Проблему происхождения человеческих знаний Локк (1632-1704) формулирует как проблему происхождения идей. Там, где нет идей, нет и знаний
Изначально, до соприкосновения с материальным миром, человеческая душа, но Локку,- "белая бумага без всяких знаков и идей" И поскольку чувственный опыт, согласно Локку, источник знания о материальном мире, постольку его теоретико-познавательная позиция - материалистический сенсуализм.
Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. В этом смысле сенсуалистическое положение "Все знания проистекают из ощущений" впол-не согласуется у него с положением "Все знания приобретаются из опыта".
Локк пытается проследить переход от ощущений к знаниям. Исследование природы и разнообразных функций разума позволяет, согласно Локку, не только показать, что ощущения - "богатый источник большинства наших идей, зави-сящих всецело от наших чувств и через них входящих в разумно и выявить другие позна-вательные способности, развивающиеся по мере обогащения материалом знания, который доставляют ощущения. Стремление, исходя из чувственного, материального мира, посте-пенно подняться до высших рациональных форм человеческого знания, детермини-рованность их чувствами, опытом, означало попытку доказать важнейший тезис материа-листической гносеологии.
Естественно, что, поставив такую задачу, Локк наряду с объектами внешнего мира выделяет и особый, внутренний объект знания - новый, познавательные способно-сти человека в целом, его разум.
Синтез способности чувственного отражения материального мира с другими по-знавательными способностями Локк осуществляет, признавая наряду с внешним, чувственным опытом, из которого поступает исходная информация о внешнем мире, опыт внутренний, рефлексию.
|
Локк наряду с основополагающим видом опыта - ощущением признает опыт внут-ренний - рефлексию, означает не измену принципу материалистического сенсуализма (или эмпиризма), а глубокое понимание того, что принцип сенсуализма - это только один из клю-чей к объяснению возникновения идей и знаний.
Когда же Локк истолковывает внутренний опыт как независимый от содер-жания ощущений источник знаний о мире, это действительно заводит его в идеалистические тупики.
Понимая под первичными качествами объективные свойства материальных тел, Локк относил к ним протяжённость, величину, фигуру, сцепление, положение, количеств. характеристики вообще, механич. движение, покой, длительность. Вторичные качества, по Локку, — это субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами внеш. объектов самих по себе; к ним относятся цвет, звук, вкус, запах и др.
Джордж Беркли (1685-1753) выдвинул идею о том, что за понятиями естественных наук и философии должны быть наглядные представления, восприятия объектов, процессов реального мира. Понятия не должны быть «пустыми», их содержание выводится из ощущений. В уме человека, считал Беркли, есть понятия, как бы объединяющие признаки отдельных ощущаемых предметов - «треугольность», «двуногость» и пр. - (общие идеи). Есть другие понятия, которые фиксируют признаки ощущаемых предметов - «белизна», «влажность» и пр. (отвлеченные идеи). Но есть понятия, за которыми не может быть никаких ощущений, восприятий. Это понятия - «фикции ума». Например, «материя» или «субстанция». И материя, и субстанция реально не существуют. А поскольку наука понимает «субстанцию», «материю» как основу всего природного мира, основу всего существующего мира, то по Беркли - европейская наука невозможна, так как базируется на ложном понятии - субстанции, материи. Весь спор о том, что такое «субстанция» и сколько «субстанций» - надуманный спор.
|
Еще дальше по указанному пути пошел Давид Юм (1711-1776). Не только «субстанция», «материя», но и такие понятия науки, как «причина», «следствие», «необходимость», «случайность» - есть «фикции» нашего ума.
Однако вся наука стоит на использовании понятий «причины», «следствия», «необходимости», «случайности». А эти понятия - «фикции ума». Таким образом, европейская наука и философия либо ложные (т.к. используют понятия, за которыми ничего нет), либо мы должны отказаться от этих понятий (а значит и науки) и заниматься только опытными исследованиями, не ставя цели выяснить законы, действующие в природе и в обществе. Даже теология - учение о Боге, божественной субстанции - невозможна, т.к. нельзя доказать существование ни материальной субстанции, ни духовной. Доводы Беркли и Юма казались непоколебимыми до прихода И.Канта, который показал, как возможны теоретическая наука и философия.