Материально-техническое обеспечение.




Пояснительная записка.

1.1 Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющем формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление, воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры – актуальная задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

Музыкальная педагогика является составной частью общей педагогики, рассматривающей воспитание как творческий процесс. Учитывая, что каждый ребенок есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственным только ей одной, психическими, вокальными, музыкальными и прочими особенностями. Музыкальная педагогика требует творческого подхода к методам ее развития.

В основе педагогического процесса должны лежать следующие музыкально-педагогические

Принципы.

1. Принцип единства художественног о и технического развития.

2. Принцип постепенности и последовательности.

3. Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку.

4. Принцип сочетания и взаимосвязи образования и воспитания.

5. Принцип соразмеренности нагрузки уровню и состоянию здоровья, сохранение здоровья ребенка.

Важное значение имеет воспитание у обучающихся требовательности к себе, целеустремленности, творческой активности и инициативы. Необходимо также развивать навыки и умения самостоятельной работы над совершенствованием своего мастерства. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, т.е. максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощенность личности.

Учитывается психологическая комфортность, которая предполагает следующие понятия:

1. снятие стрессообразующих факторов;

2. раскрепощение, стимулирующее развитие духовного потенциала и творческой активности;

3. развитие самомотивации:

а) обучение должно быть добровольным;

б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

в) внутренние мотивы должны включать мотивацию успешности, продвижения вперед.

Данная программа является интегративной. Т.е. содержание занятий связано с темами таких дисциплин, как теория музыки, гармония, вокал, игра на фортепиано, аранжировка, композиция.

Программа дает возможность обучающимся:

- развивать музыкальные и творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребенка;

- формировать основы музыкальной культуры;

- формировать общую духовную культуру;

- участвовать в концертах, фестивалях;

- обогащать музыкальный опыт;

- расширять знания о разных видах музыкальной деятельности.

1.2 Ведущая идея программы.

Развитие творческой индивидуальности обучающегося средствами музыки, инструментального и вокального искусства, формирование музыкального вкуса, умение ориентироваться в мире музыки.

Цели, задачи и принципы, лежащие в основе программы.

Цель: создание благоприятных условий для раскрытия творческих способностей детей через самореализацию в процессе интегрированных занятий музыкой.

Задачи программы.

Обучающие:

- создать условия для развития у детей творческих способностей;

- расширить знания, умения и навыки в различных видах музыкальной деятельности (игра на фортепиано, вокал, теория музыки, аранжировка, композиция):

- научить играть на фортепиано, интонировать мелодию, работать с микрофоном, с аппаратурой в студии.

Развивающие:

- развивать творческое воображение:

- развивать интерес к музыкальной деятельности:

- развивать музыкальные способности детей (музыкальный слух, чувство ритма, ладовое чувство, гармонический слух, музыкальная импровизация):

- развивать музыкально-слуховые представления;

- развивать творческий интеллектуальный потенциал.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к творчеству;

- создавать условия для формирования творческой активности;

- воспитывать целеустремленность и работоспособность.

 

Принципы программы.

Определение цели, задач и содержания программы основывается на тких важнейщих принципах, как:

- последовательность и доступность обучения;

- опора на интерес;

- учет индивидуальных особенностей ребенка;

- дифференцированный, личностно-ориентированный подход к каждому ребенку;

- сотрудничество педагога и детей.

1.4 Обоснование новизны, актуальности, целостности, практической значимости.

Рассматривая данную программу в контексте других программ Детской Академии и общих задач Детской Академии, становится, очевидно, что она является не только самостоятельной единицей, а большим помощником в реализации основных задач Детской Академии. Невозможно представить будущих актеров, режиссеров, операторов без музыкального образования. Например, актер в кадре поет, играет (и это его огромное преимущество), режиссер должен четко связывать идею своего творения с музыкальным материалом, четко представлять структуру и эмоциональную нагрузку музыкальной линии, которая служит для усиления, акцентирования важных семантических точек проекта.

Данная программа предусматривает:

- овладение основополагающими знаниями и умениями;

- получение специфических музыкальных и вокальных навыков;

- выразительное пение с использованием фонограммы;

- умение ребенка быстро переключаться от одного вида музыкальной деятельности к другому (игра на фортепиано, теория музыки, пение, движение);

- сотрудничество с педагогом;

- желание ребенка проявить творческий подход к изучаемому.

Необходимые условия для реализации программы.

Материально-техническое обеспечение.

1. Наличие специального кабинета.

2. Фортепиано, клавишные (синтезатор).

3. Компьютер, музыкальный центр.

4. Электроаппаратура.

5. Нотный материал (подборка репертуара).

6. Микрофоны, стойки, диски, флешки (записи фонограмм «+» и «-.

 

1.5 Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- словесно-иллюстративный (объяснение сопровождается наглядным примером и демонстрацией);

- эвристический, гностический (проблема формулируется учащимися, ими и предлагаются способы ее решения);

- самостоятельная работа;

- логический (аналогия, анализ, индукция, дедукция);

- диалог между преподавателем и обучающимся.

Методы, способы и приемы стимулирования и мотивации детской деятельности.

Эмоциональные методы:

- поощрение, порицание;

- создание ярких наглядно-образных представлений,

- создание ситуации успеха;

- стимулирующее оценивание;

- удовлетворение желаний быть значимой личностью.

Познавательные методы:

- опора на жизненный опыт;

- познавательный интерес;

- создание проблемной ситуации;

- побуждение к поиску альтернативных решений;

- выполнение творческих заданий.

Волевые методы:

- предъявление учебных требований;

- самооценка деятельности и коррекция;

- рефлексия поведения;

- прогнозирование деятельности.

Социальные методы:

- развитие желания быть полезным;

- создание ситуации взаимопомощи;

- заинтересованность в результатах;

- контакт с педагогом и другими детьми.

 

 

Разделы программы.

1. Раздел «Теория музыки» включает в себя такие дисциплины как музыкальная грамота, сольфеджио, гармония.

Получение знаний по теории музыки является одной из главных составляющих общего музыкального развития обучающегося. Это знание нот, длительностей, теоретических формулировок, музыкальных терминов, интервалов, мелодии, знаков альтерации, октав, простейшей гармонии, понятие о ладе (мажор, минор), анализ нотного текста, характеристика выразительных средств в контексте содержания музыкального произведения, навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде.

Гармония как средство координации музыкальной ткани; выразительные формообразующие возможности гармонии; последовательное изучение гармонических средств; формирование навыков гармонизации мелодии; умение находить оптимальные гармонические решения при гармонизации незнакомой мелодии.

Актуальность и новизна в обучении состоит в том, что большое внимание уделяется развитию творческих навыков – досочинение и сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок, сочинение жанровых вариаций, создание ритмических и мелодических партитур, подбор и гармонизация мелодий. Основной задачей раздела является развитие и совершенствование творческих и музыкальных способностей.

 

11. Раздел «Вокальная работа».

Основные задачи:

1.формирование навыков певческой установки;

2.разностороннее развитие вокального слуха;

3.накопление музыкально-слуховых представлений;

4.формирование вокальнлй и музыкальной памяти;

5. работа над интонацией;

6.использование при пении мягкой и твердой атаки, развитие гибкости и подвижности мягкого неба;

7.звонкость, вибраторность при условии сохранения индивидуальности здорового голоса ребенка;

8.формирование вокальной артикуляции;

9.расширение диапазона;

10.развитие певческого дыхания;

11.формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности;

12.культура сценического исполнения.

 

Вокальная культура:

 

Фразировка, артикуляция, дикция, динамика, сценическое поведение; наличие в репертуаре произведений различных стилей и жанров.

Овладение знаниями в области акустики, свойств слуха, свойств звука, тембра музыкальных инструментов, создание звукового образа; работа с микшерным пультом, микрофонами и другой аппаратурой; запись фонограмм нарастающей сложности.

 

 

111. Раздел «Обучение игре на фортепиано»

Без умения играть на фортепиано, без знаний теории музыки невозможно создание простейших аранжировок (как вокальных, так и инструментальных).

Этот раздел включает в себя:

- чтение нот с листа;

- разбор мелодий, элементарных аккордов к мелодиям, песням (TSDT);

- игра гармонических цепочек с использованием 11,111,У1 ступеней;

- исполнение несложных фортепианных пьес;

- сочинение собственных музыкальных миниатюр (запись нотами);

- импровизация;

- игра в ансамбле с педагогом.

 

Основы джазовой импровизации:

- импровизация как особый вид деятельности

- формирование навыков импровизационного мышления;

- умение практической реализации импровизационных приемов.

- теоретические основы блюза;

- гармонические и ритмические закономерности в современных джазовых темах

и формах;

- анализ форм и стилей;

- практическое освоение различных элементов в джазовой музыке.

 

. Раздел «Работа в студии звукозаписи».

В студии звукозаписи реализуются знания, умения и навыки, полученные в 1-4 разделах программы. Все четыре раздела (дисциплины) реализуются на каждом занятии в тесном взаимодействии.

 

Содержание работы:

- создание аранжировок, инструментовок;

- разучивание и исполнение песен под авторские аранжировки;

- работа с микрофоном (знакомство с микрофоном, его техническими характеристиками, практическое владение микрофоном;

- актерское мастерство, сценическое движение;

- запись готового произведения в программе Cubase (сведение, мастеринг);

- выступление на концерте (как итог работы).

 

Аранжировка.

Разные музыкальные стили подразумевают гармонические, ритмические и мелодические обороты, форму произведения, характерные именно для этого стиля.

Чтобы сделать аранжировку песни или произведения, необходимо владеть основами гармонии, сольфеджио. При аранжировке музыкальной композиции можно изменить: темп, ритм, размер, основную тональность, инструментовку, фактурное изложение, форму, усложнить или упростить гармонии, мелодию.

Прежде, чем заниматься аранжировкой, следует научиться играть на фортепиано. Искусство импровизации строится на использовании и чередовании средств аранжировки и музыкальной композиции.

Инструментовка (оркестровка) представляет собой расписывание по голосам готового нотного текста музыкального произведения с учетом особенностей каждого инструмента.

Аккомпанемент – один из разделов аранжировки. Это гармоническая основа произведения в ритмической, фактурной, гармонической аранжировке.

 

1.7 Система отслеживания результатов работы.

 

- мониторинг результатов образовательной деятельности;

- анкетирование обучающегося и его родителей;

- педагогические наблюдения, прослеживание личностного роста каждого ребенка;

- родительское участие в музыкальном развитии детей;

- выступления на концертах, открытых мероприятиях:

- анализ, самоанализ.

 

 

Учебно-тематический план.

  Группы     Продолжи- тельность занятий Периодичность занятий в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
  9 -12 лет     2,5   2 раза    
  12 -16 лет     2.5   2 раза    

 

 

Разделы программы   теория   практика   индивидуальные занятия   общее количество часов
Теория музыки   30 час 20 час По договоренности   50 час  
Вокальная работа   5 час 15 час По договоренности   20 час  
Обучение игре на фортепиано     20 час   20 час По договоренности   40 час
Работа в студии звукозаписи     20 час   30 час По договоренности   50 час
  Итого       75 час   85 час     160 час

 

 

Формы занятий.

1. Групповые и индивидуальные.

2. Беседа (теоретические сведения, наглядные пособия, видеоматериалы).

3. Практические.

4. Занятие-постановка (концертные номера, развитие актерских способностей детей).

 

 

Ожидаемые результаты.

 

К концу обучения дети должны знать:

- нотную грамоту;

- элементарные гармонические функции;

- знать и применять ритмические группировки;

- фортепианную клавиатуру;

- технические характеристики микрофона;

- правила работы в студии.

 

Уметь:

- чисто и выразительно петь;

- играть на фортепиано несложные музыкальные произведения;

- использовать элементарные гармонические функции в подборе и сопровождении;

- дифференцировать тембры музыкальных инструментов оркестра;

- создавать элементарные аранжировки в Cubase;

- работать в студии звукозаписи, применяя полученные знания, умения и навыки;

- свободно держаться на сцене (актерское мастерство);

- раскрывать музыкальные и творческие способности во всех разделах программы.

 

 

Литература.

1. Баринова М.И О развитии творческих способностей – Л.1961.

2. Алексеев А. Методика бучения игре на фортепиано М.1978.

3. Баева и Зебряк Соьфеджио

4. Бекина С.И Музыка и движение –М.Просвещение, 1984.

5. Березина В.Г. Детство творческой личности – СПб 1994.

6. Бернстайн Л. Мир джаза М.1083.

7. Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой М.1991.

8. Веракса Н.Е Диалектическое мышление и творчество –Вопросы психологии 1990..

9. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2х томах,1992.

10. Гофман И. Фортепианная игра 1961.

11. Далецкий О.Н О пении.

12. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики М.1968.

13. Дьяченко О.М Чего на свете не бывает – Знание 1994.

14. Ендовицкая Т.О О развитии творческих способностей 1967.

15. Кампус Э. О мюзикле М.1983.

16. Королькова И. Крохе-музыканту 2004.

17. Крылов Е. Школа творческой личности, 1992.

18. Левин В.А. Воспитание творчества 1993.

19. Луканин А. Вокальные упражнения на уроках пения М.1964.

20. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей М-Л. 1967.

21. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора М. 1963.

22. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей М. 1997.

23. Ветлугина Н.А Методика музыкального воспитания, 1992.

24. Павлищева О.П. Практическое овладение певческим дыханием

25. Павлищева О.П. Высокая позиция звука.

26. Петрушин В. Музыкальная психология Мю1997.

27. Полуянов Д. Воображение и способности – М.Знание, 1985.

28. Прохорова Л. Развиваем творческую активность детей -1996.

29. Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом М.1997.

30. Халабузарь П. Методика музыкального воспитания – М. 1994.

31. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано М.1974.

32. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха М.1996.

33. Шуман Р Жизненные правила для музыкантов М.1959.

 

 

Содержание.

1. Пояснительная записка.

 

1.1 Введение.

1.2 Ведущая идея программы.

1.3 Цели, задачи, принципы программы.

1.4 Обоснование новизны, актуальности, целостности, практической значимости.

1.5 Методы обучения.

1.6 Разделы программы.

1.7 Система отслеживания результатов работы.

 

2. Учебно-тематический план.

 

3. Ожидаемые результаты.

 

4. Литература.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: