Менеджмент
Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии с задачами социально-экономического развития.
Управление – процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности.
Процессуправления - совокупность непрерывных последовательно выполняемых взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей.
Функцииуправления – относительно самостоятельные специализированные виды управленческой деятельности.
Можно выделить 8 основных функций менеджмента.
1. Постановка целей и зада
Цель должна быть поставлена четко и ясно. Этап постановки целей и задач связан с предварительным анализом и прогнозами на будущее.
Поставленные цели и задачи должны быть реалистичными.
2. Анализ
Анализ - это сбор, обработка, классификация, систематизация, хранение и обработка информации в целях управления.
Собираемая информация должна быть достоверной, качественной и минимальной по объему (информация по существу).
Необходимо осуществить анализ внешней и внутренней среды организации.
К внешнему относится – анализ влияния экономических факторов (курсы валют, уровень безработицы, ставки налогов и др.), анализ политических факторов, анализ социальных факторов (уровень образования, рост и возраст населения и др.), анализ покупателей, поставщиков, конкурентов, рынка рабочей силы.
К внутреннему относится – анализ кадрового состава, анализ финансового состояния и др.
|
3. Прогнозирование
Прогнозирование - это вероятностное определение хода дальнейших событий. Прогнозирование может осуществляться:
- до начала процесса планирования (например, на основе известной предыстории продаж делается прогноз будущих объемов продаж, после этих прогнозов планируются будущие объемы производства, затраты и т.д.);
- параллельно с процессом планирования (например, прогнозирование погодно-климатических условий и планирование в связи с этим транспортных перевозок);
- по окончании процесса планирования (например, в связи с резкими колебаниями валютных курсов, инфляции и других факторов в предшествующем и текущем периодах не представляется возможным точно оценить затраты организации в будущем периоде; на будущий период делаются оптимистический и пессимистический прогнозы).
4. Планирование
Планирование – процесс обоснования направлений и параметров развития организации, способов достижения этих параметров с учетом имеющихся ресурсов и воздействия внешних факторов.
Процесс планирования включает в себя:
- обоснование миссии и разработку целей организации, конкретизацию целей до подразделений;
- постановку задач, которые необходимо решить для достижения целей;
- обоснование конкретных критериев достижения целей с учетом системы ограничений;
- определение последовательности, сроков, способов решения задач;
- обоснование потребности в ресурсах.
Планирование может быть краткосрочное (на 1 год), среднесрочное и долгосрочное (5-15 лет).
|
Планирование может быть стратегическое (детальный всесторонний план для осуществления миссии организации и достижения ее целей) и тактическое (краткосрочные планы для претворения стратегии в действие).
5. Мотивация труда
Функция – процесс стимулирования деятельности человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальных или общих целей организации.
В процессе управления необходимо анализировать потребности людей и сопоставлять их с целями и задачами организации.
Основные методы мотивации:
- экономическая (з/п, премии, льготы);
- социальная (общественное признание, благодарность);
- психологическая (самооценка, значимость);
- властная (повышение, карьерный рост, выговор);
- моральная;
- социально-психологическая;
- мотивация по целям – более сложные цели приносят больше удовлетворения;
- метод обогащения трудом – более интересная и важная работа дает больше удовлетворения;
- метод участия работника в принятии решений;
- метод изучения мотивации и мотивов.
6. Организация
Организация деятельности – процесс создания структуры предприятия, который дает возможность эффективно выполнять функции для достижения целей.
На предприятиях функция организации подразумевает деление на части и делегирование задач, сформированных на этапе планирования. распределение ответственности и наделение полномочиями и установление взаимосвязи между различными работами.
7. Регулирование
Регулирование – процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых.
Причины необходимости регулирования:
|
- отклонения плановых показателей во внутренней среде (ухудшение производственной или технологической дисциплины, сбои, поломки, аварии…);
- отклонения плановых показателей, связанные с изменением внешней среды (отношения с поставщиками, клиентами ….)
8. Контроль, учет и мониторинг
Контроль – процесс, задачей которого является количественная и качественная оценки результатов работы.
На производстве обычно контролируют:
- объемы, номенклатуру и качество продукции;
- запасы готовой продукции и сырья,
- сбыт и снабжение;
- технологический процесс;
- производительность труда.
Одновременно с контролем осуществляется учет – подведение итогов деятельности организации.
Если число контролируемых показателей велико, то проводится мониторинг с применением компьютеров. Он позволяет непрерывно отслеживать результаты и оперативно реагировать на отклонения.
Принцип управления - правила, которые должны выполняться на всех уровнях управления в практической деятельности.
- принцип централизации (жесткая взаимосвязь между уровнями управления) и децентрализации;
- принцип единоначалия;
- принцип делегирования полномочий;
- принцип нормы управляемости (3-7 человек);
- принцип научности в управлении в сочетании в творческим подходом;
- принцип соответствия работника занимаемой должности;
- принцип системности (изучение элементов неразрывно друг от друга) и комплексности (охват элементов без учета влияния);
- принцип функциональной специализации в сочетании с универсальностью – к каждому работнику применяют спец. подход, но наряду с этим имеются универсальные решения;
- принцип повышения квалификации.
Методы управления – совокупность способов, в результате осуществления которой достигаются цели организации.
- административно-распорядительные – оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, указания;
- экономические – охватывают планирование и прогнозирование перевозок, финансирование, ценообразование, учет, контроль и анализ;
- социально-психологические – определяют целенаправленное воздействие на коллективы, группы и отдельных работников, на регулирование взаимоотношений между ними.