Проблемы определения ролей мужчин в современном обществе




I. Современный мужчина

На фоне социальных и политических потрясений последнего времени мало кто обращает внимание на менее заметные изменения. Тем не менее, они оказывают глубокое и долговременное влияние на весь строй нашей жизни, поскольку затрагивают унаследованные из прошлого представления о норме и отклонении от нормы, о долге и свободе, о социальных ролях, которые должен играть человек. К явлениям такого рода принадлежит и происходящее на наших глазах изменение мужской роли в обществе.

Для успешного функционирования в обществе мужчине, по определению французских социологов Д.Берто и К. Делкруа, требуется "двойное подкрепление": профессиональная занятость и семья. Однако к концу ХХ века самоутверждение мужчины и в семейной, и в профессиональной сферах делается всё более сложным[1].

Обретение и сохранение мужчиной статуса мужа и отца стало серьёзной социальной проблемой из-за роста разводов и увеличения количества детей, рождённых вне брака. О масштабах этого процесса говорят следующие цифры: в "благополучных" странах, входящих в Европейское сообщество, показатель числа разводов на 1000 населения увеличился более чем в три раза между 1995 и 2005. В течение последних пяти лет процесс несколько замедлился, но это объясняется не столько тенденцией укрепления семьи, сколько снижением численности браков. В странах Европейского сообщества число детей, рожденных вне брака, выросло с 8,8% в 2003 году до 20% в 2007 году. Число семей с одним родителем (как правило, - матерью) составляло в начале 2008 года около 11,2% всех семей.

Одновременно с угрозой потери супружеской и отцовской ролей, подвергается эрозии и профессиональная роль мужчины. Прежде всего, это связано с растущей угрозой безработицы, с увеличением её масштабов. Потеря работы или ёе смена, требующая снижения амбиций, становятся непременной частью жизненного опыта все большего числа мужчин. Кроме того, в профессиональной сфере обостряется конкуренция между мужчинами и женщинами. Профессиональная конкуренция "проникла" и в семью. В начале 1970-х годов западные социологи попытались исследовать и описать семью двух работающих супругов и семью "с двумя карьерами" как принципиально новые типы, рождающие новые отношения в сфере семейной власти и новые типы конфликтов. Изменения, неминуемо происходящие в этих семьях, затрагивают обе супружеские и родительские роли.

Всё более многочисленные западные исследования описывают изменение мужской роли в обществе через термин "кризис маскулинности"[2]. Он выражается, прежде всего, в том, что так называемые традиционные нормы мужского поведения, формирующие стереотип мужественности, усваиваемый мальчиками и юношами в ходе социализации, всё в меньшей степени обеспечивает успешность или даже простую адаптацию взрослого мужчины в обществе. Выделяют несколько основных норм, на которых строится образ "настоящего мужчины":

Ø избегание в поведении любого намёка на "женственность", запрет на эмоциональность, то есть крайняя сдержанность в проявлении чувств (прежде всего таких, как нежность, любовь, доверчивость, ласка),

Ø постоянное стремление к достижениям и социальному статусу, уверенность в себе,

Ø агрессивность,

Ø нетерпимость к гомосексуалам,

Ø высокая и "безрассудная" сексуальность.

Мужчина, обладающий таким набором качеств, предстает как властный и жесткий победитель, призванный доминировать в семье и обществе. Предполагается, что он всегда сумеет достигнуть поставленных - пусть даже самых высоких - целей, безусловно, выиграет у конкурента, оказавшегося почему - либо не на высоте предъявляемых настоящему мужчине требований. Такому герою, естественно, нужна подруга, нормы, поведения которой во всём противоположны, а сфера деятельности которой, практически, никак не пересекается с "мужской".

Нет нужды доказывать, что реальность, в которой мы живём, отрицает жёсткую нормативность как женской, так и мужской ролей. Однако нормы женской роли оказались гораздо более гибкими, способными к изменениям, а женственность в сознании людей в гораздо меньшей степени отождествляется со слабостью и пассивностью, чем мужественность с физической силой, стремлением к доминированию и высоким социальным достижениям. Секрет состоит в том, что с давних пор именно эти качества мужчины обеспечивали эффективное исполнение его ключевой общественной роли - роли кормильца семьи. Знаменитая исследовательница культуры, этнограф Маргарет Мид, считала эту роль "социальным изобретением"[3] и специфически человеческой ценностью. Суть её состоит в следующем: "будущий мужчина усваивает, что, когда он подрастёт, одной из обязательных вещей, которые ему придётся делать, чтобы стать полноправным членом общества, будет обеспечение пищей, какой - нибудь женщины и её потомства. Даже в очень простых обществах немногие мужчины могут уклониться от выполнения этой обязанности, стать бродягами, мизантропами, живущими в одиночестве в лесах".

Вглядываясь в то, как устроены "простые общества", и наблюдая, как меняется жизнь сложных современных обществ, Маргарет Мид предупреждала, что мужская роль кормильца семьи "может быть утеряна" (там же. С. 309). Возможно, именно этим подсознательным страхом человечества обусловлено упорное сохранение и даже своеобразный Ренессанс, который переживает периодически образ "классической" мужественности. В России этот страх проявляется гораздо сильнее, чем в странах современного Запада.

Обратимся к современному российскому опыту социализации мальчиков и юношей, который строится на образах героев фильмов - боевиков, "новых" героев современного российского бизнеса. Здесь можно отметить всё более очевидную компрометацию "классического" интеллигента, неспособного добиться успеха в "крутом бизнесе" и потому теряющего в глазах молодых людей всякую привлекательность и престиж. Общество как бы спрашивает мужчину: если ты не победитель в жестокой борьбе за деньги и влияние, то кто же ты? И отвечает вполне определённо: ты не мужчина, поскольку даже не можешь содержать свою семью "на должном уровне". Как и в "простых обществах", описанных Маргарет Мид, требование содержать семью у нас вменяется мужчине в качестве не просто главной, но единственной обязанности.

В начале 2006 года было проведено сравнительное исследование "Семья: Восток - Запад" в России и нескольких европейских странах. Его результаты показали, что именно среди российских респондентов оказался самый высокий процент семейных мужчин, однозначно ориентированных на профессиональную сферу - 11%. В Западной Германии эта группа составила 5%, в Польше - 4%, в Восточной Германии - 3%, а в Венгрии и Швеции - лишь 2%.

По числу "семейно - ориентированных" мужчин Россия (19%) "похожа" только на Западную Германию (18%)[4], единственную страну в нашем исследовании, где среди мужчин - респондентов была самая большая группа мужей, неработающих жён, то есть фактических "единственных кормильцев". Во всех остальных странах эта группа "семейно - ориентированных" мужчин оказалась в полтора - два раза выше. Ответы респондентов на вопросы о внутрисемейной жизни показали, что тенденция к конструированию новой мужской роли, характерная для Европейских стран, в России гораздо слабее, а "кризис маскулинности", судя по некоторым результатам, гораздо ярче. Так, российские мужчины в два раза чаще высказывают неудовлетворение своими отношениями с детьми и супружескими взаимоотношениями. В тоже время, они в четыре раза чаще утверждают, что "участие отца в уходе за ребёнком рождает много проблем". Подавляющее большинство российских мужчин рассматривают период, когда жена находилась в отпуске по уходу за ребёнком, как исключительно тяжёлое время, осложнённое частыми семейными конфликтами. В целом, их ответы создают отчётливое впечатление, что семейные мужчины в России существуют в рамках очень жесткой нормы и практического отсутствия выбора: они должны быть или традиционными "добытчиками" или оказаться полными и окончательными неудачниками.

Этот результат довольно неожидан, если учесть многочисленные исследования советского времени, показывавшие, что в нашем недавнем прошлом тенденция к равноправию доминировала в семье. "Базовая" советская модель - семья с двумя работающими супругами - была, конечно, несовершенна, но её принципиальная новизна по сравнению с прошлым состояла в том, что работающая вне дома жена была в достаточной мере самостоятельной фигурой и могла выполнять роль независимого, а иногда и главного, кормильца в семье. Интересно, что в советской равноправной семье, функционировавшей в значительной мере за счёт двойной занятости женщины, сохранилась тоска по традиционным нормам и реальное воспроизводство их, прежде всего в социализации мальчиков и юношей.

В 2008 году был проведён опрос среди московских студентов - экономистов. Они описали современного успешного российского бизнесмена, как будто бы имея перед глазами вышеперечисленные нормы поведения "истинного" мужчины. Ребята подчеркивали, что ему необходимы жёсткость и жестокость, властность, агрессивность, упорство в достижении цели, уверенность в себе, скрытность. И объясняли, что мир устроен "для сильных мужчин". Как видите, современное российское общество актуализировало традиционные нормы мужского поведения: жить за пределами семьи, которая, тем не менее, является важным показателем общественного статуса мужчины, и которую необходимо быть в состоянии содержать. Отклонение же от этих норм грозит неуспехом и даже настоящим жизненным крахом. А поскольку удержаться на нормальном "среднем уровне" в России становится всё более и более трудно, мужчина всё чаще рискует потерять статус, в том числе и семейный.

Но если всё - таки взять не одно лишь "денежное измерение" жизни, как, ни актуально оно сейчас для России, а более широкую перспективу и вспомнить наш собственный недавний опыт, то окажется, что "кризис маскулинности" отнюдь не выдумка. Культура властно требует изменения жёстких норм мужского поведения и закрепления в сознании и опыте новых поколений иных социальных и психологических навыков, вступающих в очевидное противоречие с традиционными нормами мужского поведения. Возникает вопрос: не последует ли вслед за разрушением традиционной модели кормильца разрушение мужской модели поведения вообще? Какой выход здесь возможен?

Исследования последних лет показали, что современные молодые мужчины на Западе значительно в большей степени, чем их отцы, стали связывать самореализацию с семейной жизнью и, сравнительно с отцами, меньше с самоутверждением в профессиональной сфере. Можно даже утверждать, что они уже не просто хотят "иметь" семью, как подкрепление своего социального статуса, но хотят "быть" в ней. Одним из свидетельств этого является то, что современные отцы значительно больше вникают в воспитание детей, больше проводят с ними времени и даже берут по отношению к детям часть традиционно "материнских" обязанностей.

Эта тенденция оказалось достаточно значимой для того, чтобы начать описывать современных семейно - ориентированных мужчин как социальный феномен постиндустриального общества. Например, норвежские социологи Холтер, Аарсет и Нильсон смогли выделить среди "семейно - ориентированных" мужчин четыре типических фигуры. Во-первых, - это мужчина, для которого семья является продолжением карьеры и который через отношения с детьми как бы увеличивает свою общую социальную компетентность. Во-вторых, - это "заботливый мужчина", который, по - настоящему, глубоко эмоциольнально включён в домашнюю жизнь, в отношения с детьми, видящий в семье главную сферу своей самореализации. В-третьих, - "справедливый мужчина", принимающий на себя часть семейных обязанностей, которые он выполняет неуклонно и регулярно. И наконец, - "семейный идеалист", который всячески превозносит семью, объявляет её своей главной ценностью, но в действительности, проводит резкую грань между домашней и профессиональной жизнью, участвуя в первой лишь на словах, на уровне признания важности "семейной идеологии".

Новые требования жизни отразилось в современных представлениях об идеальном мужчине. Исследования, проведённые в 2005 году в Швеции Б. Бергстеном и М. Бэк - Виклингом, показали, что наиболее часто в "идеал" входят" двенадцать характеристик. Порядок наиболее часто упоминаемых качеств отражает их значимость для отвечавших мужчин и женщин. С точки зрения самих мужчин, идеальный мужчина должен быть - честен, - хорошо образован, - справедлив, - жизнерадостен, - деликатен, - надёжен, - ответственен, - энергичен, - уверен в себе, - спокоен, - находчив, - способен к сопереживанию. С точки же зрения женщин, современный идеальный мужчина - честен, - деликатен, - способен к сопереживанию, - хорошо образован, - находчив, - жизнерадостен, - энергичен, - ответственен, - независим, - справедлив, - великодушен и надёжен.[5]

Как видно, мужчины и женщины рисуют образ, весьма мало соответствующий нормам традиционной маскулинности. В нём нет, прежде всего "избегания любого намёка на женственность" и "запрета на эмоциональность". Напротив, и сами мужчины и особенно женщины подчёркивают эмоциональную открытость и как раз те качества, которые делают мужчину, прежде всего способным к общению с женщинами и детьми, к пониманию, а не подчинению других. В этом новом идеале нет даже намёка на властность, агрессивность и не упоминается сила. Вспомним, что семейная жизнь становится для мужчины продолжением карьеры и даже "второй карьерой" - не в смысле простого подкрепления его социального статуса, а в том, что отношения с женой и детьми, полноценное участие в жизни семьи становятся для него способом самореализации не в меньшей (а иногда и в большей!) степени, чем профессия. Это заметно даже когда мужчина, живущий отдельно от семьи, продолжает оставаться полноценным отцом своего ребёнка - ситуация, которая становится всё более массовой и "нормальной" на Западе.

Нет сомнения в том, что "мужская" и "женская" культуры, традиционно чётко разделённые, сближаются и перемешиваются: женщины всё больше времени посвящают профессиональной работе, а мужчины всё больше личного времени отдают домашней жизни. Благодаря этому, роль "добытчика", она теряет свою жёсткость и определённость, её границы постепенно размываются.

Разумеется, это создаёт огромные трудности для мужской социализации, всё ещё "привязанной" к традиционной модели кормильца. Последнее чрезвычайно характерно для современной России, где пока гораздо чаще говорят и пишут о возвращении к неким традиционным нормам, искажённым в советский период, чем о кризисе самих этих норм, в том числе кризисе классических представлений о мужественности. Именно поэтому для российских мужчин более реальна опасность оказаться маргиналами - неудачниками с точки зрения требований традиционной мужской роли и в то же время неудачниками в современной роли, пока еще неустоявшейся и открытой для экспериментов.

В ходе исследования Species, проведенного Discovery Networks, были опрошены более 12 000 молодых мужчин (25 - 39 лет) из 15 стран Европы, Ближнего Востока и в Африки (EMEA). Исследование показало, что сложность и неоднозначность мужской роли в современном обществе привели к новому этапу эволюции мужского идеала, оставив "метросексуалов" и "альфа - самцов" в прошлом.

Установлено: сегодня мужчины устроены сложнее, чем когда - либо. Таким оказался вывод одного из самых обширных исследований «Species: Современный мужчина от А до Я», проведённого среди молодых мужчин.

«Кубики» брюшного пресса, толстый бумажник или доброе сердце - в XXI веке не существует единого мнения, что такое настоящая мужественность, и у каждого мужчины есть свой образ, отвечающий запросам современного общества. На работе, дома и в жизни в целом мужчины должны лавировать между современностью и традициями, создавая свой собственный стиль жизни и определяя свою роль в современном обществе равноправия.

Кормилец, защитник и отец? Сегодня не существует общепринятых стандартов, которые предписывали бы, как современным мужчинам следует справляться с этими ролями. В течение десятилетий женщины руководствовались уже сложившимися четкими ролевыми моделями, но сегодня эти модели не работают, и мужчинам приходится балансировать между современностью и традициями. В результате мужчинам грозит выглядеть скорее обескураженными, чем, как предписывают стереотипы, воплощать воинственный кураж.

Нельзя сказать, что происшедшие перемены повергли мужчин в кризис. Но, стремясь быть успешным во всех сферах жизни, мужчина испытывает всё большее давление со всех сторон. Из-за экономических перемен найти и сохранить работу стало труднее. Социальные перемены предписывают мужчинам, и обеспечивать семью финансово, и выполнять домашние обязанности. Культурные перемены приводят к тому, что мужчинам приходится прикладывать больше усилий, чтобы стиль их жизни соответствовал тем картинкам успеха, которые они видят в СМИ.

Молодые мужчины не торопятся проходить традиционные вехи взросления - зачастую к реализации главных этапов жизни (покупке дома, рождению ребёнка), свидетельствующих о зрелости, мужчины приступают к сорока годам. Средний возраст вступления в брак у мужчин увеличился до 30 лет. В результате они стали дольше получать образование и позднее начинать полноценную трудовую деятельность. Проведя день в зале заседаний, они нередко отправляются ночевать в родительский дом на свою двухъярусную кровать. Так или иначе, современные мужчины стали дольше находиться в материальной зависимости от родителей, чем предшествующие поколения, они не спешат «остепениться» и обзавестись семьёй.

Равноправие мужчин и женщин делает их взаимоотношения как никогда сложными - женщины подают мужчинам противоречивые сигналы. Они хотят немного старомодного патриархата соединённого с феминизмом наших дней, и молодым мужчинам приходится искать баланс между традиционной и современной моделями отношений. Несомненно, сегодня существует большее равенство в отношениях мужчин и женщин, а также становятся более частыми и попытки идти на компромисс. Для многих мужчин это означает и новое качество физической близости. Для других же равенство в спальне стало причиной закомплексованности, поскольку современные женщины не боятся просить большего, жаловаться и даже критиковать.

Молодые люди не спешат заводить детей, но вовсе не потому, что они этого не желают - помимо финансового обеспечения семьи, молодые мужчины хотят более активно участвовать в жизни своих детей, чем это делали их собственные отцы. Эмоциональная близость с детьми очень важна для них. Как показало исследование, мужчины считают, что могут воспитывать ребёнка не хуже, чем женщины, и они переживают из-за того, что социум не даёт им возможность играть более значимую роль в жизни ребёнка[6].

Молодые мужчины тратят всё больше времени и денег на свой внешний вид. Однако забота об имидже может стать поводом не только для гордости, но и для беспокойства - молодые мужчины больше заботятся о своей внешности, понимая, что забота об имидже помогает им приобрести определённый статус в обществе. Мужчины в Западной и Южной Европе легче привыкают к ежедневным процедурам по уходу за своей внешностью. И хотя продажи мужских косметических средств всё время растут, практически все молодые мужчины определённо не хотят выглядеть самовлюбленными. Мужественность подразумевает крутость и некоторую небрежность, поэтому для мужчины основной способ улучшить свой внешний вид - тренировки в спортзале. Привлекательность развитой мускулатуры порой заставляет прибегать к экстремальным методам для достижения желаемого образа, что приводит к увеличению числа мужчин, страдающих различными расстройствами, связанными с неприятием своего тела.

Безопасный секс и таблетки для повышения потенции, пьяные пирушки и суперэнергетика. Чем активнее идёт пропаганда здорового образа жизни, тем труднее становится его придерживаться. Образ жизни молодых людей, подразумевающий гедонистический досуг с друзьями и полную стрессов работу, часто вступает в противоречие с их попытками быть здоровее. Во всех странах, где проводился опрос, за исключением Италии, более половины молодых мужчин согласились с утверждением «Я осознаю, что недостаточно внимателен к своему здоровью». Однако беспокойство о здоровье не всегда означает, что они будут меньше пить. Чтобы не потерять мужественности в глазах окружающих, молодые мужчины заботятся о своём здоровье по - своему, по-мужски: ходят в тренажёрный зал, а если идут к врачу - то чтобы убедиться, что они обладают достаточно крепким здоровьем и могут обеспечивать семью.

Эти ключевые установки, определённые исследованием Discovery Networks Europe, позволили выделить четыре основных типа мужчин:

«Обременённые обязательствами» (в среднем 26%) – это классические семьянины с консервативными взглядами на гендерные и социальные роли; самый большой процент мужчин этого типа - в Румынии (72%).

«Современные и на шаг впереди» (в среднем 34%) - это мужчины, имеющие современный взгляд на распределение гендерных ролей и балансирующие между множеством взятых обязательств; наибольшая доля мужчин этого типа - в Швеции (57%) и Франции (42%).

«Эгоцентрики» (в среднем 26%) - это молодые мужчины, для которых важнее они сами, чем отношения с другими людьми, не ориентированные на семейную жизнь; наибольший процент мужчин этого типа - в Германии (48%) и Нидерландах (43%).

«Ноль обязательств» (в среднем 14%) – это молодые мужчины, живущие сегодняшним днём и избегающие серьёзных обязательств и ответственности.

Маурицио Витале, вице - президент по продвижению и маркетингу, Discovery Networks EMEA: «Мы просто обязаны понимать современных молодых мужчин, поскольку они являются нашей основной целевой аудиторией. Просто удивительно, насколько равноправие полов усложнило мужскую жизнь. Современные молодые мужчины испытывают прессинг на работе, в семье, на них давят их собственные представления, заставляя их искать роль, удовлетворяющую их и общество в целом». Маурицио Витале продолжает: «Наши программы стремятся представить нашим зрителям жизнь во всех её проявлениях, и это исследование даёт нам уникальную возможность понять ценности и заботы нашей целевой аудитории и, таким образом, настроиться на неё».

Шейла Байфилд, Global Insights, Mindshare: «Мы приветствуем и всецело поддерживаем инициативу Discovery Channel провести исследование «Species». Полученные сведения позволят медиа - планерам узнать больше об их аудитории и о том, как с ней взаимодействовать более эффективно». Рори Сёзерлэнд, вице - президент Ogilvy Group UK, London: «В отличие от большинства других исследований отдельных групп, которые я видел, в этом исследовании сочетаются убедительность и практическая польза. Было очень приятно увидеть, что современных молодых мужчин показали не как потерянное поколение, страдающее от бесконечного экзистенциального кризиса, а как думающих, чувствующих и действующих личностей. Для нас, привыкших к трудностям в сфере международного маркетинга, было отрадно увидеть, что несколько одних и тех же типов распространены по всей Европе, и от страны к стране их характерные особенности не меняются».

Discovery Networks будет использовать результаты данного исследования в своей работе, при формировании сетки программ и в маркетинговых коммуникациях. Компания также готова поделиться знаниями с производителями, компаниями и брендами, которые хотят эффективнее работать с этой целевой аудиторией, где российские мужчины оказались эталоном европейской маскулинности.

В России, так же как и во всей Европе, мужчины всё чаще отказываются от традиционных взглядов на мужественность и гендерные роли и активно создают новые, современные каноны маскулинности. Лишь 22% россиян придерживаются консервативных взглядов. Более трети (36%) имеют современный взгляд на распределение гендерных ролей и пытаются справиться сразу с множеством взятых на себя обязательств. Такой тип молодых мужчин («Современные и на шаг впереди») преобладает в Европе (34%) уже сегодня.[7]

«Большинство проблем и трудностей современных молодых мужчин являются глобальными. Чаще всего они возникают на стыке трудовой и семейной жизни. Некоторые из них, например, как сочетать профессионально - карьерные устремления и высокую трудовую загрузку с ответственным отцовством, не имеют удовлетворительного решения нигде, разные типы мужчин отвечают на эти вызовы по - разному», - комментирует Игорь Кон, Профессор, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, академик РАО.

Исследование Discovery показало, что 36% российских молодых мужчин относятся к типу «Современные и на шаг впереди». В этой группе, а также в общем зачёте доминируют мужчины подтипа «лучший по всем статьям» (31% от общего числа респондентов). Они пытаются справляться со множеством ролей, для них одинаково важны семья, работа, друзья и хобби, а стремление успевать всегда и везде приносит удовлетворение, а не стресс, хотя и оставляет мало времени для себя.

К типу «Эгоцентрики» в Discovery «Species» было отнесено 26% россиян. Это молодые мужчины, для которых более важны они сами, чем отношения с другими людьми, и которые не особенно стремятся к семейной жизни. Причём в этой группе в России доминируют так называемые «бегущие за статусом» (16% от общего числа респондентов). Они очень честолюбивы, стараются привлечь к себе внимание, расставляют приоритеты в зависимости от влияния на имидж (работа, зарплата, физическая форма) и не готовы к семейным отношениям.

Мужчины типа «Обременённые обязательствами» составляют лишь 22% от общего числа россиян 25 - 39 лет. Это люди, которые стремятся быть идеальными отцами и проявлять максимальную заботу о своей семье, добытчики, которые считают своим долгом зарабатывать деньги и не берут на себя никаких других обязательств, а также «короли своей крепости», которые считают важным создать образ, что у них идеальная семья, а потому стремятся иметь престижную работу, дом и статусные вещи.

Мужчины, которые живут сегодняшним днём и избегают обязательств и ответственности («Ноль обязательств»), в России представляют самый редкий тип, таковых нашлось всего 16% от общего числа респондентов. Они живут сегодняшним днём - хотят развлекаться, совершенно не амбициозны, редко имеют хобби, поскольку это требует слишком больших усилий, хотят отложить брак и появление детей на как можно более поздний срок, предпочитают пассивный отдых и так далее.

«В целом, Discovery «Species» подтверждает мысль, что современный мужчина, как и его предки, обладает достаточными адаптивными способностями, чтобы справиться с социальными вызовами эпохи. И уж тем более нет никакой угрозы мужчинам со стороны женщин. Однако ему необходимо считаться с новыми социальными реалиями и не равняться на один - единственный, причём заведомо упрощённый и идеализированный образец гегемонной маскулинности», - говорит Игорь Кон.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: