Структура и основные задачи теоретической этики




 

Каковы задачи теоретической этики?

Теоретическая этика есть комплекс взглядов, идей, знаний, исследо­вательских подходов, объектом которых является мораль. В отличие от нормативной этики, теоретическая этика не есть «внутренняя», моральная рефлексия: мораль выступает для нее как «внешний» предмет, как объект познания. Познание (рационально-понятийное и эмпирическое) имеет здесь самостоятельное значение; нормативность не является «чертой» этого познания и его результатов (то есть знаний), она сама (вместе с моралью в целом) является объектом познания.

К функциям теоретической этики относятся: описание морального феномена и объяснение его и выработка знаний, которые могут быть ис­пользованы для целенаправленного формирования нравственных ориента­ций людей (через теорию нравственного воспитания и др.).

Проблематика теоретической этики охватывает такие задачи, как спе­цифика, происхождение, структура, функции, понятия морали, ее эпис-темологические, психические, логические механизмы, содержание прин­ципов и норм морали в их социально-исторических модификациях и т.д.

В структуру (состав) теоретической этики входят:

а) эмпирические описания реальных нравов, обычаев, нормативных кодексов,

6) метафизи­ческие и научные концепции, объясняющие мораль,

в) методологические принципы, определяющие направление и ход теоретико-этического иссле­дования (принципы социального, биологического, психического детерми­низма, индетерминизма, когнитивизма, антикогнитивизма и пр.).

К понятиям теоретической этики относятся такие, как: «мораль», «нра­вы», «нравственность», «норма», «императив», «оценка», «свободная воля», а также: «добро», «зло», «долг», «справедливость», «лю­бовь», «ненависть» и пр. в их номинальной функции (то есть как вербаль­ное обозначение соответствующих ценностных позиций, чувств и пр.).

 

Общая структура этики

 

Применив эти две модели — нормативно-этическую и теоретико-этическую — к «эмпирии» этических концепций прошлого, мы получим два относительно самостоятельных классификационных ряда. Так, норма­тивно-этические концепции можно классифицировать в соответствии с тем, какой именно способ обоснования морали они применяют, а теоретико-этические — в соответствии с принятым ими способом объяснения. При этом известные, узаконенные традицией направления и школы в этике окажутся расчлененными, вписанными частично в нормативно-этическую, а частично — в теоретико-этическую классификацию.

Например, этический натурализм в нормативно-этическом контексте — это определенная жизненная (ценностная) позиция, обоснованная через «естественные» ценности или «естественную» картину мира; в теоретико-этическом контексте натурализм — это способ объяснения морали через «естественные» причины (в этом случае натуралистическая концепция не имеет нормативной направленности).

Точно так же противостояние автономной и гетерономной этики может иметь две разные интерпретации. В качестве нормативной концепции авто­номная этика — это ценностная позиция, исходящая из необоснованности, самодостаточности морали; в качестве же теоретической концепции ав­тономная этика — это точка зрения, согласно которой мораль необъяснима через что-то другое (то есть через внеморальные причины). Можно быть сторонником автономной этики в ее нормативном аспекте (то есть полагать, что нравственные принципы не нуждаются в обосновании) и в то же время отвергать теоретический вариант автономной этики (то есть признавать, на­пример, социальную или биологическую детерминированность морали).

Применение двух моделей — нормативной и теоретической — к эмпири-ко-историческому материалу требует дифференциации и уточнения также многих традиционных для этики понятий. Дефиниция одного и того же слова может быть и нормативной, и теоретической. Нормативная дефиниция выражает (явно или неявно) некоторую ценностную позицию, поскольку либо само определяемое слово, либо определяющие слова употреблены в нормативно-оценочном смысле. В теоретической же дефиниции раскрывается информа­тивный смысл слова (при необходимости — с его этимологией и исторически­ми модификациями); при этом, если дефинируется ценностное понятие, то оно само рассматривается теоретиком как объект исследования, и дефиниция включает в себя не только изложение заключенного в нем содержания, но и указание на выполняемые им функции (в том числе нормативную функцию).

Научный словарь по этике должен содержать только теоретические де­финиции, хотя, как показывает исследовательский опыт, различие нормативных и теоретических определений бывает трудно увидеть из-за их (фор­мального сходства. Нормативные же понятия могут рассматриваться здесь только как выражение ценностных позиций, подлежащих теоретическому анализу, но не как понятия (и ценностные позиции) составителя.

Если исходить из структурирования этики на теоретическую и норма­тивную, то в качестве начального шага соответственно можно выделить и основные рубрики в содержании словаря.

Наряду с ними большой блок может составить историко-философская тематика. В последние десятилетия значительное развитие получили при­кладные исследования, некоторые направления которых только номиналь­но можно отнести к этике, поскольку они являются типично междисцип­линарными. Принимая во внимание исключительную популярность этико-прикладных разработок, их результаты должны быть представлены в словаре во всей полноте.

Таким образом, рубрикация словаря задается следующими основными бло­ками:

1. История моральной философии. Основные направления и школы этической мысли.

2. Теоретическая этика.

3. Нормативная этика.

4. Мораль и нравы.

5. Прикладная этика.

6. Профессиональная этика.

1. История моральной философии. Основные направления и школы этической мысли.

Один из ключевых вопросов при систематизации этического знания ка­сается отражения в нем историко-мыслительного разнообразия морально-философских, этических и моралистических учений и идей. Здесь необхо­дим учет нескольких параметров:

а) историческая эволюция этического знания (в античности, средневековье, в эпоху Возрождения и Реформации, Новое и Новейшее время),

б) его теоретически-доктринальная,

в) нормативно-этическая оформленность.

Хотя работа и строится по алфавитно-словарному признаку, некото­рые методологически не проясненные вопросы, касающиеся того, к како­му периоду относится такой-то мыслитель или такое учение, могут встать довольно остро. В особенности это касается мыслителей, чье творчество падает на переходные эпохи. К какому периоду отнести, например, клас­сический утилитаризм, эволюционизм, марксизм, Г.Сиджвика или В.С.Со­ловьева, хронологически привязанных ко второй половине и даже к концу девятнадцатого века, но идейно и теоретически относящихся, кажется, к классически-новоевропейской философии?

Специально нуждается в обдумывании и обсуждении вопрос о выделе­нии статей, посвященных развитию и состоянию моральной философии в отдельных странах.

Может представиться целесообразным вместо персоналий дать в словаре статьи, посвященные школам и направлениям в моральной философии, та­ким, как, к примеру, неокантианство, философия жизни, фрейдизм и нео­фрейдизм, прагматизм, лингвистический анализ, неотомизм, неопротес­тантизм, феноменология, экзистенциализм, персонализм и т.д. Хотя если строго придерживаться этого, в словаре могут не найти места многие историко-философские учения, причем значительные, которые не конституиро­вались в какие-либо «измы». В какую рубрику попадет Бруно? Своеобразие его морального учения не исчерпывается отнесенностью к неоплатонизму. По каким рубрикам развести таких мыслителей, как Бэкон или Гете. Ортега, Тейяр или Швейцер, Шестов или Розанов? Во всяком случае в построенном таким образом издании непременно потребуется именной указатель.

Основные направления этической мысли могут быть подобраны по эти-ко-нормативному и конфессионально-нормативному признакам.

К этому же блоку должны быть отнесены религиозные моральные док­трины: индуизм, буддизм, синтоизм, зороастризм, иудаизм, христиан­ство (с разбивкой на ветхозаветную и новозаветную этику, православие, католичество, протестантизм, «малые» христианские церкви), ислам, экуменизм, новые религии.

2. К теоретической этики относятся:

а) метаэтические и собственно морально-философские темы, касаю­щиеся характера этики как специфического теоретического знания, усло­вий возникновения морали и ее существования в истории, специфики фе­номена морали, обоснования морали (в частности, в разнообразии известных подходов к этому: теологическое, реалистическое, социологическое и т.п. обоснования морали). Эти темы отражены в понятиях: «добро и зло», «дол­жное и сущее», «абсолютное и относительное», «общее и особенное», «долг», «совесть», «свобода».

б) социально-философские темы, касающиеся характера морального регулирования поведения и взаимосвязи морали с другими формами духов­ной жизни. Эти темы отражены в понятиях: «норма», «оценка», «санкция», «наказание» и т.д. Но эти понятия безусловно, не являются собственно этическими, и их включение в словарь по этике должно быть аргументирова­но отдельной работой по фокусированию их специфического морально-фи­лософского содержания. Эти темы отражены также в понятиях собственно этических: «добро и зло», «правильное и неправильное», «долг», «обязанность», «справедливость», «стыд», «страх», «грех», «вина», «смирение». Сюда же мож­но отнести некоторые устойчивые нормативные формулы морального созна­ния, типа золотого правила нравственности и заповеди любви:

а) эпистемологические и аксиологические темы, касающиеся характе­ра морального знания и опыта, особенностей языка морали и моральных суждений, такие как: добро и истина, добро и красота.

3. Мораль и нравы.

Хотя сложилось так, что описание морали, а точнее, нравов, факти­чески выделилось из философского знания и проводится в рамках культурантропологических исследований, в словарь по этике необходимо включить ряд статей описательно-эмпирического содержания, такие как: нравы пер­вобытного, архаического общества, племенные нравы и обычаи, мораль и нравы древнего общества (включая, насколько это возможно, допотопные цивилизации), феодального общества, сельскохозяйственной общины, го­родской общины, различных сословий (аристократии, рыцарства, мона­шества, купеческих и ремесленных гильдий и т.д.), эпохи первоначального накопления капитала и ранних буржуазных революций, протестантская этика.

Особая группа тем о связи морали и нравов с различным общественно-политическим устройством: либерально-демократическим, авторитарным, тоталитарным: обществом «реального социализма», обществом периода модернизации, в частности, в странах «третьего мира».

Изменение нравов в результате сексуальной революции, а также рас­пространения и институционализации молодежной культуры, также под­падает под эту рубрику.

4. В блоке нормативной этики анализируется ценностно-императив­ное содержание морали, сопоставляются различные нравственные програм­мы (принципы, аргументация, нормативные формулы, поведенческие ори­ентации и т.п.). К этому блоку относятся: а) «объективизированные» формы нравственного сознания — кодек­сы, социально-этические утопии, повеления, «крылатые» выражения; б) нормативно-этические системы (такие основные, как гедонизм, утилитаризм, перфекционизм, альтруизм); в) добродетели и пороки; г) нравственные принципы (индивидуализм и коллективизм, патерна­лизм и материализм и т.п.).

5. На пересечении предыдущих блоков разворачивается тематика, ко­торая в литературе иногда обозначается как «социальная этика» и «индиви­дуальная этика». (В философии В.С. Соловьева это деление концептуально в иных понятиях: «объективная» и «субъективная» нравственность).

«Социальная этика» отражает особенности обнаружения или функци­онирования морали в обществе. Сюда относятся, например:

а) моральные аспекты автономии, отчуждения, политики, права, экономики;

б) власти, бюрократии, собственности, труда, уголовного наказания, международ­ных отношений и т.п.

в) обнаруживается также особая связь «социальной этики» с проблемами войны и мира (справедливые и несправедливые войны, пацифизм, служба в армии), насилия и ненасилия, этнических отношений,

г) филантропии, педагогики и воспитания, проституции и порнографии, этикета и т.п.

6. В рубрике индивидуальная этика представлены темы, связанные с личностными проявлениями морали, или личностной определенностью морали:

а) добродетели и пороки, моральный характер;

б) обязанности человека, свобода и ответственность;

в) жизнь и смерть, предназначение человека;

г) благоговение, отношение к высшему, к абсолюту;

д) нрав­ственное формирование личности, нравственное совершенствование; опыты и практика нравственного совершенствования: этика и аскетика, аскети­ческая нравственность;

е) нравственные проблемы общения (доверие, бла­годеяние, благодарность, дружба, любовь).

Сюда же можно отнести «новые» темы специфических проявлений нрав­ственности, к примеру, обусловленные полом (мужская и женская мо­раль) или возрастом.

Наконец, крупный блок составляет прикладная этика, внутренняя рубрикация которой задается теми отраслями профессиональной или предметно опосредствованной деятельности, которые требуют радикальной спе­цификации устоявшихся и традиционных нравственных принципов, либо же в которых сами обстоятельства деятельности являются столь неординар­ными, искушения — неявными, что нарушение этих принципов может оказаться спонтанным и самими агентами деятельности не воспринимают­ся как таковые. Это:

а) биомедицинская этика;

б) экологическая этика;

в) этика предпринимательства (бизнеса);

г) учительская этика;

д) журна­листская этика;

е) судебная этика.

Итак, этика как наука о морали содержит в себе культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, а этикет в своей совокупности обра­зуют целостную систему нравственной культуры личнос­ти. Каждый из этих элементов непосредственно вопло­щается в этической морали.

Мораль понимается как форма об­щественного сознания и выступает регулятором пове­дения человека посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического воздействия и контроля, ли­бо общественного мнения. Этика связана с нравственной культурой личности — это характери­стика нравственного развития личности, в которой отра­жается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведе­нии и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенст­вованию. Личность аккумулирует в своем сознании и по­ведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания тра­диций и новаций, в соединении конкретного опыта лич­ности и всего богатства общественной морали. Элемен­тами нравственной культуры личности являются культу­ра этического мышления («способность морального суж­дения», умение пользоваться этическим знанием и раз­личать добро и зло), культура чувств (доброжелательное отношение к людям, заинтересованное и искреннее со­переживание их горестей и радостей), культура поведе­ния и этикет.

 


Список литературы

 

1. Апресян Р. Г., Артемьева О.В., Максимов Л.В.О Систематизации этического знания // Философские науки № 1, 1999.

2. Леонов К.П. Связь этики и морали. // Вопросы философии, №3, 1998.

3. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 98.

4. Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др.— М.: Политиздат, 1989—447 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: