Проект
«Чудесный мир народной игрушки»
Творческая проблема
«Условия формирования единого культурно-образовательного пространства
«Детский сад – семья»
Подготовил:
Воспитатель Давыденко
Оксана Ивановна
Содержание
Паспорт проекта 4
Актуальность, социальная значимость 8
Новизна, цели и задачи проекта 11
Партнеры 12
Механизм реализации проекта 12
Сроки и этапы реализации проекта 14
Ожидаемые результаты проекта 17
Заключение 18
Паспорт проекта
Наименованиепроекта | «Чудесныймирнародной игрушки» |
Разработчикипроекта | О.И. Давыденко, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 96 «Светлячок» |
Видпроекта | Образовательный |
Продолжительностьпроекта | Долгосрочный (2 года) |
Участникипроекта | Педагоги дошкольного образовательного учреждения, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, социальные партнеры |
Цельпроекта | Создание условий для формирования у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной игрушки. |
Задачипроекта | 1.Формировать представления о разнообразии и роли традиционной русской игрушки, истории ее возникновения. 2. Развивать навыкиизготовления некоторых видов народной игрушки из различных материалов. 3. Способствовать проявлению познавательнойактивности,творческого воображения,самостоятельности в продуктивной деятельности. 4.Воспитывать интерес к русской народной игрушке. |
Механизмреализациипроекта | · организация и проведение мероприятий; · осуществление мониторинга; · просветительская работа среди родителей воспитанников; · распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольного учреждения; · размещение фотографий и информационно-методического материала на сайте ДОУ. |
Ресурсноеобеспечение | · нормативно-правовое; · кадровое; · материально-техническое; · финансовое; · информационно-методическое. |
Партнерыпроекта | · Информационно-методический центр города Прокопьевска; · Культурно - выставочный центр «Вернисаж»; · МУК «Центральная библиотечная система» Детская библиотека-филиал №16; · МБОУ ДОД Детская художественная школа №8. |
Этапыреализациипроекта | Первый этап: организационно-подготовительный: · осуществление и определение теоритических основ проблемы, изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы; · определение цели, задач и основных направлений реализации проекта; · составление плана разработки механизма и этапов реализации проекта; · проведение диагностики с детьми; · разработка информационно-методического, наглядного материала проекта. Второй этап: основной, практический: · непосредственная реализация проекта: проведение запланированных мероприятий проекта с детьми и родителями; · отслеживание промежуточных результатов работы по проекту. Третий этап: итоговый, заключительный: · соотнесение результатов с целями и задачами проекта; · подготовкапроекта к презентации. |
Ожидаемые и конечныерезультатыпроекта | · Повышение интереса ктрадиционной народной игрушке у детей старшего дошкольного возраста; · развитие навыков изготовления народной игрушки из различных материалов; · расширение представлений детей о разнообразии и роли традиционной русской игрушки, истории ее возникновения; · повышение компетентности родителей в вопросах истории и культуры русского народа; · разработка методических рекомендаций для педагогов дошкольного образовательного учреждения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой; · проведение выставок, праздников по художественно-эстетической и народной тематике; · создание в группе мини-музея «Русская игрушка»; · разработка памяток, буклетов для родителей |
Продукт проекта | · методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой; · мини-музей «Русская игрушка»; · буклет «Тряпичная кукла для вашего ребенка»; · выставка работ «Авторская матрешка», «Тряпичная кукла». |
Предполагаемыеисточникифинансирования | Бюджетные и внебюджетные средства (спонсорская помощь). |
Актуальность
«Русская народная игрушка – это такая прелесть, такое глубокое понимание красоты и такая забавная изобретательность, что лучше этого не найти нигде»
(А. Бенуа)
Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.
Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера... Игрушки - обереги и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки... Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может удивить, обрадовать малыша, и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.
Исследователи народной педагогики отмечали необходимость использования в воспитании детей дошкольного возраста игрушек, так как игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу. Способствует умственному, нравственному, физическому и эстетическому воспитанию, т.е. разностороннему развитию детей.
Авторами первых публикаций о народной игрушке были выдающиеся отечественные педагоги и деятели культуры: Н.Д. Бартрам, А.В. Бакушинский, А.И. Деньшин, Л.Г. Оршанский и другие. В результате исследовательской деятельности народная игрушка получила признание как историко-культурный памятник, как произведение искусства, воплощающее традиционные черты культуры русского народа.
К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка.
На назначении игрушки в расширении кругозора указывал А.М. Горький. «Детям надо дать знания о мире, о своей стране и ее традициях. Это вполне достижимо при наличии забавной, умно и просто написанной книжки, и это еще легче может быть достигнуто интересной народной игрушкой».
О народной игрушке, ее влиянии на развитие познавательного интереса детей, на ознакомление с традициями русского народа говорила известный педагог Е.А. Флерина. Она утверждала, что народная игрушка бурит мысль и фантазию ребенка своей формой, техникой, движением, сказочностью.
«Никакой другой вид народного творчества так глубоко и активно не воспитывает в ребенке национальных черт, эстетического чувства, как народная игрушка…» (Е.А. Флерина)
Н.П. Сакулина отмечала: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров народной росписи, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, и это очень помогает педагогу в ознакомлении детей с народными традициями, в формировании художественного вкуса детей».
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Чему же учат современные игрушки? В большинстве своем, по мнению педагогов и ученых, сегодняшняя игровая продукция не соответствует психолого – педагогическим требованиям формирования личности ребенка.
Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Мы, педагоги, считаем, что сегодня незаслуженно забыты народные игрушки, и традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты, поэтому они чаще играют с куклами Барби, Бэтмэнами, персонажами современных мультфильмов.
Анализ литературы и педагогического опыты выявил следующие противоречия:
· между заявленной государством задачей формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей родине, ее истории и культуре, и недостаточной разработанностью методических основ решения данной задачи в дошкольном учреждении;
· между пониманием того, что воспитание нравственно-эстетических качеств успешно проходит в процессе ознакомления детей с народной игрушкой, и утратой интереса к традиционной народной игрушке;
· между необходимостью начинать знакомство с народной культурой с дошкольного возраста и недостаточным уровнем подготовленности родителей.
Выявленные противоречия определили проблему: организовать работу с детьми и родителями, социумом по формированию у детей представлений о культуре русского народа через образ народной игрушки.
Принимая во внимание, актуальностьданной проблемы и выявленные противоречия, мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания об истории и культуре русского народа.
Современные исследования по проблемам приобщения дошкольников к русской культуре показывают, что проектная деятельность является наиболее эффективной формой работы в решении данного вопроса, она помогает педагогу создать систему работы не только с детьми, но и с семьями воспитанников. Дает возможность заинтересовать родителей в совместной деятельности, способствует творческому поиску информации о народной игрушке.
Поэтому нами был разработан проект «Чудесный мир народной игрушки».
Новизна проекта
В проекте обосновано и практически доказано, что в ходе реализации проекта у воспитанников формируется устойчивый интерес к ознакомлению с народной культурой через образ народной игрушки, закладываются основы духовно-нравственного воспитания.
В данном проекте использованымнемотаблицы,с помощью которых в наглядной форме дети знакомятся с историей и способами изготовления народной игрушки.
Проект «Чудесный мир народной игрушки» - долгосрочный, рассчитан на два года.
Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной игрушки.
Задачи проекта:
1.Формировать представления о разнообразии и роли традиционной русской игрушки, истории ее возникновения.
2. Развивать навыкиизготовления некоторых видов народной игрушки из различных материалов.
3. Способствовать проявлению познавательнойактивности,творческого воображения,самостоятельности в продуктивной деятельности.
4.Воспитывать интерес к русской народной игрушке.
Концептуальные позиции проекта:
· Принцип единства воспитательных, развивающих и образовательных задач.
· Принцип интеграции образовательных областей.
· Принцип решения образовательных целей и задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности.
Партнеры проекта: Культурно-выставочный центр «Вернисаж»,МУК «Центральная библиотечная система» Детская библиотека-филиал №16, МБОУ ДОД Детская художественная школа №8.
Механизм реализации проекта
· организация и проведение мероприятий;
· осуществление мониторинга;
· просветительская работа среди родителей воспитанников;
· распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольного образовательного учреждения;
· размещение фотографий и информационно-методического материала на сайте ДОУ.
Ресурсное обеспечение:
Нормативно-правовое обеспечение:
Законодательной базой проекта являются:
· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
· Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
· Закон Кемеровской области «Об образовании » от 05.07.2013 № 86-30.
Кадровое обеспечение:
- педагоги ДОУ,
-специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре),
- родители.
Финансовое обеспечение:
- реализация проекта за счет бюджетных ассигнований детского сада, а также вложений спонсоров.
Информационно-методическое обеспечение:
Современные программы, технологии, психолого-педагогическая и методическая литература (смотреть список литературы)
Материально-техническое обеспечение:
1. ноутбук;
2. мультимедийное оборудование;
3. мультимедийные презентации: «Дымковские игрушки», «Русская кукла»; «Мастер-класс «Кукла колокольчик»;
4.дидактические игры: «Обведи и раскрась», «Парные картинки», «Декоративное домино», «Собери целое», «Составь узор»;
5.демонстрационные пособия: «Русская матрешка», «Филимоновская игрушка».