания
На основе изучения литературы (№№ 1 и 3) составьте собственные наглядные схемы познания, согласно теориям Платона, Джона Локка и Иммануила Канта. Схемы представьте горизонтально, на развороте.
| Платон | Локк | Кант |
Смотрите, кроме того, задания в Приложениях 1 и 2.
III. Теоретико-познавательные стратегии (см. Литература № 5)
{ заполнить таблицу }
| Доктрина | Сущность | Представители |
| I. «Пессимистические» доктрины | ||
| 1. Скептицизм | ||
| 2. Агностицизм | ||
| II. Конструктивные доктрины | ||
| II.1. Реалистические теории | ||
| Общая характеристика: … | ||
| 1. Наивный реализм | ||
| 2. Научный реализм | ||
| II.1.1. Натуралистические теории | ||
| Общая характеристика: … | ||
| 1. Физикализм | ||
| 2. Физиологический редукционизм | ||
| 3. Нативизм | ||
| 4. Эволюционная эпистемология | ||
| II.1.2. Праксиологические теории | ||
| Общая характеристика: … | ||
| 1. Генетическая эпистемология | ||
| 2. Прагматическая гносеология | ||
| 3. Диалектический материализм | ||
| II.2. «Платонические» теории | ||
| Общая характеристика: … | ||
| Аргументы: 1. 2. 3. 4. | ||
| 1. Христианская гносеология | ||
| 2. Пантеистическая гносеология | ||
| Трудности: 1. 2. 3. | ||
| II.3. Имманентистские теории | ||
| Общая характеристика: … | ||
| 1. Имманентный субъективизм | ||
| 2. Имманентный объективизм | ||
| 3. Платонический имманентизм | ||
| II.4. Трансцендентализм | ||
| Общая характеристика: … | ||
| 1. Кантианство и неокантианство | ||
| 2. Феноменология |
IV. Объект и субъект познания { заполнить таблицу } (см. Литература № 5)
| Характерные свойства | |
| объекта | субъекта |
V. Структура сознания (см. Литература № 5)
· Сферы сознания { изобразите схематически }
· Уровни сознания { изобразите схематически }
VI. Чувственное и рациональное в познании (см. Литература № 5)
- Способности чувственного познания { заполнить таблицу }
| Способность | Общая характеристика |
| 1. Внутренние (органические) ощущения | |
| 2. Внешние (экстероцептивные) ощущения | |
| 3. Восприятие | |
| 4. Оперирование представлениями |
- Иерархия внеперцептивных форм влияния на чувственно-телесный образ мира
- Виды рационального познания { заполнить таблицу }
| Вид | Характеристика |
| 1. Логическое мышление | Три условия: 1. – 3. |
| Три вида: 1. – 3. | |
| Признаки логических категорий: 1. саморефлексивность: … 2. взаиморефлексивность: … 3. системная рефлексивность: … | |
| 2. Рассудочное мышление | Свойства рассудка: 1. - 5. |
| 3. Ценностногуманитарное и творческое познание | Сходные черты: 1. - 5. |
| Различия: 1. 2. | |
| Специфика ценностных категорий: 1. – 5. |
- Внерациональные виды опыта { заполнить таблицу }
| Вид | Характеристика |
| 1. Интуиция | |
| 1.1. Чувственная | |
| 1.2. Эмоциональная | |
| 1.3. Рациональная | |
| 2. Мистическое знание | |
| 3. Религиозное знание | Атрибутивные характеристики: 1. – 3. |
| 4. Экзистенциально-жизнеустроительное знание | |
| Экзистенциальные категории: 1. – 9. |
VII. Проблема истины (см. Литература № 5)
- Аспекты истины
- Логико-семантический: …
- Ценностно-экзистенциальный: …
- Теории истины { заполнить таблицу }
| Теория | Сущность | Трудности |
| 1. Корреспондентская концепция | ||
| 2. Априористская концепция | ||
| 3. Когерентная теория | ||
| 4. Прагматическая концепция | ||
| 5. Конвенциональная концепция | ||
| 6. Экзистенциалистские концепции |
- Критерии истины { заполнить таблицу }
| Критерий | Сущность |
| 1. Практика | |
| 2. Эмпирические критерии | |
| 3. Логические критерии | |
| 4. Теоретические критерии | |
| 5. Красота |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(впишите в боковые ячейки необходимые пояснения к рисунку на основе текста:
Платон. Государство. 514а – 520а)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(переведите схему на русский язык, подготовьте к ней краткое пояснение; руководствуйтесь текстом: Кант И. Критика чистого разума. М., 1999.
В помощь: Зайцева З.Н. Немецко-русский и русско-немецкий философский словарь. М., 1998)

ФИЛОСОФСКАЯ АКСИОЛОГИЯ
Литература:
- Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.
- Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в феноменологической философии Макса Шелера // М. Шелер. Избранные произведения. М., 1994. С. 377 – 396.
- Гайденко П.П. Аксиология // Современная западная философия: Энциклопедический словарь. М., 2009. С. 5 – 7.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.
I. Понятие «ценность» (см. Литература № 1. С. 8 – 10)
Круг понятий в русском языке:
- Ценность:
- Достоинство:
- Стоимость:
II. Предыстория аксиологии { заполнить таблицу } (см. Литература № 4)
| Эпоха | Сущность отношения |
| Античность | |
| Средневековье | |
| Возрождение | |
| XVII век | |
| Просвещение | |
| Романтизм |
III. Возникновение «философии ценности» { заполнить таблицу } (см. Литература № 1)
| Философ | Сущность подхода к понятию «ценность» | Основные идеи |
| Герман Лотце | Три начала познания: … Два мира: … «Значимость»: … | |
| Фридрих Ницше | «Воля к власти» и ценности: … | |
| Генрих Риккерт | Мир ценностных значимостей: … Структура ценностного отношения:… Виды культуры: … Шесть областей ценности: … | |
| Ионас Кон | Классификация ценностей: { составить схему } |
IV. Аксиология в XX веке { заполнить таблицу } (см. Литература № 1)
| Подход | Специфика толкования понятия ценность | Представители | Основные идеи | |
| Психологический подход | ||||
| «Натуралистическая» аксиология | ||||
| Социологическая аксиология | М.Вебер | |||
| Э. Дюркгейм | ||||
| Логико-семантический анализ | Дж.Э. Мур | |||
| Б. Рассел | ||||
| Л. Витгенштейн | ||||
| Б. Кроче | ||||
| Ч.У. Моррис | ||||
| Феноменологический подход | Э. Гуссерль | |||
| М. Шелер | Иерархия: … { составить краткую схему на основе Приложения 2 } Трагическое: … | |||
| Н. Гартман | Классы ценностей: … | |||
| М. Дюфрен | Классификация ценностей: … | |||
| Экзистенциализм | М. Хайдеггер | |||
| Ж.-П. Сартр | ||||
| А. Камю | ||||
| Теологическая аксиология |
V. Миф и ценность (по А.Ф. Лосеву) (см. Литература № 1. С. 447 - 451).
{ составьте краткий конспект }
VI. Ценности и культура
{ проанализируйте схему из Приложения 3 }
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Система «чистых ценностей» по Гуго Мюнстербергу (1908)
(см. Литература № 1. С. 146)
(проанализируйте таблицу)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Иерархия ценностей по М. Шелеру
(см. Литература № 1. С. 221)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
The Inglehart–Welzel cultural map of the world (2010 - 2014)
(https://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp)
(проанализируйте схему)

Визуализацию динамики ценностных параметров культур с 1981 по 2015 смотрите на сайте