Тема. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО И НРАВЫ (нравственная деятельность).




Этика деловых отношений

 

Гегель различал мораль и нравственность. Под первой понимал совокупность особого рода моральных представлений, идей; под второй - систему существующих в обществе нравов, обычаев.

Сегодня: мораль – форма идеологии, а под нравственностью – область обычаев, нравов, нравственных отношений, связанных с уровнем обыденного сознания.

Мораль – субъективный внутренний духовный регулятор по­ведения, а нравcтвенность – социальный его аналог. (Онтогенез и фи­логенез).

С позиции, когда мораль объективно отражает нравственность - они тождественны. Этика – наука, мораль – предмет науки.

Этика философская наука, ибо рассматривает мораль в самых абстрактных ее определениях. Это, во-первых. Во-вторых, все, что относится к сущности человека, есть предмет философии, а не конкретных наук. Этика изучает нравственные отношения, возникающие между людьми или общностями людей в их коллективной жизни.

Главное свойство морали и нравственности - выполнять в об­ществе функцию регуляции межчеловеческих взаимоотношений. При этом она качественно отличается от права…..

Сущность морали заключается в том, что она представляет со­бою форму саморегулирования совместной жизни людей, выражающую историческую необходимость его прогрессивного развития. На каж­дом историческом этапе эта необходимость проявляется в сознании и деятельности прогрессивных классов. В этом ее специфика: обще­ство не располагает никакой другой подобной формой регуляции. Ибо, если иметь в виду право, то оно апеллирует непосредственно не к социально-исторической необходимости, а воле существующего государства, которое принадлежит господствующему классу. Только моральное регулирование опирается на идею должного, вы­ражающую всеобщую историческую необходимость, и именно по этой причине некоторые моральные нормы (так называемые «обще­человеческие») отличаются исключительной распространенностью и устойчивостью в традиции – несравненно большей, чем установле­ния права или обычая. Скажем, почему нужно заботиться о детях? Да общество не могло бы не только прогрессировать, но попросту существовать, стало бы невозможным воспроизводство человече­ской жизни.

В третьих, в этике находит отражение основной вопрос фило­софии

Материалистические тенденции в этике выражают: натура­лизм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм. Общие черты натурали­стической этики: все особенности поведения людей и все элементы их нравственного сознания выводятся из «природы»: внешней, когда добро в людях определяют как частицу мировой законосообразно­сти, гармонии мирового разума, или природы человека, из его физи­ческой конституции, потребностей, интересов, как это свойственно просветителям. Гедонизм (наслаждение, удовольствие) – утвер­ждает, что высшее благо полагается в чувственном наслаждении. Добро – все что способно доставлять удовольствие, а все, что ме­шает этому зло. Эвдемонизм (счастье, блаженство) полагает добро не только как телесное удовольствие, но в более широком смысле как обладание всеми ценностями жизни физической и духовной, а также все то, что способствует достижению счастья. Он м/б индиви­дуалистическим (эгоизм- личное счастье - Фейербах),и обществен­ным (альтруизм- всеобщее счастье - Аристотель, Спиноза). В 19 веке натурализм вырождается в утилитаризм Бентама и Милля и волюн­таризм Шопенгауэра и Ницше.

В свою очередь идеализм в этике также достаточно многообразен: религи­озные доктрины, этические концепции объективного идеализм (Пла­тон, Гегель) субъективно-идеалистические интерпретации мораль­ного сознания (Конт, неопозитивизм, экзистенциализм).

В-четвертых, корни этики в истории философии.

 

 

ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОРАЛИ.

 

Структура морали включает в себя::

1. Нравственная деятельность

2. Нравственные отношения

3. Моральное сознание.

 

МОРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

Деятельность- совокупность совершаемых кем-либо (лицом, коллективом, народом) действий. Все действия людей можно рассматривать двояко: как действия-операции или как действия-поступки. Первые фиксируются дескриптивными (описательными) предложениями. Например, "человек бросился в воду". Вторые, т.е. поступки - это субъективно мотивированные действия, имеющие для кого-либо значение, и вызывавшие поэтому к себе то или иное отношение. Информация о поступке фиксируется оценочным предложением. Например, "человек бросился в воду, чтобы спасти ребенка". Здесь не только описывается действие, но также указывается их мотив (хороший или плохо), и подспудно содержится осуждение или одобрение действия. Это придает поступку нравственное содержание. Таким образом структура поступка включает в себя три элемента: а) мотив; в)результат, имеющий значение; в) отношение кого-либо к действию, к его результату, к мотиву (оценка).

Многие поступки получают широкое распространение, совершаются часто и становятся стандартными формами поведения. Такие поступки, широко распространены среди представителей той или иной соц. группы, принято называть нравами. Совокупность нравов, существующих в данном обществе или поступков, совершаемых индивидом, называется нравственной деятельностью данного сообщества людей или индивида. Таким образом, нравственная деятельность - это сторона или аспект человеческой деятельности, которая выражается в поступках и нравах.

Поскольку характер каждого поступка раскрывается в межличностных отношениях, то моральную деятельность можно определить как совокупность нравственных отношений.

 

НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Нравственными можно назвать те отношения, в которые люди вступают друг к другу, совершая поступки. Нравственные отношения отличаются от внеморальных отношений, которые не связаны в моральной деятельность. а также от аморальных отношений, которые получают отрицательную оценку с точки зрения требований нравственности.

Особенности нравственных отношений: 1. Объектом нравственного отношения может быть все: вещь, животное, человек. 2. Субъектом нравственного отношения - только личность. 3. Нравственное отношение - это единство субъективного и объективного. Оно субъективно, ибо произвольно, происходя из собственных представлений человека о нравственном и безнравственном. В то же время оно объективно. Во-первых, результаты его действия имеют значения для других. Во-вторых, характер отношения личности к тому или иному типу поведения (одобрение или осуждение, симпатия или антипатия и т.д.), в конечном счете, определяется социальными факторами, не зависящими от субъективных установок; распространенные типы нравственных отношений складываются в обществе как бы независимо от воли конкретного индивида.

Строго говоря, если рассматривать конкретное нравственное отношение между людьми, то оно предстает как взаимоотношение, в котором каждый агент может полагать себя субъектом.

Взаимоотношение личности и общества - это главное в нравственном отношении. Если брать все отношения индивида, в которые он вступает на протяжении жизни с другими людьми и с коллективами, то они генерализируются в одно общее понятие: взаимоотношение этого конкретного человека с обществом.

Если субъектов этого отношения выступает общество, то личность как объект нравственного отношения, берется лишь в нравственных качествах, как они выступают в ее поступках, в нравах, в нравственной деятельности в целом.

Если же брать в качестве субъекта личность, то объектов нравственного отношения будет не все в жизни общества, а лишь моральная сторона этой жизни, т.е. существующие в обществе моральные принципы, нормы, кодексы, идеалы.

Гармоничное сочетание личных и общественных интересов достигается только благодаря действительному единству личного и общественного морального сознания.

 

 

МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

 

Поступки и нравы, нравственные отношения, будучи элементами моральной деятельности, включают в себя деятельность сознания, так как они сначала проходят через сознание, прежде чем, сложиться. Существенным моментом этого "прохождения" является их отражение в общественном и индивидуальном сознании.

В моральном сознании отражается определенная сторона общественной жизни. С генетической точки зрения моральное сознание порождается потребностями жизни человека, общественного развития, прежде всего - потребностью регуляции коллективной жизни людей. С точки зрения функционирования моральное сознание также обслуживает определенные потребности общества, например, потребности в осознании существующих в нем нравственных отношений и нравов. Тесная связь нравственного сознания с практической деятельностью людей видна из того, что оно несет прямую информацию о свойствах социальной действительности. Например, "не кради" предполагает, что в обществе уже сложились представления о собственности.

Особенности морального сознания:

- нравственное сознание отличается от теоретического познания наличием в первом аксиологического (оценочного) момента: в нем отражается не только природа явления, но также устанавливается его значение для субъекта и, тем самым, отношение субъекта к явлению;

- ему присуща функция ориентирования человеческого сознания на определенные ценности при помощи норм, образцов и идеалов.

- велика роль чувств и образов, складывающихся на уровне обыденного сознания, общественной психологии. Нравственные чувства - по преимуществу неприятные, так сказать "исправляющие": стыд, вина, угрызения совести и т.п.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ:

1. субъективно-личные элементы (чувство стыда, советь, самооценка и т.п.).

2. объективно-коллективные элементы (моральные принципы, нормы и пр.)

3. - рациональные элементы сознания (нравственные понятия, убеждения принципы, идеалы и т.д.).

4. эмоциональные элементы (любовь, ненависть зависть и др.)

5. волевые - (мужество, трусость и иные качества личности).

 

В индивидуальном и общественно нравственном сознании можно вычленить следующие уровни:

1. подсознательного стимулирования поступков потребностями, аффектами, стереотипами, установками, подражание.

2. обыденный уровень, на котором поступки мотивируются обычаем, традицией мнением, авторитетом, лидеров, модой и т.д.

3. уровень идеологии, на котором поведение людей стимулируется национальными и т.д.) интересами, выраженными в виде программно-политический идей, нравственных норм, моральных кодексов, устойчивых принципов.

4. Научно-теоретический уровень нравственного сознания, благодаря которому поступки и нравы мотивируются научно познанными интересами общества класса и личности.

Совокупность представлений человека, которое формируется в его голове на основе жизненного опыта или его теоретического осмысления складывается в систему знаний, ядром которого являются этические категории.

Этические категории - это общие понятия отражающие в морали ее стороны, составные части или элементы (моральная деятельность, моральное сознание, поступок и т.д.); ее существенные свойства (ценность справедливость, добро, зло и т.п.); возникающие в ней отношения (оценка, самооценка, конфликт и пр.)

"Традиционные категории" этики - добро и зло, справедливость долг, совесть, счастье, честь, которые называется "субстанциональными.

Различают следующие функции морали:

1. регулятивную (соответственно - нормативный аспект этики);

2. ценностно-ориентирующую (аксиологический аспект);

3. познавательную (гносеологический аспект);

4. воспитательную или гуманистическую (аспект социализации);

5. идеологическую (политический аспект).

 

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫв системе регуляторов поведения

 

Моральная регуляция поведения достигается, прежде всего, при помощи нравственных норм и других требований, имеющих императивный (повелительный) характер.

СПЕЦИФИКА МОРАЛЬНЫХ НОРМ

В самом общем значении НОРМА – требование, которое должно быть выполнено для достижения какой-либо цели. Понятие нормы близко по значению понятию правила. Но правила могут вводиться или отменяться с согласия участников данного рода деятельности. Нормы же не могут менять по произволу и имеют более закономерное, объективно-необходимое происхождение и основание.

В общем понятии социальная норма – это исторически обусловленное требование к деятельности людей (общностей), имеющие целью сохранить данную общность (класс, нацию, общество) как целое. Так, патриотизм – для сохранения нации, супружеская верность - для сохранения семьи. Норма исторична и относительна: могут меняться субъекты требования, объекты требования и характер требования. Но безусловен факт предъявления требований к поведению в качестве условия организованной совместной жизни людей в общества.

Все социальные нормы объединяются в три большие группы: операционные нормы, регламентирующие и субординационные.

К первой группе относятся технические и технологические инструкции, военно-уставные правила, школьно-воспитательные методики, Госты, тарифы, цены и прочие установления для упорядочивания действий исполнителей с целью достижения определенного результата.

Нормы второй группы определяют порядок и последовательность действий людей, учреждение и организаций в каких-либо акциях. Таковы регламенты собраний, судебно-процессуальные кодексы и правила, культовые ритуалы и т.д.

Нормы третей группы имеют целью согласовать интересы деятельность индивидов (общности) с потребностями какой-либо высшей общности (класса, нации, государства). Таковы нормы права и морали.

Моральные нормы отличаются от правовых норм меньшей определенностью предъявителя (субъекта) и исполнителя (объекта) требования. Обширностью сферы применения, разнообразием и гибкостью способов предъявления требования и санкций за его исполнение или неисполнение. Однако при определенных условиях моральные нормы могут трансформироваться со статьи закона, а некоторые правовые установления имеют свои корреляты в морали.

В моральных нормах выражена ее императивность, повелительность. В морали императивность выступает в виде системы требований к поведению лиц, в которые облекается общий интерес того сообщества людей, к которому принадлежит данное лицо. Особенность морального требования в предусматриваемой относительности свободы действий.

Императивность морали отражает социально-общественную необходимость Эта необходимость может быть изменчива, социально и классово обусловлена, а стало быть не абсолютна и не категорична. Еще Гегель отмечал, что в большинстве обычных ситуаций моральные нормы могут выступать основанием поведения и оценки поступков, не следует только забывать, что «само это основание не есть что-либо абсолютное и

подпадает той же диалектике (относительного и абсолютного).

Моральная норма – это требование в виде предписания или запрещения какой-либо формы поведения (поступка). Моральные норм регулируют частные формы поведения. Более общие, нормативные требования обычно называю моральными принципами. Свод моральных принципов и норм данной системы морали называют моральным кодексом.

Моральная норма есть требование, зафиксированное в общественном и индивидуальном сознании в виде определенной словесной формулировки. Но сама эта формулировка и связанная с нею мысль или образ являются ничем иным, как отражением распространенного массового типа поведения, считающегося нормальным. Норма как распространенный тип особого рода поступков, существует до их сопоставления с какими-то идеальными образцами, эталонами свойственными сознанию.

Они отражают в концентрированном виде положительный и отрицательный опыт практической жизни больших масс людей. Таким образом, в моральной норме складывается единство сознания и поведения, сущего и должного, субъективного и объективного. Нормы – это обобщения «правильного» в поступках и нравственных отношениях. Цель нравственного воспитания – это превращение норм в привычные формы повседневного поведения.

Хотя непосредственно моральные нормы существуют в общественном сознании и сознательно предъявляются к поведению людей, они в то же время являются объективной характеристикой самого этого поведения. Именно поэтому каждый отдельный человек воспринимает нормы как нечто внешнее, объективное, необходимое - императивы.

Проблема социально сущности моральных норм включает в себя два вопроса: а) о социальной обусловленности происхождения норм; б) социальной целесообразности их функционирования.

И в том и в другом случае моральные нормы вторичны, производны от социальной необходимости и целесообразности. Самый набор норм, избираемых людьми для себя, определяется, в конечном счете,

необходимостью социального прогресса. Скажем, предписание будь трудолюбивым не может не отвечать потребностям общественного прогресса, поэтому предложение - будь лентяем - это не способно стать моральной нормой.

Социальная обусловленность моральных норм связана также с их классовым содержанием. Например, бережливость - норма поведения буржуа в период накопления, а расточительство - норма поведения олигарха.

ВИДЫИ ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА МОРАЛЬНЫХ НОРМ

Различаются два типа норм: императивные и деонтические (деон –долг). Императивные нормы выражаются простыми повелительными предложениями. Например, «будьте бдительны!», «берегите лес!». Здесь обнаруживаются два элемента: а) описание некоторой ситуации или состояния (дескриптор); б) указание на то, что данное состояние уже имеет место или его требуется еще только реализовать (диктор). Императивные предложения различаются между собой дикторами (будьте бдительны – мы бдительны).

Деонтические нормы обязывают. Разрешают или запрещают какие-либо поступки. Деонтические нормы выражают моральную необходимость и выражаются предложениями со словами «должно», «позволено» и «запрещено». В свою очередь деонтические номы разделяются на две разновидности: категорические и гипотетические.

Категорические нормы обязывают, разрешают или запрещают поступок независимо от внешних условий.

Гипотетические нормы обязывают, разрешают или запрещают поступок в зависимости от определенных условий обстоятельств, ситуации и т.п., которые обычно указываются в самой формулировке нормы или подразумеваются. Например, «всякий трудоспособный мужчина в возрасте от 18 до 60 лет должен трудиться». В строгом смысле слова среди деонтических норм лишь гипотетические нормы могут считаться моральными нормами, ибо всякий поступок конкретен.

Для этического анализа моральной нормы достаточно отметить ее три элемента: диспозицию, гипотезу и санкцию.

Диспозиция – центральный элемент нормы, выражающий содержание и характер требования. Диспозиция стимулирует положительную моральную деятельность. Нормы-разрешения (поощрения на сверхдолжное) могут стать всеобщими в будущем, когда героическое станет обычным. Нормы-запреты и нормы-рекомендации – это о сути дела одно и то же требование, которое в своем полном содержании должно гласить «Не лги, но говори правду».

Гипотеза – структурный элемент моральной нормы, указывающий на условиях ее исполнения. Эти условия ограничивают действие нормы. Чаще всего таким условием выступает указание адресата (исполнителя) нормы. Гипотетичность моральных норм особенно наглядно выступает в кодексах профессиональной этики (например: врачебной, воинской и т.п.), где общей гипотезой всех норм является ограниченность адресата – люди определенной профессии.

Санкция – структурный элемент моральной нормы, выражающий способы или средства обеспечения ее действенности: одобрение, осуждение в разных видах и формах. В формулировке моральной номы санкция обычно не представлена, но всегда подразумевается (хотя бывают исключения: «не судите, да не судимы будете»). В качестве моральной санкции может выступать эмоциональная реакция другого лица или лиц на поступок, словесное одобрение или неодобрение, слава, сплетня, бойкотирование, обсуждение на собрании с тем или иным решением и другие формы выражения общественного мнения, а также суд собственной совести. В отличие от права, в морали санкции не столько определенны и стабильны, что связано с общими особенностями функционирования морали как регулятора общественной жизни.

 

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И МОРАЛИ

Тема. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО И НРАВЫ(нравственная деятельность).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: