Дополнительные материалы и оборудование




Контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году

Тренировочной работы по подготовке к ОГЭ

По ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников 9 классов общеобразовательных организаций в целях подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников

 

2. Документы, определяющие содержание тренировочных КИМов для подготовки к ОГЭ

Содержание тренировачной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

 

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Модель тренировочной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Задания тренировочных КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в тренировочной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.

 

4. Связь тренировочной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Ряд заданий тренировочной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.

Вместе с тем при разработке тренировочных КИМ для ОГЭ учитывались познавательные возможности обучающихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности тренировочной модели ОГЭ. Наиболее существенные отличия от КИМ ЕГЭ имеет часть 2 тренировочной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.

 

5. Характеристика структуры и содержания тренировочного КИМ для подготовки к ОГЭ

Тренировочная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.

Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение заданий по частям тренировочной работы

Часть работы Коли- чество заданий Макси- мальный первич- ный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 39 Тип заданий
  Часть 1     66,7 С кратким ответом
  Часть 2     33,3 С развёрнутым ответом
  Итого        

6. Распределение заданий тренировочного КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности

В части 1 работы:

– задания 1–20 представляют следующие разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем представлены человек и общество, сфера духовной культуры; остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы;

– задания 21–25 в каждом варианте КИМ направлены на проверку определённых умений. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий 21–25 и заданий 26–31, что в совокупности они представляют все блоки-модули.

В число заданий с развернутым ответом (часть 2 работы) входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса.

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Обществознание» представлено в таблице 2.

 

Таблица 2.

Распределение заданий тренировочной работы

по основным содержательным разделам курса обществознания

Содержательные разделы Количество заданий
Вся работа Часть I Часть II
1. Человек и общество. Духовная культура 6 (12) 6 (8) 6 (0)
2. Экономика 4 (10) 4 (6) 6 (0)
3. Социальная сфера 3 (9) 3 (5) 6 (0)
4. Сфера политики и социального управления 3 (9) 3 (5) 6 (0)
5. Право 4 (10) 4 (6) 6 (0)
Итого      

 

В таблице 3 представлены умения и способы деятельности, которые контролируются заданиями экзаменационной работы.

 

Таблица 3.

Распределение заданий тренировочной работы

по проверяемым умениям и способам действий

  № Основные умения и способы действий Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного вида учебной деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 39
  Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально- деятельное существо; основные социальные роли     23,1
  Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия     10,2
  Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)     20,5
  Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах     7,7
  Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности     5,1
  Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека      
  Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)     15,4
  Итого      

 

7. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

В таблице 4 представлена информация о распределении заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Таблица 4.

Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности

Уровень сложности заданий Коли- чество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 39
Базовый      
Повышенный      
Высокий      
Итого      

8. Продолжительность ОГЭ по обществознанию

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут)

 

Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

 

10. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами. Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом.

Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл.

За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.

Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.

Приложение

Обобщенный план варианта КИМ для проведения в 2017 году



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: