Наиболее частые и типичные нарушения стилистических (грамматических и речевых) норм русского языка




МВД России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРОГРАММА

вступительного испытания

 

Санкт-Петербург


МВД России

Санкт-Петербургский университет

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник Санкт-Петербургского

университета МВД России

генерал-лейтенант полиции

 

В.А. Кудин

 

«____» __________ 2014г.

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРОГРАММА

вступительного испытания

 

 

Санкт-Петербург

Программа рассмотрена и одобрена на:

1. Заседании кафедры (Протокол № 10 от 01 января 2014г.);

2. Методическом совете (Протокол №3 от 22 января 2014г.);

3. Ученом совете (Протокол №5 от 28 января 2014г.)

Рецензенты:

М.Ю. Гутман, д.ю.н., профессор (СПб УМВД РФ),

В.А. Иванов, д.и.н., профессор, (СПб ГУ)


Русский язык: Программа вступительного испытания по специальностям (направлениям подготовки): 40.0501-Правовое обеспечение национальной безопасности, 40.0502- Правоохранительная деятельность, 40.0503- Судебная экспертиза, 38.0501- Экономическая безопасность, 56.0504 - Управление персоналом, 10.0505 – Безопасность информационных технологий, 09.0302 – Информационные системы и технологии/ Сост. Кузнецова О.Л., Виноградова М.В. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014. - 16 с.

 

Программа вступительного испытания по «Русскому языку» составлена в соответствии с общеобразовательными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (ЕГЭ 2014 года) и в соответствии с Методическими рекомендациями по оцениванию заданий подготовленными ФИПИ, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации.

Предназначена для подготовки к вступительному испытанию по русскому языку кандидатам, поступающим в Санкт-Петербургский университет МВД России на очную форму обучения.

 

Программа рассмотрена и одобрена на:

1. Заседании кафедры (Протокол №7 от 21 января 2014г.);

2. Методическом совете (Протокол №3 от 22 января 2014г.);

3. Ученом совете (Протокол №5 от 28 января 2014г.)

 

Рецензенты:

Беломытцева Н.А., кандидат педагогических наук, доцент

(Санкт-Петербургский университет МВД России);

Васильева Г.М., доктор филологических наук, профессор

(Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена)

 

 

© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014г.


Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

Для поступающих на очную форму обучения письменный вступительный экзамен по русскому языку проводится в форме изложения. Время проведения экзамена - 180 минут. Абитуриент, прибывший на экзамен, при себе должен иметь 2 шариковые ручки с синей пастой.

Изложение позволяет оценить навыки создания по заданному (на слух) образцу связного текста с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. Абитуриент должен показать знания, навыки и умения, соответствующие программе средней образовательной школы.

На экзамене абитуриентам предлагается художественный или публицистический текст объемом 600-700 слов. Текст читается 2 раза, после чего экзаменуемые должны написать изложение, соответствующее требуемому объему и раскрывающее содержание, используя приемы сжатия текста.

Абитуриенту следует выполнить следующие операции:

· Передать содержание отрывка, по возможности близко к тексту, сохраняя его стилистические особенности;

· Грамотно написать текст изложения, проверить работу.

Очень важно помнить: изложение предполагает, что пишущий должен не рассказать о том, что было прочитано, а передать содержание как можно близко к тексту, не нарушая принадлежности этого текста к тому или иному стилю (художественному, публицистическому).

Работа экзаменуемого должна характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения (отсутствие логических ошибок и нарушений абзацного членения текста и др.).

При подготовке к экзамену по русскому языку (изложению) следует повторить основные правила орфографии, пунктуации, стилистики.

В результате изучения материала по русскому языку для вступительного испытания по русскому языку на очную форму обучения абитуриент должен показать:

знания:

· основных орфографических, морфологических, пунктуационных, синтаксических, орфоэпических, лексических, стилистических норм;

умения:

· применять орфографические и пунктуационные правила к конкретным языковым явлениям;

· находить и исправлять грамматические, стилистические и речевые ошибки;

· последовательно излагать мысли;

· оформлять свое высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного литературного языка.

 

Наиболее частые и типичные нарушения стилистических (грамматических и речевых) норм русского языка

1. Нарушения норм управления.

«Он понял о никчемности своего существования» (понять «что», а не «о чем»).

«В нем росла уверенность в справедливость» («уверенность в чем»).

2. Неправильное употребление деепричастных оборотов, когда субъект деепричастного оборота не совпадает с грамматическим субъектом предложения или когда деепричастный оборот относится к пассивной конструкции.

«Читая комедию «Горе от ума», у нас возникает сочувствие к Чацкому». (Вместо «Читая комедию…, мы сочувствуем Чацкому»).

«Попав в дом Кабанихи, безрадостно потянулись дни Катерины». (Вместо «Попав в дом Кабанихи, Катерина перестала радоваться жизни»).

«Поговорив с другом, у меня на душе стало легче». (Вместо «Поговорив с другом, я испытал облегчение»).

«Проработав 2 дня, комитет был распущен». (Вместо «После двух дней работы комитет был распущен», так как деепричастный оборот не употребляется с пассивной конструкцией).

3. Нарушение норм употребления однородных членов, когда в ряд однородных ставят разные части речи (глагол и существительное) или разноуправляемые глаголы.

«Татьяна любила прогулки по полям и читать книги». (Вместо «любила прогулки и чтение книг» или «любила гулять и читать»).

«Мать гордилась и одновременно беспокоилась о сыне». (Вместо «гордилась сыном и беспокоилась о нем»).

4. Неверное или неточное употребление слова, вызванное чаще всего непониманием значения слова (обычно это слова-паронимы).

«Крепостные дворяне» вместо «дворяне-крепостники»; «завоевать широкую признательность» вместо «завоевать признание».

5. Нарушение норм сочетаемости слов.

«Варварский человек» (варварским может быть поступок, обычай, но не человек).

«Играть значение» вместо «играть роль» или «иметь значение».

«На смертельном одре» вместо на «смертном одре».

6. Неуместное (излишне патетическое или неоправданно сниженное) словоупотребление, смешение стилистических границ, употребление канцеляризмов, просторечий, вульгаризмов.

«В стихотворении Пушкина «Осень» дана оценка временам года».

«Образы остальных персонажей также наполнены разными пакостями».

«На ветках деревьев блестели капли атмосферных осадков».

7. Повторы, неоправданное соседство однокоренных слов, вызванное неумением использовать синонимы.

«Унаследовав наследство дяди, Онегин поселился в деревне» (вместо «получив наследство…»).

«Писатель описывает…»(глагол «описывать» имеет много синонимов: автор изображает, создает, рисует, показывает, воспроизводит и т.п.).

Все эти примеры взяты из экзаменационных работ абитуриентов. Причина подобных ошибок – неначитанность авторов работ, незнание стилистических норм, нетребовательность к своей речи.

8. Стилистические ошибки:

1). Однообразие синтаксических построений, неоправданно упрощенный синтаксис: «Пушкин родился в Москве. Он учился в Лицее. Поэт начал писать стихи в Петербурге».

2). Фамильярное обращение с именами литературных героев, а иногда и авторов: «Володя Ленский»; «Таня», «Танечка», «Танюша», «Оленька», «Олечка» (о сестрах Лариных).

3). Излишняя категоричность, выпячивание собственного мнения, причем чаще всего при высказывании банальных истин:

«Я ничего не имею против таких поэтов, как Лермонтов и Некрасов, но Пушкин для меня самое дорогое».

«Я думаю», «Я считаю», «Я хочу обратить внимание»…

Гораздо корректнее употребление безличных конструкций «мне кажется», «хочется обратить внимание». Не забывайте о вводных словах, которые помогут избежать категоричности: вероятно, возможно, думается, кажется, может быть и т.п. Не бойтесь сомнений, ведь в них часто рождается истина.

9.Орфографические ошибки.

Иногда трудность вызывает выбор частицы не или ни. Напомним, что основное значение частицы не – отрицание, а частицы ни – усиление. Правда, иногда частица не тоже может иметь усилительное значение, но только в восклицательных предложениях:

«Кто только не жил в пушкинской квартире с 1837 года!»

«Как не позавидовать!»

«Где он только не бывал!»

«Как не помочь, если ты просишь!»

В таких случаях частица не находится в простом предложении или в главной части сложного. Частица ни всегда имеет усилительное значение. Она может усиливать отрицание, уже выраженное частицей не:

«Она не могла ни говорить, ни плакать».

Если частица ни самостоятельно выражает усиление значения, она находится в придаточной части сложного повествовательного предложения:

«Где он только ни бывал, он всюду находил друзей» (т.е. везде, где он бывал).

«Что бы ты ни говорил, я не поверю» (т.е. всему, что ты будешь говорить).

10. Пунктуационные ошибки.

Наиболее распространенной ошибкой является отсутствие запятой в сложноподчиненном предложении, особенно с придаточными изъяснительными.

«Я не знал, как помочь ему, и чувствовал себя ужасно».

«Я не заметил, откуда они появились».

«Неизвестно, когда это произошло».

«Интересно, чем это кончится».

Помните, что после глаголов мысли, речи (знать, помнить, сказать и т.п.) любое вопросительное слово (как, что, куда, где) может быть союзным словом в придаточном предложении, а придаточное предложение отделяется от главного запятой. При сомнении в постановке запятой задайте вопрос от глагола. Если вы отвечаете одним словом, запятая не нужна:

«Он не понял (чего?) правила».

«Он не понял (чего?), какой в этом смысл».

Частые ошибки – ложные обособления, т.е. постановка знаков препинания там, где их невозможно объяснить никакими правилами. Обычно это обособление обстоятельств, стоящих в начале предложения. В речи после них делается пауза, поэтому некоторые абитуриенты ставят запятые. Помните, что далеко не всякая пауза требует обозначения в письменном тексте.

Логика изложения

В изложении демонстрируется уровень развитости вашего мышления, умение аргументированно, логически взаимосвязанно передать содержание прослушанного текста.

Логика изложения зависит от правильного понимания макротем предложенного отрывка.

Учитесь мыслить. Задумывайтесь над прослушанным. Сравнивайте, анализируйте, старайтесь увидеть причину и следствие событий, поступков героев.

Желаем Вам успеха!

 


Содержание программы

ОРФОГРАФИЯ

Правописание гласных в корне. Проверяемые безударные гласные. Непроверяемые безударные гласные. Чередование гласных в корнях слов. Буквы и и ы в корне после приставок. Правописание согласных в корне. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные. Употребление букв ъ и ь. Употребление ь при обозначении мягкости согласных. Употребление ь после шипящих. Разделительные ъ и ь. Правописание приставок. Приставки на –з и приставка с-. Приставки пре- и при-. Гласные после шипящих и ц. Буквы а, у, и после шипящих; ы и и после ц. Буквы о и е после шипящих и ц. Правописание сложных слов. Общие правила написания сложных слов. Правописание сложных существительных. Правописание сложных прилагательных. Правописание имен существительных. Правописание е и и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа. Правописание глаголов. Личные окончания глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание суффиксов глаголов. Правописание суффиксов имен прилагательных и существительных. Правописание суффиксов существительных. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Прилагательные с суффиксами –к-, -ск-, -ив-, -ев-, -лив-, -чив- и др. Правописание причастий и отглагольных прилагательных. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Правописание наречий и наречных сочетаний. Правописание наречий. Правописание наречных сочетаний. Правописание предлогов и союзов. Правописание предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Правописание частиц –то, -либо, -нибудь, кое- и др. Различение частиц не и ни. Правописание частицы не.

ПУНКТУАЦИЯ

Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обособленные определения. Обособление согласованных определений. Обособление несогласованных определений. Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях. Обращение. Междометие. Слова-предложения да и нет. Вводные слова и словосочетания. Знаки препинания приводных словах и словосочетаниях. Вводные предложения. Обращение. Междометие. Слова-предложения да и нет. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в предложениях с союзом как.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Морфологические, синтаксические, лексические нормы современного русского литературного языка.

Употребление имен существительных (род имен существительных, падежные окончания существительных). Употребление некоторых форм имени прилагательного (краткая форма прилагательных, степени сравнения прилагательных). Употребление некоторых форм имени числительного (склонение числительных, собирательные числительные, дробные числительные). Употребление некоторых местоимений. Особенности образования некоторых форм глагола. Употребление причастий и причастных оборотов. Употребление деепричастий и деепричастных оборотов.

Согласование сказуемого с подлежащим. Нормы управления. Беспредложное управление. Предложное управление. Употребление предлогов.

Смысловая точность речи. Лексическая сочетаемость.

 

3. Список литературы, рекомендуемый для подготовки к вступительному экзамену:

1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. М., 2011.

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных школ. М, 2011.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы. М., 2013.

4. Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ 2013. Русский язык: Сборник заданий. М., 2012.

5. ЕГЭ-2014. Русский язык. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. М., 2014.

Словари:

1. Большой орфографический словарь русского языка / Под ред. С.Г. Бархударова. М., 2009.

2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2008.

3. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. М., 2004.

4. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 2009.

5. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 2010.

6. Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. М., 2013.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: