Принципы, функции и методы управления на транспорте




Менеджмент

 

 

Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии с задачами социально-экономического развития.

Управление – процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности.

Процессуправления - совокупность непрерывных последовательно выполняемых взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей.

Функцииуправления – относительно самостоятельные специализированные виды управленческой деятельности.

Можно выделить 8 основных функций менеджмента.

1. Постановка целей и зада

Цель должна быть поставлена четко и ясно. Этап постановки целей и задач связан с предварительным анализом и прогнозами на будущее.

Поставленные цели и задачи должны быть реалистичными.

2. Анализ

Анализ - это сбор, обработка, классификация, систематизация, хранение и обработка информации в целях управления.

Собираемая информация должна быть достоверной, качественной и минимальной по объему (информация по существу).

Необходимо осуществить анализ внешней и внутренней среды организации.

К внешнему относится – анализ влияния экономических факторов (курсы валют, уровень безработицы, ставки налогов и др.), анализ политических факторов, анализ социальных факторов (уровень образования, рост и возраст населения и др.), анализ покупателей, поставщиков, конкурентов, рынка рабочей силы.

К внутреннему относится – анализ кадрового состава, анализ финансового состояния и др.

 

 

3. Прогнозирование

Прогнозирование - это вероятностное определение хода дальнейших событий. Прогнозирование может осуществляться:

- до начала процесса планирования (например, на основе известной предыстории продаж делается прогноз будущих объемов продаж, после этих прогнозов планируются будущие объемы производства, затраты и т.д.);

- параллельно с процессом планирования (например, прогнозирование погодно-климатических условий и планирование в связи с этим транспортных перевозок);

- по окончании процесса планирования (например, в связи с резкими колебаниями валютных курсов, инфляции и других факторов в предшествующем и текущем периодах не представляется возможным точно оценить затраты организации в будущем периоде; на будущий период делаются оптимистический и пессимистический прогнозы).

4. Планирование

Планирование – процесс обоснования направлений и параметров развития организации, способов достижения этих параметров с учетом имеющихся ресурсов и воздействия внешних факторов.

Процесс планирования включает в себя:

- обоснование миссии и разработку целей организации, конкретизацию целей до подразделений;

- постановку задач, которые необходимо решить для достижения целей;

- обоснование конкретных критериев достижения целей с учетом системы ограничений;

- определение последовательности, сроков, способов решения задач;

- обоснование потребности в ресурсах.

Планирование может быть краткосрочное (на 1 год), среднесрочное и долгосрочное (5-15 лет).

Планирование может быть стратегическое (детальный всесторонний план для осуществления миссии организации и достижения ее целей) и тактическое (краткосрочные планы для претворения стратегии в действие).

 

 

5. Мотивация труда

Функция – процесс стимулирования деятельности человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальных или общих целей организации.

В процессе управления необходимо анализировать потребности людей и сопоставлять их с целями и задачами организации.

Основные методы мотивации:

- экономическая (з/п, премии, льготы);

- социальная (общественное признание, благодарность);

- психологическая (самооценка, значимость);

- властная (повышение, карьерный рост, выговор);

- моральная;

- социально-психологическая;

- мотивация по целям – более сложные цели приносят больше удовлетворения;

- метод обогащения трудом – более интересная и важная работа дает больше удовлетворения;

- метод участия работника в принятии решений;

- метод изучения мотивации и мотивов.

6. Организация

Организация деятельности – процесс создания структуры предприятия, который дает возможность эффективно выполнять функции для достижения целей.

На предприятиях функция организации подразумевает деление на части и делегирование задач, сформированных на этапе планирования. распределение ответственности и наделение полномочиями и установление взаимосвязи между различными работами.

7. Регулирование

Регулирование – процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых.

Причины необходимости регулирования:

- отклонения плановых показателей во внутренней среде (ухудшение производственной или технологической дисциплины, сбои, поломки, аварии…);

- отклонения плановых показателей, связанные с изменением внешней среды (отношения с поставщиками, клиентами ….)

 

 

8. Контроль, учет и мониторинг

Контроль – процесс, задачей которого является количественная и качественная оценки результатов работы.

На производстве обычно контролируют:

- объемы, номенклатуру и качество продукции;

- запасы готовой продукции и сырья,

- сбыт и снабжение;

- технологический процесс;

- производительность труда.

Одновременно с контролем осуществляется учет – подведение итогов деятельности организации.

Если число контролируемых показателей велико, то проводится мониторинг с применением компьютеров. Он позволяет непрерывно отслеживать результаты и оперативно реагировать на отклонения.

 

Принцип управления - правила, которые должны выполняться на всех уровнях управления в практической деятельности.

- принцип централизации (жесткая взаимосвязь между уровнями управления) и децентрализации;

- принцип единоначалия;

- принцип делегирования полномочий;

- принцип нормы управляемости (3-7 человек);

- принцип научности в управлении в сочетании в творческим подходом;

- принцип соответствия работника занимаемой должности;

- принцип системности (изучение элементов неразрывно друг от друга) и комплексности (охват элементов без учета влияния);

- принцип функциональной специализации в сочетании с универсальностью – к каждому работнику применяют спец. подход, но наряду с этим имеются универсальные решения;

- принцип повышения квалификации.

 

Методы управления – совокупность способов, в результате осуществления которой достигаются цели организации.

- административно-распорядительные – оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, указания;

- экономические – охватывают планирование и прогнозирование перевозок, финансирование, ценообразование, учет, контроль и анализ;

- социально-психологические – определяют целенаправленное воздействие на коллективы, группы и отдельных работников, на регулирование взаимоотношений между ними.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: