Представление о маске личности разные народы связывают с различными стереотипами. Некоторые восточные культуры мужественность и физическое совершенство связывают с наличием у мужчины большого живота, поскольку там сосредоточена жизненная энергия. В античном мире пропорционально развитое тело было образцом совершенства и мужественности. Джон Уайли, осмысливая культурные представления различных народов о маскулинности, приходит к выводу: «чем выше, больше, тяжелее мужчина, тем большей мужественностью он обладает»1. Это то архетипическое начало, которое лежит в коллективном бессознательном у многих народов. Современные стереотипы мужественности связываются с такими качествами, как физическая сила, свобода в отношении, например, к внешности, употребления алкогольных напитков, сексуальных связей. Однако с ростом женского движения за свои права, усилением роли женщины в общественной и производственной жизни выдвигаются требования, ранее не предъявляемые к мужчинам. Эти женские идеологемы, согласно исследованиям Б.Леннеер - Аксельсон, можно представить в виде следующих требований:
• мужчина должен зарабатывать много денег, к тому же успевать разделить ответственность в доме;
• мужчины должны быть сильными, логичными, решительными, анализирующими, разумными, мягкими;
• мужчина должен быть мягким и твёрдым одновременно;
• мужья должны бегать, убирать комнату, заботиться о детях, готовить пищу, содержать в порядке машину и прочее оборудование;
• мужчины должны делать карьеру и одновременно не пренебрегать женой2.
Культурные нормы, имплицитные гендерные концепции, ролевые обязательства формируют определённые ограничения для проявления маскулинности в современном обществе. Исследования Джона О'Нила выявили, что в процессе социализации мужчины находятся под давлением общественных установок, которые заставляют их усваивать и принимать определённые ролевые обязательства. Он считает, что шесть типов ограничений в обществе, накладывают определенный отпечаток на проявление «маскулинности» как специфического социального феномена полового диморфизма:
• запрет на выражение чувств и эмоциональное поведение;
• равнодушие к своему здоровью;
• одержимость достижениями и успехами;
• регламентация сексуального поведения;
• стремление к власти и соперничество;
• гомофобия (отвращение к однополой любви)3. Социальные нормы и стереотипы вызывают к жизни специфические проблемы, с которыми сталкиваются мужчины в процессе жизнедеятельности.
Мужчина – клиент. Кризис маскулинности - проблема нашего века. Кризис связан, с одной стороны, с изменением характера труда в условиях свободной конкуренции, экономическим и социальным освобождением женщины. С другой стороны, от мужчин требуется больше активности не только в обеспечении семьи в условиях равноправного социально - экономического партнёрства, но и выполнение ранее не свойственных для них социально - ролевых функций, например выполнения работ по дому или осуществления ухода за больным ребёнком. Ситуация усугубляется, если мужчина оказывается безработным, а работа женщины является единственным источником финансирования семьи. Таким образом, происходит разрушение поло - ролевых установок, сформированных в процессе социализации, что приводит к определённым последствиям: агрессии, насилию, суицидам.
Запреты и ограничения, которые предписываются мужчине в обществе, психосоциальные проблемы в брачно-семейных отношениях могут вызывать различные формы депрессии, психосоматические расстройства, провоцировать систематическое употребление алкогольных напитков, что, в свою очередь, не может не отразиться на семейной и личной жизни мужчины.
Агрессия. Агрессивность рассматривается зарубежными исследователями как производная мужской социализации. Продвижение по службе, профессиональная компетентность требует определённых агрессивных действий. Агрессия является инструментом (Р.Бэрон, Д. Ричардсон), к которому прибегают мужчины для получения социального и материального вознаграждения. В этом отношение мужская агрессивность выступает как:
• средство достижения цели;
• попытка восстановить «однозначность» в социальной ориентации в непредсказуемом и ставшем противоречивым окружении;
• средством экстернализации;
• реакцией на повышенные требования и нагрузки;
• стратегическим поведением в условиях социальной изоляции и слабых контактов[8].
Однако часто агрессивность проявляется в сфере семейно - брачных отношений, в процессе воспитания детей, что приводит к психотравмирующим последствиям не только для объектов, но и самих субъектов агрессии.