ОТЧЕТ о проведении практической работы
Выполнил студент __________________________________________________________
(ФИО, группа)
Дата:__________________________________
1. Протокол проведения психодиагностического исследования с использованием теста «Кинетический рисунок семьи»
Фамилия, имя ребенка________________________________________________________
Возраст_____________________________________________________________________
Члены семьи, их возраст______________________________________________________
Время выполнения______________________Дата_________________________________
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где все заняты обычным делом». Время рисования не ограничивать. Предоставить лист А4, цветные карандаши.
В процессе рисования регистрировать последовательность рисования деталей, данные заносить в таблицу
Последовательность рисования деталей | Время | Паузы более 15с. | Стирание деталей | Спонтанные комментарии ребенка | Эмоциональные реакции, их связь с изображением |
4. После завершения рисования задать вопросы, ответы заносить в таблицу
Вопросы | Ответы |
Кто тут нарисован? | |
Где они находятся? | |
Что они делают? | |
Им весело или скучно? | |
Кто из них самый счастливый и почему? | |
Кто из них самый несчастливый и почему? | |
Представь, что у тебя два билета в кино, кого бы ты взял с собой? | |
Представь, что ваша семья едет в гости, но один из вас должен остаться дома. Кто это будет? | |
Ты сооружаешь постройку, и у тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь? В семье накрыт праздничный стол. Нарисуй, кого куда посадишь. |
Провести анализ восприятия ребенком семейной ситуации
|
1) анализ структуры рисунка, сравнение с реальной семьей,
2) анализ процесса рисования,
3) интерпретация графических презентаций членов семьи в рисунке.
Анализ структуры, сравнение с реальной семьей, интерпретация графических презентаций членов семьи | |
Основные характеристики | Интерпретация |
Изображены не люди, не члены семьи | Эмоциональный конфликт |
Большее (меньшее) число членов семьи | Неудовлетворенность |
Рисование только Я (автора рисунка) | эгоцентричность |
Отсутствие в рисунке Я | Истероидность. Отвержение. Неприятие. |
Члены семьи изображены на большом расстоянии или в ограниченном пространстве | Разобщенность. Попытка сплотить семью. |
Члены семьи изображены на большом расстоянии на очень близком расстоянии | Конфронтация |
Объединены по полу, по родам | Сплоченность |
Соединенные руки | Сплоченность |
Хорошо прорисованы голова, волосы, уши, глаза и т.д. | Высокий интеллектуальный уровень ребенка |
Хорошо прорисованы детали одежды, украшения, использовано большое количество цветов | Эмоциональное отношение к члену семьи |
Фигуры родителей больше детских | Эгоцентризм, чувство ревности |
Фигуры детей больше взрослых (равны) | Уверенность в себе, импульсивность |
Большие размеры фигур | Тревожность |
Маленькие фигуры(размеры) | Незначительность, ненужность |
«Я» меньше фигур других членов семьи | Потребность в опеке. |
«Я» в замкнутом пространстве | Желание защиты, тревожность |
Руки подняты вверх, с пальцами | Агрессивность, властность |
Только у «Я» рук нет | Незащищенность, бессилие |
Отсутствие глаз, рта | нарушение общения. Аутизм |
Заштрихованность | Поле напряженности |
Закрашенность части тела | Враждебность |
Прорисовка зубов | Оральная агрессия |
Нажим карандаша небольшой | Неуверенность |
Нет нажима карандаша | Тревожность |
Анализ процесса рисования | |
Первый изображенный персонаж рисунка | Эмоциональная близость |
Фигура большая, но схематичная (не детализированная) | Значимость человека при отрицательных чувствах |
Фигура тщательно прорисованная, декорированная | Любимый член семьи. Почитаемый. Желание быть похожим на него |
Спонтанные комментарии | Внутренняя напряженность |
|
Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи
(Р.Ф. Беляускайте. Рисунчатые пробы как средство развития личности ребенка // Детский практический психолог.1994. №1.)
Симптомо-комплекс | Симптом |
Благоприятная семейная ситуация | 1. Общая деятельность всех членов семьи. 2. Преобладание людей на рисунке. 3. Изображение всех членов семьи. 4. Отсутствие изолированных членов семьи. 5. Отсутствие штриховки. 6. Хорошее качество линий. 7. Отсутствие показателей враждебности. 8. Адекватное расположение людей на листе. 9. Другие возможные признаки. |
Тревожность | 1. Штриховка. 2. Линия основания (пол). 3. Линия над рисунком. 4. Линия с сильным нажимом. 5. Стирание. 6. Преувеличенное внимание к деталям. 7. Преобладание вещей. 8. Двойные или прерывистые линии. 9. Подчеркивание отдельных деталей. 10. Другие возможные признаки. |
Конфликты в семье | 1. Барьеры между фигурами. 2. Стирание отдельных фигур. 3. Отсутствие основных частей у некоторых фигур. 4. Выделение отдельных фигур. 5. Изоляция отдельных фигур. 6. несоответствие вербального описания рисунка. 7. Преобладание вещей. 8. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи. 9. Член семьи, сидящий спиной. 10. Другие возможные признаки. |
Чувство неполноценности в семейной ситуации | 1. Автор рисунка непропорционально маленький. 2. Расположение фигур на нижней части листа. 3. Линия слабая, прерывистая. 4. Изоляция автора от других. 5. Маленькие фигуры. 6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора. 7. Отсутствие автора. 8. Автор стоит спиной. 9. Другие возможные признаки. |
Враждебность в семейной ситуации | 1. Одна фигура на другом листе или на другой половине листа. 2. Агрессивная позиция фигуры. 3. Зачеркнутая фигура. 4. Деформированная фигура. 5. Обратный профиль. 6. Руки раскинуты в стороны. 7. Пальцы длинные, подчеркнутые. 8. Другие возможные признаки. |
|
Оформить результаты о восприятии ребенком семейной ситуации (1-2 стр.), сформулировать рекомендации психолого-педагогической коррекции семейной ситуации для родителей ребенка (1 стр.).
7. Сдать отчет, включающий рисунок, протокол, анализ и рекомендации.