Контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году
Тренировочной работы по подготовке к ОГЭ
По ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников 9 классов общеобразовательных организаций в целях подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников
2. Документы, определяющие содержание тренировочных КИМов для подготовки к ОГЭ
Содержание тренировачной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Модель тренировочной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.
Задания тренировочных КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
|
Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в тренировочной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.
4. Связь тренировочной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
Ряд заданий тренировочной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.
|
Вместе с тем при разработке тренировочных КИМ для ОГЭ учитывались познавательные возможности обучающихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности тренировочной модели ОГЭ. Наиболее существенные отличия от КИМ ЕГЭ имеет часть 2 тренировочной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.
5. Характеристика структуры и содержания тренировочного КИМ для подготовки к ОГЭ
Тренировочная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.
В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.
Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
|
Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.
Таблица 1.
Распределение заданий по частям тренировочной работы
№ | Часть работы | Коли- чество заданий | Макси- мальный первич- ный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 39 | Тип заданий |
Часть 1 | 66,7 | С кратким ответом | |||
Часть 2 | 33,3 | С развёрнутым ответом | |||
Итого |
6. Распределение заданий тренировочного КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности
В части 1 работы:
– задания 1–20 представляют следующие разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем представлены человек и общество, сфера духовной культуры; остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы;
– задания 21–25 в каждом варианте КИМ направлены на проверку определённых умений. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий 21–25 и заданий 26–31, что в совокупности они представляют все блоки-модули.
В число заданий с развернутым ответом (часть 2 работы) входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса.
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Обществознание» представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение заданий тренировочной работы
по основным содержательным разделам курса обществознания
Содержательные разделы | Количество заданий | |||
Вся работа | Часть I | Часть II | ||
1. | Человек и общество. Духовная культура | 6 (12) | 6 (8) | 6 (0) |
2. | Экономика | 4 (10) | 4 (6) | 6 (0) |
3. | Социальная сфера | 3 (9) | 3 (5) | 6 (0) |
4. | Сфера политики и социального управления | 3 (9) | 3 (5) | 6 (0) |
5. | Право | 4 (10) | 4 (6) | 6 (0) |
Итого |
В таблице 3 представлены умения и способы деятельности, которые контролируются заданиями экзаменационной работы.
Таблица 3.
Распределение заданий тренировочной работы
по проверяемым умениям и способам действий
№ | Основные умения и способы действий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного вида учебной деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 39 |
Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально- деятельное существо; основные социальные роли | 23,1 | |||
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия | 10,2 |
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) | 20,5 | |||
Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах | 7,7 | |||
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности | 5,1 | |||
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека | ||||
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников) | 15,4 | |||
Итого |
7. Распределение заданий КИМ по уровням сложности
В таблице 4 представлена информация о распределении заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
Таблица 4.
Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Коли- чество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 39 |
Базовый | |||
Повышенный | |||
Высокий | |||
Итого |
8. Продолжительность ОГЭ по обществознанию
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут)
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
10. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами. Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом.
Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл.
За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.
Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.
Приложение
Обобщенный план варианта КИМ для проведения в 2017 году